Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Дело в том, что при перерасширении горла увеличивается число
М в горле и возрастает интенсивность |
скачка, |
образующегося |
за |
||||||||||
горлом. Величина звх |
при этом снижается приблизительно |
пропор |
|||||||||||
ционально перерасширению горла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Следовательно, выбор величины |
площади |
горла |
существенно |
||||||||||
ачияет на протекание |
характеристик |
нерегулируемого |
диффузора. |
||||||||||
Чем значительнее перерасширено горло на расчетном режиме, |
тем |
||||||||||||
на этом режиме ниже |
овх, но вместе с тем и шире диапазон |
работы |
|||||||||||
|
|
диффузора |
без |
головной |
волны |
||||||||
|
|
при числах |
М |
полета, |
меньших |
||||||||
|
|
расчетного. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Мы рассмотрели работу не |
||||||||||
|
|
регулируемого входного |
диффузо |
||||||||||
|
|
ра при |
постоянном |
приведенном |
|||||||||
|
|
расходе воздуха через двигатель. |
|||||||||||
|
|
В |
действительности |
приведенный |
|||||||||
|
|
расход может изменяться. |
Его из |
||||||||||
|
|
менение будет влиять |
на |
интен |
|||||||||
|
|
сивность скачка, |
расположенного |
||||||||||
|
|
за горлом. Например, при сохра |
|||||||||||
|
|
нении постоянного числа оборотов |
|||||||||||
|
|
приведенный расход при уменьше |
|||||||||||
|
|
нии числа |
М |
полета |
возрастет, |
||||||||
|
|
так как |
увеличится |
приведенное |
|||||||||
|
|
число оборотов |
двигателя. |
Рабо |
|||||||||
|
|
чая точка на |
характеристике ком |
||||||||||
|
|
прессора |
(фиг. |
50) |
переместится |
||||||||
|
|
вверх: |
из В в 'А. |
б?,тр |
физически |
||||||||
|
|
|
Увеличение |
||||||||||
|
|
означает |
|
возрастание |
скорости |
||||||||
компрессора; при уменьшении числа |
на входе в компрессор |
(его |
объ |
||||||||||
М полета рабочая точка переходит из |
емного |
расхода |
воздуха), |
т. |
е. |
||||||||
В в А |
|
повышение |
пропускной |
способно |
|||||||||
|
|
сти двигателя, а |
это |
сопряжено, |
как указывалось, с увеличением размеров сверхзвуковой зоны за гор лом и ростом интенсивности ограничивающего эту зону скачка уплот нения. Возникают дополнительные потери полного давления/ из-за несоответствия пропускных способностей диффузора и двигателя. Двигатель при пониженных числах М полета способен пропустить больше воздуха, чем обеспечивает диффузор. Это приводит к сниже нию противодавления за диффузором и, следовательно, к уменьше нию давления воздуха на входе в двигатель. Значительное переме щение скачка уплотнения, образующегося за горлом, по потоку мо
жет привести к срыву потока в канале и |
к |
неустойчивой работе |
(зуду)- |
|
<р и Сх от числа М |
Зависимости величин коэффициентов |
звх, |
полета для нерегулируемого диффузора, установленного на ТРД, при условии сохранения постоянного числа оборотов двигателя приведе ны на фиг. 51. Здесь обозначены: М рд — число М полета, расчетное
68
для диффузора, — при этом числе М полета косые скачки фокуси руются на передней кромке обечайки; М рг — число М полета, на которое рассчитано горло, т. е. располагаемая площадь горла равна потребной. При числах М полета, больших УИрг, обеспечивается работа диффузора без головной волны на входе, но возникают до-
Ф и г. 51. Изменение параметров нерегулируемого входного диффузора по числу М полета при постоянном числе оборотов ТРД
полнительные потери полного давления из-за перерасширения гор ла. При числах М полета, меньших /Ирг, появляется головная волна из-за недостаточной пропускной способности горла. При этом коэф фициент <р становится меньшим ?расп, а коэффициент лобового сопро тивления резко возрастает.
