Файл: Наумец С.М. Основы теории и устройства авиационных силовых установок конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
§ 2. ДРОССЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРД
Изменение числа оборотов двигателя осуществляется по средством изменения количества топлива, подаваемого в каме
ры сгорания. |
|
и его удельного расхода |
горючего |
Зависимости тяги ТРД |
|||
от числа оборотов при |
постоянных скорости и высоте полета |
||
называются дроссельными |
характеристиками |
|
|
Дроссельные характеристики снимаются на стенде на земле |
|||
при работе двигателя |
на месте (Р = 0). Характер их |
протека |
|
ния показан на рис. 47. |
|
|
Рис. 47. Дроссельные характеристики ТРД с регулируемым соплом
Как видно на графике, при уменьшении числа оборотов от максимальных тяга быстро уменьшается (примерно по кубиче ской параболе), а удельный расход топлива сначала несколько снижается, а затем быстро возрастает. Рассмотрим причины, обусловливающие такой характер протекания тяги и удельного расхода топлива ТРД по числу оборотов.
Анализ характера изменения тяги Р
Будем считать, что расширение газов в реактивном сопле — полное, и тогда тягу ТРД можно представить без статической составляющей в виде произведения ОвРуд:
Съ— У
Однако при работе двигателя на стенде К=0, тогда
Из этой формулы видно, что тяга зависит от расхода возду ха через двигатель GB и скорости истечения газов из реактив ного сопла С5. Расчеты и эксперименты показывают, что секундный расход воздуха GB изменяется пропорционально чис лу оборотов, а скорость истечения газов из реактивного соп ла — пропорционально примерно квадрату числа оборотов.
Можно записать:
Gu = k-tl,
Cb= kv ll2,
где k и k1 — коэффициенты |
пропорциональности. Графически |
изменение GBи С5 по числу |
оборотов представлено на рис. 48. |
g £ |
|
/2
Рис. 48. Изменение секундного расхода воздуха GB и ско рости истечения газов из реактивного сопла Съ
Подставив в формулу тяги значения секундного расхода воздуха GBи скорости истечения газов Cj, получим:
где А — постоянный множитель для данного двигателя.
Важно отметить, что темп роста тяги с увеличением числа оборотов все время увеличивается; на средних оборотах тяга примерно пропорциональна квадрату, а вблизи яП1ах— третьей или даже четвертой степени числа оборотов. Поэтому уменьше
ние числа оборотов от я т ахна 1 % |
снижает тягу двигателя при |
мерно на 3—4%. |
81 |
6 С. М. Наумец |
Анализ характера изменения удельного расхода топлива
Для объяснения характера изменения удельного расхода топлива в зависимости от числа оборотов двигателя восполь
зуемся уравнением |
(9). |
количество |
воздуха для сгора |
Теоретически необходимое |
|||
ния I кг топлива — величина |
постоянная, |
поэтому формулу (9) |
|
можно записать: |
|
|
|
„ |
, , |
|
3600 |
где В — постоянный |
коэффициент, равный —— |
Характер изменения С-,, а значит, Руд для дроссельной ха рактеристики мы уже рассмотрели.
Для выяснения характера протекания а (коэффициента избытка воздуха) необходимо проследить за изменением раз ности температур перед турбиной Г* и за компрессором Т*, т. е.
которая определяет количество подаваемого топлива в камеру сгорания, а следовательно, и коэффициент избытка воздуха а:
Характер изменения Г*, |
и ^ показан иа |
рис. 49. Раз |
ность температур АТ имеет |
наименьшее значение |
на расчетном |
Г
/7
/~1 м.г
Рис. 49. Изменение l*v Т*л, ДГ и а в зависимости от числа оборотов двигателя
82
режиме работы двигателя. С уменьшением числа оборотов АТ увеличивается. Объясняется это тем, что с уменьшением п уменьшается скорость воздуха в камере сгорания и ухудшают ся условия горения топливовоздушной смеси. Для того, чтобы обеспечить устойчивое горение, приходится увеличивать коли чество топлива на каждый килограмм воздуха. При увеличении оборотов свыше некоторых расчетных увеличение АТ объяс няется желанием повысить тягу двигателя за счет опять-таки обогащения топлнвовоздушной смеси.
