Файл: Рачевский Д.М. Механизация и автоматизация производства предварительно напряженных панелей перекрытий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
мы, ее разравнивание и срезка излишков, что дало воз
можность получать формуемые изделия правильных гео метрических размеров.
Для этой цели был разработан и освоен специальный
струг-разравниватель, который при работе автоматиче
ски опускается до определенного уровня бортовой осна-
Рис. 3. Зубцы-рыхлители, установленные на бетоноукладчике для обрушения сводов
стки. Полного заполнения углов формы бетонной смеси удалось добиться только с помощью площадок возврата
бетона, установленных на переднем и заднем бортах
бсртоснастки (формы) (рис.-4). Выдача бетонной смеси
ленточным питателем с регулирующим шибером начи
нается с площадки переднего борта и заканчивается на площадке заднего борта бортовой оснастки.
Таким образом, в период прохождения бетоноуклад чика над бортовой оснасткой (формой) бетонная смесь
поступает ровным слоем по всей ширине формы.
ПРИМЕНЕНИЕ СТЕРЖНЕВОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОЙ АРМАТУРЫ
Применение стержневой предварительно напряжен ной арматуры позволило значительно сократить объем
ручных операций при армировании панелей перекрытий. Долгое время велись поиски рациональных способов предварительного напряжения железобетонных панелей перекрытий с целью массового внедрения предварительно
напряженных конструкций для строительства жилых и
10
11
общественных зданий. Только в последние годы на заво дах сборного железобетона был применен эффективный
метод электротермического натяжения стержневой арма туры с нагревом последней вне формы. Этот метод раз
работан кандидатами техн, наук лауреатами Ленинской премии Э. Г. Ратцем и А. К- Мкртумяном (НИИЖелезобетон) совместно с работниками завода № 12 Главмоспромстройматериалов. Впервые на этом заводе, за
тем несколько позже на заводе № 5 была использована стержневая арматура с маркой стали 30ХГ2С. Для этого были разработаны и внедрены приспособления для анке ровки стержней методом сплющивания или высадки го
ловок на концах арматуры, устройства для электротер мического нагрева стержней вне формы и, наконец, при варка специальных вильчатых захватов на имеющихся на заводе формах.
Этот простой нетрудоемкий способ быстро распро
странился на большинстве заводов сборного железобето
на Москвы и других городов. По-видимому, в дальней шем этот способ натяжения стержневой арматуры заме нит другие.
НЕМЕДЛЕННАЯ РАСПАЛУБКА СВЕЖЕОТФОРМОВАННОГО
ИЗДЕЛИЯ
Решению проблемы максимальной механизации и ав
томатизации установки дляформования панелей пере крытий предшествовала большая экспериментальная работа на заводах № 5 и № 12. Здесь разрабатывался но
вый технологический прием — немедленная распалубка бортов формы свежеотформованного изделия.
В практике производства железобетонных пустоте
лых настилов имеются три основных вида конструкций бортовой юснастки для немедленной распалубки свежеотфор м ова нного изделия.
1. На установке для формования пустотелых насти лов, разработанной институтом Гипростройиндустрия,
работавшей несколько лет тому назад на конвейере № 4 Домостроительного комбината № 1, бортовая оснастка представляла собой продольные борта сварной конструк ции, выполненные из двух швеллеров № 20, образующих
коробчатое сечение, и из фасонной накладной части, ко торая образует боковой профиль пустотелого настила. Крепление продольных бортов к траверсе аналогично
12
крепленйю вибровкладышей. Передние |
части продоль |
ных бортов — конусного сечения; это |
помогает им вхо |
дить в замки заднего борта, образующего поперечный
борт формы.
При распалубке свежеотформованного изделия про
дольные борта передвигаются вдоль боковых граней на стила, а поперечные поднимаются вверх. Качество вы пускаемых изделий на этой установке было невысокое, поэтому при распалубке продольные борта, передви гаясь вдоль боковых граней настила, не имели строгого
направления при движении бортов, вследствие чего, как правило, деформировали боковые грани свежеотформо ванного изделия. В дальнейшем в конструкцию этой ус тановки были внесены значительные изменения Выксун ским заводом дробильно-размольного оборудования и Гипростройиндустрией.
