Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
КП = ИП — Д/С. |
(8) |
Для определения поправок курсоуказателей в навигации пользуются следующими основными способами:
1. Если в видимости корабля находится какой-либо ориен тир, истинный пеленг которого известен или может быть рас считан, то, произведя пеленгование этого ориентира (измерив его компасный пеленг), поправку компаса вычисляют по фор муле:
АК = ИП — КП. |
(9) |
Такими ориентирами могут быть:
—створы, истинные пеленга которых указываются на кар тах, в лоциях и пособиях «Огни и знаки»;
—небесные светила, истинные пеленга (азимуты) которых
вычисляются по формулам мореходной астрономии;
— отдаленные ориентиры, истинные пеленга которых сни маются с карты или рассчитываются геодезическими способа ми (место своего корабля при этом должно быть точно известно).
2. Если «а корабле имеются два компаса, причем поправка одного из них известна, то, заметив в один'и тот же момент компасные курсы по обоим компасам (произведя сличение их показаний) и рассчитав по показанию того компаса, поправка которого известна, истинный курс корабля в этот момент:
ПК = KKi + Д/С,,
можно найти, поправку второго компаса:
АКа = ИК — ККа. |
(Ю) |
Разберем способы учета поправок основных типов курсо указателей, применяемых в настоящее время на кораблях: гироскопических, магнитных компасов и гироазимута.
Гироскопический компас основан на использовании следу ющего принципа (рис. 6). Если к оси гироскопа прикрепить груз G, то воздействие моментов сил инерции, возникающих вследствие суточного вращения Земли вокруг своей оси, при водит к тому, что при каждом отклонении оси гироскопа от плоскости истинного меридиана возникают силы, возвращаю щие ее в плоскость истинного меридиана; ось гироскопа совер шает около этой плоскости гармонические незатухающие коле бания. Установкой дополнительного устройства — соединенных тонкими трубками резервуаров с вязкой жидкостью (мас-
П
лом) — добиваются затухания этих колебаний, вследствие чего ось гироскопа удерживается в плоскости истинного меридиа на. Таким образом, определение курса корабля сводится к из мерению угла между осью гироскопа и диаметральной плос костью корабля. Величина этого угла передается на перифе рийные приборы (репитеры курса)
с помощью датчиков синхронной связи, установленных на основном компасе, и принимающих синхрон ных моторчиков, установленных в репитерах.
Фактически устройство гироком паса, конечно, гораздо сложнее.
Современные |
гирокомпасы |
имеют, |
в частности, |
не один, а два |
гиро |
скопа, главные оси которых распо ложены под углом около 90° одна к другой; они заключены в гермети
ческий латунный шар — гиросферу, плавающую в токопрово дящей поддерживающей жидкости и окруженную следящей сферой.
В принципе репитеры гирокомпаса должны показывать истинный курс корабля. Однако влияние целого ряда причин: маневрирования (изменения курса и скорости хода) корабля, качки, колебаний напряжения электропитания и температуры ■поддерживающей жидкости, а также другие факторы приво дит к тому, что фактические показания гирокомпаса отличают ся от истинного курса на величину, именуемую поправкой гирокомпаса' ДГК- Ее учет производится но приведенным выше формулам (5), (9). При этом надо иметь в виду следующее. Вследствие воздействия на чувствительный элемент (гиросферу) возмущающих факторов поправка гирокомпаса колеблется относительно некоторого среднего ее значения с периодом, v современных гирокомпасов близким к 84 минутам. Корабль обычно лежит на каждом курсе сравнительно длительное вре мя. Поэтому для расчетов курсов по формулам (5) и (7) пользуются средним значением поправки гирокомпаса, опреде ляемым из ряда наблюдений общей продолжительностью не менее 1,5 часов. При исправлении же пеленгов по формуле
(6) надо учитывать мгновенное значение поправки гирокомпа са, определяемое непосредственно перед пеленгованием, н лишь в случаях, когда это невозможно, пользоваться средней поправкой гирокомпаса.
