Файл: Солодухо Я.Ю. Автоматика электроприводов непрерывных станов горячей прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98

Автоматические регуляторы скорости

На 'рис. V-12 изображена скелетная схема регулятора. Об­ мотка возбуждения ШО двигателя Д питается от ионного при­ бора (экситрона, игнитрона, тиратрона) РВ. Быстрое ослабле­ ние поля достигается переводом РВ в инвертериый режим. Управ­ ление ионным прибором осуществляется фазосдвигающим уст­ ройством ФУ.

Скорость двигателя измеряется тахогенератором ТГ, на­ пряжение которого подается на потенциометр регулирования скорости ПРС и дифференцирующее звено ДЗ. Это звено слу­ жит для увеличения коэффициента усиления системы в переход­ ных процессах.

Рис. V-12. Скелетная схема регулятора скорости в поле двигателя с элект­ ронным усилителем:

Ц — двигатель; Ш О — обмотка возбуждения двигателя; Т Г — тахогенератор; РВ — ионный прибор; ФУ — фазосмещающее устройство; ЭУ — электронный усилитель; Д З — диффе­ ренцирующее звено; ЗН — задающее напряжение; ПУ — пусковое устройство; УТО — узел

токовой отсечки; ГОС—гибкая

обратная связь; ПРС — потенциометр регулировки скоро­

сти; Ri и R2

— сопротивления; Е — конденсатор

Напряжение на выходе дифференцирующего звена сравни­ вается с задающим напряжением ЗН и их разность подается на вход электронного усилителя ЭУ, управляющего фазосдвигаю­ щим устройством. Стабилизация системы осуществляется гиб­ кой трансформаторной обратной связью ГОС по току возбуж­ дения двигателя. В схеме предусмотрен узел отсечки по току двигателя УТО, усиливающий поле, если ток превосходит уста-' новленное значение. Пусковое устройство ПУ создает плавное ускорение двигателя при пуске.

Регулятор обеспечил при испытании на прокатном стане поддержание скорости с точностью 0,7—1% при номинальной нагрузке двигателя и время восстановления скорости 0,3— 0,6 сек.


Регулирование скорости изменением потока возбуждения

99

Показатели эти не могут быть признаны полностью удов­ летворительными, хотя в конкретных условиях испытаний ска­ зался не только фактор наличия инерции обмотки возбужде­ ния двигателя, но и плохая центровка тахогенераторов. Пульса­ ция напряжения тахогенераторов приводила, как сообщают ав­ торы испытаний, к недопустимым колебаниям тока якоря при попытке повышения чувствительности регулятора [62].

Б. Регуляторы возбуждения с магнитными усилителями

Ионный регулятор возбуждения с магнитными усилителями

Этот регулятор (рис. V-13, см. на обороте вклейки рис. V-1) разработан ГПИ Тяжпромэлектропроект для зависимого управ­ ления полем прокатных двигателей непрерывных станов при блочной схеме питания [67].

Обмотка возбуждения двигателя ШО питается от ртутного выпрямителя РВВ. Схема выпрямления трехфазная. Обмотки трансформатора ртутного выпрямителя ТРВВ соединены по схе­ ме звезда — зигзаг для исключения потока вынужденного намаг­ ничивания [17]. Система сеточного управления построена на однополупериодных магнитных усилителях с управлением на пе­ ременном токе (гл. IV, п. 3).

Запирающее

напряжение снимается с сопротивления СЗН,

а отпирающие

импульсы — с сопротивлений 1СН, 2СН

и

ЗСН,

включенных в цепи рабочих обмоток Д)

дросселей

1ДН,

2ДН и ЗДН однополупериодных усилителей.

Рабочие

и

управляющие обмотки дросселей питаются от вторичных обмо­ ток сеточного трансформатора 1Т, соединенных в зигзагах (так­ же для исключения потока вынужденного намагничивания). Каждая фаза первичной обмотки трансформатора состоит из трех секций. Соединяя первичную обмотку (как об этом указы­ валось выше) в звезду, равномерный или неравномерный зигзаг, можно смещать фазу сеточного напряжения по отношению к анодному через каждые 15°.

Управляющие обмотки дросселей {Н\—//г), последователь­ но с которыми включены вторичные обмотки трансформатора IT и вентили 1ВУ ЗВУ, соединены параллельно и подключе­ ны к выходу регулятора поля.

