Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тракторы класса 3 і

К этому наиболее многочисленному классу отно­ сятся гусеничные тракторы общего назначения ДТ-54А, Т-74, ДТ-75 и их модификации.

Эти тракторы являются основными пахотными тракторами. Они находят также широкое применение на предпосевной обработке почвы, культивации, по­ севе, уборке зерновых культур, картофеля и других сельскохозяйственных культур, на транспортных и некоторых землеройных работах.

Трактор ДТ-54 выпускался Алтайским, Волго­ градским и Харьковским тракторными заводами, с 1957 г. в связи с установкой гидронавесной системы получил марку ДТ-54А. Муфта сцепления трактора постоянно-замкнутая, сухая, фрикционная, е тормозком. Коробка передач шестеренчатая, пятискорост­ ная. На тракторе установлен четырехтактный четы­ рехцилиндровый дизельный двигатель Д-54. Пуск — от пускового двигателя через двухступенчатый ре­ дуктор. Охлаждение двигателя водяное, принуди­ тельное.

Трактор Т-74 выпускается Харьковским трактор­ ным заводом. Главная муфта сцепления сухая двух­ дисковая, постоянно-замкнутая, с колодочным тормо­ зом. Коробка передач шестеренчатая, имеет шесть передач переднего хода и две передачи заднего. Три пониженных скорости переднего хода и одна задне­ го могут быть получены дополнительно при установ­ ке ходоуменыпителя, поставляемого по заказу. На тракторе установлен четырехцилиндровый двигатель СМД-14А. Охлаждение двигателя водяное, принуди­ тельное. Пуск осуществляется с помощью карбюра­ торного пускового двигателя ПД-10М-2, оборудован­ ного электростартером. Редуктор пускового двига-

19


теля одноступенчатый. Гидронавесное оборудование по устройству аналогично гидросистеме трактора ДТ-54А.

Трактор ДТ-75 выпускается Волгоградским тракторным заводом. Главная муфта сцепления трактора сухая, двухдисковая, постоянно-замкнуто­ го типа. Коробка передач со скользящими шестер­ нями имеет семь передач переднего хода и одну — заднего. Остов трактора рамной конструкции. На трактор установлен дизель СМД-14, который, так же как и гидравлическая система, унифицирован с соответствующими агрегатами трактора Т-74.

Тракторы класса 4 т

Трактор Т-4 Алтайского тракторного завода единственная модель этого нового для сельского хо­ зяйства класса. Он предназначен для выполнения наиболее энергоемких, тяжелых видов пахоты, ме­

лиоративных,

дорожностроительных,

 

планировоч­

ных, посевных,

уборочных и других

работ.

Трак­

тор Т-4 гусеничной

модификации,

общего

назна­

чения.

 

 

 

 

 

На тракторе установлен четырехтактный шести­

цилиндровый дизельный двигатель АМ-01.

Колен­

чатый вал двигателя имеет семь опор,

коренные и

шатунные вкладыши

сталеалюминиевые,

могут ме­

няться при ремонте. Система охлаждения двигателя водяная, закрытого типа, с принудительной циркуля­ цией. Пуск основного двигателя осуществляется при помощи карбюраторного пускового двигателя ПД-10У, оборудованного двухступенчатым редукто­ ром. Пусковой двигатель снабжен электростартером.

Муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно­ замкнутого типа.

20


Коробка передач умноженного типа, имеет восемь передач переднего хода и четыре — заднего. Остов трактора полурамный; лонжероны, соединенные пе­ редним брусом, прикреплены задними концами к корпусу заднего моста.

Ходовая система полужесткая, с поперечной ли­ стовой балансирной рессорой. Гусеницы с литыми звеньями составного типа, с цевочным зацеплением.

Гидронавесная система состоит из шестеренчато­ го насоса, трехзолотникоівого распределителя, сило­ вых цилиндров, масляного бака, трехточечного на­ весного устройства и соединительной арматуры. Трактор оборудован жестким прицепным устройст­ вом с двумя передними буксирными крюками. Вал отбора мощности с независимым приводом.

