Файл: Поташов И.Я. Академик М. А. Рыкачев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кольске-Уссурийском, а также аэрологические отделения при филиальных обсерваториях — Тифлисской, Екате­ ринбургской и Иркутской. С этой целью выделялись кре­ диты на постройку зданий и на оборудование новых об­ серваторий и отделений. Иркутской обсерватории отпу­ щен кредит на устройство магнитного отделения в дерев­

не Сухой.

Закон создал лучшие условия для обработки накопив­ шегося материала по метеорологии и земному магнетиз­ му, в особенности по климату России.

Для контроля ученой деятельности обсерватории, для решения особо важных вопросов был учрежден под пред­ седательством президента Академии наук Комитет Глав­ ной физической обсерватории. В его состав вошли пять академиков и представители заинтересованных ведомств. Комитет собирался по мере надобности, но не менее двух раз в год.

Добившись нового закона, значительно улучшившего положение всей метеорологической службы страны, М. А. Рыкачев на 73 году жизни 4 мая 1913 года вышел в отставку. Но он сохранил тесную связь с Главной физи­ ческой обсерваторией до конца своей жизни как член Комитета Главной физической обсерватории.

Из краткого обзора 46-летней деятельностям. А. Рыкачева в Главной физической обсерватории по созда­ нию отечественной службы погоды мы видим, что служ­ ба погоды в России и имя М. А. Рыкачева неразрывны. Он не только ее создал и руководил в течение многих лет, но и написал ряд важных трудов по морской и синоп­ тической метеорологии. Поэтому глубоко прав профессор Д. Ф. Нездюров, назвавший М. А. Рыкачева отцом рус­ ской синоптики. Даже больше. Жизнь ученого и исто­ рия русской метеорологической науки и службы неотде­ лимы.

55

ТРУДЫ ПО ГИДРОЛОГИИ СУШИ И ОКЕАНОГРАФИИ

Михаил Александрович Рыкачев, кроме работы над вопросами метеорологии и воздухоплавания, много вни­ мания уделял на протяжении всей своей жизни исследо­ ваниям в области гидрологии суши и океанографии. В 1870 г. он опубликовал статью «О значении наблюде­ ний над вскрытием и замерзанием рек и озер». В ней ав­ тор показал научное и практическое значение таких на­ блюдений. Первое обобщение подобных наблюдений было сделано в труде академика К- С. Веселовского «О климате России» в 1857 году. М. А. Рыкачев прекрас­ но понимал, что сведения о датах вскрытия и замерзания рек за небольшое число лет не позволяют сделать какихлибо выводов о закономерности изменений этих явлений ео времени и по территории. Это можно сделать только при наличии большого числа многолетних наблюдений. Он просил всех, кто ведет подобные наблюдения или располагает таковыми за период с 1855 года, присылать их в Русское географическое общество.

Прошло полтора десятка лет и М. А. Рыкачев напе­ чатал выдающийся труд «Вскрытия и замерзания вод в Российский империи». В нем собраны и обработаны ма­ териалы наблюдений 921 станции и содержат 11 894 на­ блюдения над вскрытием и 10437 — над замерзанием вод (в 4,5 раза больше, чем у К. С. Веселовского). М. А. Ры­ качев выяснил, каков должен быть минимальный период наблюдений, чтобы получить средние многолетние или нормальные сроки вскрытий и замерзаний при определен­ ной степени точности. Он показал, что при одинаковом числе лет наблюдений наиболее надежные результаты получаются для дней вскрытий, затем для дней замерза­

56


ний и наименее надежно определение числа дней свобод­ ных от льда. Им было установлено, что средние много­

летние

сроки

вскрытий для большей части России

(исключая западные

губернии) с достаточной сте­

пенью точности

можно

определить из 30-летних наблю­

дений.