Регулирующим элементом является однотактный магнит­ ный усилитель МУВ, выходное напряжение которого UBUX дей­ ствует в качестве противо-э. д. с. в цепи управления однополу­ периодных усилителей. А^агнитный усилитель МУВ, помимо на­ грузочных обмоток А1XI, А2Х2, В1У1, В2У2, снабжен обмоткой смещения ОС, служащей для выбора начальной точ­ ки на характеристике усилителя, и обмоткой управления ОУ,

7*


100 Автоматические регуляторы скорости

включенной на разность между постоянным напряжением и на­ пряжением, пропорциональным якорному.

Выходная характеристика магнитного усилителя изображе­ на на рис. V-14. Когда напряжение на якоре двигателя равно нулю, ампервитки управления, и, следовательно, выходное на­ пряжение усилителя б/цых являются наибольшими (точка А на характеристике рис. V-14).

В обмотках управления однополупериодных усилителей ток при этом не протекает, угол запаздывания зажигания равен нулю, ртутный выпрямитель открыт полностью, и ток возбуж­ дения двигателя максимальный.

<шсм — ампервитки смещения; <>:“у .В (С ) —ампервитки управ­ ления в точке В (С)

Следует оговорить, что амплитуда напряжения вторичных обмоток .трансформатора 1Т, питающего обмотки управления однополупериодных усилителей, должна быть меньше, чем на­ пряжение и выхл, и равна напряжению UBыхв магнитного уси­ лителя (рис. V-14), соответствующего точке В на линейной ча­

сти характеристики.

Зона между точками В я А на рис. V-14 соответствует ре­ жиму наибольшего тока возбуждения: С ростом напряжения двигателя ампервитки управления уменьшаются. Следует так

Регулирование скорости изменением потока возбуждения

101

выбирать параметры усилителя, чтобы точка В соответствовала примерно 95% номинального напряжения якоря. Таким обра­ зом, при возрастании напряжения двигателя от нуля до 95% номинального поле остается полным. Дальнейшее незначитель­ ное увеличение напряжения двигателя вызывает резкое умень­ шение напряжения магнитного усилителя. В управляющих об­ мотках однополупериодных магнитных усилителей появляется ток, что приводит к увеличению угла запаздывания зажигания и, соответственно, к уменьшению тока возбуждения двигателя. Точка С на рис. V-14 соответствует минимальному рабочему току возбуждения и номинальному напряжению двигателя.

Для обеспечения достаточной чувствительности регулятора поля должны быть выполнены следующие условия:

а) характеристика магнитного усилителя должна быть кру­ той;

б) отрезок ВС должен находиться на линейной части ха­ рактеристики;

в) ампервитки управления при напряжении двигателя, рав­ ном нулю, должны иметь возможно большее значение.

На выходе магнитного усилителя МУВ (см. рис. V-13) включены нагрузочные сопротивления 5С, 6С и сглаживающий фильтр 1Е.

Величина сопротивления выбирается таким образом, чтобы при отсутствии напряжения на выходе магнитного уси­ лителя МУВ (например, при отключенном автомате АЭ) ток возбуждения двигателя во избежание разноса был минималь­ ным, соответствующим максимальной рабочей скорости. Со­ противление (вместе с сопротивлением 5С) является нагру­ зочным к магнитному усилителю. Вентиль ВН исключает про­ текание тока управляющих обмоток однополупериодных усили­ телей через сопротивление 6С.

Фильтр служит для сглаживания пульсирующего напря­ жения магнитного усилителя; без этого возможно возникнове­ ние разных углов запаздывания зажигания для различных ано­ дов и неравномерное их горение. Установка сглаживающего фильтра приводит к уменьшению быстродействия. Однако для системы зависимого управления полем это не имеет значения, так как необходимое быстродействие регулирования скорости привода обеспечивается изменением якорного напряжения.

Сопротивление предназначено для ограничения тока в цепи управления однополупериодных усилителей в случае, если сопротивление будет закорочено.

Вентиль ВЗО служит для защиты от «опрокидывания» ре­ гулирования. Действительно, в процессе работы напряжение двигателя может превысить номинальное. При отсутствии вен­ тиля ВЗО ток в управляющей обмотке изменит направление,


102

Автоматические регуляторы скорости

ампервитки станут отрицательными, и усилитель начнет рабо­ тать соответственно левой части характеристики, показанной пунктиром на рис. V-14. При повышении напряжения двигате­ ля будет увеличиваться ток возбуждения, что в свою очередь приведет к дальнейшему повышению напряжения (э.д. с.) дви­ гателя. В результате перенапряжения может возникнуть кру­ говой огонь на коллекторе. Вентиль ВЗО исключает протекание тока обратной полярности и появление отрицательных ампервитков. Следует отметить, что при желании применить магнит­ ное сравнение задающего напряжения с напряжением двига­ теля, вместо электрического, принятого в схеме рис. V-13, не­ обходимо взамен однотактного усилителя применять двухтакт­ ный, у которого при изменении полярности управляющих ампервитков меняется полярность выходного напряжения.

