ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Для его устранения следует сменить электро лит, промыв аккумуляторы дистиллированной водой.
К о р о т к о е з а м ы к а н и е ме жд у п л а с т и н а ми возникает в результате проникнове ния в электролит активной массы, которая, сме шиваясь с карбонатами, образует токопроводя щую массу, оседающую на дно аккумуляторных сосудов, а также от разбухания пластин, рабо тающих в электролите повышенной плотности или от выпучивания стенок корпусов аккумуля торов вследствие неисправности вентиляционных пробок. При коротком замыкании напряжение падает до нуля. Для устранения короткого замы кания необходимо сменить электролит и хорошо промыть аккумуляторы. В случае выпучивания аккумуляторных сосудов следует осторожно про колоть шилом резиновые пробки и выпустить скопившийся газ. Если при этом сосуд не примет свою первоначальную форму, то выровнять его стенки можно только при разборке.
Разбухшие пластины восстановить нельзя, и поэтому их заменяют.
Б ы с т р о е о б р а з о в а н и е к а р б о н а т о в происходит при слишком высоком уровне элек тролита, при неисправных сальниках выводных борнов и при повышенном удельном весе элек тролита. Для устранения соответственно следует: установить нормальные уровень и удельный вес электролита, проверить сальники, подтянуть
нижние гайки.
У с и л е н н о е г а з о в ы д е л е н и е из не р а б о т а ю щ е г о а к к у м у л я т о р а начинает ся в результате проникновения в активную мас су пластин вредных примесей, попавших перво начально в электролит. Для устранения его сле
32
дует сменить электролит и произвести усилен ную зарядку.
Н а р у ш е н и е к о н т а к т о в ме жд у вы в о д н ым и б о р н а м и и п е р е м ы ч к а м и
а к к у м у л я т о р о в . |
При |
этой неисправности |
|
необходимо отвернуть |
верхние гайки,снять пере |
||
мычки, очистить поверхности |
от карбонатов |
||
(белого налета), грязи |
и |
ржавчины, затем |
|
соединить аккумуляторы |
перемычки, затянуть |
гайки и смазать соединения техническим вазе лином.
В с п е н и в а н и е э л е к т р о л и т а происхо дит в случае загрязнения аккумулятора органи ческими веществами при его зарядке. Для устра нения этого необходимо разрядить аккумулятор и вновь зарядить, сменив электролит.
У т е ч к а э л е к т р о л и т а возможна через отверстия, образовавшиеся в дне и стенках в ре зультате коррозии дна и стенок корпуса. Устра няется эта неисправность запайкой отверстий металлическим кадмием.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖЕЛЕЗО НИКЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Е ж е д н е в н о е о б с л у ж и в а н и е (ЕО). Очистить и протереть батарею от пыли и грязи, проверить затяжки гаек, крепящих наружные перемычки, и винтов рамочных секций.
П е р в о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ние (ТО-1). Выполнить работы ежедневного об служивания, а также долить в аккумуляторы ди стиллированную воду так, чтобы уровень ее был выше пластин на 15 мм, прочистить вентиляцион ные отверстия пробок, подтянуть крепления ба тарейных секций и всей батареи.
3—801 |
33 |
В т о р о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ние (ТО-2). Выполнить работы первого техни ческого обслуживания, а также проверить плот ность электролита и при необходимости довести ее до нормы, проверить напряжение генератора и, если нужно, отрегулировать регулятор напря жения; при систематической недозарядке батареи зарядить ее на зарядной станции.