Точность работы современных гирокомпасов характеризует ся следующими данными. Ошибка показаний гирокомпаса ти
15
на «Курс-4» |
при следовании корабля |
постоянными курсами |
и скоростями |
обычно не превышает 1°. |
При маневрировании |
(резких изменениях курса па больших скоростях) ошибка по казаний гирокомпаса может доходить до 2,°5 — 4°. С увеличе нием широты точность показаний гирокомпаса понижается, а и широтах более 80°. им пользоваться нельзя.
Магнитный компас. Его устройство основано на свойстве магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий магнитного поля. Линия M S картушки компаса, на ходящегося на деревянном корабле или на берегу, устанавли вается по направлению горизонтальной составляющей магнит ного поля Земли —^магнитного меридиана.
Магнитным склонением d называется угол между плос костью истинного меридиана и направлением горизонтальной составляющей магнитного поля Земли (магнитного меридиа на). Положительному склонению присваивается наименова
ние остового (О47), |
отрицательному — вестового |
(W). |
Вели |
||
чина магнитного склонения |
различна |
в разных |
точках |
Земли |
|
п меняется от года |
к году. |
Она и ее |
годовое изменение |
(уве |
личение или уменьшение) указываются на морских картах; там же (в заголовке карты) указывается, к какому году при ведено склонение. Чтобы выбрать величину склонения с кар ты, необходимо выполнить два действия:
а) привести указанное на карте склонение к году плавания корабля;
б) путем интерполяции между точками, в которых на кар те указано склонение, найти его величину в том месте карты, где совершается плавание корабля.
На магнитный компас, помимо магнитного поля Земли, действует магнитное поле корабля, возникающее вследствие намагничивания железных конструкций корпуса, надстроек и других частей магнитным полем Земли, а также Присущего им постоянного магнетизма. Магнитное поле создается и обмотка ми размагничивающего устройства, которыми оборудуются со временные корабли. Ось М — S картушки магнитного компаса устанавливается по направлению горизонтальной составляю щей суммарного магнитного поля Земли и корабля и в общем случае не совпадает с направлением магнитного меридиана.
Девиацией ft называется угол между плоскостями магнит ного и компасного меридианов. Величина девиации зависит от компасного курса корабля. Чтобы она не была слишком боль шой* девиация уничтожается с помощью специальных поме щенных в нактоузе магнитов, брусков мягкого железа и ком пенсирующих устройств. Остаточная девиация определяется и сводится в таблицы. Образец таблицы девиации помещен в приложении 1. Пользуясь таблицей девиации, следует иметь
16
в виду, что аргументом для входа в нее может служить ком пасный или магнитный курс корабля (поскольку разница меж ду ними при небольшой девиации незначительна).
Общая поправка магнитного компаса АМК (угол между истинным и компасным меридианом) представляет собой алге браическую сумму магнитного склонения и девиации:
A M K = d + 3. |
(11) |
При пользовании формулами (5) и (7) расчет общей по правки машитого компаса производится в следующей после довательности:
а. Если компасный курс известен— с ним входят в табли цу девиации и выбирают из нее девиацию 6; с (Карты снимают склонение d. По формуле (11) рассчитывают общую поправ ку компаса АМК, которую и учитывают при пользовании фор мулами (5) и (6).