Конденсаторы 2Е, ЗЕ, ЕЗН служат для сглаживания выпря­ мленного напряжения. Назначение предохранителей 1ПП и 2ПП, вольтметра V, амперметра А, автоматов АВД, АФУ, АЭ, выпрямителей ВСМ и ВЗН, сопротивлений 7С, 8С, 9С и ЮС, трансформатора ясно из схемы рис. V-13 и не требует по­ яснений.

Силовые магнитные усилители

Применяя схемы с силовыми магнитными усилителями, можно обеспечить высокое качество регулирования.

Магнитный усилитель мощностью 20 кет, 400 в, предназна­ ченный для питания от сети частотой 1000 пер/сек, изготовлен­ ный в ФРГ для одного из проволочных станов [45], полностью открывался при испытаниях за время 0,019 сек. и закрывался за 0,012 сек. Усилитель трехкаскадный с мощностью управле­ ния 0,002 вт.

Исследования, проведенные на одном проволочном стане, показали, что при питании обмотки возбуждения прокатного двигателя мощностью 320 кет, 300 об/мин от силового магнит­ ного усилителя частотой 50 пер/сек получаются удовлетвори­ тельные показатели. Нагрузка двигателя при захвате заготовки возрастала от холостого хода до номинальной. Динамическое падение скорости было при этом равным 0,15%, а время вос­ становления— 0,34 сек., статическое падение скорости не на­ блюдалось. Регулирующие магнитные усилители состояли из нескольких каскадов [45] с частотой питающей сети 50 пер/сек.

Силовые магнитные усилители применены для питания об­ моток возбуждения [15] прокатных двигателей мелкосортных и проволочных станов в схемах зависимого управления полем на установках, смонтированных в СССР за последние годы.

Большие перспективы открываются в связи с освоением мощных германиевых выпрямителей на токи 50 а а более.


Автоматическое регулирование петли и натяжения

103

4. Автоматическое регулирование петли и натяжения

Автоматическое регулирование скорости валков непрерыв­ ной группы клетей в функции положения или состояния про­ катываемого металла между клетями является наиболее же­ лательным.

Такой вид регулирования применяется, однако, для ограни­ ченного количества прокатных станов. Это объясняется трудно­ стями конструирования надежных устройств для контроля петли или натяжения.

А. Регулирование петли

П о л о с о в ы е и шт р и п с о в ы е с т а н ы . Применяется автоматическое управление петледержателями или петлевыми столами с помощью нагрузочных реле или фотореле. При входе полосы в последующую за петледержателем клеть подается ко­ манда на подъем петледержателя в полосовых станах и на его опускание в штрипсовых станах; в исходное положение петледержатель возвращается при выходе полосы из предыдущей клети.

С валом петледержателя могут быть сочленены реостаты или сельсины, воздействующие на скорость прокатных двигате­ лей. Если между клетями создается слишком большое натяже­ ние, то положение петледержателя приближается к горизон­ тальному и это приводит к увеличению скорости предыдущих клетей. Если, наоборот, возникает чрезмерная петля, то петледержатель занимает положение, приближающееся к вертикаль­ ному, и, соответственно, дается команда на понижение скорости предыдущих клетей. На одном тонколистовом стане было уста­ новлено, что наилучшее качество полосы получается при под­ держании угла поворота петледержателя, равного 30° по отно­ шению к горизонтальной плоскости. На этом стане, наряду с ре­ гулятором петли, применяются регуляторы скорости, обеспечи­ вающие точность поддержания скорости 0,1% [45].

П р о в о л о ч н ы е с т а ны. На некоторых проволочных ста­ нах предусматривается автоматический сброс прокатываемой полосы в карман, расположенный между черновой и чистовой группами клетей. Этот сброс осуществляется клапаном или ро­ ликом после входа полосы в первую чистовую клеть. Импульс дает фотореле.

На одном отечественном стане осуществляется автомати­ ческое управление в функции петли с помощью фотореле [15]. Применяется импульсное двухпозиционное управление, при ко­ тором контролируются крайние положения петли. Это осущест­ вляется с помощью двух фотоимпульсаторов, воздействующих на скорость прокатных двигателей.