Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дело в том, что при перерасширении горла увеличивается число

М в горле и возрастает интенсивность

скачка,

образующегося

за

горлом. Величина звх

при этом снижается приблизительно

пропор­

ционально перерасширению горла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, выбор величины

площади

горла

существенно

ачияет на протекание

характеристик

нерегулируемого

диффузора.

Чем значительнее перерасширено горло на расчетном режиме,

тем

на этом режиме ниже

овх, но вместе с тем и шире диапазон

работы

 

 

диффузора

без

головной

волны

 

 

при числах

М

полета,

меньших

 

 

расчетного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы рассмотрели работу не­

 

 

регулируемого входного

диффузо­

 

 

ра при

постоянном

приведенном

 

 

расходе воздуха через двигатель.

 

 

В

действительности

приведенный

 

 

расход может изменяться.

Его из­

 

 

менение будет влиять

на

интен­

 

 

сивность скачка,

расположенного

 

 

за горлом. Например, при сохра­

 

 

нении постоянного числа оборотов

 

 

приведенный расход при уменьше­

 

 

нии числа

М

полета

возрастет,

 

 

так как

увеличится

приведенное

 

 

число оборотов

двигателя.

Рабо­

 

 

чая точка на

характеристике ком­

 

 

прессора

(фиг.

50)

переместится

 

 

вверх:

из В в 'А.

б?,тр

физически

 

 

 

Увеличение

 

 

означает

 

возрастание

скорости

компрессора; при уменьшении числа

на входе в компрессор

(его

объ­

М полета рабочая точка переходит из

емного

расхода

воздуха),

т.

е.

В в А

 

повышение

пропускной

способно­

 

 

сти двигателя, а

это

сопряжено,

как указывалось, с увеличением размеров сверхзвуковой зоны за гор­ лом и ростом интенсивности ограничивающего эту зону скачка уплот­ нения. Возникают дополнительные потери полного давления/ из-за несоответствия пропускных способностей диффузора и двигателя. Двигатель при пониженных числах М полета способен пропустить больше воздуха, чем обеспечивает диффузор. Это приводит к сниже­ нию противодавления за диффузором и, следовательно, к уменьше­ нию давления воздуха на входе в двигатель. Значительное переме­ щение скачка уплотнения, образующегося за горлом, по потоку мо­

жет привести к срыву потока в канале и

к

неустойчивой работе

(зуду)-

 

<р и Сх от числа М

Зависимости величин коэффициентов

звх,

полета для нерегулируемого диффузора, установленного на ТРД, при условии сохранения постоянного числа оборотов двигателя приведе­ ны на фиг. 51. Здесь обозначены: М рд — число М полета, расчетное

68


для диффузора, — при этом числе М полета косые скачки фокуси­ руются на передней кромке обечайки; М рг — число М полета, на которое рассчитано горло, т. е. располагаемая площадь горла равна потребной. При числах М полета, больших УИрг, обеспечивается работа диффузора без головной волны на входе, но возникают до-

Ф и г. 51. Изменение параметров нерегулируемого входного диффузора по числу М полета при постоянном числе оборотов ТРД

полнительные потери полного давления из-за перерасширения гор­ ла. При числах М полета, меньших /Ирг, появляется головная волна из-за недостаточной пропускной способности горла. При этом коэф­ фициент <р становится меньшим ?расп, а коэффициент лобового сопро­ тивления резко возрастает.

Суммарные потери полного давления характеризуются коэффи­ циентом овх . Они на фиг. 51 условно разделены на четыре вида по­

69


терь: потери в скачках, потери трения, потери от перерасширения горла и потери от снижения противодавления. Если бы все эти поте­

ри отсутствовали, то овх = 1,0.

Потери в скачках при

уменьшении

числа М полета снижаются. Уменьшаются также потери за счет

пе­

рерасширения горла. Потери за счет трения сравнительно

малы

и

изменяются не очень значительно. Наконец,

потери,

обусловленные

 

снижением противодавления, из-за

 

возрастания

приведенного

 

расхода

 

воздуха при уменьшении числа М по­

 

лета значительно возрастают.

 

 

 

Потери в скачках и

потери, тре­

 

ния являются неизбежными

и опре­

 

деляются типом

диффузора.

Потери

 

же за счет перерасширения

горла и

 

за счет

снижения

противодавления

 

почти полностью

могут быть

 

устра­

 

нены регулированием диффузора.

