Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

теля, а второй конец обмотки левого электромаг­ нита припаян к зажиму Б.

При включении зажигания включателем 7 (путь тока показан на схеме стрелками) попла­ вок 18 датчика, если топлива в баке нет, нахо­ дится в самом нижнем положении, и ползуны 17 почти полностью выключают сопротивление рео­ стата. В этом случае обмотка правого электро­ магнита закорачивается и тока в ней не будет, а в обмотке левого электромагнита будет прохо­ дить ток максимальной величины. Вследствие этого сердечник левого электромагнита намагни­ чивается и притягивает к себе якорек, стрелка которого указывает на деление 0.

При повышении уровня топлива в баке по­ плавок датчика всплывает и с помощью рычага и ползунов 17 включает сопротивление реостата. В этом случае ток в обмотке левого электромаг­ нита уменьшается, а в обмотке правого увеличи­

вается, в

результате чего якорек

перемещается

в сторону

правого электромагнита

и связанная

с ним стрелка дает большие показания на шкале.

СПИДОМЕТР И ТАХОМЕТР

С п и д о м е т р (рис. 60) показывает ско­ рость движения и пройденный автомобилем путь.

Состоит он из шкалы 7; стрелки 6; магнит­ ного экрана 4, изготовленного из низкоуглероди­ стой стали; алюминиевой картушки 3 (пласти­ ны); постоянного магнита 2, защищенного от раз­ магничивания посторонними магнитными полями, магнитным экраном 4\ приводного валика 1 по­ стоянного магнита, получающего вращение от ве­ домого (вторичного) валика коробки передач с помощью гибкого вала (троса); спиральной пру­ жины 5 и суммарного счетчика 8, пройденного

182

пути, получающего вращение от приводного вала через три пары винтовых шестерен.

При движении автомобиля приводной вал 1 и жестко связанный с ним постоянный магнит 2 вращаются, благодаря чему в картушке 3 ин­ дуктируются вихревые токи. Магнитный поток вихревых токов, взаи­ модействуя с магнит­ ным потоком постоян­ ного магнита, вызывает перемещение картуш­ ки <3 в сторону враще­ ния постоянного маг­ нита 2. При этом жестко связанная с кар­ тушкой 3 стрелка 6 дает соответствующие показания на шкале 7.

Величина показаний стрелки зависит от ве­ личины магнитного по­

тока вихревых токов, а следовательно от скоро­ сти вращения постоянного магнита. Спиральная пружина 5 не дает возможности картушке 3 полностью обернуться вокруг своей оси. При снижении оборотов постоянного магнита она возвращает картушку 3, а следовательно и стрелку 6 в исходное положение.

Т а х о м е т р служит для показаний скорости вращения коленчатого вала. Устройство и дейст­ вие его аналогично устройству и действию спи­ дометра, за исключением суммарного счетчика, который в тахометре отсутствует. Шкала тахо­ метра градуирована в об/мин.

183


Тахометры установлены на щитках приборов автомобилей, имеющих двигатели ЯАЗ-204 и

ЯАЗ-206.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

На автомобилях М-21 «Волга» и некоторых других установлены двухщеточные двухскорост­ ные электрические стеклоочистители.

Стеклоочиститель (рис. 61) состоит из сле-

Рис. 61. Схема электрического стеклоочистителя.

дующих основных частей: электродвигателя 3 по­ стоянного тока с параллельным возбуждением; теплового предохранителя 2, включенного в его цепь; -червяка 8 редуктора, шарнирно соединен­ ного с-валом электродвигателя, червячной ше­ стерни 9 редуктора, кривошипа 10, соединенного с валом шестерни, тяг 11, 13, 15, рычагов 12, 18,

16, резиновых щеток 14, 17, включателя 7 элек­ тродвигателя, установленного на щитке прибо­ ров, дополнительного сопротивления 4 прерыва­ теля 5 и толкателя 6.

