Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если принимать, что подсасывающая сила равна нулю, то до­ полнительное сопротивление будет равно равнодействующей силе избыточных давлений, действующих на струйку тока, расположенную

перед входом в диффузор.

Эта сила будет тем большей,

чем

меньше

отношение площадей F0/FBX и чем выше давление на

поверхности

ток.а за прямым скачком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение F0i FBX принято называть

коэффициентом

расхода

и обозначать буквой <р. Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

? =

F0!Fm .

 

 

 

 

(11)

Коэффициент расхода представляет собой отношение

действи-

тельного, расхода воздуха

G,

равного ~[Hc0F0 к

максимально

воз­

можному, который равен

 

Fm

с0. Действительно,

 

 

 

 

 

 

 

^

Т/, со Fo_ _

[ о

_

 

 

 

 

 

 

Grnax

Т я ^ О ^ в х

/_вх

 

 

 

 

Режим диффузора, при

котором

прямой

скачок

расположен

в плоскости входа,

принято называть критическим (фиг.

17), режим,

соответствующий

наличию

головной

волны, — докритическим

(фиг. 20,а),

а режим со скачком внутри

канала— сверхкритическим

(фиг. 20,6).

Дополнительное сопротивление в рассмотренном

типе

диффузоров появляется только на докритических режимах. На крити­ ческом и сверхкритическом режимах f = 1,0 и А'доп = 0.

§ 5. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СКАЧКОВ УПЛОТНЕНИЯ ВО ВХОДНЫХ СВЕРХЗВУКОВЫХ ДИФФУЗОРАХ

При числах М полета, больших 1,5— 1,7, потери в прямом скач­ ке уплотнения быстро возрастают и диффузоры с прямым скачком на входе становятся малоэффективными. Из фиг. 18 видно, что уже при Мо — 2,5 величина ап = 0,5. Следовательно, вследствие боль­ ших потерь, полное давление в прямом скачке падает в два раза. Та­ кое значительное снижение полного давления приводит к недопусти­ мо большому падению тяги двигателя и ухудшению экономичности силовой установки.

При заданном числе М набегающего потока, как указывалось, косой скачок уплотнения слабее прямого: скорость снижается в нем не так резко* поэтому и потери полного давления получаются мень­ шими. Однако поток за косым скачком остается сверхзвуковым. В том случае, когда число М за косым скачком оказывается не более 1,5— 1,7, дальнейшее торможение потока можно осуществить в пря­ мом скачке: потери в нем при этом условии будут небольшими, а ско­ рость за ним станет дозвуковой. Этот прямой скачок принято назы­ вать замыкающим.

В этом случае диффузор получается двухскачковым: с одним косым и одним прямым скачком. Потери в такой системе скачков при заданной скорости полета будут меньшими, чем при одном пря­ мом скачке, так как один прямой скачок значительной интенсивности

25


заменен здесь двумя последовательно расположенными скачками- - косым и прямым — меньшей интенсивности. Такие двухскачковые диффузоры могут применяться до чисел М полета, равных 2,2—2,3.

С дальнейшим ростом числа М полета увеличивается и число М за косым скачком. Если число М после первого косого скачка полу­ чается слишком высоким, целесообразно последующее сжатие пото­ ка осуществить еще в одном косом скачке с тем, чтобы снизить ско­ рость перед замыкающим прямым скачком до приемлемых значений. В этом случае диффузор получается трехскачковым, имеющим два косых скачка и один прямой. Такая система скачков целесообразна в диапазоне чисел М полета примерно от 2,3 до 3,0 и т. д.

Фиг. 21. Зависимость коэффици­

Фиг. 22. Способы образования

ента

от числа М

полета для

скачков уплотнения

оптимальных

систем скачков:

 

/ — прямой

скачок;

2 — косой +

 

+ прямой;

3 — два

косых -f пря­

 

мой; 4 — три

косых + прямой

 

Величину коэффициента сохранения давления в системе скачков обозначают от . Она определяется как произведение коэффициентов в/ всех скачков уплотнения. Например, при наличии двух косых и одного замыкающего прямого скачка

°т — °1 °2 ап ■

Интенсивность отдельных косых скачков и соответствующие им значения коэффициентов а,- зависят от выбора углов излома ^ той поверхности, при обтекании которой образуются косые скачки уп­ лотнения. При заданном числе М полета и при заданном числе скач­ ков уплотнения эти углы могут быть подобраны таким образом, что­ бы коэффициент от достигал наибольшей возможной величины. Си­ стема скачков, удовлетворяющая этому условию, получила название оптимальной.