 

 

Для вывода средних сроков замерзания, с той же сте­ пенью точности, необходим уже 50-летний период наблю­ дений. Но так как станций, имеющих 30—50-летние на­ блюдения, в России было немного, а метод приведения коротких рядов к длинным, которым широко пользуются климатологи, применим для вскрытий и замерзаний вод лишь в отдельных случаях, М. А. Рыкачев принял реше­ ние использовать в своей работе и менее точные выводы за меньшие периоды наблюдений.

Критически рассмотрев весь имевшийся в его рас­ поряжении материал, он вывел средние и крайние сроки вскрытий и замерзаний, а также произвел сравнение между явлениями вскрытия и замерзания и временем наступления температуры 0°. Установленная связь между переходом температуры воздуха через 0° и датами вскрытий и замерзаний вод имеют большое практическое значение. Так из работы видно, что вскрытие Волги и ее крупных притоков Мологи и Шексны на территории Яро­ славской губернии в среднем наступает через 13 дней, а замерзание — через 22 дня после перехода темпера­ туры воздуха через 0° весной к положительным, а осе­ нью— к отрицательным значениям.

На основе полученных данных Михаил Александрович построил три карты: вскрытий, замерзаний и продолжи­ тельности ледяного покрова. На первых двух кроме ли­ ний одновременного наступления вскрытий и замерзаний нанесены также линии одновременного наступления температуры 0°. Карты хорошо показывают последова­

57

тельное передвижение границы ледяного покрова с юга на север весной и с севера на юг осенью.

На третьей карте кроме линий одинаковой продолжи­ тельности ледяного периода нанесены и линии одинако­ вой продолжительности периода с температурой воздуха ниже 0°. Для рек Волги, Мологи и Шексны в пределах Ярославской губернии продолжительность ледоставного периода в среднем составляет 148 дней, а период с. тем­ пературой воздуха ниже 0 °— 158 дней.

На всех трех картах автор нанес и приблизительную границу сплошного льда летом в благоприятные годы в Северном Ледовитом океане.

Труд М. А. Рыкачева «Вскрытия и замерзания вод в Российской империи» получил высокую оценку выдаю­ щегося русского ученого А. И. Воейкова. Научная и прак­ тическая ценность его не потеряна и для нашего вре­ мени.

В настоящее время река Волга полностью реконст­ руирована. Даже в верхнем ее течении (выше Рыбинска) созданы гарантированные глубины, позволяющие пла­ вать крупным судам с большой осадкой. Но при жизни М. А. Рыкачева ничего подобного не было. В период низ­ ких меженных уровней на Волге и ее притоках обнажа­ лись многочисленные мели и перекаты, которые препят­ ствовали судоходству. Развитие последнего нуждалось в организации службы предсказаний уровней воды на реках.

Эти практические нужды судоходства и заставили М. А. Рыкачева заняться вопросом предсказания уров­ ня воды на реке Волге.

В 1895 году он опубликовал статью «Колебания уров­ ня воды в верхней части Волги в связи с осадками». Это была одна из первых работ по гидрологическим прогно­ зам. В ней ученый решил задачу предсказания колеба­

58


ний уровня воды в местах, лежащих ниже по реке, на основании колебаний его в верхней ее части и учета вы­ падающих осадков. При этом М. А. Рыкачев считал обя­ зательным принимать во внимание передвижение высо­ ких и низких вод в притоках реки.

Полученные в работе выводы и заключения имели большое значение как для последующих исследований по указанным проблемам гидрологических прогнозов, так и для применения их в практике предсказаний колебаний уровней воды в реках.

В первые годы работы на посту директора Главной физической обсерватории М. А. Рыкачеву пришлось мно­ го заниматься наводнениями в Петербурге. Подъемы уровня воды в Неве наблюдаются довольно часто. Так, за период с 1703 по 1955 год было зарегистрировано 52 наводнения с подъемом воды выше двух метров над ординаром у Горного института. Из них 11 наводнений характеризовались подъемом воды над ординаром выше двух с половиной метров.