При включении зажигания (включателем 1) и электродвигателя вал последнего начинает вращать червяк, который приводит во вращение шестерню 9. Кривошип 10 с помощью тяг 11, 13, 15 и рычагов 12, 18, 16 превращает вращатель­ ное движение шестерни в качение щеток 19, 17 на поверхности стекла. Скорость движения ще­ ток зависит от положения выключателя 7, в ро­ торе которого имеются две контактные пластины а и б.

Эти пластины могут обеспечить три положе­ ния включателя 7: при положении / вал электро­ двигателя вращается на малых оборотах, при по­ ложении II — на больших оборотах; при положе­ нии III цепь электродвигателя выключена.

Если включатель находится в положении /, ток в обмотку возбуждения проходит без сопро­ тивления (путь тока на схеме показан стрелка­ ми), а если в положении II — через дополнитель­ ное сопротивление 4 (8 ом). В этом случае ток в обмотке возбуждения снижается, а скорость вращения якоря повышается до 3,3 об/мин и чи­ сло двойных ходов щеток возрастает с 25 (ма­ лые обороты) до 50 в минуту. При работе элек­ тродвигатель потребляет ток 1—1,8 а.

Когда выключатель 7 ставится в положение III, прерыватель 5 размыкает его цепь. Это про­ исходит при опускании щеток в крайнее нижнее положение, когда они оказываются вне поля зре­ ния водителя.



Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л Ь О Б Д У В А В Е Т Р О В О Г О С Т Е К Л А

Вентилятор для обдува ветрового стекла при­ водит в действие двухполюсный электродвига­ тель 1 (рис. 62) постоянного тока с последова­ тельным возбуждени­ ем. Выключение и из­ менение числа оборо­ тов вала производят переключателем 2, в котором имеются два дополнительных сопро­ тивления 3, благодаря

чему можно получить

Рис. 62. Схема электродви­ гателя обдува ветрового две скорости вращения

стекла. вала электродвигателя. Для сигнализации о выключении в цепи электродвигателя имеется

лампа 4. Пользоваться вентилятором следует только в случае необходимости (при запотева­ нии или обледенении стекла). Ток, потребляе­ мый электродвигателем, не превышает 2,2 а. Тех­ нические данные некоторых электродвигателей, применяемых на автомобилях для привода раз­ личных механизмов, приведены в табл. 22.

ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ВОЗДУХА

Электрофакельный подогреватель обеспечива­ ет подогрев воздуха в цилиндрах двигателя при температуре окружающего воздуха ниже + 5°. Состоит он (рис. 63) из катушки зажигания с электромагнитным прерывателем (вибратором), конденсатора 5 емкостью 0,25 мкф, включенного параллельно контактам прерывателя, свечи за­ жигания 2; электрода 1, выключателя зажига-

186

Ти п

эл е к т р о ­

дв и г а т е л я

МЭ7Б

МЭ5Д

МЭ11

МЭ205

Таблица 22

Технические данные некоторых электродвигателей постоянного тока

 

В о з ­

Н а з н а ч е н и е

б у ж д е ­

 

н и е

Н о м и ­

Н о м и ­

н а л ь ­

н а л ь ­

н о е

н а я

н а п р я ­

м о щ ­

ж е н и е ,

н о с т ь ,

в

вт

С к о р о с т ь в р а - щ е н и я , об/м ин

Т о к ,

а

п р и

н а х о ­

л о с т о м

р а з ­

х о д у

г р у з к е

и е

со р и ­

н

п

Н а п р а в л е в р а щ е н и я с т о р о н ы в о д а

М а р к и а в т о м о б и л е й , н а к о т о р ы х у с т а н о в л е н

э л е к т р о д в и г а т е л ь

Д л я п р и в о д а

П а р а л ­

12

8

2

2500

в е н т и л я т о р а

л е л ь ­

 

 

 

 

в е т р о в о г о

н о е

 

 

 

 

с т е к л а

То же

12

12

1,3

1400

Для приво­

да стекло­

 

 

 

 

 

очистителя

По-

12

4

2

 

Для приво­

 

да вентиля­ следо-

 

 

 

 

тора отопи­

ва-

 

 

