ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
и. и. ноткин
ИСКУССТВО
ДРЕВНИХ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЗБЕКИСТАН» ТАШКЕНТ — 196$
ГОС. ПУБЛИЧНАЯ
|
НАУЧНО -ТЕХНИЧЕСКИ р |
1 |
|||
г/ |
аг> |
БИБЛИОТЕКА СССР |
| |
||
злзз |
6 2 |
|
|||
|
|
|
i f |
|
|
|
Очерки |
посвящены искусству узбекских масте |
|||
|
ров, строивших и украшавших в |
прошлом веке |
|||
|
Хиву. |
|
|
|
|
|
Изучение различных сторон хивинской архитек |
||||
|
туры, беседы с мастерами |
позволили автору — |
|||
|
кандидату искусствоведения И. И. |
Ноткину как бы |
|||
|
проникнуть |
в лабораторию |
древних, дать истол |
||
|
кование многих рациональных приемов возведения |
||||
|
и отделки |
зданий. Тем самым, в очерках, наряду |
|||
|
с общепознавательным аспектом, намечаются воз |
||||
|
можные пути освоения прогрессивных традиций |
||||
|
узбекского |
народного |
зодчества |
в современной |
|
|
градостроительной практике. |
|
|||
|
Очерки обращены, главным образом, к специа |
||||
|
листам — архитекторам, |
инженерам-строителям, |
|||
|
художникам и одновременно могут заинтересовать |
||||
|
самого широкого читателя. |
|
|
||
|
Зарисовки на полях выполнены автором. |
||||
|
Ноткин И. И. |
Т., «Узбекистан», 1968. |
|||
|
Искусство |
древних. |
|||
|
48 стр. |
Тираж |
10000. |
|
|
|
Чоткин |
И. И. Искусство |
древних. |
72(С52)
1- 6-2
1968
В в ед ен и е
Практика массового строительства оттачивает архи тектурное мастерство. Оно проявляется и в совершенст вовании структуры зданий, учитывающей особенности местного климата, и в умелом использовании строитель ных материалов, и в рациональных приемах конструи рования.
Не последнее место занимает само искусство архи тектурной композиции — гармония пространственных свя зей, эффектное сочетание обнаженных конструкций и декора, лаконизм и экономия изобразительных средств.
Эти замечательные качества архитектуры относятся к Хиве прошлого века.
Замечательны они не вообще, а потому, что затра гивают актуальные проблемы современного градострои тельства. Несмотря на грандиозные масштабы ново строек, высокую степень внутреннего благоустройства зданий, их неизмеримо выросшую социальную значи мость, в устойчивых представлениях человека о худо жественных ценностях зодчества опыт древних масте-
3
ров все еще достоин пристального внимания. Особенно
в тех случаях, когда перед архитектором стоит задача застройки жилого района по типовым проектам и при
этом сохранения пространственных ориентиров, инди видуализации архитектурных форм, их членений. Или
когда при решении уникальных общественных зданий в
духе нашего времени — из стекла и бетона — проекти
ровщики озабочены, какими же пластическими сердства-
ми выразить назначение здания и сделать его архитекту ру содержательней?
Так в самых общих чертах намечается перекличка эпох, в которой уточняются возможности продления жизни некоторых профессиональных приемов старых
мастеров, а в ряде случаев и их принципиальных по зиций к планировке, формированию зданий, средствам создания микроклимата и т. д.
Понятно, что в этом случае сам подход к архитек туре одного из древнейших среднеазиатских городов — Хивы — должен быть избирательным, то есть не в плане истории архитектуры, как бы взвешивающей в хроноло гическом порядке все составляющие искусства архитек
туры и строительного инженерного дела, а с позиций
«потребительских»— что может быть полезно сегодня
для заимствования или для переосмысления из тради ционного опыта узбекских мастеров.
Такое отношение к наследию может быть оценено как несколько упрощенное и прямолинейное. Ведь из вестно, что в архитектуре феодального периода, осо-
4
бенно позднего, к которому относится XIX в., много за
стойных явлений. С другой стороны, даже то, что мы
отбираем и расцениваем в опыте древних как прогрес сивное начало, в силу огромного разрыва с принципами
современного градостроительства, вряд ли может быть
взято на вооружение в своем непосредственном виде.
Поэтому в наших очерках главное внимание обращено на логику мышления старых мастеров, толкование ко
торой иногда подкрепляется документами, фактами.
Эти сведения могут удовлетворить возросшее внимание
широкого круга читателей к искусству старых масте
ров и в зависимости от существа творческого поиска и
самой |
информации |
ассоциативно дать импульс |
рожде |
|||
нию новой конструкции, методу производства |
работ, |
|||||
новой |
объемно-пространственной композиции |
архитек |
||||
турного ансамбля. |
|
|
|
|
|
|
Обращение к архитектурным памятникам Хивы кон- |
||||||
ца XVIII — начала |
XX вв. не |
случайно. Если |
XII— |
|||
XIV вв. известный |
исследователь |
древнего |
Хорезма |
|||
С. П. |
Толстов характеризует |
как |
возрождение |
ранне- |
средневековых традиций и называет архитектуру этого периода хорезмийским ренессансом, то позже отзвуки этой высокой культуры можно обнаружить только в Хиве. Относительно хорошая сохранность хивинских памятников архитектуры представляет для специалистов
редкую возможность |
широкого |
взгляда и |
обобщений, |
не говоря о том, что каждого |
посетившего |
этот город |
|
не може! не тронуть |
его яркая |
самобытность и непрр- |
5
рывно обновляемые впечатления, навеянные картинами старого города.