Особенно большим подъемом (выше трех метров над ординаром) отличались наводнения 21 сентября 1777 го­

да

и 19 ноября 1824 года. Подъемы воды над ордина­

ром

составляли

тогда соответственно 3,10 метра

и

3,75

метра.

 

 

Наводнения приносили большой ущерб городу и на­

селению. Желая

помочь борьбе с наводнениями, М.

А.

Рыкачев выступил в декабре 1895 года на заседании Рус­ ского технического общества с докладом «Возможность метеорологических предостережений о наводнениях в Петербурге». В докладе он остановился на прошедшем месяц назад наводнении и высказал мысль о возмож­ ности организовать предостережения о наводнениях.

В результате усилий М. А. Рыкачева Главная физи­ ческая обсерватория приступила к систематическим пре­

59


дупреждениям населения Петербурга об ожидаемых значительных подъемах воды в Неве с ноября 1897 года.

После наводнения 4 (16) ноября 1897 года Михаил Александрович прочитал в Кронштадтском морском со­ брании лекцию «О наводнениях в Петербурге и о воз­ можности их предсказывать на основании метеорологи­ ческих наблюдений», которая была опубликована в 1898 году. В этой лекции М. А. Рыкачев указал, что наводне­ ния обуславливаются циклонами, проходящими с запада на восток своими центрами приблизительно параллельно Финскому заливу, но несколько севернее его. Циклоны создают сильные западные ветры, играющие главную роль в нагоне воды из Балтийского моря в Финский за­ лив, а из него — в устье Невы. Чтобы своевременно пре­ дупредить организации и население Петербурга о пред­ стоящем наводнении, необходимо дополнить существую­ щую службу предсказаний погоды организацией допол­ нительных водомерных постов на побережье Балтийского моря и Финского залива. Они будут сообщать телеграт фом в обсерваторию сведения о ветре и уровнях воды. М. А. Рыкачев в этой лекции также указал, что в деле предсказания наводнений в отдельных случаях неизбеж­ ны напрасные тревоги — ведь циклоны иногда резко меняют направления. Однако «лучше лишний раз по­ тревожить жителей, чем оставить их без предуведомле­ ния о надвигающейся опасности».

Призывы М. А. Рыкачева не остались без внимания. В 1899 году при Русском техническом обществе была со­ здана комиссия по ограждению столицы от наводнений, в которой под руководством М. А. Рыкачева «был выра­ ботан ряд предложений, ведущих к возможно большему

уменьшению гибельных последствий наводнений для пе­ тербургских жителей».

60

В 1900 году Петербургская городская дума отпустила Главной физической обсерватории средства для оборудо­ вания водомерных постов. Служба предсказания навод­ нений принесла городу большую пользу. Так, наводнение 21 ноября 1903 года было предсказано обсерваторией за восемнадцать часов. Предсказания о подъемах воды в Неве использовались также при проводке крупных ко­ раблей из Петербурга в Кронштадт.

В1902 году при Академии наук была создана посто­ янная водомерная комиссия. Председателем комиссии первые два года был академик О. А. Баклунд, а затем до конца своей жизни академик М. А. Рыкачев.

Комиссия координировала работы различных ве­ домств по изучению водного режима рек, озер и морей.

В1905 и 1906 годах М. А. Рыкачев принимал участие

вработе комиссии городской думы по вопросу о снабже­ нии Петербурга ключевой или ладожской водой. Комис­ сия обратилась к Главной физической обсерватории с просьбой изучить метеорологические условия, влияющие

на количество воды, которое можно получить из источ­ ников силурийского плато Петербургской губернии. С этой целью в 1905 году на силурийском плато была ор­ ганизована специальная сеть дождемерных станций и од­ на метеорологическая станция второго разряда, снабжен­ ная самопишущими приборами, почвенными термомет­ рами и испарителями. Заведующему станцией В. А. Вла­ сову было поручено также зимой делать по всему райо­ ну наблюдения над плотностью и высотой снежного покрова, в дополнение к снегомерным наблюдениям, про­ изводимым на дождемерных станциях.