2. На конвейере № 1 завода № 6 Главмоспромстройматериалов работает установка для формования пустоте лых панелей перекрытий, разработанная конструктор ским бюро по железобетону Мособлстройматериалов
совместно с заводом № 6.
Принцип^действия этой установки и конструкция бортоснастки для немедленной распалубки свежеотфор мованного изделия резко отличаются от конструкции установки института Гипростройиндустрия. Ее жесткая замкнутая рама размером формуемого изделия выпол
нена из швеллеров коробчатого сечения.
При немедленной распалубке эта рама поднимается вверх тросовым устройством в строго горизонтальной плоскости без перекоса.
Благодаря жесткой замкнутой конструкции бортос настки и строго горизонтальному ее подъему качество выпускаемых изделий на этой установке значительно
выше, чем на установке конструкций института Гипро стройиндустрия, так как грани изделия не подвергаются никакой деформации.
На том же заводе на конвейере № 2 действует формо вочная машина 5467А, предназначенная для формования многопустотных настилов перекрытий шириной до 1,8 м с круглыми пустотами.
Машина состоит из следующих основных узлов: тра версы с вибровкладышами; поперечного борта, связан ного штангами с траверсой; винтового механизма для пе ремещения траверсы и бортовой оснастки. Траверса с
13
вкладышами приводится в движение электродвигателем через редуктор и винтовые механизмы. Бортовая оснаст ка является частью машины и состоит из двух продоль
ных и двух поперечных бортов. После формования изде лия производится немедленная распалубка бортовой ос
настки.
3. На опытных установках конструкции СКТБ Главмоспромстройматериалов бортами формы служит борто вая оснастка, состоящая из переднего, заднего и двух
продольных бортов (рис. 5).
Рис. 5. Бортовая оснастка для немедленной распалубки свеже- ч отформованного изделия
1 — продольный борт; 2 — пневмопривод; 3 — передний торцовый борт
К специальной рычажной системе, смонтированной на виброплощадке, крепят продольные борта /, которые от крываются и закрываются с помощью пневмопривода 2.
Передний (торцовый) борт 3 приводится в действие так же пневмоприводом. Кинематическая схема привода обе спечивает криволинейную траекторию движения попе речных бортов, необходимую для установки на вилки (фиксаторы арматуры) поддона.
Продольные и поперечные борта надежно соединены замками.
14
Передний борт в зависимости от длины формуемого изделия может устанавливаться в различных положени
ях несложной переналадкой замков и хода пневмоприво да. Передний и задний борта имеют отверстия, в которые устанавливают пустотообразователи.
В первом варианте чертежей на серийное изготовле ние автоматических установок пневмоприводы бортовой оснастки заменяли электроприводами со специальной муфтой предельного момента. Однако при эксплуатации такой бортовой оснастки случались поломки привода изза трудности регулирования муфты. Поэтому в основном варианте чертежей на серийное изготовление в автомати
ческих установках для формования железобетонных па нелей перекрытий был оставлен надежный пневматиче ский привод.
Благодаря жесткой конструкции всех четырех бортов и надежному их соединению между собой и в рычажной системе удалось добиться высокого качества выпускае мых изделий. Как правило, свежеотформованные изде
лия, полученные на этой установке, не имели дефектов (вмятин, заусенцев и т. д.).
Сказанное подтверждает, что внедрение немедленной
распалубки" свежеотформованного изделия — один из пу тей к высокоорганизованному формованию железобетон ных панелей перекрытий, когда значительно сокращается ручной труд, повышается производительность труда и со здается реальная возможность экономии большого коли чества металла благодаря ликвидации четырех бортов и шарнирных соединений во всем парке форм.
