Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на протяжении трех с лишним километров он не имеет ни одного поворота. Проектировщики и строители во главе с Н. П. Сотниковым и В. А. Артеменко гордятся им, как художник— удачной картиной, писатель — интересной кни­ гой. Проникнитесь и вы, читатель, чувством гордости за людей, творивших во имя вас, ра­ ди вас!

На участке от

Пушкино до

Краснокамен-

ки проектировщики

и строители

сумели избе­

жать строительства еще двух мостов: одного протяженностью 170 метров, другого— в районе Артека — длиной 374 метра. Первый заменен насыпью, вместо второго найдена удачная «полочка» несколько выше запроектированного направления.

Приходилось ли вам видеть действующий оползень? На косогоре лежит обнаженная, словно облитая маслом громадная сланцевая плита, сквозь которую влага не может проник­ нуть. С этой плиты все скатывается, словно снег в горах во время лавины. Земля вокруг незаметно, но беспрерывно движется, дышит, живет. То и дело с высоты срываются комки земли, камешки.

Вот такой оползень строители раскрыли в районе 89-го пикета и при помощи могучей техники вырезали, как вырезают злокачествен­ ную опухоль из тела человека. Но он все же успел показать себя: один участок дороги был

80

вспучен,

в другом месте дорога лопнула, как

кожура

ореха,

образовалась глубокая

щель.

Дорогу

рвали

подземные силы.

 

В период, когда в глубине почвы накопи­

лось много влаги, оползни усилились.

И вот

в такое время «поползла» большая площадь вы­ ше и ниже дороги вместе с незадолго до этого построенными сооружениями. Словно бумага, рвался железобетон, вспучивался асфальт, тре­ скались стены. Слепые силы природы проявля­ ли свою необузданную мощь. На одном из участков в эти грозившие многими опасностя­ ми дни работал коллектив 44-го ремонтностроительного управления южных дорог, кото­ рый возглавлял опытный и энергичный инже­ нер А. А. Огородников. Коллектив проделал громадную работу и долго еще после пуска троллейбусной линии не прекращал борьбу с оползнем.

Работники мостопоезда № 407 во главе с В. Ф. Погребным на опасном участке смонтиро­ вали массивную водоотводную трубу. Надви­ гавшийся оползень заставил наращивать ее отдельными звеньями. Мостовики проявили здесь подлинный трудовой героизм. Рабочие бригад Минчина и Ивашина привязывались к откосам на манер альпинистов и вручную сбра­ сывали «козырек» оползня, грозивший многими бедами. Это были очень рискованные опера­ ции, и только благодаря опытности и смелости

6 Чудесная магистраль.

81


участка министерства транспортного строи­ тельства.

Всегда помнить о коварном враге — ополз­ не! — таков девиз строителей горной дороги. Этот враг вынудил принять трудное техничес­ кое решение: при переходе через реку Авунду,

протекающую вблизи

гурзуфской остановки,

не делать насыпи, а построить мост.

Насыпь позволяла

провести через долину

прямую дорогу и уничтожить лишний поворот. Но насыпь увеличила бы нагрузку на ополз­ невый склон, изменила бы в этом районе уста­ новившийся водный режим, словом, могла бы привести к нежелательным результатам. И от нее отказались.

Но мост пришлось строить не прямой, как обычные мосты: он имеет целый ряд ориги­ нальных отклонений от известных конструк­ ций. Только такую конфигурацию моста можно было применить в данном горном ущелье. Это новшество позволило облегчить до минимума нагрузку на неустойчивый оползневый грунт, что в данных условиях является самым глав­ ным для долговечности сооружения.

Мост построен из железобетона. Он состоит из арочного пролета над рекой и балочных эс­ такад на подходах к пролету. Весь ансамбль моста, его арочный пролет и подходные эста­ кады представляют собой красивое архитектур­ ное сооружение.

6 *

83

Чтобы создать надежную устойчивость в прибрежном ползущем грунте, фундаменты мо­ стовых опор опущены на значительную глуби­ ну: только там оказались коренные породы.

Для безопасности движения машин и трол­ лейбусов вираж проезжей части огражден высоким надежным бордюром.

Автором проекта моста является В. Б. Ба­ рило, работник Киевского филиала Всесоюз­ ного института дорожного проектирования. Построен мост, согласно проекту, из сборного железобетона, что является в Крыму новин­ кой.

На дальнейшем пути к Ялте трасса спрям­ лена, расширена, благоустроена. Каждый но­ вый километр ставил перед строителями новые

творческие

задачи.

от которого (если ехать

Вот участок пути,

со стороны

Алушты)

700 метров до Никит­

ского сада. Он выделяется тем, что не имеет обочин, тротуаров, черная щебенка проезжей части, словно река среди крутых берегов, за­ полнила всю полосу шоссе от одной подпорной стены до другой.

