ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
теля, а второй конец обмотки левого электромаг нита припаян к зажиму Б.
При включении зажигания включателем 7 (путь тока показан на схеме стрелками) попла вок 18 датчика, если топлива в баке нет, нахо дится в самом нижнем положении, и ползуны 17 почти полностью выключают сопротивление рео стата. В этом случае обмотка правого электро магнита закорачивается и тока в ней не будет, а в обмотке левого электромагнита будет прохо дить ток максимальной величины. Вследствие этого сердечник левого электромагнита намагни чивается и притягивает к себе якорек, стрелка которого указывает на деление 0.
При повышении уровня топлива в баке по плавок датчика всплывает и с помощью рычага и ползунов 17 включает сопротивление реостата. В этом случае ток в обмотке левого электромаг нита уменьшается, а в обмотке правого увеличи
вается, в |
результате чего якорек |
перемещается |
в сторону |
правого электромагнита |
и связанная |
с ним стрелка дает большие показания на шкале.
СПИДОМЕТР И ТАХОМЕТР
С п и д о м е т р (рис. 60) показывает ско рость движения и пройденный автомобилем путь.
Состоит он из шкалы 7; стрелки 6; магнит ного экрана 4, изготовленного из низкоуглероди стой стали; алюминиевой картушки 3 (пласти ны); постоянного магнита 2, защищенного от раз магничивания посторонними магнитными полями, магнитным экраном 4\ приводного валика 1 по стоянного магнита, получающего вращение от ве домого (вторичного) валика коробки передач с помощью гибкого вала (троса); спиральной пру жины 5 и суммарного счетчика 8, пройденного
182
пути, получающего вращение от приводного вала через три пары винтовых шестерен.
При движении автомобиля приводной вал 1 и жестко связанный с ним постоянный магнит 2 вращаются, благодаря чему в картушке 3 ин дуктируются вихревые токи. Магнитный поток вихревых токов, взаи модействуя с магнит ным потоком постоян ного магнита, вызывает перемещение картуш ки <3 в сторону враще ния постоянного маг нита 2. При этом жестко связанная с кар тушкой 3 стрелка 6 дает соответствующие показания на шкале 7.
Величина показаний стрелки зависит от ве личины магнитного по
тока вихревых токов, а следовательно от скоро сти вращения постоянного магнита. Спиральная пружина 5 не дает возможности картушке 3 полностью обернуться вокруг своей оси. При снижении оборотов постоянного магнита она возвращает картушку 3, а следовательно и стрелку 6 в исходное положение.
Т а х о м е т р служит для показаний скорости вращения коленчатого вала. Устройство и дейст вие его аналогично устройству и действию спи дометра, за исключением суммарного счетчика, который в тахометре отсутствует. Шкала тахо метра градуирована в об/мин.
183
Тахометры установлены на щитках приборов автомобилей, имеющих двигатели ЯАЗ-204 и
ЯАЗ-206.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ
На автомобилях М-21 «Волга» и некоторых других установлены двухщеточные двухскорост ные электрические стеклоочистители.
Стеклоочиститель (рис. 61) состоит из сле-
Рис. 61. Схема электрического стеклоочистителя.
дующих основных частей: электродвигателя 3 по стоянного тока с параллельным возбуждением; теплового предохранителя 2, включенного в его цепь; -червяка 8 редуктора, шарнирно соединен ного с-валом электродвигателя, червячной ше стерни 9 редуктора, кривошипа 10, соединенного с валом шестерни, тяг 11, 13, 15, рычагов 12, 18,
№
16, резиновых щеток 14, 17, включателя 7 элек тродвигателя, установленного на щитке прибо ров, дополнительного сопротивления 4 прерыва теля 5 и толкателя 6.
