Файл: Сорокин П.П. Свайные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

удерживающий молот, на 0,5—1 м и обяза­ тельно откидывают собачку с .храповика ба­ рабана лебедки.

Забивка свай начинается с пуска молота, осуществляемого сбрасыванием цилиндра при полной подаче горючего. Под действием об­ разовавшихся газов ударная часть подбра­ сывается вверх; при достижении верхнего по­ ложения газ выходит наружу, молот под действием собственного веса падает, и цикл повторяется. Подача горючего при падении груза автоматическая. При перерыве-работы дизель-молота ударную часть задерживают крюком в верхнем положении.

При забивке свай дизель-молотами необ­ ходимо следить за тем, чтобы кошка остава­ лась на траверсе после сбрасывания цилин­ дра, так как бывают случаи, когда при недо-- статочно резком подергивании веревки она отцепляется от траверсы. Следует учесть, что при слабых грунтах происходит быстрое по­ гружение свай в грунт и в этом случае молот не заводится с первого сбрасывания цилин­ дра, поэтому необходимо произвести повтор­ ное сбрасывание и даже в случае необходи­ мости — несколько раз. Иногда сваю не за­ остряют, и тогда погружение происходит не так быстро. Высота подъема цилиндра во время работы молота регулируется количе­ ством подаваемого топлива.

Зимой при низкой температуре может случиться, что от первого удара горючая смесь достаточно не согреется и не воспламе­ нится. В таких случаях приходится для вто­ ричного удара поднять цилиндр или, на худой

144

конец, подогреть ударную часть, после чего

•молот будет работать исправно.

Забивка шпунтовых свай. Шпунтовые сваи погружают теми же способами и при

помощи того же

оборудования,

которыми

пользуются при забивке одиночных свай,

но

с несколько отличными приемами.

 

 

При погружении шпунтовых свай, не несу­

щих вертикальных

нагрузок,

«отказ»

не

играет основной роли, а необходимо погру­ зить шпунт до определенной отметки и обес­

печить

грунтоиепроницаемость (а иногда и

водонепроницаемость) свайных рядов.

 

При

забивке

д е р е в я н н ы х

ш п у н т о в

можно

пользоваться

легким пневматическим

молотом,

например,

СБ-38 (вес 52

кг,

расход

воздуха

1,8 м3/мин., число ударов в минуту

1300), показанным

на рис. 45, или легкими

виброногружателями.

 

 

Работа

по

погружению' шпунта

начи­

нается

с забивки

маячныхсвай

вдоль оси

шпунтового ряда. К маячным сваям прикре­ пляют болтами рамные брусья; между брусь­ ями заводятся шпунтины и забиваются участками между двумя маячными сваями.

Направляющие

рамы,

обеспечивающие

правильность

забивки,

могут

быть

различ­

ных типов, один

из

которых

показан на

рис. 46.

 

 

 

 

 

 

Расстояние

в

между

маячными

сваями

принимается

2—4 м.

Круглые

маячные

сваи при забивке часто несколько поворачи­ ваются, чем нарушается правильное положе­ ние их пазов и гребней. Поэтому такие сваи лучше делать брусчатыми.

1 0 -4 5 2

145


При устройстве направляющих по типу рис. 46 вдоль линии шпунтового ряда по обе-

Рис. 45. Пневматический сваебой

его стороны в шахматном порядке забивают сваи. На них с просветом (обеспечиваемым

146

прокладками), соответствующим толщине шпунта, нарубают на шипах рамные брусья 1, которые стягивают болтами 2. По мере бойки

шпунта

соответствующие про­

 

кладки снимаются и после за­

 

бивки

шпунтины

через

 

нее

 

пропускают

болты.

 

 

 

 

Направляющие схватки ста­

 

вят как можно выше; при вы­

 

соких сваях

их

 

устанавлива­

 

ют в два ряда. После забивки

 

ован на 0,5 м глубже уровня

 

нижнего-ряда схваток послед­

 

ние снимаются.

 

 

от одной

 

Забивку

шпунта

 

маячной сваи к

другой

 

сле­

 

дует всегда вести гребнем впе­

 

ред, иначе пазы сильно заби­

 

ваются

грунтом, из-за чего ряд

 

получается

неплотный.

 

Для

 

большей плотности

сплачива­

 

ния забиваемый

шпунт

 

или

 

пакет

должны

 

прижиматься

 

к. ранее забитому, что обеспе­

 

чивается скосом

у

острия в

Рис. 46. На­

направлении

забивки,

а

на

правляющие

уровне направляющих—зажи­

рамы шпунто­

мом из обрезка шпунтины,

упи­

вых рядов

рающегося в

клин,

который

/ —рамные брусья:

2—болт; 3 - маяч­

удерживается

скобами,

заби­

ные сван

тыми в направляющие

рамы.

 

В зависимости от мощности сваебойных снарядов, размеров и веса шпунтин их заби­ вают по одной или пакетом (сплоткой) по две—три штуки. Такой пакет заостряют, как

S0*

147


одиночные шпунтины, а

косой срез

делают

только на крайней свае.

шпунтовые

сваи.

Ж е л е з о б е т о н н ы е

Для их забивки применяют копры или краны с жесткими копровыми стрелами. Сваи за­ бивают по одной и сразу на полную глубину. Конструкция паза и гребня позволяет совме­ щать паз забиваемой сваи с гребнем ранее забитой, не поднимая сваю на большую вы­ соту.

