Файл: Мазепа Б.А. Опыт автоматизации добычи нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

аварийном повышении уровня нефти в резервуаре зажигается замыкающимися контргрузом контактами 8, которые посылают сигнал на диспетчерский пункт.

Кинематика датчика при подборе диаметров роликов и соот­ ветствующего шага резьбы позволяет использовать данную кон­ струкцию на мерниках высотой до 4 м. Основным недостатком конструкции является индивидуальный расчет кинематической схемы для мерника каждого типоразмера.

Во избежание недостатков поплавкового датчика автомата откачки с тросиковой передачей были разработаны другие более

надежные варианты: пьезометрический датчик автооткачки * ~

а позднее

АО-3, конструкции быв­

 

шего КБ

НП.

Этим

датчиком,

 

описанным

в литературе, воспри­

 

нималось давление столба жидко­

 

сти, в зависимости от величины

 

которого посылались сигналы пуска

 

и остановки электромотора насоса.

 

В датчике отсутствовали троси-

 

ковая тяга, поплавок и пр. Прин­

 

ципиально

конструкция

датчика

 

позволяла

применять

его для мер­

 

ников любой высоты.

Преимущества

 

датчика заключаются в простоте мон­

 

тажа и высокой точности отбивки

 

верхнего уровня.

Однако

датчик на

 

промыслах

не

получил

широкого

Рис. 17. Ртутный датчик к

распространения

по

следующим

автооткачке.

причинам.

 

 

нефтестойкой

резины мембрана в суровых

Изготовленная из

зимних условиях часто теряла эластичность и тем самым нару­

шала четкость отбивки уровней, что приводило к переливам нефти. Как правило, завод-изготовитель автооткачек АО-3 (Моснефтекип) не поставлял к датчикам панели промежуточных реле, поэтому контактная группа датчика работала в ненормаль­ ных условиях.

Идея пьезометрического датчика получила дальнейшее разви­ тие в создании датчика нового типа с ртутным заполнением V-об- разной трубки, один конец которой В соединяется с мерником, а другой А — с контактной группой (рис. 17 и 18). В зависимости от высоты столба жидкости в мернике изменяется высота столба ртути в трубке. В одно из колен ртутного датчика вставляют три

контактных провода 1, 2 и 3, контакты которых находятся на различных уровнях с таким расчетом, чтобы при поднятии ртути в колене вначале замыкался контакт 7, затем 2 и 3. Провод 4

крепится к корпусу ртутного датчика для заземления.

При наполнении резервуара нефтью ртуть в колене А подни­ мается и на определенном уровне перекрывает последовательно


электроды 1 и 2. При этом замыкается цепь для реле РВУ (реле верхнего уровня), которое, замыкая свои контакты, включает магнитный пускатель насоса откачки. Одновременно происходит самоблокировка через электрод 1.

При понижении уровня нефти в резервуаре ртуть в колене опускается и последовательно размыкает контакты 2 и 1. С размы­ канием контакта 1 отключается реле РВУ, в результате чего от­ ключением пускателя останавливается насос откачки. Если насос не включился по каким-либо причинам, повышение уровня ртути приведет к замыканию контакта 3, что заставит сработать реле аварийного уровня РАУ, подающего на диспетчерский пункт

сигнал при одновременном включении звукового сигнала па сква­ жине. Если автоматика неисправна, используют ручное вклю­ чение и отключение мотора насоса однополюсным выключателем РУ. На контакты ртутного датчика подается при помощи транса-

форматора ТР ток напряжением 36 в. Схема монтируется на общей панели с магнитным пускателем электромотора насоса.

Точная подача сигналов от ртутного датчика обеспечивала

нормальную автоматическую откачку нефти, благодаря чему стало возможным применение подобной схемы на буферных сбор­ ных пунктах. На этих пунктах обычно устанавливают два на­ соса, один из которых является резервным. Поэтому при автома­ тизации откачки в электрическую схему включают оба насоса. Ртутный датчик устанавливают на одном из мерников буферного сборного пункта, все мерники которого работают как сообщаю­ щиеся сосуды.

