ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
якорьком 13 и сердечником 11 (0,7—0,8 мм) вра щением якорька по резьбе штока при отпущен ной гайке 2. При уменьшении зазора тон звука повышается, при увеличении — понижается. Стальная пластина 1 должна быть параллельна
якорьку |
13, |
что достигается |
вращением гаек |
||
шпильки |
16. |
По окончании регулировки гайка 2 |
|||
должна быть затянута. |
р е л е - с и г н а л о в |
про |
|||
Р е г у л и р о в к у |
|||||
изводят |
установкой |
зазора |
1—1,2 мм |
между |
якорьком 2 (рис. 53) и сердечником 3 (подгиба нием ограничителя 7 подъема якорька). Зазор между контактами 0,4—0,7 мм регулируют под гибанием стойки 6 неподвижного контакта, а на пряжение включения контактов (6—8 в) — изме нением натяжения пружины 5 (подгибанием кронштейна).
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
АМПЕРМЕТР
Амперметр показывает величину разрядного тока аккумуляторной батареи и величину заряд ного тока генератора. Состоит он из латунной шинки 1 (рис. 54), постоянного магнита 2, при крепленного к латунной шинке лапками 6, сталь ного якорька 3, алюминиевой стрелки 5 с проти вовесом и латунного маховичка 4.
Если ток через амперметр не проходит, то
якорек под действием |
притяжения полюсов по |
||
стоянного |
магнита 2 |
находится |
в равновесии |
и стрелка |
5 показывает 0. Когда |
ток от генера |
тора начинает проходить через амперметр к ак кумуляторной батарее, магнитное поле, образо ванное током, поворачивает стальной якорек, а следовательно и стрелку вправо. Когда бата рея разряжается (питает потребители), направ ление тока меняется на обратное, вследствие чего якорек отклоняется влево<-и стрелка показывает величину разрядного тока. Для успокоения коле баний стрелки служат противовес и маховичок 4.
Амперметр, устанавливаемый на щитке при боров автомобиля, не может быть использован при проверке и регулировке приборов электро
173
оборудования, так как в показаниях его до пускается неточность до 20%•
20 |
0 |
20 |
УКАЗАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА
Указатель давления масла контролирует ра боту масляного насоса. Он состоит из датчика, ввернутого в масляную магистраль, и приемника (указателя), расположенного на щитке приборов. Датчик изменяет величину тока в цепи указателя в зависимости от давления масла в масляной ма гистрали двигателя, а указатель дает соответст вующие показания на'своей шкале.
Датчик (рис. 55) состоит из корпуса, разде ленного диафрагмой 2 на две части; бронзовой пружинящей пластины 3, П-образной биметалли ческой пластины 4 толщиной 0,3 мм, имеющей нагревательную обмотку; регулировочного при
174
способления 5, с помощью которого регулируется давление контактов; кронштейна 6 подвески би металлической пластины; упругой контактной пластины 7, которая прижата к зажиму 5; со противления 9 обмотки датчика (12—17 ом)\ кон-
Рис, 55, Схема электрического импульсного указате ля давления масла.
тактов датчика, изготовленных из сплава 75% серебра и 25% кадмия.
Указатель имеет шкалу, градуированную от О до 5 кг/см2 и стрелку 12; П-образную биметал лическую пластину 11 с нагревательной обмоткой толщиной 0,25 мм и сопротивлением 36 ом\ брон зовую пружинящую пластину 14 и регулировоч ные секторы 10 и 13.
При включении зажигания включателем 15 ток от аккумуляторной батареи проходит по на гревательным обмоткам датчика и указателя (путь тока на схеме показан стрелками), благо
175
даря чему происходит нагрев биметаллических пластин и их деформация.
Если двигатель не работает, то масло в каме ре 1 корпуса датчика не оказывает давления на диафрагму 2. В этом случае контакты датчика замыкаются небольшой силой упругости биметал лической пластины. Нагрев и деформация биме таллической пластины датчика происходят бы стро, а остывание и выпрямление (а следователь но, и замыкание контактов) — медленно. В ре зультате этого в обмотку приемника поступает незначительный ток 0,05 а, биметаллическая пла стина указателя нагревается и деформируется незначительно, вследствие чего стрелка из на чального положения передвигается только до 0.