26


Зависимость значений коэффициентов (ат )та)С от числа М поле­ та для оптимальных систем с различным числом косых скачков уп­ лотнения и с замыкающим прямым скачком приведена на фиг. 21. Самая нижняя кривая соответствует здесь одному прямому скачку. Из этого графика видно, что чем выше число М полета и чем больше число косых скачков, тем значительнее оказывается выигрыш от при­ менения многоскачковых диффузоров.

Ф и г. 23. Схемы диффузоров с бесскачковым

 

(изэнтропическим) сжатием:

 

а — внутренним; б — внешним

 

Требуемую систему скачков уплотнения можно создать

различ­

ными способами. Для этой цели может

быть использовано,

напри­

мер, профилированное центральное тело,

выдвинутое навстречу на­

бегающему потоку, имеющее форму ступенчатого конуса. В

таком

случае канал диффузора, образованный центральным, телом и внеш­ ним кожухом (обечайкой), получается кольцевым (фиг. 22,а). Обра­ зование второго и последующих косых скачков может быть получено за счет отражения косого скачка от внутренних стенок канала (фиг. 22,6). Скачки могут быть созданы также внутри канала, не имеющего центрального тела, за счет специального профилирования его стенок (фиг. 22,в).

Рассмотренные способы образования скачков уплотнения разли­

чаются местом их расположения относительно

плоскости входа.

В первом случае скачки располагаются перед плоскостью входа, во

втором —- частично вне и частично внутри канала,

в третьем — все

скачки находятся внутри канала.

В соответствии с этим сверхзвуко­

вые диффузоры подразделяют на

три типа;

с внешним

сжатием

(фиг. 22,я),

со смешанным (внешним и

внутренним)

сжатием

(фиг. 22,6)

и с внутренним сжатием (фиг. 22,в).

с

внешним, так и

Увеличивая число скачков в диффузорах как

с внутренним сжатием, в пределе можно перейти

к

непрерывному

(изэнтропическому) торможению сверхзвукового потока. На фиг. 23 показаны схемы диффузоров с внешним и с внутренним изэнтропиче-

27"


ским сжатием. В этом случае при обтекании сверхзвуковым потоком

специально спрофилированного центрального тела или стенок внут­

реннего канала возникают волны сжатия, в которых потери

практи­

чески отсутствуют, что позволяет затормозить сверхзвуковой

поток

с малыми потерями полного давления. Вследствие ряда ограничений,

сущность которых будет изложена ниже, процесс сжатия

и

в этом

случае также завершается по необходимости

скачком

уплотнения.

Поэтому и у этих диффузоров величина авх

получается

меньшей

единицы и несколько снижается с ростом числа М полета.

На пути создания таких диффузоров имеется еще ряд трудностей. В частности, не удается обеспечить их эффективную работу в широ­ ком диапазоне чисел М и высот полета, так как для бесскачкового сжатия потока требуется иметь определенный профиль поверхности торможения, свой для каждого режима полета.

Преимущества и недостатки способов торможения сверхзвуко­ вого потока, указанных на фиг. 22, будут выяснены в процессе рас­ смотрения диффузоров различных типов.

ГЛАВА II

ДИФФУЗОРЫ С ВНУТРЕННИМ СЖАТИЕМ

§ 1. ПРИНЦИП РАБОТЫ ДИФФУЗОРА С ВНУТРЕННИМ СЖАТИЕМ

Диффузоры с внутренним сжатием пока еще не нашли широкого практического применения в воздушно-реактивных двигателях. Од­ нако их рассмотрение полезно для выяснения некоторых физических процессов, свойственных диффузорам других типов. Такие диффузо­ ры представляют интерес и потому, что они могут найти применение в перспективных летательных аппаратах.

Фиг. 24. Схема диффузора с бесскачковым внутренним сжатием. Изменение скорости, давления и температуры по длине диффузора

Диффузор с внутренним сжатием простейшей схемы представ­ ляет собой профилированный канал вначале сужающийся, а затем расширяющийся (фиг. 24). Наименьшее сечение этого канала приня-

29