Пьезометрические датчики с ртутным заполнением имеют следующие положительные качества. Так как Р-образная трубка датчика с ртутным заполнением представляет собой маномётр, точность ее сравнительно высока, благодаря этому нижний и верх­ ний уровни наполнения нефти в резервуарах отбиваются четко.

38


Основное ее преимущество — возможность установки на высоких мерниках, а кроме того, безынерциоиность, простота монтажа и наиболее простое устройство контактной группы.

При эксплуатации ртутных датчиков выявились и некоторые их недостатки. Одно из сообщающихся с мерником колено Б запарафинивается. Кроме того, при больших уровнях нефти возникают прорывы ее к контактной группе, нарушающие контакт между ртутью и стенками трубки, в результате одна из фаз теряется и работа датчика нарушается, Последнее частично устраняется креплением к колену ста­

кана

большого

диаметра,

 

заполняемого через верхнюю

 

пробку

соленой

водой

с

 

удельным весом

Г ,004.

При

 

изменении

уровня

нефти

в

 

резервуаре давление па столб

 

ртути

передается

через во­

 

дяную

подушку.

Соленая

 

вода

морозоустойчива

и

не

 

замерзает

при

температуре

 

-25°.

 

вариантом явля­

 

Другим

 

ется

передача

на

ртутный

 

столбик

давления

сжатого

 

воздуха

(рис. 19).

В

этом

 

случае

в

замерный люк

5

 

мерника 6 опускают 2—21/г"

 

тРУбу

1

длиной, равной вы­

Рис. 19. Пневматическая передача дав­

соте мерника. Нижний конец

ления на ртутный датчик.

трубки открыт,

к

верхнему

 

подсоединяется

’/г" труба 2, соединенная с коленом ртутного дат­

чика

4.

Патрубок

3 служит

дыхательным клапаном мерника.

В этом случае недостатки, связанные с монтажом датчика в лазо-

вом люке, устраняются, однако при этом предъявляются высокие требования к герметичности системы.

Кроме того, применение ртути, требующей особой осторожно­

сти в обращении вследствие ядовитости,

вообще нежелательно.

В зимних условиях при понижении температуры

ниже —36°

жидкость датчика затвердевает и работа

системы

нарушается.

Автомат откачки АО-4

Нефтепромысловый опыт эксплуатации автоматов откачки различных конструкций показал, что наиболее надежной яв­ ляется конструкция автомата откачки АО-4, разработанная КБ АТ и поставляемая промыслам Татарии заводом Нефтеавтоматика Башкирского совнархоза. Автомат откачки АО-4 можно использовать для дистанционного контроля уровня нефти в про-

39


мысловых стандартных емкостях объемом 14 м3 с нижним лазовым люком. В конструкции АО-4 учитывается возможность замера производительности скважин в комплексных системах автомати­ зации и диспетчеризации.

Схема автомата откачки приведена на рис. 20. Принцип дей­ ствия автомата основан на последовательном срабатывании микро­

переключателей вследствие изменения положения поплавка в контролируемой емкости.

Рис. 20. Схема автооткачки АО-4.

Автомат состоит из двух основных частей: датчика и поплавка со штангой. Датчик монтируется на крышке люка мерника при помощи фланца 7. В корпусе датчика 1 располагается электроконтактный механизм прибора.

Микропереключатели верхнего и нижнего уровней укреплены на общей плате 10 и могут быть установлены на заданный диапазон

откачки до 1,5 м.