Способ немедленной распалубки выгодно отличается от формования изделий в обычных металлических фор мах из проката с шарнирными соединениями. Такие фор мы не обладают достаточной жесткостью, и поэтому бор та ее быстро деформируются. Шарнирные соединения в виде проушин, осей и замков, как правило, изготавли ваемые без всякой термической обработки, быстро исти раются и разбалтываются. Из-за деформации бортов форм, быстрого истирания и разбалтывания ее шарнир ных соединений происходит отклонение от точных гео метрических размеров формуемого изделия.
Все это в значительной степени увеличивает размеры
облоев, получаюшихся от постоянно расширяющихся ще лей. которые образуются между поддоном и бортами формы
16
За последнее время в проектных организациях про водились работы по модернизации отдельных узлов форм
с целью повысить их жесткость и долговечность быстро
изнашивающихся деталей.
Повышение жесткости продольных и поперечных бор тов форм приводит к значительному увеличению веса конструкций; это ограничено грузоподъемностью крана на заводах сборного железобетона (как правило, не бо лее 5т).
Для формования железобетонных изделий широкой номенклатуры Проектстальконструкцией предложена штампованная или гнутая легкая и жесткая форма из ли стовой стали, сделанная на гибочных машинах или ус тройствах. Формы такой конструкции несколько легче обычной формы из прокатных профилей. Однако опыт эксплуатации показал, что эти формы также быстро вы ходят из строя, борта деформируются, а быстроизнаши-
вающиеся детали приходят в негодность.
Чаще всего верхние части бортов деформируются из-
за того, что во время распалубки изделий (после тверде ния), при раскрытии бортов, рабочим бетонщикам прихо
дится пользоваться ломом или кувалдой, вследствие че го на бортах появляются выбоины и вмятины.
Процесс изготовления форм гнутыми из листовой ста ли также труден, поскольку требует от завода-изготови теля специальной оснастки, которую не всегда возможно осуществить.
Серьезным вопросом в технологии формования изде
лий является крепление форм к виброплощадке. На большинстве заводов сборного железобетона эффектив ных устройств для крепления форм к виброплощадке нет; это значительно снижает качество уплотнения бе тонной смеси.
Для обеспечения равномерных колебаний формы кон струкции СКТБ Главмоспромстройматериалов форма крепилась к виброплощадке восемью электромагнитами,
установленными между диафрагмами и проходящими че рез отверстия, вырезанные в верхнем листе рамы вибро площадки. Формы, установленные на виброплощадку, имели в соответствующих местах поддона стальные пли ты толщиной 40 мм.
Эксплуатация этих виброплощадок на заводах Глав моспромстройматериалов и других ведомств показала неудовлетворительную работу электромагнитов, посколь-
18
ку последние плохо кренили форму к виброплощадке. Это объяснялось тем, что электромагниты, изготовленные на Карачаровском механическом заводе, быстро выходи ли из строя из-за некачественной обмотки катушки сер дечника. Кроме того, для эффективной работы электро магнитов необходим зазор не более 2 мм между элект
ромагнитными и стальными плитами, приваренными к поддону формы, а приварить все восемь плит к поддону
встрого горизонтальной плоскости не удавалось.
Однако последние конструкции электромагнитов, вы
пускаемые челябинским заводом «Строммашина», позво ляют сравнительно надежно крепить форму к вибропло щадке.
Другой тип крепления формы к виброплощадке — в
виде специальных струбцин, приваренных или прикреп
ленных к верхнему листу виброплощадки, — также |
не |
|||||
был эффективен из-за того, что при вибрации |
вибропло |
|||||
щадки все эти струбцины очень быстро |
выходили |
из |
||||
строя: лопались сварные швы или |
срезались |
болтовые |
||||
соединения. Таким образом, |
можно было лишь ограни |
|||||
читься приваркой к верхнему листу |
виброплощадки спе |
|||||
циальных упоров |
(фиксаторов), предотвращающих бо |
|||||
ковое смещение формы. |
|
|
|
|
|
|
Лишь за последнее время институту ВНИИСтройдор- |
||||||
маш удалось разработать |
оригинальную конструкцию |
|||||
пневматических |
прижимов |
форм |
к |
виброплощадке |
(рис. 6). Пневмоприжимы жестко крепят к рабочей раме виброплощадки и, ориентируя форму в рабочем положе
нии, осуществляют надежную жесткую связь формы с рамой виброплощадки. Форма прижимается пневмокамерсй 1 одностороннего действия, давление которой че рез резиновую диафрагму пневмоприжима передается траверсе 2, несущей два шарнирных зажимных крюка 3. Резиновая диафрагма пневмоприжима и крюки устанав ливаются в исходное положение возвратными пружинами.