С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е (СО). Кро ме работ, предусмотренных вторым техническим
Таблица 10
Режимы зарядок и разрядок железо-никелевых батарей
|
Операция |
|
Режим |
|
|
Зарядная |
|
|
|
|
|
емкость, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
а. н |
Нормальная зарядка |
Первая |
ступень — 3 |
ч; |
180 |
|||
и зарядка при тре |
током 40 а |
|
|
|
|||
нировочных циклах |
Вторая |
ступень — 3 ч |
|
||||
|
|
током 20 а |
|
|
|
||
Усиленная зарядка |
Первая |
ступень — 5 |
ч |
260 |
|||
|
|
током 40 а |
|
ч |
|
||
|
|
Вторая |
ступень — 3 |
|
|||
|
|
током 20 а |
|
|
|
||
Тренировочная раз |
3,5 ч током 20 а, но не |
— |
|||||
рядка |
ниже |
1 |
в на |
аккуму |
|
||
|
|
лятор |
|
|
|
|
|
Контрольная разряд |
Током |
14 |
а до |
1 в на |
— |
||
ка |
при определе |
аккумулятор |
|
|
|
||
нии |
емкости бата |
|
|
|
|
|
|
реи |
|
|
|
|
|
|
|
34
обслуживанием, довести плотность электролита до соответствующей сезону работы, произвести регулировку регулятора напряжения, один раз в два года сменять электролит. Один раз в год производить контрольно-тренировочный цикл за рядку—разрядку с целью доведения емкости ба тареи до нормальной в соответствии с данными табл. 10.
ХРАНЕНИЕ ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЕВЫХ БАТАРЕИ
Х р а н е н и е б а т а р е й с э л е к т р о л и т о м . Аккумуляторы, залитые электролитом, хранят в неотапливаемом, сухом, вентилируемом поме щении.
Во время хранения периодически необходимо очищать батареи от пыли и карбонатов. Никели рованные детали должны быть смазаны техни ческим вазелином. Батареи один раз в месяц не обходимо подвергать нормальной зарядке.
Х р а н е н и е б а т а р е й без |
э л е к т р о л и - |
т а. При необходимости хранить |
батареи боль |
ше года их предварительно надо разрядить то ком 20 а до напряжения 1 в, закрыть плотно пробки и тщательно протереть снаружи. Места, с которых сошел лак, покрыть битумным или другим щелочеупорным лаком, никелированные части смазать техническим вазелином.
Промывать водой аккумуляторы перед хране нием ни в коем случае нельзя. Недопустимо так же совместное хранение щелочных и кислотных батарей, так как даже ничтожное количество (несколько миллиграммов) кислоты резко сни жает емкость и разрушает щелочные аккумуля торы.
3' |
35 |
ПОДГОТОВКА ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
При подготовке новых железо-никелевых ба тарей к эксплуатации необходимо проверить пра вильность последовательного соединения аккуму ляторов в батарейных секциях, затяжку гаек вы водных борнов, залить аккумуляторы электроли том плотностью 1,23 (если нет специального при способления для заливки, то надо применить же лезную кружку с носиком и воронку, которая не должна при заливке касаться пластин во избе жание короткого замыкания). Пластины должны быть покрыты электролитом только на 5 мм во избежание его разбрызгивания при первой уси ленной зарядке.
Залитую электролитом аккумуляторную бата-
Таблица 11
Зависимость количества тренировочных циклов от времени хранения батарей
|
Количество циклов зарядки—разрядки при |
|||
Продолжитель- |
подготовке батарей к эксплуатации |
|||
ность хранения |
|
|
|
|
батарей |
в летнее время |
в зимнее время |
||
|
||||
Не более 6 мес. |
Усиленная заряд- |
Усиленная зарядка |
||
От 6 мес. до |
ка |
|
2—5 тренировочных |
|
2 лет |
1—3 тренировоч |
циклов и в заклю |
||
|
ных |
цикла и в |
чение |
усиленная |
|
заключение нор* |
зарядка |
||
Более 2 лет |
мальная зарядка |
До 10 |
тренировоч- |
|
2—5 тренировоч |
ных циклов и в зак |
|||
|
ных |
циклов и |
лючение усилен |
|
|
в |
заключение |
ная зарядка |
нормальная за рядка
36
рею оставляют на 2 я для пропитки активной массы пластин электролитом, после чего устанав ливают на зарядку, которую можно производить от любого источника постоянного тока.
Если батарея находилась на хранении дли тельное время, то производят несколько трениро вочных циклов зарядки — разрядки, количество которых указано в табл. 11.
Во время разрядки при каждом тренировоч
ном цикле необходимо замерять разрядную ем кость.
Зарядку щелочных аккумуляторных батарей продолжают до получения нормальной емкости
(табл. 11).
ГЕНЕРАТОРЫ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРЫ
ГЕНЕРАТОРЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
На автомобилях устанавливают генераторы двух типов: постоянного и переменного тока. По следние имеют ряд преимуществ, но требуют установки специальных выпрямителей.
