Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

якорьком 13 и сердечником 11 (0,7—0,8 мм) вра­ щением якорька по резьбе штока при отпущен­ ной гайке 2. При уменьшении зазора тон звука повышается, при увеличении — понижается. Стальная пластина 1 должна быть параллельна

якорьку

13,

что достигается

вращением гаек

шпильки

16.

По окончании регулировки гайка 2

должна быть затянута.

р е л е - с и г н а л о в

про­

Р е г у л и р о в к у

изводят

установкой

зазора

1—1,2 мм

между

якорьком 2 (рис. 53) и сердечником 3 (подгиба­ нием ограничителя 7 подъема якорька). Зазор между контактами 0,4—0,7 мм регулируют под­ гибанием стойки 6 неподвижного контакта, а на­ пряжение включения контактов (6—8 в) — изме­ нением натяжения пружины 5 (подгибанием кронштейна).

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

АМПЕРМЕТР

Амперметр показывает величину разрядного тока аккумуляторной батареи и величину заряд­ ного тока генератора. Состоит он из латунной шинки 1 (рис. 54), постоянного магнита 2, при­ крепленного к латунной шинке лапками 6, сталь­ ного якорька 3, алюминиевой стрелки 5 с проти­ вовесом и латунного маховичка 4.

Если ток через амперметр не проходит, то

якорек под действием

притяжения полюсов по­

стоянного

магнита 2

находится

в равновесии

и стрелка

5 показывает 0. Когда

ток от генера­

тора начинает проходить через амперметр к ак­ кумуляторной батарее, магнитное поле, образо­ ванное током, поворачивает стальной якорек, а следовательно и стрелку вправо. Когда бата­ рея разряжается (питает потребители), направ­ ление тока меняется на обратное, вследствие чего якорек отклоняется влево<-и стрелка показывает величину разрядного тока. Для успокоения коле­ баний стрелки служат противовес и маховичок 4.

Амперметр, устанавливаемый на щитке при­ боров автомобиля, не может быть использован при проверке и регулировке приборов электро­

173


оборудования, так как в показаниях его до­ пускается неточность до 20%•

20

0

20

УКАЗАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА

Указатель давления масла контролирует ра­ боту масляного насоса. Он состоит из датчика, ввернутого в масляную магистраль, и приемника (указателя), расположенного на щитке приборов. Датчик изменяет величину тока в цепи указателя в зависимости от давления масла в масляной ма­ гистрали двигателя, а указатель дает соответст­ вующие показания на'своей шкале.

Датчик (рис. 55) состоит из корпуса, разде­ ленного диафрагмой 2 на две части; бронзовой пружинящей пластины 3, П-образной биметалли­ ческой пластины 4 толщиной 0,3 мм, имеющей нагревательную обмотку; регулировочного при­

174

способления 5, с помощью которого регулируется давление контактов; кронштейна 6 подвески би­ металлической пластины; упругой контактной пластины 7, которая прижата к зажиму 5; со­ противления 9 обмотки датчика (12—17 ом)\ кон-

Рис, 55, Схема электрического импульсного указате­ ля давления масла.

тактов датчика, изготовленных из сплава 75% серебра и 25% кадмия.

Указатель имеет шкалу, градуированную от О до 5 кг/см2 и стрелку 12; П-образную биметал­ лическую пластину 11 с нагревательной обмоткой толщиной 0,25 мм и сопротивлением 36 ом\ брон­ зовую пружинящую пластину 14 и регулировоч­ ные секторы 10 и 13.

При включении зажигания включателем 15 ток от аккумуляторной батареи проходит по на­ гревательным обмоткам датчика и указателя (путь тока на схеме показан стрелками), благо­

175


даря чему происходит нагрев биметаллических пластин и их деформация.

Если двигатель не работает, то масло в каме­ ре 1 корпуса датчика не оказывает давления на диафрагму 2. В этом случае контакты датчика замыкаются небольшой силой упругости биметал­ лической пластины. Нагрев и деформация биме­ таллической пластины датчика происходят бы­ стро, а остывание и выпрямление (а следователь­ но, и замыкание контактов) — медленно. В ре­ зультате этого в обмотку приемника поступает незначительный ток 0,05 а, биметаллическая пла­ стина указателя нагревается и деформируется незначительно, вследствие чего стрелка из на­ чального положения передвигается только до 0.