При работе двигателя масло давит на диаф рагму 2, в результате чего она прогибается и че рез бронзовую пластину 3 увеличивает давление на контакты. В этом случае требуется большая величина тока, чтобы нагреть биметаллическую пластину и разомкнуть контакты. Поэтому контак ты датчика дольше находятся в замкнутом со стоянии и быстрее смыкаются, что увеличивает поступление тока в обмотку указателя. Ток боль шой величины сильнее нагревает биметалличе скую пластину 11 приемника, которая деформи руясь, отклоняет дальше стрелку на шкале.
Частота вибрации контактов при давлении масла) 2 кг!см2 и токе 0,14 а около 60 пер/мин, a яри давлении 5 кг/см2 и токе 0,19 а—125 пер/мин.
АВАРИЙНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР ДАВЛЕНИЯ МАСЛА
Сигнализатор (рис. 56) предупреждает води теля о чрезмерном снижении давления масла в масляной магистрали двигателя. Состоит он из датчика 9, ввернутого на место нижней пробки
176
поперечного канала масляной магистрали двига теля, сигнальной лампы 2 с колпачком 3 красно го цвета и выключателя 1, расположенных на щитке приборов, контактной пластины 4, латун ной контактной чашки 5, регулировочного винта 6, пружины 7 и диаф
рагмы |
8. |
Изменением |
|
|||
натяжения |
пружины 7 |
|
||||
регулируется |
момент |
|
||||
включения |
сигнальной |
|
||||
лампы. |
работающем |
|
||||
При |
|
|||||
двигателе, |
пока |
в си |
|
|||
стеме |
смазки |
давление |
|
|||
не станет |
ниже |
1,3— |
|
|||
1,8 кг!см2, контактная |
|
|||||
чашка 5 отжата |
диаф |
|
||||
рагмой 8 от контактной |
Рис. 56. Схема аварийно |
|||||
пластины 4, |
благодаря |
|||||
го сигнализатора давле |
||||||
чему |
цепь |
сигнальной |
ния масла. |
|||
лампочки |
разомкнута. |
|
При снижении давления ниже расчетного (1,3—1,8 кг/см2) диафрагма выпрямляется и кон тактная чашечка 5 соединяется с контактной пла стиной 4, цепь сигнальной лампочки замыкается и она загорается. Если это происходит при 1500—2000 об/мин коленчатого вала, надо не медленно остановить двигатель, выяснить и уст ранить причину снижения давления масла. Опи санный сигнализатор устанавливается на двига телях ААЗ-204 и ЯАЗ-206.
УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОДЫ
Указатель температуры воды состоит из дат чика и указателя. Датчик устанавливается в ру башке охлаждения блока цилиндров двигателя и
1 2 -8 0 1 |
177 |
состоит из корпуса 6 (рис. 57), латунного патро на 1, регулировочного винта 3, биметаллической пластины 4, имеющей сопротивление 14 или 15 ом, упругой контактной пластины 5, выводно го зажима 7, контактов датчика, изготовленных из сплава серебра (75%) и кадмия (25%), и пла стины 2, соединенной с массой.
Рис. 57. Схема электрического импульсного указате ля температуры воды.
Указатель помещен на щитке приборов. Со стоит' он из шкалы, градуированной от 40 до 100°, стрелки 10, биметаллической пластины 9 с нагревательной обмоткой, имеющей сопротивле ние 36 ом, пластины 13 и двух секторов 8 и 11 для регулирования указателя.
При включении зажигания включателем 12 ток из аккумуляторной батареи поступает в на гревательную обмотку биметаллической пласти ны 4 датчика, а затем в нагревательную обмотку биметаллической пластины 9 указателя (путь тока указан на схеме стрелками). В этом случае величина тока в нагревательной обмотке биме
178
таллической пластины 9 будет большая, так как биметаллическая пластина 4 пока температура охлаждающей воды низкая нагревается током медленно, а охлаждается после размыкания кон тактов быстро. Биметаллическая пластина 9 приемника значительно нагревается и, деформи руясь переводит стрелку с начального положения на деление 40°. При температуре охлаждающей
воды около |
40° контакты датчика вибрируют |
с частотой |
порядка 125 пер/мин, при этом ток |
в обмотке приемника достигает 0,19 а.