Нели теперь изобразить зависимость а и Руд на одном графике и построить кривую их произведения а-Руд (рис. 50),
то перестроенная затем в — р— она даст представление о ха-
а ■г уД
рактере изменения удельного расхода топлива по числу оборо тов, как показано па рис. 47.
^°у<Р
|
/ 7 o r f /'W c //V |
Л |
fnvjc. |
Рис. 50. Характер изменения а, Рул и а-Руд по числу оборотов двигателя
На некоторых расчетных оборотах, называемых крейсерски ми, удельный расход топлива наименьший. С уменьшением . числа оборотов от крейсерских Суд увеличивается и незначи тельно увеличивается с увеличением их до максимальных.
На дроссельную характеристику обычно наносят характер ные режимы работы двигателя.
6* |
83 |
1) Максимальный режим работы ТРД соответствует макси мально допустимому значению числа оборотов птах и темпера
туре газов перед турбиной 7\,тах. |
для взлета, ускорен |
|
Максимальный режим используется |
||
ного набора высоты, для увеличения скорости полета. |
||
2) Максимальный форсажный режим |
ТРД соответствует |
|
максимальным значениям числа оборотов, |
температуры газов |
|
перед турбиной и в форсажной камере. |
На современных двига |
телях число оборотов в небольшом диапазоне может умень шаться путем дросселирования двигателя, при этом несколько уменьшаются температура газов перед турбиной и тяга.
Тяга на форсажном режиме при работе двигателя на месте па 30—40% больше P max:
^max форс —■( Т З - р - 1 , 4 ) Р inах- |
|
Удельный расход топлива составляет |
|
Судфорс шах= |
Суд max- |
С увеличением скорости полета тяга двигателя на форсаж ном режиме возрастает, а Суд уменьшается.
Форсажный режим используется для сокращения взлетной
дистанции, достижения больших скоростей |
горизонтального |
||
полета Vrop и быстрого набора высоты. |
|
при |
V = 0 и Н = 0 |
Время непрерывной работы на форсаже |
|||
ограничивается до 10 сек, а с увеличением V н Н полета время |
|||
увеличивается до 10 минут и более. |
|
Р ||0М= 0>9Ятах. |
|
3) Номинальный режим соответствует тяге |
|||
Число оборотов меньше максимального: |
|
|
|
Ипом<'-^ тах ( ^ т а х ~ 9 , 9 5 |
П п0м). |
|
|
Используется для длительного набора |
высоты |
и достижения |
больших скоростей горизонтального полета.
4) Крейсерский режим рассчитан на надежную работу дви гателя в течение установленного ресурса. На этом режиме минимальное значение имеют удельный расход топлива Судп,,п и
температура газов |
перед турбиной |
73, а максимальное — к. п .д. |
компрессора и турбины. |
|
|
Тяга двигателя на крейсерском режиме составляет: |
||
|
Ркр= Рш« (0,5-0,75). |
|
Соответственно |
различают: |
' |
—минимально крейсерский режим (~0,5Ятах);
—максимально крейсерский режим (~0,75 Ртах).
5) Режим малого газа или холостого хода соответствует числу оборотов:
н.ч.г 0,3 timjn.
84
Тягу на режиме малого газа желательно иметь наимень шую, так как она определяет длину пробега самолета после посадки, однако величина ее лимитируется оборотами малого газа и составляет:
Рм.г=(0>03--0)05)Ртах.
Время непрерывной работы ограничивается до 10 мин.
Особенности протекания дроссельных характеристик ТРД, снабженных автоматикой перепуска воздуха в атмосферу из средних ступеней компрессора
При рассмотрении способов предотвращения неустойчивой работы осевых компрессоров было указано, что при понижении числа оборотов необходимо открывать ленту перепуска возду ха из средних ступеней компрессора. Перепуск воздуха влияет на протекание характеристики двигателя по числу оборотов, примерный вид которой для этого случая показан на рис. 51.
