Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мать силовых воздействий. Оказывается при дозвуковых скоростях полета потеря тяги, получающаяся вследствие применения укорочен­ ного диффузора, почти полностью компенсируется так называемой подсасывающей силой, возникающей при обтекании закругленных передних кромок заборника воздуха.

При безотрывном обтекании передних кромок диффузора на ■его внешней поверхности в рассматриваемом случае появляется раз­ режение, так как скорость здесь получается большей, чем у внутрен­

ней поверхности. Поэтому суммарная равнодействующая

сила

R,

возникающая от такого распределения давлений, имеет осевую

сос­

тавляющую Л'подс , направленную в сторону полета (фиг.

6,6).

 

Ф и г. 7. Срыв потока

Ф и г.

8. Зависимость

коэффициента

 

с внешней

поверхно­

свх круглых

дозвуковых

диффузоров

 

сти диффузора

 

от

числа М на

входе

и

угла рас­

 

 

 

 

 

 

 

твора а

 

 

 

 

Следует иметь в виду, однако, что чрезмерное укорочение

и

диф­

фузора приводит к очень сильному искривлению струек ток.а

мо­

жет вызвать отрыв потока на внешней поверхности диффузора,

как

показано на фиг. 7. Это может вызвать снижение

подсасывающей

силы и падение эффективной тяги двигателя:

подсасывающая сила

теперь уже не будет компенсировать

потерю

тяги,

 

обусловленную

укорочением диффузора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт показывает,

что

для

дозвуковых

ВРД

целесообразно

иметь скорость

свх, равную

примерно половине скорости полета.

При этом основная доля сжатия воздуха от скорости напора

проис­

ходит вне диффузора.

Внутренний канал в зависимости от потребной

скорости в конце диффузора может

быть

слегка

расширяющимся,

постоянного сечения и даже сужающимся. Последний случай особен­

но характерен для ТРД, у которых

потребные

скорости

на входе

в компрессор весьма велики и достигают 150—

200 м/сек. Небольшой

разгон потока перед компрессором

благоприятен, так как

способст­

вует выравниванию поля скоростей и улучшает условия работы ком­ прессора. Если двигатель расположен на большом расстоянии от за­

15


борника воздуха,

целесообразно для снижения потерь в

соединяю­

щих их каналах

вначале затормозить поток до малых

скоростей,

а перед входом в двигатель

за счет сужения канала увеличить ско­

рость воздуха до требуемой

величины.

 

Потери в дозвуковых диффузорах ВРД зависят от формы кана­ ла (угла раствора), плавности очертания входных кромок и числа М

на входе. Влияние числа Рейнольдса для диффузоров

ВРД обычно

мало вследствие их больших размеров.

 

На фиг. 8 даны опытные зависимости величины

коэффициента

сохранения полного давления круглых дозвуковых

диффузоров

с плавным входом от угла раствора и числа М во входном отверстии, полученные К. С. Сциллардом. Как видж>, с увеличением угла рас­ твора а и числа М на входе коэффициент сохранения давления уменьшается. При приближении числа М к единице’ в узком сечении канала образуется местная сверхзвуковая зона, что приводит к рез­ кому снижению овх. При углаха<Д0° и при числе М<Д),5 величина овх лежит, как видно, в пределах 0,96—0,98.

§ 3. СКАЧКИ УПЛОТНЕНИЯ В СВЕРХЗВУКОВОМ ПОТОКЕ

При торможении сверхзвукового потока трудно избежать появ­ ления скачков уплотнения, а они являются источником значительных потерь. Поэтому, прежде чем переходить к изложению принципов торможения потока воздуха во входных сверхзвуковых диффузо­ рах, напомним некоторые вопросы, связанные с образованием скачков уплотнения в сверхзвуковом потоке.

При обтекании какого-либо тела потоком сжимаемого газа каж­ дая точка его поверхности создает возмущения, которые распростра­ няются в виде волн давления во все стороны со скоростью, равной скорости звука. При дозвуковых скоростях течения газа эти возму­ щения успевают уходить от тела не только назад (по потоку), но и вперед. Распространяясь навстречу набегающему потоку, они как бы предупреждают вновь подходящие частицы воздуха о приближении к препятствию. Струйки тока начинают деформироваться задолго до приближения к обтекаемому телу, чем и обеспечивается достаточная плавность обтекания.

При сверхзвуковых скоростях указанные малые возмущения имеют скорость распространения, меньшую скорости движения тела. Поэтому, не успевая отойти от теша, они накладываются друг на дру­ га. В результате их суммирования впереди тела образуется скачок уплотнения.

На скачке уплотнения происходит внезапное уменьшение скоро­ сти и внезапное увеличение давления. В результате этого осуществ­ ляется сжатие частиц газа, проходящих через поверхность скачка,— увеличение их плотности.

Различают скачки уплотнения прямые и косые. Прямым назы­ вают такой скачок, поверхность которого перпендикулярна направле­

нию набегающего потока, т. е. образует с ним

 

прямой угол:

а = 90°

(фиг. 9). Косым называют скачок, поверхность

которого

образует

с направлением набегающего потока (фиг. 10)

острый угол (а < 90°).

16


Интенсивность скачка уплотнения принято оценивать по степени понижения скорости в скачке и степени повышения в нем давления.

Наибольшей интенсивностью при заданном числе М набегающе­ го потока обладает прямой скачок уплотнения. Торможение сверх­ звукового потока в этом случае получается столь значительным, что за прямым скачком скорость воздуха с2 обязательно становится меньше скорости звука а2 (фиг. 9).

Прямой скачен

Косой скачок

1

Фиг.

9.

Изменение

скоро­

Фиг. 10.

