Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент Сх доп зависит от геометрических

характеристик

ступенчатого конуса (главным образом от угла

|3С),

коэффициента

расхода <р и числа М полета. На величину С го6

оказывают влияние

угол обечайки ооб, число М полета и отношение площадей FЛ об

(см.

 

 

FK

С.хдоп

фиг. 38). От абсолютных размеров диффузора коэффициенты

и Сг о6 не зависят. Два геометрически подобных диффузора при оди­

наковых значениях чисел М0 и при мало отличающихся

значениях

чисел Рейнольдса будут иметь одинаковые значения этих

коэффици­

ентов. Именно в этом состоит удобство использования таких относи­ тельных величин.

Общее сопротивление входного диффузора на нерасчетных ре­

жимах состоит из дополнительного сопротивления

и сопротивления

обечайки

( 16)

об

Иногда, для удобства оценки общего лобового сопротивления диффузора, его выражают через суммарный коэффициент лобового

сопротивления. В этом случае

у

£__ ^ вх

<7Л.об

Как следует из формул (14), (15) и (16), этот коэффициент вы­ ражается через С, доп и Сх0б следующим образом:

С = С . •об, лI.. СX доп F*

F',

Для определения суммарного лобового сопротивления диффузо­ ра по известному значению Сх нужно знать лобовую площадь диф­ фузора. Тогда, вычислив для данногозначения числа М полета ско­ ростной напор и умножив его на F„ о6, находят Х вх.

Основная задача создания входных сверхзвуковых диффузоров состоит в обеспечении высоких значений величин авх при возможно более низких значениях коэффициента Сх . В частности, из сравне­ ния диффузоров с внешним и внутренним сжатием можно сделать следующий вывод. Диффузоры с внешним сжатием обладают срав­ нительно высокими значениями коэффициента авх и не вызывают особых затруднений при запуске. Но они обладают весьма значи­ тельным внешним сопротивлением. Диффузоры с внутренним сжати­ ем, обладая малым внешним сопротивлением, нуждаются в специ­ альном регулировании при запуске, конструктивное осуществление которого очень сложно.

§ 4. ЛОБОВЫЕ И БОКОВЫЕ ВХОДНЫЕ УСТРОЙСТВА

На конструктивное оформление входного устройства значитель­ ное влияние оказывает его форма и расположение на летательном аппарате. В зависимости от этого входные устройства подразделяют­ ся обычно на лобовые и боковые.

57


Лобовыми принято называть такие входные устройства, которые размещаются в головной части фюзеляжа или двигательной гондолы. Вследствие обтекания невозмущенным потоком и возможности ис­ пользования каналов симметричных форм в этом случае обеспечи- ■ваются более равномерные параметры на входе в двигатель.

Ф и г.

43. Типы боковых входных устройств:

а — полукруглый;

б — плоский; в — клиновидный; г — совковый

При размещении двигателя внутри фюзеляжа более выгодными могут быть боковые заборники воздуха, применение которых позво­ ляет уменьшить длину воздухоподводящих каналов. Кроме того, ме­ сто в носовой части самолета бывает необходимо для размещения другого оборудования. Несколько типов боковых входных устройств показано на фиг. 43.

При боковом расположении входной сверхзвуковой диффузор попадает в зону возмущенного потока. Это обстоятельство отчасти является благоприятным, так как скачки уплотнения от расположен­ ных впереди частей летательного аппарата уменьшают число М на­ бегающего потока. Однако возмущенный поток обычно является не­ равномерным, что создает трудности при профилировании диффу­ зора.

Другой вид неравномерности поля скоростей возникает при из­ менении углов атаки и углов рысканья. Влияние этой неравномерно­ сти на работу боковых входных устройств в ряде случаев меньше, чем лобовых. Это объясняется тем, что тело, сбоку которого установлен входной диффузор, спрямляет поток относительно его оси и маневри­ рование летательного аппарата отражается на работе диффузора ме­ нее значительно. Если, например, диффузор установлен над фюзеля­

58

жем, то увеличение угла атаки самолета мало изменяет направление потока на входе в него.

Наиболее важной проблемой, связанной с боковым расположе­ нием входных диффузоров, является устранение вредного влияния пограничного слоя, образующегося на расположенной впереди диф­ фузора боковой поверхности. При применении боковых входных уст­ ройств используются различные способы управления пограничным слоем. Некоторые из «их показаны на фиг. 43. У диффузора с .полу-

конусом здесь применено

отса-

__________________________

 

сывание пограничного слоя,

а у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диффузоров

с

клйном — его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

растекание. В первом случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пограничный

слой отсасывает­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ся двигателем, во втором слу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чае — попадает в

щель

между

 

 

 

 

 

 

 

 

 

специальным экраном и фюзе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ляжем и затем сливается в бо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ковые

стороны.

Стрелками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показано направление течения

0

0,2

5,4

 

0,6

0,8

h/S

пограничного слоя.

 

 

Фиг. 44. Влияние

отсасывания

погра­

Влияние

отсасывания

по­

ничного слоя на

относительное

измене­

граничного

слоя

на коэффи­

 

ние коэффициента

®вх

 

циент сохранения полного дав­

 

фиг.

44. Здесь приведен экс­

ления бокового диффузора показано «а

периментальный

график

относительного

снижения

<звх

бокового

диффузора в сравнении с лобовым в зависимости

от отношения вы­

соты

канала

отсасывания

h

к толщине

пограничного

слоя 5.

Значительные потери полного давления при отношениях

 

/г/6<Л,0

обусловлены в основном отрывом пограничного

слоя,

попадающего

в диффузор.

