Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.

Определение поправок компасов по пеленгам небесных

светил и створов.

Оно должно производиться возможно чаще

(при

наличии к

тому

возможности не реже, чем каждые

4 часа) и служит

для

контроля постоянства поправки гиро­

компаса и девиации магнитных компасов.

2.

Сличение показаний курсоуказателей. Для этого:

а)

На грифельной

доске, устанавливаемой возле поста

управления рулем, записываются заданный рулевому курс по основному компасу и курс по дублирующему компасу, най­ денный по сличению с основным компасом. Рулевой обязан не реже, чем каждые 10 мин., сличать показание дубдирующего компаса с его значением, записанным на доске; в слу­ чае расхождения, превышающего 1°, он немедленно доклады­ вает штурману и вахтенному офицеру.

б) Штурман в навигационном журнале записывает ком­

пасные курсы

дробью: в числителе— назначенный по основ-

' ному компасу,

в знаменателе— курс по дублирующему ком­

пасу, найденный в результате сличения с основным компасом. В графе «поправка компаса» записи ведутся также дробью: в знаменателе записывается разность рассчитанного по основ­ ному компасу истинного курса и компасного курса по дубли­ рующему компасу.'Контроль за постоянством этой величины, а также периодическое сличение показаний компасов позво­ ляет судить о надежности их работы. При обнаружении рас­ хождений, превышающих 1°, немедленно выясняется их при­ чина.

§ 7. ИЗМЕРЕНИЕ ПРОХОДИМОГО КОРАБЛЕМ РАССТОЯНИЯ

Измерение проходимого кораблем расстояния осуществляет­ ся с помощью лага. Современные корабли оснащаются гидрав­ лическими лагами. Гидравлический лаг имеет приемник пол­ ного давления с отверстием, направленным к носу корабля, и приемник статического давления, отверстие которого направле­ но перпендикулярно продольной оси корабля. Разность полно­ го и статического давления — динамическое давление — изме­ ряется с помощью пружинного или ртутного дифференциаль­ ного манометра.

Динамическое давление пропорционально квадрату скоро­ сти хода корабля относительно воды. Однако дифференциаль­ ный манометр устроен так, что его показания пропорциональ­ на скорости хода корабля. Посредством интегрирования ско­ рости по времени в центральном приборе лага вырабатывается пройденное расстояние, которое по линиям синхронной элек­ трической связи передается на периферийные приборы— счет­ чики пройденного расстояния. Показание такого счетчика

и*

19



именуется отсчетом лага ол. Разность отсчетов, снятых со счетчиков пройденного расстояния в два разных момента вре­ мени, называется разностью отсчетов лага:

рол = ол2 ОЛ|.

Лаги проходят специальную регулировку, чтобы их пока­ зания были возможно более точными. Остаточные погрешно­ сти регулировки приводят к .тому, что разность отсчетов лага оказывается не в точности равна пройденному кораблем отно­ сительно воды расстоянию, а лишь пропорциональна ему.

Коэффициент пропорциональности называется коэффици­ ентом лага:

— Кл (ОЛ) ОЛ\),

( 12)

где S t — расстояние, относительно воды, пройденное

кораб­

лем по показаниям лага (плавание по лагу),

 

кл — коэффициент лага.

 

Поправкой лага Ал называется величина, показывающая, на сколько процентов отличается разность отсчетов лага от

пройденного кораблем относительно воды расстояния;

 

Ал =

— - 1)- • 100 = (*А— </,) • 100%.

(13)

 

S.1

 

Из (12) и (13) нетрудно вывести формулу для вычисления пройденного но лагу расстояния при известной поправке лага:

S a = Кл (ол% — ОЛ|) = (ол2 — олх). (14)

Расчеты по этой формуле могут производиться на логариф­ мической линейке или с помощью специальных таблиц (таб­ лицы 28 а, б МТ-53). Необходимо иметь в виду, что поправка лага зависит от скорости хода корабля. Поэтому ее величина записывается в навигационном журнале при каждом измене­ нии числа оборотов винтов (скорости хода).