При включении зажигания (включателем 1) и электродвигателя вал последнего начинает вращать червяк, который приводит во вращение шестерню 9. Кривошип 10 с помощью тяг 11, 13, 15 и рычагов 12, 18, 16 превращает вращатель ное движение шестерни в качение щеток 19, 17 на поверхности стекла. Скорость движения ще ток зависит от положения выключателя 7, в ро торе которого имеются две контактные пластины а и б.
Эти пластины могут обеспечить три положе ния включателя 7: при положении / вал электро двигателя вращается на малых оборотах, при по ложении II — на больших оборотах; при положе нии III цепь электродвигателя выключена.
Если включатель находится в положении /, ток в обмотку возбуждения проходит без сопро тивления (путь тока на схеме показан стрелка ми), а если в положении II — через дополнитель ное сопротивление 4 (8 ом). В этом случае ток в обмотке возбуждения снижается, а скорость вращения якоря повышается до 3,3 об/мин и чи сло двойных ходов щеток возрастает с 25 (ма лые обороты) до 50 в минуту. При работе элек тродвигатель потребляет ток 1—1,8 а.
Когда выключатель 7 ставится в положение III, прерыватель 5 размыкает его цепь. Это про исходит при опускании щеток в крайнее нижнее положение, когда они оказываются вне поля зре ния водителя.
Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л Ь О Б Д У В А В Е Т Р О В О Г О С Т Е К Л А
Вентилятор для обдува ветрового стекла при водит в действие двухполюсный электродвига тель 1 (рис. 62) постоянного тока с последова тельным возбуждени ем. Выключение и из менение числа оборо тов вала производят переключателем 2, в котором имеются два дополнительных сопро тивления 3, благодаря
чему можно получить
Рис. 62. Схема электродви гателя обдува ветрового две скорости вращения
стекла. вала электродвигателя. Для сигнализации о выключении в цепи электродвигателя имеется
лампа 4. Пользоваться вентилятором следует только в случае необходимости (при запотева нии или обледенении стекла). Ток, потребляе мый электродвигателем, не превышает 2,2 а. Тех нические данные некоторых электродвигателей, применяемых на автомобилях для привода раз личных механизмов, приведены в табл. 22.
ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ВОЗДУХА
Электрофакельный подогреватель обеспечива ет подогрев воздуха в цилиндрах двигателя при температуре окружающего воздуха ниже + 5°. Состоит он (рис. 63) из катушки зажигания с электромагнитным прерывателем (вибратором), конденсатора 5 емкостью 0,25 мкф, включенного параллельно контактам прерывателя, свечи за жигания 2; электрода 1, выключателя зажига-
186
Ти п
эл е к т р о
дв и г а т е л я
МЭ7Б
МЭ5Д
МЭ11
МЭ205
Таблица 22
Технические данные некоторых электродвигателей постоянного тока
|
В о з |
Н а з н а ч е н и е |
б у ж д е |
|
н и е |
Н о м и |
Н о м и |
н а л ь |
н а л ь |
н о е |
н а я |
н а п р я |
м о щ |
ж е н и е , |
н о с т ь , |
в |
вт |
С к о р о с т ь в р а - щ е н и я , об/м ин
Т о к ,
а |
п р и |
н а х о |
|
л о с т о м |
р а з |
х о д у |
г р у з к е |
и е |
со р и |
н |
п |
Н а п р а в л е в р а щ е н и я с т о р о н ы в о д а |
М а р к и а в т о м о б и л е й , н а к о т о р ы х у с т а н о в л е н
э л е к т р о д в и г а т е л ь
Д л я п р и в о д а |
П а р а л |
12 |
8 |
2 |
2500 |
в е н т и л я т о р а |
л е л ь |
|
|
|
|
в е т р о в о г о |
н о е |
|
|
|
|
с т е к л а |
То же |
12 |
12 |
1,3 |
1400 |
Для приво |
|||||
да стекло |
|
|
|
|
|
очистителя |
По- |
12 |
4 |
2 |
|
Для приво |
|
||||
да вентиля следо- |
|
|
|
|
|
тора отопи |
ва- |
|
|
|
|
теля авто |
тель- |
|
|
|
|
мобиля |
ное |
|
|
|
|
То же |
То же |
24 |
4 |
2 |
|
— |
Пра |
ЗИЛ-111, ЗИЛ-127, |
|
вое |
ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, |
|
|
ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 |
|
Левое ЗИЛ-127, ЗИЛ-158, |
|
|
|
ПАЗ-652, ЛАЗ-695, |
2100 |
Пра |
ЛАЗ-697 |
М-20 .Победа”, |
||
|
вое |
ГАЗ-51, ГА3-63, |
|
|
ГАЗ(УАЗ)-69, |
|
|
.Москвич-407“, |
|
|
„Москвич-410*, |
|
|
.Москвич-423*, |
|
|
ЗИЛ-127, ЗИЛ-158, |
|
|
ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 |
2100 |
» |
МАЗ-200, МАЗ-205, |
|
|
КрАЗ(ЯАЗ)-214, |
ЛрАЗ(ЯАЗ)-219, КрАЗ(ЯАЗ)-222
ния 10 и сигнальной лампы 9, загорающейся при включении катушки зажигания.
