Файл: Мазепа Б.А. Опыт автоматизации добычи нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стемой предусмотрен отдельный сбор нефти и газа по самостоя­ тельным коллекторам от каждой скважины в отдельности.

Работа

самотечной

системы сбора нефти и газа

заключается

в следующем (рис. 15).

фонтанная или насосная,

оборудуется

Каждая

скважина,

индивидуальной установкой, в которую входят трап и мерник. Продукция скважины направляется в трап, где происходит пер­ вичное отделение газа от нефти. В трапах поддерживается мини­ мальное давление около 1,2—1,5 ат, вполне достаточное для поступления газа по газовой линии к сборному газовому коллек­ тору и далее по коллектору к компрессорной станции. Нефть из

 

Рис.

15. Технологическая

схема сбора

нефти

и газа.

 

1 — нефтепровод;

2 — газопровод; з — трап; 4 — мерник;

5 — сборный пункт; 6 — то­

варный

парк;

7 — стабилизационная установка; 8 — резервуары

товаро-транспортного

управления;

9 — компрессорная станция;

10 — газо-бензиновый

завод;

11 — откачи­

 

 

 

вающие

насосы.

 

 

 

трапа

направляется в резервуар небольшой емкости,

где газ

окончательно выделяется из нефти и осаждается парафин. Резервуары, устанавливаемые на скважинах, используются

также для замера суточной производительности скважины или ее дебита. Трапы и мерные емкости располагаются в непосредственной

близости от скважины (в 8—10 м и реже 20—30 м), чтобы макси­ мально сократить путь газированной нефти по трубопроводам и избежать запарафинивания последних.

Нефть из мерников по трубам самотеком поступает в нефте­ сборный коллектор и далее на сборный пункт нефтесборного участка. Со сборных пунктов нефть перекачивают в промысловые

товарные парки, откуда через резервуары товаротранспортных организаций направляются потребителям.

Преимущества самотечной системы сбора следующие.

_ 1. Возможность сбора нефти со скважин с невысокими буфер­

ными давлениями.

32


2.Самотечный сбор нефти со скважин экономичен благодаря использованию рельефа местности.

3.Большая гибкость системы. Остановка или авария на одной скважине не нарушает нормальной работы системы в целом.

4.Подключение объектов к системе с низким давлением в кол­ лекторах не вызывает усилий и осложнений, благодаря чему

достигаются высокие темпы обустройства участков и площадей.

5.Система проста в обслуживании.

Наряду с этим самотечная система имеет серьезные недостатки.

1. Основным из них является ее негерметичность. Газ из мерных емкостей, установленных па скважинах, а также из ре­

зервуаров сборных пунктов и товарных парков, улетучиваясь в атмосферу, увлекает за собой большой процент легких бензи­ новых фракций, в результате чего удельный вес нефти увеличи­ вается, а качество ухудшается. Миллиарды кубометров высоко­ качественного химического сырья пропадают.

2. Вследствие малых скоростей потока и небольшого напора, обусловленного лишь разностью геометрических отметок, при самотечной системе сбора требуются трубы большого диаметра. Так, к общему сборному коллектору от каждой скважины про­ кладывают соединительные линии из 4" труб. При этом умень­ шаются возможности укладки нефтепроводов в зоне промерзания грунтов.

Принудительная откачка нефти

Поскольку рельеф местности нефтепромыслов Татарии позво­ ляет осуществлять сбор нефти с большинства скважин за счет свободного самотека, эксплуатационные скважины каждой пло­ щади разбиваются на группы, образующие нефтесборные участки,

для каждого из которых строится в низкой точке рельефа участко­ вый сборный пункт. Скважины, не обеспечивающие самотечного

стока нефти, оборудуются насосными установками. Если для самотека требуется лишь небольшое увеличение разности геоме­ трических отметок, на скважинах устанавливают мерные емкости на постамент.

Иногда небольшие группы скважин ввиду невозможности по­ дачи нефти самотеком на запроектированный сборный пункт объединяют в буферном сборном пункте, куда нефть поступает самотеком, а далее на основной сборный пункт откачивается

насосами. Для нескольких нефтесборных участков сооружается товарный парк, принимающий откачиваемую со сборных пунктов нефть и направляющий ее в резервуары товаро-транспортного управления. Таким образом, принудительная откачка нефти производится на отдельных скважинах, буферных сборных пунк­

тах, сборных пунктах и товарных парках промыслового хо­ зяйства.

3 Заказ 2013.

33


Автоматизация процесса откачки нефти

При принудительной откачке нефти требуются большие затраты

рабочего времени. Причем время, необходимое на откачку нефти из мерников, зависит в основном от количества поступающей в емкости нефти, производительности откачивающих насосов и объема емкостей.

На сборных пунктах и товарных парках нефть откачивают

по мере освобождения емкостей товаро-транспортных организа­

ций, а также подготовки нефти к сдаче, т. е. после ее обезвожи­ вания, обессоливания и стабилизации. На первой стадии очень важно сократить время на проведение операции по откачке нефти

со скважцн, за счет которого можно будет обслужить еще не­ сколько объектов. Анализ данных по скважинам НПУ Бавлы-

нефть показал, что в среднем на откачку нефти из мерника опера­

тор затрачивает в сутки 2—3 часа

[5] (табл. 5).