б. Если надо найти, какой курс по мапн-итному компасу должен быть назначен рулевому, чтобы истинный курс был равен заданному, с карты снимают склонение d н рассчи тывают магнитный курс:
МК = ИК — d,
с которым входят в таблицу девиации. Выбрав из нее девиа цию 6, по формуле (11) рассчитывают общую поправку ком
паса АМК. |
Вычисление компасного курса |
производится |
по |
||
формуле (7). |
|
|
/ |
|
|
Пример. Склонение с карты |
г/= 7°,4W. Девиация — из таблицы |
(при |
|||
ложение 1). Лечь на /УЛ" = 120^,0. |
|
|
|||
Решение. |
МК = |
ИК — <1 — 120°,0 —(—7°,4) = |
127п,4 Из таблицы |
||
о == —4°,2; |
|
|
|
|
|
|
АМК - |
d 1 й= — -7°,4 |- (— 4°,2) |
= —11°,6; |
|
|
|
КК = ИК — \К = |
120°,0 — (—11°,6) = 131°,6. |
|
Точность показаний магнитного компаса зависит от точно сти, с какой известны склонение и девиация, а также от маг нитных условий места его установки на корабле. При благо приятных условиях ошибка показаний магнитного компаса может це превосходить 1°,5—2°,0.
Гироазимут (гироскоп направления). Его устройство осно вано на свойстве свободного гироскопа сохранять неизмен ным приданное его главной оси (направление в пространстве (относительно направлений на неподвижные звезды). Если свободный гироскоп установить так, чтобы его главная ось первоначально была горизонтальной и лежала в плоскости истинного меридиана, то вследствие вращения Земли она, продолжая сохранять неизменным свое направление относи-
^ Зак. ИЗ |
. |
............. |
|
.... |
. |
17 |
I |
ГОО. , .у |
!r.J> |
i |
Г<Ю. TV' |
|
t |
1НЛУЧН-ТЕХНИЧЕСКАЯ, |
Hi vMHO- |
|
||||
I |
БИБЙ^ТЕКАЧЭеОР |
\ |
CinOr.Hove;::: r CC?' |
|||
|
|
|
|
h tc \ |
C* |
l |
тельно звезд, будет постепенно изменять свое Положение отно сительно плоскостей горизонта и истинного меридиана.
Гироазимут имеет специальные корректоры— азимуталь ный и горизонтальный, которые создают такую прецессию главной оси гироскопа, чтобы она, будучи первоначально установленной горизонтально в плоскости истинного меридиа на, и в дальнейшем сохраняла это свое положение. Однако в отличие от компасов (гироскопического и магнитного), у которых при отклонении главной оси от плоскости компас ного меридиана возникают вращающие моменты, возвращаю щие чувствительный элемент к этой плоскости, у гироазимута при отклонении его главной оси от первоначально придан ного ему положения относительно истинного меридиана не возникает вращающих моментов, которые возвращали бы его главную ось в это положение. В этом состоит принципиаль ное отличие гироазимута от компасов. Вместе с тем устойчи вость показаний гироазимута при маневрировании корабля значительно выше, чем у гироскопического или магиигиого компасов.
Пользование навигационным гироазимутом сводится к следующему. Когда корабль идет постоянным курсом с по стоянной скоростью и показания гироскопического (магнит ного) компаса можно считать достаточно надежными, произ водится согласование гироазимута: с помощью специального устройства его гироскоп устанавливается так, чтобы показа ния репитеров гироазимута были равны компасному курсу корабля по гирокомпасу или по магнитному компасу. В даль нейшем в течение некоторого промежутка времени (час—пол тора) поправку гироазимута можно считать равной поправке того компаса, с которым он был согласован. Однако в дей ствительности она понемногу меняется. Это явление называет ся дрейфом (уходом) гироазимута и вызывается погрешно стями азимутальной и горизонтальной коррекции. Поэтому каждые час — полтора согласование гироазимута с ком-пасом надо повторять. Некоторые гироазимуты имеют устройства автоматического согласования с компасом. При маневрирова нии корабля автоматическое согласование выключается. По ка корабль следует постоянным» курсом и скоростью, основ ным курсоуказателем считают компас; при маневрировании Корабля, когда показания компасов становятся ненадежны ми,— гироазимут.
Контроль за точностью и надежностью работы приборов курсоуказания является одним из залогов точности счисления и кораблевождения в целом. Основными приемами такого контроля являются:
18