Наблюдения были начаты в апреле 1905 года и про­ должались до конца ноября 1906 года.

Результаты наблюдений позволили правильно решить вопрос о водоснабжении Петербурга. Заключение акаде-

61


Мика М. А. Рыкачева о результатах метеорологических исследований в районе ключевых источников в 1905 и 1906 годах было опубликовано в 1909 году.

Весной 1908 года на большой территории центральной полосы Европейской России, в бассейнах Оки, Москвареки и верхнего течения Днепра и Дона наблюдалось исключительно высокое половодье. Разбушевавшаяся водная стихия сносила мосты, разрушала постройки, раз­ мывала берега. Особенно пострадала Москва. Были силь­ но затоплены низменные части города: площадь перед Павелецким вокзалом, улицы Полянка, Ордынка, Пят­ ницкая и многие другие. Наводнение в Москве причинило убытки на сумму свыше 20 миллионов золотых рублей и оставило без крова 50 тысяч человек.

Очевидец московского наводнения, известный геог­ раф, профессор Д. Н. Анучин предложил академику М. А. Рыкачеву организовать изучение прошедшего по­ ловодья. М. А. Рыкачев живо откликнулся на это пред­ ложение и уже 30. апреля 1908 года собрал заседание постоянной водомерной комиссии, которая постановила собрать данные о наводнении 1908 года, организовать сбор сведений от очевидцев путем рассылки специаль­ ных анкет.

Летом 1908 года наблюдателям метеорологических станций, различным учреждениям, ученым обществам

ит. д. было разослано около 10 000 анкет и получено бо­ лее 1500 ответов. Подобные анкеты рассылались комис­ сией и в последующие годы с целью изучения весенних половодий, их зависимости от метеорологических усло­ вий.

В1915 году под редакцией академика М. А. Рыкачева

ипрофессора В. Г. Глушкова вышел первый выпуск сбор­ ника «Исследование весеннего половодья 1908 года». В вводной статье, написанной М. А. Рыкачевым, дается

62

полная программа всего издания по Исследованию поло­ водья 1908 года. Наиболее важную его часть, изучение влияния снегового покрова на высоту весеннего поло: водья, принял на себя М. А. Рыкачев.

Статью «Снеговой покров в связи с наводнениями 1908 года» он закончил в 1916 году. Однако опубликова­ на она была во втором выпуске «Исследования весеннего половодья 1908 года» только в 1923 году.

Исследования под руководством М. А. Рыкачева «...положили начало изучению весеннего половодья наших рек и впервые констатировали на основе материалов на­ блюдений некоторые условия формирования исключи­ тельно высокого половодья»1. М. А. Рыкачев впервые обобщил материалы наблюдений над высотой снежного покрова на Европейской территории страны за период с

1891—1908 годы.

Моряк по образованию, М. А. Рыкачев много зани­ мался различными проблемами морской метеорологии. Сейчас следует отметить две его статьи, посвященные океанографии и опубликованные в «Морском сборнике»

в1881 году.

Впервой работе «Экспедиция «Челленджера» и новей­ шие исследования океанов в физическом отношении во­ обще» автор останавливается на том, что было сделано

по физическим исследованиям океанов до экспедиции на «Челленджере» в 1872— 1876 годах. Затем он дает об­ зор результатов, полученных во время указанного пла­ вания.

Во второй статье «Исследования

океанских глубин.

С приложением карты рельефа дна

океанов

и морей»

М. А. Рыкачев останавливается на

исследованиях, про-

1

В. Д. К о м а р о в .

Весенний сток равнинных рек Европейской

части

СССР, условия

его формирования

и методы

прогнозов.,

М„ 1959.

63