В опытном образце описываемого пневмоприжима при рабочем диаметре диафрагмы пневмокамеры d= = 500 мм, давлении воздуха в магистрали р = 5 ати уси
лие прижима равно 6000 кг.
Количество пневмоприжимов, устанавливаемых на виброплощадке, определяется весом и конфигурацией формуемого изделия. Управление пневмоприжимом ди станционное и может быть включено в единый автома тизированный технологический цикл производства.
2 Зак 504 |
ɪ l |
і Этот вид крепления требует специальных выступаю
щих частей в каждом поддоне формы, а при формовании железобетонных изделии широкой номенклатуры на виб роплощадке необходимо устанавливать большое количе ство пневматических прижимов либо переставлять их в зависимости от габаритов формуемых изделии.
Рис. 6. Схема пневматических прижимов для крепления формы К БИброПЛОШйДКе
/ — пневмокаыера; 2 —траверса; •? —зажимные, крюки
При формовании панелей перекрытий способом не медленной распалубки бортовая оснастка (продольные и поперечные борта, образующие форму) служит надеж ным и плотным креплением поддона к виброплошадке.
Возвращаясь к способу немедленной распалубки све-
жестформованного изделия, можно утверждать, что фор мование изделий с немедленной распалубкой очень эф фективно и его следует смело рекомендовать к внедре-
1Ü
нию на действующих и вновь строящихся установках для формования железобетонных панелей перекрытий в виде пустотелых настилов и других изделий типа PT, ПКЖ,
П-1Ф и т. д.
ВИБРОПРЕССУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА
При формовании железобетонных предварительно на пряженных панелей перекрытий вибропрессующее уст ройство предназначено для подпрессовки частично уп лотненной бетонной смеси в форме с пригрузкой и допол нительной вибрацией сверху в соответствии с требова ниями новой технологии формования изделий из жестких бетонных смесей. Это устройство состоит из виброщита и подъемного приспособления для его укладки на верх нюю часть формуемого изделия.
На первых действующих установках для формования
пустотелых настилов конструкции СКТБ Главмоспром-
стройматериалов виброщит представлял собой сварную
раму из швеллеров № 14. C нижней стороны рамы прива рен ровный стальной лист толщиной 10 мм. Сверху рамы установлены 4 электромеханических вибратора типа И-7 с узла'ми подвески виброщита к траверсе подъемного
приспособления. Виброщит был подвешен к траверсе на специальных серьгах, имеющих продольные прорези, ко торые предназначались для самоориенти-рующейся ук ладки виброщита на верхнюю часть формуемого изде
лия.
Незначительная жесткость рамы виброщита, его ма-_ лый вес и слабая вибрация не обеспечивали достаточно го уплотнения бетонной смеси. После работы виброщита на поверхности свежеотформованного изделия образовы вались неровности. Это происходило прежде всего от то го, что рама виброщита имела кривизну из-за нежестко
сти конструкции. Поэтому виброщит неровно ложился на поверхность формуемого изделия.
Кроме того, распределение бетонной смеси лопатами вручную по всей форме не давало хороших результатов;
как правило, поверхность, подготовленная для уплотне ния виброщитом, была неровная.
Впервые завод № 5 Главмоспромстройматериалов из
готовил и установил для эксплуатации виброщит (рис. 7) в виде жесткой и тяжелой рамы из швеллеров № 20. C нижней стороны рамы был приварен стальной лист тол
2* |
19 |