Проходимое кораблем относительно воды расстояние мо­ жет рассчитываться и по скорости хода и времени; оно обо­ значается S0r,'

(15)

где Vo6—скорость хода по числу оборотов гребных винтов. Скорость 1/ 0б находится путем исправления величины, вы­ бранной из таблицы соответствия скорости хода числу оборо­ тов винтов, поправками за отклонение водоизмещения корабля от нормального, за обрастание подводной части и потерю ско­ рости от влияния ветра и волны. Эти поправки выражаются

'20


в процентах и приводятся в составляемых на каждом корабле «Справочных таблицах».

Контроль за точностью и надежностью работы лага, как и за работой курсоуказателей, является одним из условий точно­ сти счисления пути корабля и кораблевождения в целом. Он осуществляется посредством сличения пройденных расстояний по лагу S A и по оборотам So6. При обнаружении расхожде­ ний, превышающих, в зависимости от условий плавания, 0,5 — 2% пройденного расстояния, необходимо немедленно выяс­ нить их причину. Кроме того, надо использовать каждую представившуюся возможность для определения поправки лага.

Определение поправок лагов и соответствия скорости хода числу оборотов винтов производится на мерной линии. Для исключения влияния течения корабль делает на каждой ско­ рости по два или три пробега в разных направлениях. Одно­ временно с замером скоростей производится точное измере­ ние числа оборотов гребных винтов. Поправка лага на каж­

дом

галсе вычисляется по

формуле (13);

скорость хода

в узлах — по формуле:

 

 

 

V. =

3600

 

 

t '

 

где

i — номер галса;

 

 

 

S —- расстояние между секущими створами мерной ли­

 

нии в милях;

 

 

 

11— время пробега между створами в секундах.

Если на мерной линии сделано два пробега,

то может быть

исключено влияние постоянного течения; скорость хода и по­ правка лага вычисляются по формулам:

у

 

АЛ, + АЛ;

2

2

 

Если на некоторой скорости сделано три пробега, то мо­ жет быть исключено влияние течения, скорость которого рав­ номерно меняется по времени; в этом случае расчет скорости хода и поправки лага производится по формулам:

A^i -(- 2Дл, -f- Дл§

-

§ 8. ПОНЯТИЕ О ПРОЕКЦИИ МОРСКОЙ КАРТЫ

Навигационная прокладка — счисление и определение ме­ ста корабля — ведется на морских картах, составляемых в меркаторской проекции. Следовательно, при ведении проклад­

21


ки надо отчетливо представлять себе особенности этой проек­ ции. В картографии доказывается, что шарообразная поверх­ ность, какой является поверхность земного эллипсоида, не мо­ жет быть изображена на плоскости без искажений. Характер этих искажений зависит от способа, каким земная поверхность изображается на карте, т. е. от проекции карты.

При рассмотрении особенностей любой картографическдй проекции весьма существенное значение имеет понятие о мас­ штабе изображения. Пусть /. —длина какой-либо горизонталь­ ной линии на местности, / — длина изображающей ее линии на карте.

Масштабом изображения (линейным масштабом) называет­ ся предел отношения длины малого отрезка I на карте к длине соответствующего горизонтального отрезка L на зем­ ной поверхности:

m --- lint - L-+О L

С масштабом изображения тесно связано очень важное поиятйе конформности (равноугольности) проекции. Дело в том, что в общем случае масштабы изображения в одной и той же точке карты по разным направлениям могут быть раз­ личны. Предположим (рис. 7), К — точка на земной поверх­ ности, к' — ее изображение на карте. Пусть т х— масштаб изображения по меридиану, т3— масштаб изображения по параллели, причем тх ф т3.

Рассмотрим изображения

точек

F

и

G, находящихся

на земной поверхности в одном и том

же

расстоянии R от

точки К. На карте (р и с. 76)

их изображения будут находить­

ся от точки Kf в разных расстояниях:

 

 

 

K’f — mxR\

K'g' =

mtR.

 

Круг, описанный вокруг точки К радиусом R, на карте будет изображаться эллипсом; углу а на земной поверхности будет соответствовать на карте не равный ему угол а'.

Конформной (равноугольной) называется такая проекция,

при которой каждый угол на земной поверхности изображает­ ся равным ему углом на карте. Можно доказать, что проек­ ция будет конформной в том и только в том случае, если в любой точке карты масштабы изображения по разным направ­ лениям одинаковы:

//г, = тг = т.

(16)

При соблюдении этого требования круги очень малого ра­ диуса на земной поверхности изображаются на карте также

22