 

 

П ри ч и с л а х М п о л е т а ,

 

б о л ь ш и х р а с ч е т н о г о ,

углы

 

наклона косых скачков уменьшаются

 

(фиг. 52) и они попадают

не

на пе­

 

реднюю кромку обечайки,

а

 

на

ее

 

внутреннюю

поверхность.

 

Течение

 

в этом

случае

 

оказывается

очень

 

сложным.

 

 

 

 

 

 

течения

 

Основной особенностью

 

на входе на сверхкритических

режи­

 

мах в этом случае является

то,

что

 

невозмущенный

 

сверхзвуковой

по­

 

ток, попадая в переднюю часть коль­

Ф и г. 52. Режимы течения в диф­

цевого канала,

свободную

от

косых

скачков, начинает в ней разгоняться.

фузоре при числах М полета,

больших расчетного:

Этот поток, пройдя затем

 

косые

а — сверхкритический, б —■крити­

скачки,

затормаживается

 

 

в

них

ческий; в — докритический

на периферии

в

меньшей

 

степени,

 

чем у поверхности центрального

те­

ла. Поля давлений и скоростей в горле становятся

резко

 

неравно­

мерными. Потери полного давления в

системе

 

скачков

возрастают

как за счет увеличения их интенсивности, так и за счет указанной не­ равномерности потока. Вследствие роста числа М в горле повышает­ ся также интенсивность скачка за горлом и увеличиваются потери за счет перерасширения горла.

Потери, обусловленные изменением противодавления, зависят от величины приведенного расхода воздуха. У ТРД при постоянном чис­ ле оборотов обычно происходит значительное снижение приведенно­ го расхода воздуха через двигатель при увеличении числа М полета. В таком случае размеры сверхзвуковой зоны за горлом будут умень­ шаться и нерегулируемый диффузор сможет перейти постепенно на критический и докритический режимы (фиг. 52,6 ив) . На докрити­

70


ческих режимах возникает головная волна, а затем может появиться неустойчивость в работе диффузора.

На числах М полета, больших расчетного, при работе диффузо­ ра на сверхкритических режимах коэффициент расхода равен едини­ це и дополнительное сопротивление отсутствует. При переходе на докритические режимы коэффициент расхода уменьшается за счет появления головной волны и дополнительное сопротивление резко возрастает (фиг. 52,в).

Ф н г. 53. Изменения

параметров нерегулируемого входного диффузора по

числу М

полета при постоянном числе оборотов ТРД

На фиг. 53 показано изменение основных параметров нерегули­ руемого входного диффузора на числах М полета как больших, так и меньших расчетного при постоянном числе оборотов. Этот график является распространением фиг. 51 на числа М полета, большие

71

УИр д. Диапазон чисел М полета от Л4ш!п до Л4тах, в котором может

работать нерегулируемый диффузор в

системе ТРД, оказывается

очень небольшим.

при заданном числе Ма не

И з м е н е н и е в ы с о т ы п о л е т а

влияет на наклон косых скачков, поэтому характер обтекания цент­ рального тела сверхзвуковым потоком не изменяется. Но увеличение высоты полета до 11 км приводит к снижению температуры окружа­ ющего воздуха. Поэтому при постоянном числе оборотов двигателя приведенное число оборотов повышается. Рабочая точка на харак­ теристике компрессора перемещается вверх (из В в А, см. фиг. 50)'. Это приводит к перемещению скачка уплотнения, расположенного за горлом по потоку, и к снижению коэффициента звх (см. фиг. 47).

Аналогичное явление наблюдается при уменьшении температуры ок- . ружающего воздуха. При увеличении температуры окружающего воздуха наблюдается обратная картина: противодавление за диффу­

зором повышается,

скачок перемещается по направлению к горлу,

запас устойчивости

диффузора становится меньшим.

И з м е н е н и е

у г л а а т а к и вызывает, как указывалось,

снижение коэффициента расхода и коэффициента сохранения полно­

го давления и увеличение

коэффициента

лобового сопротивления.

Явление неустойчивой работы наступает в этом случае раньше,

чем

при нулевом угле атаки.

 

 

 

 

 

При эксплуатации ТРД в реальных условиях происходит

одно­

временное изменение числа М полета, угла атаки и числа

оборотов

двигателя. В этом случае обеспечить работу турбореактивного

дви­

гателя с нерегулируемым

диффузором

практически

невозможно.