Генераторы служат для питания потребителей
изарядки аккумуляторных батарей при средних
ибольших оборотах коленчатого вала двигателя.
Генераторы постоянного тока (табл. 12) отли чаются друг от друга лишь некоторыми деталя ми конструкции и обмоточными данными.
Генератор |
имеет следующее устройство |
(рис. 8). |
|
К стальному корпусу 1 со смотровыми окна ми, намагниченному при изготовлении для са мовозбуждения генератора, привинчены два электромагнита, полюсные сердечники 3 которых изготовлены из низкоуглеродистой стали или на браны из отдельных пластин электротехнической стали, изолированных окалиной (для уменьше ния нагрева вихревыми токами).
Две обмотки возбуждения 2 выполнены в ви де двух последовательно соединенных между со бой катушек из изолированного медного прово да, включенных параллельно во внешнюю цепь.
38
•л.
о
Технические данные генераторов постоянного тока
|
|
|
|
Скорость |
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вращения |
|
|
|
|
|
|
якоря, при |
|
Ток |
|
|
Номиналь Максималь |
которой |
|
||
Тип |
Мощность, |
генератор |
Давление |
холостого |
||
ное |
ный ток |
в горячем |
хода при |
|||
генератора |
впг |
напряже |
нагрузки, |
состоянии |
пружин |
работе |
|
|
ние, вт |
а |
развивает |
на щетку, г |
электро |
|
|
|
|
номиналь |
|
двигателя, |
|
|
|
|
ную |
|
а |
мощность,
об/мин
Таблица 12
Марки автомобилей, на которых устанав ливается генератор
Г-21Г |
225 |
12 |
18 |
1700 |
1350—1500 |
5 |
ГАЗ-51А, |
|
|
|
|
|
|
|
ГАЗ-63А, |
Г-12В |
225 |
12 |
18 |
1750 |
600—800 |
5 |
ПАЗ-651 |
ЗИЛ-150, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ-151, |
|
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ-157, |
Г-25В |
250 |
12,5 |
20 |
1750 |
600—800 |
6 |
ЗИЛ-164 |
МАЗ-200, |
|||||||
Г-8 |
440 |
12 |
35 |
1850 |
1250—1700 |
12 |
МАЗ-205 |
КрАЗ-210, |
|||||||
|
|
1 |
|
|
|
|
КрАЗ(ЯАЗ)-214, |
|
|
|
|
|
|
1 КрАЗ(ЯАЗ)-221 |
Г-20А |
220 |
12 |
18 |
|
1700 |
1350-1500 |
5 |
М-20 „Победа", |
|
|
|
|
|
|
|
|
ГАЗ(УАЗ)-69 |
Г-22Б |
225 |
12 |
18 |
|
1650 |
600-800 |
5 |
ГАЗ-12, |
|
|
|
|
|
|
|
|
ГАЗ-72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ГАЗ(УАЗ)-69М, |
|
|
|
|
|
|
|
|
УАЗ-450 |
Г-12 |
220 |
12 |
18 |
' |
1850 |
600—800 |
5 |
М-21 „Волга" |
Г-101 |
450 |
12 |
32 |
2500 |
1250 1700 |
7 |
ГАЗ-13 „Чайка* |
|
Г-22 |
200 |
12 |
16 |
|
2600 |
600-800 |
5 |
„Москвич-407" |
|
|
|
|
|
|
|
|
„Москвич-410* |
|
|
|
|
|
|
|
|
„Москвич-423Н“ |
Г-8В |
440 |
12 |
35 |
|
1850 |
1250-1700 |
12 |
ЗИЛ-111 |
Г-114 |
160 |
12 |
13 |
|
— |
— |
5 |
ЗАЗ-965 „Запоро |
|
|
|
|
|
|
|
|
жец" |
П р и м е ч а н и я : 1. На автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-63А устанавливается так
же генератор Г-12Г.
2. Генератор Г-12В устанавливается взамен снятого с производства генератора Г-15Б.
3. На всех автомобилях КрАЗ с 1961 г. вместо генератора Г-8 устанавливается генера
тор Г-107, что связано с переходом на напряжение 24 в.