Отличие забивки железобетонных шпун­ товых свай от одиночных заключается в при­ менении направляющей рамы. Железобетон­ ный шпунт должен погружаться гребнем впе­ ред в направляющих, укрепленных несколько ниже голов шпунта на забитой части шпун­ тового ряда и маячных сваях. Направляю­ щие на забитой части шпунтового ряда кре­ пятся вертикальными сжимами, и болтами, пропускаемыми через закладные трубки в го­ ловах всех четных или нечетных шпунтин.

При погружении молотом выпуски про­ дольной арматуры свай должны быть срезаны начисто, а под наголовник на голову сваи необходимо укладывать сосновые доски, .ко­ торые должны сменяться по мере измочали­

вания.

 

шпунтовые стенки.

М е т а л л и ч е с к и е

Погружение

шпунтового

ряда в проектном

направлении

забивки должно производиться

с обязательным применением направляющих, устраиваемых согласно проекту свайных ра­ бот. Направляющие должны быть достаточна прочными и жесткими, чтобы обеспечить не­ изменяемость конструкции при забивке свай,

148

просты по устройству и легки для переста­ новки.

Металлические шпунты небольшой длины применяются только при устройстве траншей глубже 3 м и обильном -притоке грунтовых вод. Экономически такие шпунты оправдыва­ ются, ' если их оборачиваемость превышает оборачиваемость деревянных шпунтов не ме­ нее чем в 5 раз. Металлические шпунты мо­ гут использоваться многократно и оставляют­ ся только в том случае, предусмотренном в проекте, когда шпунт входит составной частью в возводимое сооружение.

Забивка и извлечение металлического шпунта из грунта значительно легче и безо­ паснее, чем деревянного. Металлические шпунты применяются в основном при устрой­ стве глубоких (высоких) стенок.

Металлический шпунтовый ряд забивается ■одним из двух способов: погружением каж­ дой шпунтины сразу на полную проектную глубину; предварительным набором шпунтин в направляющих с закреплением и забивкой их на 2—3 м, после чего второй проходкой сваебойного агрегата шпунт погружается до проектной отметки. Этот способ, устанавлива­ емый проектом производства работ, лучше предохраняет ряд от наклона при добивке.

Металлические стенки можно забивать как прямолинейно, так и по кривой. При крутом повороте стенки забивают специально изго­ товленную шпунтину. В большинстве случаев для этого разрезают вдоль нормальную інпунти'лу и затем сваривают обе половины под нужным углом.

149



Для погружения металлического шпунта используются те же механизмы, что и для по­ гружения овай. При этом учитывается сле­ дующее. В случае .пользования молотом прос­ того действия голода шпунта должна быть защищена наголовником от .возможности рас­ клепывания и для равномерной передачи уда­ ра. Это тем более необходимо, что иначе со­ седнюю шпунтину трудно будет соединить пазом-гребнем с забитой или разъединить шпунтины.

При забивке молотом двойного действия или дизель-молотом наголовник не нужен, так как к основанию молота прикрепляются специальные направляющие, удерживающие молот от скольжения по голове сваи.

Ввиду малой толщины стенок шпунтин ло­ бовое сопротивление погружению незначи­ тельно, а решающим является боковое тре­ ние. Поэтому погружение металлических свай наиболее успешно осуществляется вибропо­ гружателями.

Забивка шпунта молотами организуется в таком порядке. Шпунтина захватывается серьгой крана за монтажное отверстие в го­ лове и, поднятая краном, подается к месту ее установки, подымается на высоту, доста­ точную для совмещения с замком установ­ ленной шпунтины, и медленно опускается под собственным весом до грунта.

Перед забивкой молот подвешивается к стрелам копр-а или направляющим крина. Ре­ комендуется забивать шпунт гребнем вперед.. В случае необходимости забивать пазом впе­ ред низ замка шпунтины закрывается проб­

150

кой, .предохраняющей полость (паз) замка от заполнения грунтом. При достаточной мощ­ ности молота можно забивать панели из двух шпунтии.

При забивке шпунта необходимо тщатель­ но следить за соблюдением створа и верти­ кальности стенки.

Вибропогружение свай. Метод вибрацион­ ного погружения отличается от ударного или виброударного тем, что при вибропогружении свай необходимо иметь жесткое скрепление погружаемой сваи с вибропогружателем. Эта особенность вызвала новую технологию ра­ бот, основой которой является скрепление сваи или шпунта, находящегося в горизон­ тальном положении на уровне земли или на специальных подмостях, с вибропогружате­ лем и одновременный подъем вибропогружа­ теля со сваей.

Для этих целей используются стреловые краны на гусеничном, автомобильном или же­ лезнодорожном ходу и свайные копры. Нуж­ ное направление вибратору и жестко связан­ ной с ним свае придается перемещением их по направляющей раме, прикрепленной к стрелке крана, или по стреле копра.

На рис. 47, а показана схема присоедине­

ния

направляющей

рамы вибропогружателя

без

подрессоренной

пригрузки к стреле копра.

Направление вибропогружателя фиксируется с помощью четырех роликов, установленных для этой цели на его корпусе. Если вибропо­ гружатель подвешивается ккрану (рис.47,6), то для направления вибратора служит под­ весная стрела. Опыт показал, что вибропо­

151