При повышении температуры воды биметал лическая пластина 4 датчика нагревается боль ше, так как нагревание ее происходит не только под действием тока, но и под действием нагретой в системе охлаждения воды. В этом случае после размыкания контактов биметаллическая пласти на 4 остывает медленно и контакты датчика на ходятся в разомкнутом состоянии дольше. В ре зультате этого поступление тока в нагреватель ную обмотку биметаллической пластины 9 умень шается, что приводит к ее охлаждению и переме щению в исходное положение. Стрелка 10 будет указывать более высокую температуру. При тем пературе окружающей датчик воды около 100°
контакты |
вибрируют с частотой |
порядка |
15 пер/мин, |
а ток снижается до 0,06—0,07 а. |
АВАРИЙНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ВОДЫ
Аварийный сигнализатор служит для преду преждения водителя о повышении температуры воды в системе охлаждения двигателя сверх нормы. Датчик его устанавливается в верхнем баке радиатора, а сигнальная лампочка, имею щая зеленый колпачок, — на щитке приборов.
12* |
179 |
Состоит сигнализатор из корпуса 3 (рис. 58), патрона 1, биметаллической пластины 2 с под вижным контактом, сигнальной лампочки 2 и неподвижного контакта 5, имеющего регулиро вочный винт для ре гулировки момента включения сигналь
ной лампочки.
Пока окружаю щая датчик вода имеет низкую темпе ратуру, сигнальная
Рис. 58. Схема аварийного сиг- лампочка не горит,
нализатора температуры воды. так как контакты ее
разомкнуты.
При повышении температуры воды в системе охлаждения нагревается и биметаллическая пла* стина 2. При температуре 96 + 3° она деформи руется, замыкая при этом контакты, вследствие чего загорается сигнальная лампочка 4.
УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА
Указатель уровня топлива электромагнитного типа имеет датчик, расположенный на топливном
баке, и приемник |
(указатель), |
установленный |
на щитке приборов. |
состоит из |
корпуса 16, за |
Датчик (рис. 59) |
крытого крышкой, реостата 15 сопротивлением 60 ом, двух бронзовых ползунов 17, пробкового поплавка 18 и зажима 14. Для того чтобы не возникла искра между ползунами и обмоткой реостата, один конец обмотки соединен с массой.
Указатель состоит из шкалы и стрелки И; правого электромагнита, имеющего обмотку со противлением 90 ом, и левого электромагнита,
180
имеющего обмотку сопротивлением 42 ом; термо компенсационных шайб 5 я 9, изготовленных из
сплава железа (70%) и никеля (30%), которые предотвращают уменьшение показаний прибора при увеличении сопротивления обмоток электро-
Приемник |
t |
/7 |
0 |
2 |
|
• • |
• |
• • |
Рис. 59. Схема электромагнитного указателя уровня топ лива:
Р и Б — з а ж и м ы ; / — м а г н и т о п р о в о д ; 2 — п р о т и в о в е с ; 5 — м а х о в и ч о к ; 4 — я к о р е к ; 5 — т е р м о к о м п е н с а ц и о и н а я ш а й б а ; 6 — о с н о в а н и е ; 7 — в к л ю ч а т е л ь з а ж и г а н и я ; 8 — р е г у л и р о в о ч н ы й в и н т ; 9 — т е р м о к о м п е н с а ц и о н н а я ш а й б а , /0 — л а т у н н ы й к р о н ш т е й н ; / / — с т р е л к а ; 12 — с т а л ь н о й к р о н ш т е й н ; 13 — р е г у л и р о в о ч н ы й в и н т ; 14 — з а ж и м ; 15 — р е о с т а т ; 16 — к о р п у с д а т ч и к а ; 17 — п о л з у н ы р е о с т а т а ; 18 — п о
п л а в о к .
магнитов в связи с повышением их температуры; магнитопровода 1; латунного противовеса 2; ла тунного маховичка 3; стального якорька 4; регу лировочных винтов 3 и 13; латунного кронштей
на 10 и зажимов Р и Б.
Один конец обмотки электромагнита припаян к сердечнику и через кронштейн 10 и корпус сое динен с зажимом Р. Второй конец обмотки пра вого электромагнита соединен на массу указа
181