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Дебит,

Производи­

Емкость

Количество

Время

Общее время

сква­

тельность

мерника,

откачек

на откач­ на откачку,

жины

мР/сутки

насоса,

.и»

в сутки

ку, часы

часы

 

м*/сутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400

60

50

48

1,3

0,86

1,25

455

62

18

14

4,8

0,72

3,46

215

43

30

14

3,3

0,43

1,42

347

65,5

13

14

4,7

1,08

5,07

222

46,6

13

18

2,7

1,29

3,48

326

94,4

13

14

6,3

1,15

3,24

263

53,8

13

14

3,5

1,15

4,02

325

66,6

30

18

4

0,56

2,24

219

25,5

30

14

1,7

0,50

0,85

436

33,3

30

14

2,2

0,50

1,10

268

42,2

50

48

0,9

0,96

0,86

266

94,4

50

16,8

5,6

0,33

1,85

262

42,2

30

18

2,5

0,56

1,40

5

82,2

50

22

3,6

0,45

1,62

10

61,1

30

12

5,5

0,37

2,03

406

31,1

50

28

1,1

0,56

0,62

Сокращение этого времени достигается автоматизацией про­ цесса принудительной откачки, при которой нефть со скважин откачивается автоматически по мере накопления мерника. Спе­ циальный прибор-датчик, установленный на мернике, просле­ живает изменение уровня в нем. Датчик работает следующим образом.

По мере наполнения мерника и достижения верхнего предель­ ного уровня датчик подает сигнал в насосную установку и вклю­ чает откачивающий насос. При опорожнении мерника и дости­ жении нижнего предельного уровня вторым сигналом насос оста­ навливается. Благодаря применению автоматов откачки время

34


затрачиваемое оператором на откачку нефти, полностью высво­ бождается, за исключением незначительного времени, необходи­ мого для периодического осмотра состояния оборудования.

Если при расчете технико-экономической эффективности сред­

нее время, затрачиваемое оператором на откачку нефти из одного

мерника,

принять

2 часа

в сутки, тогда в месяц он затратит

60 час.,

или 7,5

рабочих

дней.

Экономия по заработной плате оператора от внедрения одного автомата откачки составит в год около 2600 руб. Вычитая из этой суммы стоимость установленного типа автомата откачки с учетом монтажа и срока амортизации оборудования, получим чистую годовую экономию.

Конструкции применяемых автооткачек

Применяемые на промыслах автооткачки по характеру работы

датчиков можно подразделить на механические и пьезометриче­

ские.

Механические датчики автооткачек являются родоначальни­ ками автоматов откачки нефти. Первая конструкция автомата откачки с поплавковым прослеживанием изменения уровня жид­ кости в мернике и тросиковой передачей усилий от поплавкового рычага к переключателю электродвигателя насоса была изго­ товлена в мастерской КИП НПУ Туймазанефть в 1953 г.

Откачка нефти из меринка регулировалась величиной малого рычага автомата и местом установки зажимов, перемещающих рычаг переключателя. В конструкции, помимо автоматического включателя электродвигателя насоса установкой добавочного дублерпого кнопочного пускателя, было предусмотрено ручное управление. В целях пожарной безопасности электрическую часть автооткачкп (магнитопускатель, кнопки включения и др.) монтировали на расстоянии 15—20 м от установленного мерника,

па тросике же делали рассечку с разобщающим изолятором антен­ ного типа.

Автомат откачки этой конструкции работал вполне удовлетво­ рительно при условии тщательного изготовления и монтажа на

скважине. Такими автооткачками в 1956 г. на промыслах Туймазанефтп было оборудовано более 100 скважин, а на промыслах

Татарии более 50.

Однако конструкция автооткачкп имела ряд существенных

недостатков. Так, в частности, натяжка тросика со временем

ослабевала, а зимой покрывалась инеем, это приводило к разрегу­

лировке механизма включения электромотора. При поплавковом

прослеживании изменения уровня нефти в емкости вследствие различных по объему мерников приходится индивидуально к каж­ дому мернику подбирать несущие рычаги поплавка в зависимости от диаметра и высоты мерника. Поплавковые рычаги ограничи­ вают использование автоматов откачки подобной конструкции

3*

35


на мерниках высотой более 3 м. Для автооткачек этого типа высота наполнения ограничивается примерно диаметром мерника.

Кроме того, при монтаже датчика в лазовом люке мерника необходимо останавливать скважину и очищать мерник от пара­ фина. При профилактическом осмотре или при повреждении поплавка также требуется остановка скважины. Поэтому датчики автооткачек на некоторых скважинах монтировали на крыше мерника в замерном'люке. В этом случае поплавок может иметь

жесткую подвеску к рычагу или свободную к тросу с контргрузом. Устройство одного из вариантов механического датчика со

свободной подвеской поплавка следующее (рис. 16).

Рис. 16. Электрокинематическая схема автооткачки со свободной подвеской поплавка.

На оси 5 в раме 4 помещено два спаренных ролика: один 2 с большим диаметром, другой 3 с малым. К большому ролику

прикрепляется трос, несущий поплавок 1. Малый ролик несет контргруз 6. При прослеживании уровня нефти в мернике по­ плавком оба ролика вращаются. Ось 5 имеет наружную нарезку и при вращении ролики смещают ее в зависимости от направления их движения. Так, при наполнении резервуара поплавок подни­ мается вверх, при этом большой ролик вращается по часовой стрелке и ось смещается вправо. При определенном уровне осью замыкаются контакты 7, питаемые через трансформатор 11 на­

пряжением 36 в и срабатывает промежуточное реле Р, которое,

замыкая свои контакты 9, создает цепь катушки магнитного пускателя 10, в результате чего включается электродвигатель ЭД насоса.

При откачке нефти поплавок опускается и своим весом вращает ось, поднимая контргруз. Ось перемещается влево, однако откачка продолжается, так как после включения контактов 7 имеется запас хода (12 .й.и), при котором контакты остаются замкнутыми.

На щитке имеется три лампочки: желтого цвета

Д{, указываю­

щая на наличие напряжения,

зеленого

цвета

3,

загорающаяся

во время откачки нефти и

красного

цвета

К,

которая при

36