Старая дорога занимала на этом участке «полочку», ограниченную справа крутой ска­ лой, слева глубоким оврагом. Для новой доро­ ги полного профиля ее было недостаточно. Следовало поднять новую дорогу выше, но тогда пришлось бы уничтожить участок леса

81


с чудесными крымскими соснами, с могучими кедрами. Строители приняли решение исполь­ зовать до последнего сантиметра имевшуюся «полочку», превратив все полотно шоссе в проезжую часть. Много пришлось здесь тру­ диться механизаторам Ялтинского участка треста «Укрэкскавация», осторожно убравшим нависавшую скалу. Каменщики бригады ком­ мунистического труда Ефима Друзенок особен­ но тщательно складывали мощные подпорные

стены. Они довольны:

и лес остался

цел, и

дорога нисколько не

хуже, чем в

других

местах.

 

 

Проектировщики и строители 2-го дорожно­ строительного района обошлись без «мышело­ вок» в ялтинских улицах на подъезде к авто­ вокзалу. Сколько переживаний вызывал раньше головоломный спуск! Когда машина с пасса­ жирами неслась от Массандры по ялтинским теснинам и водитель срастался с баранкой, тревожась за людей, всем становилось не по себе. Это было последнее испытание нервов, многие его не выдерживали. Ялтинским спус­ ком дорога довершала свое «черное дело», до­ водя немало пассажиров до полного изнеможе­ ния, а некоторых до обморока. А теперь по широкому шоссе троллейбус и сотни других машин спокойно спускаются в Ялту.

Объем земляных работ на второй очереди превышал объем работ на первой более чем в

65

84 процента — по погрузочно-разгрузочным работам, 100 процентов — по кладке черного щебня.

■Вдоль трассы построены здания для опор­ ных подстанций в Гурзуфе и Ялте и 8 тяговых подстанций (от № 17 до 24), сооружены трол­ лейбусное депо в Ялте на 75 машин, несколько жилых домов.

Монтажники, в связи с потребностями троллейбусной линии, перемонтировали линию передачи к опорным подстанциям на напряже­ ние и мощность в три раза большую, чем бы­ ла, заменив для этого провода и изоляторы, установили на второй очереди 2000 железо­ бетонных опор, подвесили 73 километра кон­ тактных проводов; в Ялте для городской коль­ цевой линии подвесили 12 километров про­ водов.

На ряде участков монтажники применили более прогрессивную систему подвески контакт­ ных проводов — продольно-цепную. При этом

способе провода подвешены вдоль

дороги на

кронштейнах каждого

столба

в

отдельности

вместо поперечной подвески,

которая

ведется

на проводах, натянутых

через дорогу

между

столбами. Преимущества новой системы в том, что она позволяет более равномерно натянуть контактный провод, а значит — более равно­ мерно питать моторы троллейбуса. Машина при этом может развивать скорость до 60 ки­

8 7


лометров в час — раза в полтора больше обыч­ ного.

Строителям деятельно помогали предприя­ тия и организации Крыма, Украины и других республик, областная комсомольская организа­ ция направила сюда лучшие силы. Из Макеев­ ки прибыли отряды скреперистов, из Закар­ патья— мостостроители. Десятки предприя­ тий Запорожской, Херсонской, Николаевской, Харьковской, Свердловской, Куйбышевской, Киевской и других областей выполняли заказы стройки. Шоферы Симферополя, Керчи, Бахчи­ сарая, Джанкоя, Севастополя, Ялты, Алушты тоже внесли свой вклад в сооружение магистра­ ли. Комсомольцы Ялты подготовили сотни кот­ лованов под железобетонные опоры.

Много внимания уделяла трассе печать. На второй очереди имела свою выездную редакцию

областная «Курортная

газета».

В процессе стройки

многие ее участники,

особенно комсомольцы, прошли серьезную шко­ лу жизни. Вот история одного паренька.

Симферополец Валерий Шарапов закончил десятилетку и решил поступить в один из авиа­ ционных институтов. Но в институт его не приняли по состоянию здоровья — оказалось слабым зрение. Валерий вернулся домой. Ком­ сомольская организация помогла ему устрои­ ться учеником слесаря-электрика в городской трамвайный парк.

88

Когда началось строительство троллейбус­ ной линии, администрация парка рекомендова­ ла его в изыскательскую партию, куда требо­ вался старший рабочий. Валерий охотно согла­ сился.

За два года, что Валерий провел на трассе, он возмужал, на многое в жизни стал смот­ реть по-взрослому, серьезно. Много раз он до­ бирался домой промокший до нитки, голодный, смертельно усталый, но всегда жизнерадостный, довольный.

Работая, он не переставал готовиться в вуз, используя каждый свободный час в палатке, дома. С учебниками не расставался.

И вот Валерий снова в аудитории, на этот раз — в Севастопольском филиале Одесского политехнического института. Он отлично сдал экзамены. К его заявлению приложена хорошая характеристика со стройки. Его приняли в ин­ ститут одним из первых. Он пришел на учебу с родственного производства, поэтому ему уста­ новили обычный срок обучения. Другим же продолжительность занятий увеличивалась на год.

Жадный к знаниям, активный обществен­ ник, хороший товарищ, Валерий Шарапов яв­ ляется одним из лучших студентов филиала. Труд на строительстве трассы помог его росту.

89