Тракторы класса 5 т

Единственным представителем этого тоже ново­ го для сельского хозяйства класса является выпус­ каемый Кировским заводом (Ленинград) колесный общего назначения трактор К-700. Он предназначен для пахоты, предпосевной обработки почвы, посева, уборки, транспортных и других работ. К-700 —наи­ более мощный сельскохозяйственный трактор, обо­ рудован приводом по всем четырем колесам.

Трактор имеет четырехтактный восьмицилиндро­ вый Ѵ-образный дизельный двигатель ЯМЗ-238НБ с турбонаддувом. Коленчатый вал имеет пять опор, коренные и шатунные вкладыши сменные.

Охлаждение двигателя водяное, система закрыто­ го типа, с принудительной циркуляцией. Пуск двига­ теля — от электростартера. Для облегчения пуска на двигателе установлен предпусковой обогреватель.

21

На Тракторе отсутствует муфта главного сцепле­ ния. Вращение коленчатого вала передается первич­ ному валу коробки передач через полужесткую сое­ динительную муфту и карданную передачу.

Коробка передач умноженного типа, с индивиду­ альными гидрофицированными фрикционами, рабо­ тающими в масле. Трактор имеет шестнадцать пере­ дач переднего хода и восемь передач заднего.

Рама трактора состоит из двух шарнирно сочле­ ненных полурам. Поворот трактора осуществляется за счет относительного перемещения полурам с по­ мощью двух силовых цилиндров двустороннего дей­ ствия.

Гидронавесное оборудование состоит из двух ше­ стеренчатых насосов с приводом от коробки пере­ дач, бака с фильтром, трехзолотникового распреде­ лителя, навесного трехточечного устройства и двух силовых цилиндров. На тракторе установлены четы­ ре запорные муфты для присоединения потребителей давления.

Трактор оборудован пневматической системой, со­ стоящей из двухцилиндрового компрессора, регуля­ тора давления, трех воздушных баллонов, комбини­ рованного тормозного крана для торможения трак­ тора и полуприцепа, а также приводом к колодочным тормозам всех четырех колес.

Тракторы класса 10 т (6 т)

К этому классу относится трактор общего назна­ чения Т-100М и его болотная модификация Т-100МБ.

Применительно к сельскохозяйственной класси­ фикации эти тракторы относятся к тяговому клас­ су 6 т.

22


Промышленный трактор гусеничного типа T-100YI

выпускается Челябинским тракторным заводом. Ис­ пользуется для пахоты, уборки и других сельскохо­ зяйственных работ, а также для работ в строитель­ стве и других отраслях народного хозяйства. Трак­ тор имеет пять передач переднего хода и четыре зад­ него.

На тракторе установлен четырехтактный четырех­ цилиндровый дизельный двигатель Д-108 с принуди­ тельным водяным охлаждением. Пуск основного двигателя — от пускового карбюраторного двигате­ ля П-23 с помощью электростартера.

Коробка передач шестеренчатая, трехходовая, с цилиндрическим реверсом. По заказу на трактор мо­ жет устанавливаться ходоуменынитель. Гидравличе­ ская система трактора снабжена двумя гидравличе­ скими насосами, двумя силовыми цилиндрами задне­ го навесного устройства и двумя силовыми цилинд­ рами переднего навесного устройства. Насосы основ­ ной гидросистемы с независимым приводом. Распре­ делитель оригинальной конструкции, трехзолотнико­ вый, четырехпозиционный. Навесное устройство сель­ скохозяйственного назначения трехточечное.

Трактор снабжен полужесткой подвеской и гусе­ ницами со звеньями составного типа.

Тракторы классов 15 т (9 т) и 25 т (15 т]

К тракторам этого класса относятся наиболее мощные и производительные модели гусеничных тракторов промышленного назначения Т-140, Т-180, Д-804 класса 15 т (9 т по сельскохозяйственной классификации) и ДЭТ-250 класса 25 т (15 т по 'сельскохозяйственной классификации),

23

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ

Основным средством производства сельскохозяй­ ственных механизированных работ является агрегат, представляющий собой сочетание энергетической ча­ сти, передаточного механизма и рабочих машинорудий.