Суммарные потери полного давления характеризуются коэффи циентом овх . Они на фиг. 51 условно разделены на четыре вида по
69
терь: потери в скачках, потери трения, потери от перерасширения горла и потери от снижения противодавления. Если бы все эти поте
ри отсутствовали, то овх = 1,0. |
Потери в скачках при |
уменьшении |
||||||||||
числа М полета снижаются. Уменьшаются также потери за счет |
пе |
|||||||||||
рерасширения горла. Потери за счет трения сравнительно |
малы |
и |
||||||||||
изменяются не очень значительно. Наконец, |
потери, |
обусловленные |
||||||||||
|
снижением противодавления, из-за |
|||||||||||
|
возрастания |
приведенного |
|
расхода |
||||||||
|
воздуха при уменьшении числа М по |
|||||||||||
|
лета значительно возрастают. |
|
|
|||||||||
|
Потери в скачках и |
потери, тре |
||||||||||
|
ния являются неизбежными |
и опре |
||||||||||
|
деляются типом |
диффузора. |
Потери |
|||||||||
|
же за счет перерасширения |
горла и |
||||||||||
|
за счет |
снижения |
противодавления |
|||||||||
|
почти полностью |
могут быть |
|
устра |
||||||||
|
нены регулированием диффузора. |
|
||||||||||
|
П ри ч и с л а х М п о л е т а , |
|||||||||||
|
б о л ь ш и х р а с ч е т н о г о , |
углы |
||||||||||
|
наклона косых скачков уменьшаются |
|||||||||||
|
(фиг. 52) и они попадают |
не |
на пе |
|||||||||
|
реднюю кромку обечайки, |
а |
|
на |
ее |
|||||||
|
внутреннюю |
поверхность. |
|
Течение |
||||||||
|
в этом |
случае |
|
оказывается |
очень |
|||||||
|
сложным. |
|
|
|
|
|
|
течения |
||||
|
Основной особенностью |
|||||||||||
|
на входе на сверхкритических |
режи |
||||||||||
|
мах в этом случае является |
то, |
что |
|||||||||
|
невозмущенный |
|
сверхзвуковой |
по |
||||||||
|
ток, попадая в переднюю часть коль |
|||||||||||
Ф и г. 52. Режимы течения в диф |
цевого канала, |
свободную |
от |
косых |
||||||||
скачков, начинает в ней разгоняться. |
||||||||||||
фузоре при числах М полета, |
||||||||||||
больших расчетного: |
Этот поток, пройдя затем |
|
косые |
|||||||||
а — сверхкритический, б —■крити |
скачки, |
затормаживается |
|
|
в |
них |
||||||
ческий; в — докритический |
на периферии |
в |
меньшей |
|
степени, |
|||||||
|
чем у поверхности центрального |
те |
||||||||||
ла. Поля давлений и скоростей в горле становятся |
резко |
|
неравно |
|||||||||
мерными. Потери полного давления в |
системе |
|
скачков |
возрастают |
как за счет увеличения их интенсивности, так и за счет указанной не равномерности потока. Вследствие роста числа М в горле повышает ся также интенсивность скачка за горлом и увеличиваются потери за счет перерасширения горла.
Потери, обусловленные изменением противодавления, зависят от величины приведенного расхода воздуха. У ТРД при постоянном чис ле оборотов обычно происходит значительное снижение приведенно го расхода воздуха через двигатель при увеличении числа М полета. В таком случае размеры сверхзвуковой зоны за горлом будут умень шаться и нерегулируемый диффузор сможет перейти постепенно на критический и докритический режимы (фиг. 52,6 ив) . На докрити
70
ческих режимах возникает головная волна, а затем может появиться неустойчивость в работе диффузора.
На числах М полета, больших расчетного, при работе диффузо ра на сверхкритических режимах коэффициент расхода равен едини це и дополнительное сопротивление отсутствует. При переходе на докритические режимы коэффициент расхода уменьшается за счет появления головной волны и дополнительное сопротивление резко возрастает (фиг. 52,в).
Ф н г. 53. Изменения |
параметров нерегулируемого входного диффузора по |
числу М |
полета при постоянном числе оборотов ТРД |
На фиг. 53 показано изменение основных параметров нерегули руемого входного диффузора на числах М полета как больших, так и меньших расчетного при постоянном числе оборотов. Этот график является распространением фиг. 51 на числа М полета, большие
71
УИр д. Диапазон чисел М полета от Л4ш!п до Л4тах, в котором может |
|
работать нерегулируемый диффузор в |
системе ТРД, оказывается |
очень небольшим. |
при заданном числе Ма не |
И з м е н е н и е в ы с о т ы п о л е т а |
влияет на наклон косых скачков, поэтому характер обтекания цент рального тела сверхзвуковым потоком не изменяется. Но увеличение высоты полета до 11 км приводит к снижению температуры окружа ющего воздуха. Поэтому при постоянном числе оборотов двигателя приведенное число оборотов повышается. Рабочая точка на харак теристике компрессора перемещается вверх (из В в А, см. фиг. 50)'. Это приводит к перемещению скачка уплотнения, расположенного за горлом по потоку, и к снижению коэффициента звх (см. фиг. 47).
Аналогичное явление наблюдается при уменьшении температуры ок- . ружающего воздуха. При увеличении температуры окружающего воздуха наблюдается обратная картина: противодавление за диффу
зором повышается, |
скачок перемещается по направлению к горлу, |
запас устойчивости |
диффузора становится меньшим. |
И з м е н е н и е |
у г л а а т а к и вызывает, как указывалось, |
снижение коэффициента расхода и коэффициента сохранения полно
го давления и увеличение |
коэффициента |
лобового сопротивления. |
|||
Явление неустойчивой работы наступает в этом случае раньше, |
чем |
||||
при нулевом угле атаки. |
|
|
|
|
|
При эксплуатации ТРД в реальных условиях происходит |
одно |
||||
временное изменение числа М полета, угла атаки и числа |
оборотов |
||||
двигателя. В этом случае обеспечить работу турбореактивного |
дви |
||||
гателя с нерегулируемым |
диффузором |
практически |
невозможно. |
||
§ 2 ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ДИФФУЗОРОВ |
|
||||
Для того чтобы судить о параметрах диффузора |
и |
делать за |
ключения относительно возможности его использования на двигателе, нужно иметь характеристики диффузора. Характеристиками диффу зора называют зависимости .коэффициента сохранения полного дав ления авх, коэффициента расхода ? и коэффициента лобового сопро тивления г-г от параметров, характеризующих режим его работы. Режим работы диффузора, как указывалось, зависит от числа М по лета, приведенного расхода воздуха и угла атаки.