По мере заполнения контролируемой емкости уровень нефти 5 поднимается, поплавок 9 всплывает и проворачивает ось 8. Вра­

щение осп передается на рычаг-толкатель 2, который нажимом на микропереключатель верхнего уровня включает магнитопуска­ тель откачки. Если по каким-либо причинам откачка не начи­

нается и уровень жидкости в емкости будет расти, нижнее плечо водила 3 нажмет на микропереключатель 11 аварийного уровня,

включая цепь аварийной сигнализации. Одновременно пневмо-

40

реле 6 пошлет импульс для срабатывания автозакрывателя, установленного на манифольдной линии скважины, и скважина остановится. При снижении уровня аналогичным образом сраба­

тывает микропереключатель нижнего уровня, и откачка прекра­ щается. Для определения величины заполнения мерника в каж­ дый отдельный момент автомат имеет шкалу с отметками от О до 1,5 м и стрелочный указатель 4.

При использовании автомата АО-4 как самостоятельного устройства для откачки в схемах местной автоматизащж в ком­

плект поставки входит панель промежуточных реле ПО-12. Па­

НА

ДП

Рис. 21. Электрическая схема автооткачки АО-4.

Тр — трансформатор 220/36; ПМ — пускатель магнитный; КС — ручная кнопка <стоп»; КП — ручная кнопка «пуск»; КМП — катушка магнитного пускателя; ТЗ — тепловая

защита; БМП — блок-контакты магнитного пускателя; КР], КРг — контакты рабочих

реле; КР2 — контакты аварийного реле; Pj, Рг — катушки рабочих реле; КНУ, КВУ, КАУ — контакты нижнего, верхнего и аварийного уровней.

нель представляет собой литой кожух, в котором смонтированы

понижающий

трансформатор 220/36 в, пакетный выключатель

и два реле,

соответствующие нижнему и верхнему уровням.

В нижней части кожуха установлена клеммная сборка. Контактами реле коммутируются цепи магнитопускателя и сигнализации. Аварийный сигнал об угрозе перелива емкости подается непосред­ ственно микропереключателем АО-4. На рис. 21 дана электри­ ческая схема автомата откачки АО-4.

Автооткачки для высоких мерников

На промыслах Татарии около 10% скважин оборудованы

нестандартными мерниками высотой 3 м и более. Сюда относятся

и горизонтальные резервуары, установленные в вертикальное поло­ жение. Осуществить автоматическую откачку с подобных емкостей при помощи описанных выше конструкций датчиков весьма

трудно.

41


Конструкция двухпоплавкового механического датчика, раз­ работанная в цехе КИП НПУ Бугульманефть, успешно приме­ няется на резервуарах с высотой более 3 м. Конструкция пред­

ставляет собой измененный

вариант

поплавкового

уровнемера

с переливными камерами, применяемого в США [3, 7].

 

 

 

Устройство

датчика

следующее

(рис. 22).

 

 

 

 

люк

мерника

 

В верхний смотровой

вставляется труба 1 с якорем 2, укреп­

ляющим нижний конец

трубы стойки.

В средней части стойки имеется

вставка

3,

прикрепляющаяся

к

ниж­

нему и

верхнему

отрезкам

при по­

мощи фланцев

или

муфт.

На нижнем

и

верхнем

отрезках

имеются

кон­

тактные камеры 4 с сильфонными сальниками <5 и поплавками 6. В кон­ тактных камерах закреплены тумблер­

Рис. 22. Схема автооткачки

Рис. 23. График роста

количества

скважин

с двумя поплавковыми дат­

с

автоматизированным

процессом

откачки

чиками.

 

 

нефти.

 

 

ные переключатели. Нижний отрезок трубы с

поплавком

служит датчиком

нижнего

уровня, верхний

отрезок трубы —

датчиком верхнего

уровня.

Конструкции датчиков

идентичны.

В верхней части труба закрепляется хомутом 7. Полость труб герметична, заливается трансформаторным маслом. Провода, идущие от тумблеров, выходят в верхней части трубы через сальник 8.

При наполнении мерника поступающей со скважины нефтью поплавок нижнего уровня поднимается вверх и рычагом через сильфонный сальник замыкает контакты нижнего тумблера. Последний включен последовательно с кнопкой «стоп» магнитного пускателя. При достижении уровнем нефти верхнего поплавка

42