Архитектура Хивы на редкость живописна. Это про является в красочных акцентах облицовки, затейливом
силуэте балок, колонн, башен, насыщенной узорности
резьбы по дереву, приемах перспективного раскрытия
площадей, |
двориков. Вместе с тем хивинские мастера, |
|
с учетом |
природно-климатических условий |
края, от |
лично использовали местные строительные |
материалы, |
а в технологию «монтажа» кирпичных, каркасных кон струкций внесли много новшеств,/ исключающих излиш ние запасы прочности и упрощающих сам провесе воз ведения здания.
Г ор од -театр
Хивинские зодчие были большими мастерами оформ ления города. Охватывая в целом приемы реконструк ции Ичан-калы, мы видим, что они действовали подоб но театральным декораторам: айван, поднятый на платформу, исполнен театральной торжественности, фа сады многих построек раскрываются не прямо, а как бы в обрамлении первопланных кулис, площадь смот рится как в диораме и т. д. Так построен весь цент ральный ансамбль Хивы, где на сравнительно неболь шой площади развернут обширный архитектурный спектакль. Только он воплотился в монументальных фор мах, и перед нами каждый раз разворачиваются новые сцены: точно рассчитаны развитие действия во времени, поле видимости и пределы восприятия архитектурных форм с отдельных видовых точек, скрыто все непри глядное, и даже обыденные постройки смотрятся в об рамлении высоких башен, минаретов, куполов.
Тенденция к театрализации архитектуры вообще свойственна среднеазиатскому зодчеству, хивинские же
1
мастера, отобрав самые ценные качества этого искусст ва, воплотили их в жизнь с большим чувством меры и такта. Здесь как бы преломляется в фокусе их много летний градостроительский опыт, еще не разделенный на проектную и практическую деятельность.
Из бесед со старыми хивинскими мастерами стано вится ясно, что они ориентировались не столько на чер тежи плана постройки, сколько на уже возведенные здания, которые являлись для них образцами, и на ту живость пространственного воображения, которая в об щих чертах рисовала им образ архитектурного произ ведения. Практика массового строительства стала их творческой .лабораторией. В этом главном русле — ис точник органичности хивинской архитектуры.
Наиболее ярко это качество прослеживается в много слойных, многоэтапных архитектурных ансамблях, сло жение которых в условиях Хивы отмечено чертами глубокого своеобразия. Выделение их в плотно застро енной территории Ичан-калы условно, так как весь Шахристан стал центральным ансамблем Хивы,
Образность архитектуры — результат не только многовековой практики, но целостного мировоззрения.
О творчестве хивинских зодчих можно сказать, что проходило оно под знаком неразрывного, единовремен ного решения утилитарных и эстетических задач. Толь ко мера этих требований в различных сооружениях не одинакова.
Архитектура рядового жилища определялась спар танской простотой быта простолюдина и его неистреби мой страстью видеть красивое хоть в детали. В загород ном дворце на первом плане выступают блага простор ного ландшафта, зелени и воды, внушительные масштабы постройки, исключающие мысль об узорочье, В город ских резиденциях — официозная респектабельность, пре дельная насыщенность узора, гимн красочности. В за тененном пространстве крытого рынка взгляд устремлен на четкий росчерк анфилады куполов. Весь дух архи тектуры здесь подчинен деловитой жизни базара.
Но вот мы попадаем в мемориально-культовый комплекс — мавзолей Пахлавап-Махмуда, ставший ди настической усыпальницей кунградов; и словно захваче ны в плен миром растительных узоров. Каллиграфи чески выписанное надписи на майоликовой облицовке
8
заключены в фигурные рамки — картуши. По ним можно судить, что здесь нет места ни религиозной риторике, ни мистицизму. Художник убежден в живости израз цов и стремится к тому, чтобы узоры служили образцом для весны: «Розовый куст на куст роз этого орнамента раскрыл глаз, чтобы взять с него пример». Поэтому не удивительно появление на стенах этого памятника га зелей, в которых идеи человеколюбия, гражданствен ности впервые в монументальном декоре феодальной Средней Азии прозвучали так открыто и убедительно.
Так во всем, в любом сооружении, проявляется ра ционалистический склад мышления хивинца: он береж лив и расчетлив, извлекает красоту из самого устройства здания и если украшает его, то всегда учитывает назна чение постройки, сохраняет меру сравнения, добивается предельной звучности красочных акцентов и вкладывает в них не только свое исполнительское мастерство, но и свое отношение к окружающему миру, к человеку.
В прямой связи с общими критериями художествен ности развивается искусство архитектурной композиции. В построении хивинских ансамблей наиболее употреби тельны контрастные сочетания форм: приземистых и высоких, гладких и рельефных, вялых, грузных и легких, энергичных, залитых солнцем и затененных, полихромных и монохромных. Это качество частично объясняется замкнутостью планировочной структуры многих зданий, которая требовала иллюзорного раскрытия пространства вширь и ввысь, украшения двориков, как средоточия интимной и общественной жизни горожан и т. д.
Одновременно исключается совмещение в одном комплексе многих пластических и цветовых «аккордов», отбираются лишь те средства, которые соседствуя, эф фектно подчеркивают выразительность друг друга.
Дворец Таш-хаули, в котором собраны все извест ные хивинцам виды монументального декоративного искусства, все же исключение, а не правило. Но и в нем
чувствуется большая дисциплина композиции, |
цвета. |
Она достигнута не только перекличкой мотивов |
орна |
мента в резном дереве, мраморе, ажурных металлических решетках, ганчевых панно, расписных майоликах, на
стенной |
и потолочной живописи, но и единой насыщен |
||
ностью |
узоров, |
единой |
колористической разработкой |
стен и потолков, |
наконец, |
единой приподнятостью, тем- |
а