Р*г
Рис. 51. Дроссельная характеристика ТРД, имеющего перепуск воздуха из средних ступеней
В момент открытия ленты перепуска, когда п= ппсрсп, часть сжатого воздуха стравливается в атмосферу и в создании тяги не участвует. Поэтому тяга двигателя скачком понижается, а удельный расход горючего возрастает. Уменьшение расхода газа через турбину ведет к снижению ее мощности, для компен сации которой приходится увеличивать температуру Т*. Это
85
приводит также к увеличению удельного расхода горючего. На графике для сравнения при п < п 11ере„ пунктиром нанесено проте кание характеристик двигателя, которые были бы получены при данных числах оборотов, если бы удалось избежать помпажа без открытия ленты перепуска. Как видно, перепуск возду ха из компрессора экономически невыгоден и находит примене ние только из-за своей конструктивной простоты.
§ 3. СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРД |
|
|||
Скоростными характеристиками ТРД |
называются |
зависи |
||
мости тяги и удельного |
расхода топлива |
от скорости полета |
||
при неизменной высоте |
полета при постоянном |
числе |
оборотов |
|
и постоянной температуре газов перед турбиной |
(рис. |
52/. |
Из |
характеристик |
следует, |
что тяга |
двигателя с увеличе |
||||
нием |
скорости |
полета |
вначале |
несколько уменьшается, |
дости |
|||
гая минимума |
при- |
скорости |
полета, соответствующей |
числу |
||||
М = 0,4 —0,5, затем |
возрастает, |
достигая |
максимума при |
сверх |
||||
звуковых скоростях |
полета, |
соответствующих /И = 1,5-г 2, |
после |
|||||
чего интенсивно падает до |
нуля при М*»4. Удельный |
расход |
||||||
юплива с увеличением скорости полета |
непрерывно увеличи |
|||||||
вается. |
|
|
|
|
|
|
|
Анализ изменения тяги
Характер изменения тяги в зависимости от скорости полета определяется изменением величин, от которых она зависит (см. формулу (4).
86
Если бы с изменением скорости полета V все остальные ве личины, входящие в выражение для тяги, а именно: скорость
истечения газов из реактивного сопла |
Св и секундный |
расход |
||||||
воздуха G,„ оставались постоянными, |
то тяга |
изменялась |
бы |
|||||
по закону прямой линии |
(показана |
пунктиром |
на |
рис. 52) |
и |
|||
при достижении |
значения |
V=Cr, |
ее |
значение |
обращается |
|||
в нуль. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Однако с возрастанием скорости полета изменяются и рас |
||||||||
ход воздуха через |
двигатель GB, и скорость истечения |
газов |
из |
реактивного сопла Сг,. Рассмотрим характер и причины измене ния этих величин в зависимости от скорости полета.
Секундный расход воздуха GBс увеличением скорости поле та непрерывно возрастает (рис. 53). Рост расхода воздуха с увеличением скорости полета объясняется увеличением его сжимаемости.
Рис. 53. Изменение секундного расхода воздуха за счет скоростного напора при изменении числа М
До скорости полета, соответствующей числу At = 0,4 -f-0,5. секундный расход воздуха растет медленно, однако, начиная с М —0,4- 0,5, проявляется сжимаемость воздуха, интенсивно увеличивается скоростная степень повышения давления во входном устройстве \ х, что приводит к росту секундного рас
хода воздуха примерно во второй степени от скорости полета.
Скорость истечения газов из реактивного сопла- Съ также растет с увеличением скорости полета V, так как увеличение степени повышения давления во входном устройстве гс*х при
водит к увеличению давления по всему газовоздушному трак ту, в том числе и перед реактивным соплом. Рост перепада дав ления газов на реактивном сопле приводит к росту С5. Однако
87