При работе двигателя масло давит на диаф­ рагму 2, в результате чего она прогибается и че­ рез бронзовую пластину 3 увеличивает давление на контакты. В этом случае требуется большая величина тока, чтобы нагреть биметаллическую пластину и разомкнуть контакты. Поэтому контак­ ты датчика дольше находятся в замкнутом со­ стоянии и быстрее смыкаются, что увеличивает поступление тока в обмотку указателя. Ток боль­ шой величины сильнее нагревает биметалличе­ скую пластину 11 приемника, которая деформи­ руясь, отклоняет дальше стрелку на шкале.

Частота вибрации контактов при давлении масла) 2 кг!см2 и токе 0,14 а около 60 пер/мин, a яри давлении 5 кг/см2 и токе 0,19 а—125 пер/мин.

АВАРИЙНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР ДАВЛЕНИЯ МАСЛА

Сигнализатор (рис. 56) предупреждает води­ теля о чрезмерном снижении давления масла в масляной магистрали двигателя. Состоит он из датчика 9, ввернутого на место нижней пробки

176

поперечного канала масляной магистрали двига­ теля, сигнальной лампы 2 с колпачком 3 красно­ го цвета и выключателя 1, расположенных на щитке приборов, контактной пластины 4, латун­ ной контактной чашки 5, регулировочного винта 6, пружины 7 и диаф­

рагмы

8.

Изменением

 

натяжения

пружины 7

 

регулируется

момент

 

включения

сигнальной

 

лампы.

работающем

 

При

 

двигателе,

пока

в си­

 

стеме

смазки

давление

 

не станет

ниже

1,3—

 

1,8 кг!см2, контактная

 

чашка 5 отжата

диаф­

 

рагмой 8 от контактной

Рис. 56. Схема аварийно­

пластины 4,

благодаря

го сигнализатора давле­

чему

цепь

сигнальной

ния масла.

лампочки

разомкнута.

 

При снижении давления ниже расчетного (1,3—1,8 кг/см2) диафрагма выпрямляется и кон­ тактная чашечка 5 соединяется с контактной пла­ стиной 4, цепь сигнальной лампочки замыкается и она загорается. Если это происходит при 1500—2000 об/мин коленчатого вала, надо не­ медленно остановить двигатель, выяснить и уст­ ранить причину снижения давления масла. Опи­ санный сигнализатор устанавливается на двига­ телях ААЗ-204 и ЯАЗ-206.

УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОДЫ

Указатель температуры воды состоит из дат­ чика и указателя. Датчик устанавливается в ру­ башке охлаждения блока цилиндров двигателя и

1 2 -8 0 1

177


состоит из корпуса 6 (рис. 57), латунного патро­ на 1, регулировочного винта 3, биметаллической пластины 4, имеющей сопротивление 14 или 15 ом, упругой контактной пластины 5, выводно­ го зажима 7, контактов датчика, изготовленных из сплава серебра (75%) и кадмия (25%), и пла­ стины 2, соединенной с массой.

Рис. 57. Схема электрического импульсного указате­ ля температуры воды.

Указатель помещен на щитке приборов. Со­ стоит' он из шкалы, градуированной от 40 до 100°, стрелки 10, биметаллической пластины 9 с нагревательной обмоткой, имеющей сопротивле­ ние 36 ом, пластины 13 и двух секторов 8 и 11 для регулирования указателя.

При включении зажигания включателем 12 ток из аккумуляторной батареи поступает в на­ гревательную обмотку биметаллической пласти­ ны 4 датчика, а затем в нагревательную обмотку биметаллической пластины 9 указателя (путь тока указан на схеме стрелками). В этом случае величина тока в нагревательной обмотке биме­

178

таллической пластины 9 будет большая, так как биметаллическая пластина 4 пока температура охлаждающей воды низкая нагревается током медленно, а охлаждается после размыкания кон­ тактов быстро. Биметаллическая пластина 9 приемника значительно нагревается и, деформи­ руясь переводит стрелку с начального положения на деление 40°. При температуре охлаждающей

воды около

40° контакты датчика вибрируют

с частотой

порядка 125 пер/мин, при этом ток

в обмотке приемника достигает 0,19 а.