Для производства сельскохозяйственных работ применяются в основном подвижные (например, па­ хотные, посевные) агрегаты, которые передвигают­ ся по обрабатываемому материалу (полю), и ста­ ционарные (например, зерноочистительные) агрега­ ты, которые устанавливаются неподвижно, а обраба­ тываемый материал (например, зерно) доставляется

кним.

Взависимости от состава машин (орудий) и вы­ полняемых операций агрегаты делятся на простые, когда одной машиной-орудием выполняется одна технологическая операция (боронование, посев), и

комплексные, когда одновременно выполняются две и более технологических операций различными типа­ ми машин-орудий (уборка и лущение).

По способам сочетания энергетической части, пе­ редаточного устройства и рабочей машины агрегаты делятся на прицепные, полунавесные, навесные и са­ моходные.

Прицепным называется агрегат, у которого ма­ шина-орудие имеет собственную ходовую часть, предназначенную для ее передвижения, причем ходо­ вая часть прицепного агрегата полностью несет на себе вес машины-орудия.

Полунавесной же агрегат такой, у которого значи­ тельная часть веса машины-орудия воспринимается

24


трактором, а остальная часть — специальными ходо­ выми колесами.

В навесных агрегатах машина-орудие не имеет своего собственного ходового аппарата (исключая опорные ролики-катки) и ее вес. в транспортном по­ ложении полностью воспринимается трактором пли самоходным шасси.

У самоходного агрегата энергетическая часть, пе­ редаточная машина и рабочая машина конструктив­ но объединены .в одной машине.

Состав машинно-тракторных агрегатов весьма раз­ нообразен и зависит от выполняемых ими технологи­

ческих процессов.

Машинно-тракторные агрегаты комплектуются из числа машин, имеющихся в каждом конкретном хо­ зяйстве.

Составленный агрегат должен полностью соответ­ ствовать заданному технологическому процессу н да­ вать в работе высокие экономические показатели.

При комплектовании машинно-тракторных агрега­ тов учитывается тяговое усилие, мощность трактора и сопротивление сельскохозяйственных машин, которое зависит от характера работы (боронование, вспаш­ ка, сев), конструкции машины-орудия (ширина за­ хвата, форма рабочих органов, вес машины, устрой­ ство ходового механизма), природных условий, типа

исостояния обрабатываемого материала (влажность

итип почвы) и эксплуатационного режима работы (скорость движения агрегата, глубина обработки).

При составлении агрегатов с тракторами средней и большой мощности возникает необходимость сое­ динять несколько машин-орудий для выполнения сов­ местной работы. В этом случае используют промежу­ точное звено между трактором и машинами-оруди­ ями. Промежуточное звено — это сцепка, которая

25

Представляет собой как бы трансмиссию в тяговой ра­ боте агрегата. Назначение сцепки — передавать дви­ жущее усилие, развиваемое трактором, прицепным машинам-орудиям.

Каждая сцепка должна обеспечивать полное ис­ пользование захвата, нормальную работу машинорудий, возможность присоединения такого количест­

ва машин-орудий, которое позволит

полностью ис­

пользовать

тяговую

мощность трактора, а также

обеспечивать удобный подход

к машинам-орудиям

при их технологическом обслуживании.

Для нормальной работы машин-орудий в сцепке

необходимо,

чтобы

каждая

машина

имела такие

же условия

в отношении установки,

регулировки и

т. п., как и в случае, если бы она работала отдельно.

По способу соединения с трактором сцепки под­ разделяются на прицепные, навесные и полунавеспые. Способ соединения определяется конструкцией машины.

Прицепные сцепки представляют собой самостоя­ тельные конструкции, которые присоединяются к прицепному устройству трактора и опорами которых являются колеса. В навесных сцепках трактор или машина используются в качестве звена сцепки. Полунавесные сцепки имеют в качестве опорного звена кроме трактора опорные колеса.

Навесные сцепки наименее металлоемки, дешевы, удобны в эксплуатации и почти не требуют ухода. Но их применение ограничивается тем, что они плохо приспосабливаются к рельефу местности и могут ра­ ботать только на выровненных участках поля.

Полунавесные сцепки используются шире, так как тяговый брус сцепок имеет шарниры и опорные коле­ са, благодаря чему они хорошо приспосабливаются к

26