В результате возникают

дополнительные

потери как

в системе скачков уплотнения, так и внутри, канала. При увеличении высоты канала для отсасывания пограничного слоя величина авх бы­ стро возрастает и отри hiо = 1,0 оказывается близкой к единице. При этом, однако, возникают потери, связанные с эвакуацией погранич­ ного слоя, которые также должны учитываться при оценке эффектив­ ности системы отсасывания или слива пограничного слоя.

Преимущество совкозого входа (фиг. 43.г) состоит в том, что торможение воздуха в нем происходит при обтекании сверхзвуковым потоком поверхности, свободной от начального пограничного слоя. Его недостаток заключается в существенном сужении внутреннего канала из-за влияния боковой стенки (поверхности планера), что за­ трудняет вывод диффузора на расчетный режим (его запуск).

Входные устройства могут различаться также формой попереч­ ного сечения. Они могут быть круглыми, полукруглыми, прямоуголь­ ными (плоскими) и др. Лобовые диффузоры обычно делают круглы­

ми, а боковые— полукруглыми или плоскими.

Существенных различий в работе круглых и полукруглых диф­ фузоров не наблюдается. Характер течения воздуха в них одинаков.

59



Плоские и круглые диффузоры несколько различаются характером течения воздуха.

Во-первых, как уже отмечалось, плоские и круглые диффузоры отличаются величиной необходимого поворота потока для создания косых скачков заданной интенсивности. Для образования ©качка за­ данной интенсивности нужно иметь угол конуса большим, чем угол клина.

Сравнение зависимостей коэффициентов ът для двухскачкового плоского и круглого диффузоров приведено на фиг. 45.

Ф и г.

45. Сравнение

зависимостей

ат от

угла

$ для плоского

(слева) и круглого

 

(справа) диффузоров

 

Из этой фигуры видно, что углы ,30ПТ для

плоского диффузора

являются меньшими,

чем для круглого. По величине максимальных

значений коэффициента от плоские и круглые диффузоры различа­ ются незначительно. В плоском течении коэффициент оттах получа­ ется на 2—3% меньшим, чем в осесимметричном. Это объясняется тем, что в круглом диффузоре между поверхностью конического скач­ ка и поверхностью конуса осуществляется дополнительное иззнтропнческое торможение сверхзвукового потока.

Из сравнения графиков, приведенных на фиг. 45, можно заме­ тить еще одну отличительную особенность осесимметричного диффу­ зора. Для получения максимального значения коэффициента сохра­ нения полного давления при различных числах М полета у него нуж­ но иметь практически один и тот же угол конуса, лежащий в преде­ лах 25—28°, в то время как для плоского течения этот угол изменяет­

ся в диапазоне чисел М полета от 1,6 до 2,5 более чем в два

раза.

Это обстоятельство оказывает некоторое положительное влияние

на

работу круглого диффузора при нерасчетных режимах.

 

 

Плоские диффузоры имеют ряд

конструктивных преимуществ.

Их легче выполнять регулируемыми,

проще осуществлять отсос

или

слив пограничного слоя. Они являются также удобными для

приме­

нения на многодвигательных летательных аппаратах. По своим дан­ ным плоские диффузоры сравнительно мало уступают круглым, по­ этому они могут найти более широкое применение.


ГЛАВА IV

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВХОДНЫХ СВЕРХЗВУКОВЫХ ДИФФУЗОРОВ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

§ 1. РАБОТА МНОГОСКАЧКОВОГО НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ДИФФУЗОРА НА НЕРАСЧЕТНЫХ РЕЖИМАХ

Режим работы входного диффузора может изменяться в зависи­ мости от скорости (числа М) полета, высоты полета и режима рабо­ ты двигателя. На работу диффузора, кроме того, оказывает влияние изменение угла атаки летательного аппарата, так как при этом изме­ няется направление набегающего на него потока воздуха. В условиях эксплуатации все эти факторы могут изменяться одновременно. Для простоты рассмотрим вначале влияние каждого из них в отдельности. Будем предполагать, кроме того, что диффузор является нерегули­ руемым. Рассмотрение работы нерегулируемых диффузоров на нера­ счетных режимах позволит лучше понять, чем вызвана необходи­ мость их регулирования и какие возможны явления в случае отказов системы регулирования.

Влияние изменения режима работы двигателя. Остановимся вна­

чале на работе нерегулируемого диффузора при заданном

числе М

полета и нулевом угле атаки. Режим работы диффузора в этом

слу­

чае может изменяться за счет изменения режима работы

двигателя,

который у ТРД определяется числом оборотов.

 

 

 

Предположим для определенности, что число М полета является

расчетным. Течение в диффузоре на этом режиме

показано

на

фиг. 46,а. Косые скачки, образующиеся при обтекании

центрального

тела, фокусируются на передней кромке обечайки. Течение в канале между входом и горлом в зависимости от схемы диффузора может соответствовать фиг. 32 или 33. При оптимальном горле скорость в нем равна скорости звука. Если горло перерасширено, то скорость ■вгорле является сверхзвуковой. За горлом образуется сверхзвуковая зона, заканчивающаяся скачком уплотнения. Изменение числа обо­ ротов двигателя оказывает влияние прежде всего на размеры этой сверхзвуковой зоны, образующейся за горлом, и на интенсивность ограничивающего ее скачка уплотнения.

При дозвуковых скоростях полета и при обычных входных уст­ ройствах уменьшение числа оборотов и расхода воздуха через двига­ тель приводит к уменьшению расхода воздуха через входное устрой­ ство за счет уменьшения площади струйки тока, входящей в диффу-

зор. Этим и обеспечивается согласование работы входного устройст­ ва и двигателя.

61