§ 2 ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ДИФФУЗОРОВ

 

Для того чтобы судить о параметрах диффузора

и

делать за ­

ключения относительно возможности его использования на двигателе, нужно иметь характеристики диффузора. Характеристиками диффу­ зора называют зависимости .коэффициента сохранения полного дав­ ления авх, коэффициента расхода ? и коэффициента лобового сопро­ тивления г-г от параметров, характеризующих режим его работы. Режим работы диффузора, как указывалось, зависит от числа М по­ лета, приведенного расхода воздуха и угла атаки.

Характеристики диффузора определяют в основном эксперимен­

тально,

так как теоретические методы их расчета пока еще не обес­

печивают требуемой точности.

 

 

 

 

 

 

Одна из возможных схем испытания диффузора

приведена

на

фиг. 54.

Диффузор или его

уменьшенную

модель

испытывают

в сверхзвуковой аэродинамической трубе. На входе

в

ее

рабочую

часть устанавливается сопло Лаваля, обеспечивающее

равномерный

сверхзвуковой поток перед диффузором. На входе в

установку

по­

дается сжатый воздух от компрессора. На выходе

осуществляется

отсос воздуха эксгаустером. Этим обеспечиваются большие

перепа­

ды давлений в сопле Лаваля,

необходимые для

имитации

высоких

чисел М полета.

 

 

 

 

 

 

72


обведено кругом. На фиг. 55 показаны теневые фотографии обтека­ ния входного диффузора при числе М набегающего потока, меньшем расчетного, на сверхкритическом и докритичеоком режимах.

Типичные характеристики нерегулируемого диффузора

приведе­

ны на фиг. 56.

Они представляют собой зависимости коэффициентов

°вх и Сх от приведенного расхода воздуха

Опр

для различных чи­

сел М полета.

Штрихпунктиром здесь показана

линия

 

критических

 

 

 

 

 

 

режимов. Вправо от этой линии

 

 

 

 

 

 

лежит

область

сверхкритиче­

 

 

 

 

 

 

ских

режимов, влево— докри-

 

 

 

 

 

 

тических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности

работы

диф­

 

 

 

 

 

 

фузора на различных режимах,

 

 

 

 

 

 

рассмотренные

в

 

предыдущем

 

 

 

 

 

 

параграфе, позволяют объяс­

 

 

 

 

 

 

нить протекание этих характе­

 

 

 

 

 

 

ристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние

дросселирования

 

 

 

 

 

 

можно проследить

здесь

пере­

 

 

 

 

 

 

мещением вдоль линий, соответ­

 

 

 

 

 

 

ствующих

постоянному

числу

 

 

 

 

 

 

М полета.

Изменение

числа М

 

 

 

 

 

 

полета

соответствует

переходу

 

 

 

 

 

 

от одной линии к другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

На сверхкритических режи­

 

 

 

 

 

 

мах при заданном числе

М по­

 

 

 

 

 

 

лета коэффициент

 

расхода по­

 

 

 

 

 

 

стоянен, поэтому и коэффици­

 

 

 

 

 

 

ент лобового сопротивления ос-

60

80

100

120 М

(ВО

200

тается неизменным.

Коэффици­

ет и г.

56.

Характеристики

нерегулируе-

ент

овх

 

с ростом

 

Gnp

снижа­

ется

т а ,к

к а к

открытие дросселя

мого

входного

сверхзвукового

диффу>-

приводит к снижению

г

____ _

 

 

 

30ра

 

 

противо­

 

 

 

 

 

 

давления

и к

увеличению ин­

тенсивности скачка,

образующегося за горлом.

 

 

 

 

 

 

В докритической области повышение коэффициента Сх при сни­

жении

Gnp вызвано уменьшением коэффициента расхода и появле­

нием головной волны.

Падение коэффициента

овч

объясняется раз­

рушением головной волной системы косых скачков. Слева характери­ стики заканчиваются границей устойчивой работы.

Как видцо из рассмотрения фиг. 56, кривые для коэффициента авх располагаются тем выше, чем меньше число М полета. Это объ­ ясняется снижением потерь в системе скачков уплотнения. Коэффи­ циент Сх с уменьшением числа М полета возрастает. Это связано со снижением коэффициента расхода и увеличением вследствие этого дополнительного сопротивления. Особенно интенсивный рост коэф­ фициента Сг наблюдается с момента запирания горла, которое на­ ступает у диффузора,'характеристики которого приведены на фиг. 56, при числах Мо, меньших 1,7.

74