Изменение направле­

сти и

давления в

прямом

ния потока, скорости и давле­

 

 

скачке

 

ния в косом скачке

В косом скачке интенсивность изменения параметров получает­

ся меньшей,

чем в прямом. Она зависит от

угла наклона скачка.

Если угол а близок к 90°, скорость потока за косым скачком остает­ ся еще дозвуковой, хотя и несколько большей, чем та, которая полу­ чалась бы, если бы скачок был прямым. Начиная с некоторого утла а

(своего для каждого значения числа М набегающего потока),

ско­

рость за косым скачком становится уже сверхзвуковой.

 

Чем меньше угол а , тем менее интенсивным становится

косой

скачок: уменьшение скорости и увеличение давления на скачке

сни­

жаются. С уменьшением интенсивности скачка уменьшаются

также

и потери в скачке, которые принято характеризовать снижением пол­ ного давления. При некотором наименьшем значении угла а скачок становится предельно слабым. В этом случае уменьшение скорости и повышение давления на скачке уже бесконечно мало, а потери в нем почти отсутствуют. Такой бесконечно слабый косой скачок получил

название волны сжатия.

 

 

Форма скачка уплотнения и его интенсивность зависят от

фор­

мы обтекаемого тела и числа М набегающего потока.

тела

При обтекании тупоносого тела

(фиг. 11,а) или полого

с малым протоком воздуха (фиг. 11,6)

на некотором расстоянии

пе­

ред ними образуется криволинейный скачок уплотнения, называемый головной волной. В передней части скачок является прямым — он здесь перпендикулярен к наирацдению, набегающего потока (образу-

2 . Ю. Н. Нечаев * 2 *

о О Я Ъ °


ет с ним прямой угол). По мере удаления от тела скачок становится косым, причем угол его наклона и интенсивность постепенно умень­ шаются. На значительном расстоянии от тела косой скачок переходит

в волну сжатия.

 

 

 

 

 

 

тела,

на­

При обтекании сверхзвуковым потоком заостренного

пример конуса или клина, форма скачка зависит от угла раствора

и

числа М набегающего потока.

При небольших углах раствора

и до­

 

 

статочно

высоких сверхзвуко­

 

 

вых

скоростях

набегающего

 

 

потока скачок уплотнения по­

 

 

лучается

косым,

начинающим­

 

 

ся

у

вершины

 

конуса

 

 

(фиг.

12,а). Интенсивность

и

 

 

наклон этого скачка зависят от

 

 

угла конуса (клина) и сни­

 

 

жаются

при

его

уменьшении.

 

 

При этом уменьшаются

и поте­

 

 

ри полного давления

в скачке.

 

 

Но если угол раствора ко­

 

 

нуса (или клина) становится

 

 

большим

некоторого

 

предель­

 

 

ного

значения

(своего

для.

 

 

каждого числа М набегающего

 

 

потока) при его обтекании об­

 

 

разуется

головная волна,

как

 

 

в рассмотренном

ранее

случае

 

 

(фиг. 12,6).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачки

|ушюгнения

 

не

 

 

только приводят к потере пол­

Фf Пи Iг . 1 111ф v /uП Лp пctjvuя ч лuпuйnнc и р1 o^iouuvrirrvnnR urvuuviruiui'ЯПЛНЫ'

ного давления проходящего че-

 

*

 

 

 

но И явля-

а — при обтекании тупоносого

тела; Р63 НИХ потока газа,

б — при обтекании тела с малым прото- ются

ИСТОЧНИКОМ

ВОЛНОВОГО со­

ком воздуха

 

противления.

Появление волно­

 

 

вого

сопротивления

 

обус­

ловлено тем, что на образование скачков уплотнения затрачивается определенная энергия. Эта энергия идет .на нагревание газа, прохо­ дящего через скачок.

Передача энергии для создания скачков уплотнения осуществ­ ляется за счет повышения давления на передней части обтекаемого тела. Поэтому волновое сопротивление принято определять путем суммирования сил избыточного давления, возникающих на поверх­ ности тела при образовании скачков уплотнения. Чем интенсивнее, скачок, тем значительнее повышается давление проходящего через него воздуха и тем больше оказывается волновое сопротивление.

Торможение сверхзвукового потока желательно осуществлять в косых скачках, так как в этом случае как потери полного давления, так и внешние сопротивления оказываются меньшими.

Для образования косых скачков могут быть использованы плос­ кие тела, имеющие форму клина, или тела осесимметричной формы—

18


конусы. Рассмотрим особенности их обтекания сверхзвуковым по­ током.

При обтекании клина поверхность скачка является плоской (фиг. 13). До скачка поток является невозмущенным: струйки тока не искривляются. На поверхности скачка происходит излом линий тока. За плоскостью скачка линии тока имеют направление, парал­

Фиг. 12. Обтекание клина:

а — при малых углах ? или больших числах М; б — при больших углах р или малых числах М

лельное поверхности клина, а скорости и давления всюду одинаковы. По этой причине картина обтекания клина и расчет всех параметров потока при этом обтекании очень просты.

Фиг. 13.

Линии тока при

обтекании

Фиг. 14. Линии тока при

обтекании

клина

сверхзвуковым

потоком

конуса сверхзвуковым

потоком

При обтекании конуса, как показывают исследования,

картина

течения является более сложной. Скачок уплотнения, возникающий в этом случае, является коническим (имеет также форму конуса, но с большим углом раствора). За этим коническим скачком уплотнения линии тока не параллельны поверхности конуса и поэтому поток за ним является неравномерным

Схема обтекания конуса показана на фиг. 14. Вдоль каждой линии тока за скачком скорости и давления изменяются. По мере

2*

19