Характеристики диффузора определяют в основном эксперимен
тально, |
так как теоретические методы их расчета пока еще не обес |
||||||
печивают требуемой точности. |
|
|
|
|
|
|
|
Одна из возможных схем испытания диффузора |
приведена |
на |
|||||
фиг. 54. |
Диффузор или его |
уменьшенную |
модель |
испытывают |
|||
в сверхзвуковой аэродинамической трубе. На входе |
в |
ее |
рабочую |
||||
часть устанавливается сопло Лаваля, обеспечивающее |
равномерный |
||||||
сверхзвуковой поток перед диффузором. На входе в |
установку |
по |
|||||
дается сжатый воздух от компрессора. На выходе |
осуществляется |
||||||
отсос воздуха эксгаустером. Этим обеспечиваются большие |
перепа |
||||||
ды давлений в сопле Лаваля, |
необходимые для |
имитации |
высоких |
||||
чисел М полета. |
|
|
|
|
|
|
72
обведено кругом. На фиг. 55 показаны теневые фотографии обтека ния входного диффузора при числе М набегающего потока, меньшем расчетного, на сверхкритическом и докритичеоком режимах.
Типичные характеристики нерегулируемого диффузора |
приведе |
||||||||||||||
ны на фиг. 56. |
Они представляют собой зависимости коэффициентов |
||||||||||||||
°вх и Сх от приведенного расхода воздуха |
Опр |
для различных чи |
|||||||||||||
сел М полета. |
Штрихпунктиром здесь показана |
линия |
|
критических |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
режимов. Вправо от этой линии |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
лежит |
область |
сверхкритиче |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ских |
режимов, влево— докри- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
тических. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Особенности |
работы |
диф |
||||||
|
|
|
|
|
|
фузора на различных режимах, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
рассмотренные |
в |
|
предыдущем |
||||||
|
|
|
|
|
|
параграфе, позволяют объяс |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
нить протекание этих характе |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ристик. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияние |
дросселирования |
|||||||
|
|
|
|
|
|
можно проследить |
здесь |
пере |
|||||||
|
|
|
|
|
|
мещением вдоль линий, соответ |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ствующих |
постоянному |
числу |
|||||||
|
|
|
|
|
|
М полета. |
Изменение |
числа М |
|||||||
|
|
|
|
|
|
полета |
соответствует |
переходу |
|||||||
|
|
|
|
|
|
от одной линии к другой. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
На сверхкритических режи |
||||||||
|
|
|
|
|
|
мах при заданном числе |
М по |
||||||||
|
|
|
|
|
|
лета коэффициент |
|
расхода по |
|||||||
|
|
|
|
|
|
стоянен, поэтому и коэффици |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ент лобового сопротивления ос- |
|||||||||
60 |
80 |
100 |
120 М |
(ВО |
200 |
тается неизменным. |
Коэффици |
||||||||
ет и г. |
56. |
Характеристики |
нерегулируе- |
ент |
овх |
|
с ростом |
|
Gnp |
снижа |
|||||
ется |
т а ,к |
к а к |
открытие дросселя |
||||||||||||
мого |
входного |
сверхзвукового |
диффу>- |
приводит к снижению |
г |
____ _ |
|||||||||
|
|
|
30ра |
|
|
противо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
давления |
и к |
увеличению ин |
|||||||
тенсивности скачка, |
образующегося за горлом. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
В докритической области повышение коэффициента Сх при сни |
|||||||||||||||
жении |
Gnp вызвано уменьшением коэффициента расхода и появле |
||||||||||||||
нием головной волны. |
Падение коэффициента |
овч |
объясняется раз |
рушением головной волной системы косых скачков. Слева характери стики заканчиваются границей устойчивой работы.
Как видцо из рассмотрения фиг. 56, кривые для коэффициента авх располагаются тем выше, чем меньше число М полета. Это объ ясняется снижением потерь в системе скачков уплотнения. Коэффи циент Сх с уменьшением числа М полета возрастает. Это связано со снижением коэффициента расхода и увеличением вследствие этого дополнительного сопротивления. Особенно интенсивный рост коэф фициента Сг наблюдается с момента запирания горла, которое на ступает у диффузора,'характеристики которого приведены на фиг. 56, при числах Мо, меньших 1,7.
74