Во время пуска двигателя, когда коленчатый вал его вращается стартером, топливо из отдель ного бачка подкачивается пусковым насосом и впрыскивается че рез форсунку в коль цевую камеру блока
цилиндров. Распыленное топ
ливо воспламеняется от электрической искры. При включен ном выключателе за жигания 10 ток в первичной обмотке 4 (путь тока показан на схеме стрелками) намагничивает сер
Рис. 63. Схема электриче- дечник 3 катушки ской части электрофакель- зажигания, который
ного подогревателя воздуха. притягивает к себе
якорек 7, вследствие чего контакты 6 прерывателя размыкаются и во вторичной обмотке 8 индуктируется э. д. с. Про текающий при этом ток высокого напряжения об разует искру между электродами (путь тока вы сокого напряжения на схеме показан пунктирны ми стрелками). После прерывания первичной це пи якорек под действием сил упругости возвра щается в исходное положение, замыкая опять контакты 6. Частота размыканий и замыканий контактов находится в пределах 300—400 пер/сек. Электрофакельные подогреватели установлены на автомобилях МАЗ-200 и МАЗ-205, КрАЗ
(ЯАЗ)-214 и др.
188
П Р Е Д О Х Р А Н И Т Е Л И
Предохранители служат для защиты прибо ров электрооборудования и проводов от коротких замыканий. Подразделяются они на плавкие и тепловые многократного или однократного дей ствия.
П л а в к и е п р е д о х р а н и т е л и рассчита ны на ток 10—20 а, они защищают цепи сигна ла, контрольно-измерительных приборов, указа телей поворотов, электродвигателей обдува стек ла и др. На автомобилях М-21 «Волга» установ лены три плавких предохранителя, которые име ют свои номера:
1) № I-20-A—в цепи звуковых сигналов, при куривателя, часов и подкапотной лампы;
2)№ 2-10-А — в цепи приборов световых ука зателей поворота и света заднего хода;
3)№ 3-20-А — в цепи приемника и электро
двигателя обогрева кузова.
Плавкие предохранители (рис. 64) установ лены на текстолитовом основании 3 корпуса 1, закрытого крышкой 4. Каждый предохранитель имеет два зажима 2 для плавких вставок 8. На текстолитовой планке 5 каждой вставки есть кон тактные пластины 7, соединенные между собой медной проволокой (вставкой 8), которая и яв ляется плавким предохранителем. На верхней части планок намотано несколько витков запас ной проволоки 6 для замены перегоревшей.
Проволока для предохранителей, рассчитан ных на ток 10 а, имеет диаметр 0,26 мм, а для предохранителей, рассчитанных на 20 а—0,37 мм. В случае применения проволоки большого диа метра предохранитель теряет свои защитные свойства.
189