 

 

теля авто­

тель-

 

 

 

 

мобиля

ное

 

 

 

 

То же

То же

24

4

2

 

Пра­

ЗИЛ-111, ЗИЛ-127,

 

вое

ЗИЛ-157, ЗИЛ-164,

 

 

ЛАЗ-695, ЛАЗ-697

 

Левое ЗИЛ-127, ЗИЛ-158,

 

 

ПАЗ-652, ЛАЗ-695,

2100

Пра­

ЛАЗ-697

М-20 .Победа”,

 

вое

ГАЗ-51, ГА3-63,

 

 

ГАЗ(УАЗ)-69,

 

 

.Москвич-407“,

 

 

„Москвич-410*,

 

 

.Москвич-423*,

 

 

ЗИЛ-127, ЗИЛ-158,

 

 

ЛАЗ-695, ЛАЗ-697

2100

»

МАЗ-200, МАЗ-205,

 

 

КрАЗ(ЯАЗ)-214,

ЛрАЗ(ЯАЗ)-219, КрАЗ(ЯАЗ)-222


ния 10 и сигнальной лампы 9, загорающейся при включении катушки зажигания.

Во время пуска двигателя, когда коленчатый вал его вращается стартером, топливо из отдель­ ного бачка подкачивается пусковым насосом и впрыскивается че­ рез форсунку в коль­ цевую камеру блока

цилиндров. Распыленное топ­

ливо воспламеняется от электрической искры. При включен­ ном выключателе за­ жигания 10 ток в первичной обмотке 4 (путь тока показан на схеме стрелками) намагничивает сер­

Рис. 63. Схема электриче- дечник 3 катушки ской части электрофакель- зажигания, который

ного подогревателя воздуха. притягивает к себе

якорек 7, вследствие чего контакты 6 прерывателя размыкаются и во вторичной обмотке 8 индуктируется э. д. с. Про­ текающий при этом ток высокого напряжения об­ разует искру между электродами (путь тока вы­ сокого напряжения на схеме показан пунктирны­ ми стрелками). После прерывания первичной це­ пи якорек под действием сил упругости возвра­ щается в исходное положение, замыкая опять контакты 6. Частота размыканий и замыканий контактов находится в пределах 300—400 пер/сек. Электрофакельные подогреватели установлены на автомобилях МАЗ-200 и МАЗ-205, КрАЗ

(ЯАЗ)-214 и др.

188

П Р Е Д О Х Р А Н И Т Е Л И

Предохранители служат для защиты прибо­ ров электрооборудования и проводов от коротких замыканий. Подразделяются они на плавкие и тепловые многократного или однократного дей­ ствия.

П л а в к и е п р е д о х р а н и т е л и рассчита­ ны на ток 10—20 а, они защищают цепи сигна­ ла, контрольно-измерительных приборов, указа­ телей поворотов, электродвигателей обдува стек­ ла и др. На автомобилях М-21 «Волга» установ­ лены три плавких предохранителя, которые име­ ют свои номера:

1) № I-20-A—в цепи звуковых сигналов, при­ куривателя, часов и подкапотной лампы;

2)2-10-А — в цепи приборов световых ука­ зателей поворота и света заднего хода;

3)3-20-А — в цепи приемника и электро­

двигателя обогрева кузова.

Плавкие предохранители (рис. 64) установ­ лены на текстолитовом основании 3 корпуса 1, закрытого крышкой 4. Каждый предохранитель имеет два зажима 2 для плавких вставок 8. На текстолитовой планке 5 каждой вставки есть кон­ тактные пластины 7, соединенные между собой медной проволокой (вставкой 8), которая и яв­ ляется плавким предохранителем. На верхней части планок намотано несколько витков запас­ ной проволоки 6 для замены перегоревшей.

Проволока для предохранителей, рассчитан­ ных на ток 10 а, имеет диаметр 0,26 мм, а для предохранителей, рассчитанных на 20 а—0,37 мм. В случае применения проволоки большого диа­ метра предохранитель теряет свои защитные свойства.

189