При повышении температуры воды биметал­ лическая пластина 4 датчика нагревается боль­ ше, так как нагревание ее происходит не только под действием тока, но и под действием нагретой в системе охлаждения воды. В этом случае после размыкания контактов биметаллическая пласти­ на 4 остывает медленно и контакты датчика на­ ходятся в разомкнутом состоянии дольше. В ре­ зультате этого поступление тока в нагреватель­ ную обмотку биметаллической пластины 9 умень­ шается, что приводит к ее охлаждению и переме­ щению в исходное положение. Стрелка 10 будет указывать более высокую температуру. При тем­ пературе окружающей датчик воды около 100°

контакты

вибрируют с частотой

порядка

15 пер/мин,

а ток снижается до 0,06—0,07 а.

АВАРИЙНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ВОДЫ

Аварийный сигнализатор служит для преду­ преждения водителя о повышении температуры воды в системе охлаждения двигателя сверх нормы. Датчик его устанавливается в верхнем баке радиатора, а сигнальная лампочка, имею­ щая зеленый колпачок, — на щитке приборов.

12*

179


Состоит сигнализатор из корпуса 3 (рис. 58), патрона 1, биметаллической пластины 2 с под­ вижным контактом, сигнальной лампочки 2 и неподвижного контакта 5, имеющего регулиро­ вочный винт для ре­ гулировки момента включения сигналь­

ной лампочки.

Пока окружаю­ щая датчик вода имеет низкую темпе­ ратуру, сигнальная

Рис. 58. Схема аварийного сиг- лампочка не горит,

нализатора температуры воды. так как контакты ее

разомкнуты.

При повышении температуры воды в системе охлаждения нагревается и биметаллическая пла* стина 2. При температуре 96 + 3° она деформи­ руется, замыкая при этом контакты, вследствие чего загорается сигнальная лампочка 4.

УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА

Указатель уровня топлива электромагнитного типа имеет датчик, расположенный на топливном

баке, и приемник

(указатель),

установленный

на щитке приборов.

состоит из

корпуса 16, за­

Датчик (рис. 59)

крытого крышкой, реостата 15 сопротивлением 60 ом, двух бронзовых ползунов 17, пробкового поплавка 18 и зажима 14. Для того чтобы не возникла искра между ползунами и обмоткой реостата, один конец обмотки соединен с массой.

Указатель состоит из шкалы и стрелки И; правого электромагнита, имеющего обмотку со­ противлением 90 ом, и левого электромагнита,

180

имеющего обмотку сопротивлением 42 ом; термо­ компенсационных шайб 5 я 9, изготовленных из

сплава железа (70%) и никеля (30%), которые предотвращают уменьшение показаний прибора при увеличении сопротивления обмоток электро-

Приемник

t

/7

0

2

• •

• •

Рис. 59. Схема электромагнитного указателя уровня топ­ лива:

Р и Б — з а ж и м ы ; / — м а г н и т о п р о в о д ; 2 — п р о т и в о в е с ; 5 — м а х о в и ­ ч о к ; 4 — я к о р е к ; 5 — т е р м о к о м п е н с а ц и о и н а я ш а й б а ; 6 — о с н о в а н и е ; 7 — в к л ю ч а т е л ь з а ж и г а н и я ; 8 — р е г у л и р о в о ч н ы й в и н т ; 9 — т е р м о ­ к о м п е н с а ц и о н н а я ш а й б а , /0 — л а т у н н ы й к р о н ш т е й н ; / / — с т р е л к а ; 12 — с т а л ь н о й к р о н ш т е й н ; 13 — р е г у л и р о в о ч н ы й в и н т ; 14 — з а ж и м ; 15 — р е о с т а т ; 16 — к о р п у с д а т ч и к а ; 17 — п о л з у н ы р е о с т а т а ; 18 — п о ­

п л а в о к .

магнитов в связи с повышением их температуры; магнитопровода 1; латунного противовеса 2; ла­ тунного маховичка 3; стального якорька 4; регу­ лировочных винтов 3 и 13; латунного кронштей­

на 10 и зажимов Р и Б.

Один конец обмотки электромагнита припаян к сердечнику и через кронштейн 10 и корпус сое­ динен с зажимом Р. Второй конец обмотки пра­ вого электромагнита соединен на массу указа­

181