Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
А ведь еще сравнительно недавно мы знали исключи тельно рисованный плакат, выполненный от первого до последнего штриха художником-графиком.
Нам представляются уже несколько искусственны ми, «приукрашивающими» природу далекие от реаль ной жизни натюрморты французских или итальянских придворных художников XVII и XVIII веков и даже куда более реалистические произведения русских ма стеров прошлого века, например характерный и ши роко известный натюрморт И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», написанный 125 лет назад. Да и работы в этом жанре, принадлежащие нашим современникам, тоже порой вызывают ощущение некоторого неправдопо добия.
Вот группа посетителей музея останавливается пе ред натюрмортом, изображающим пышный букет си рени. «Посмотрите, какая сирень! Как живая!» — слы шится вокруг. Но человек, видящий более зорко, не может разделить общих восторгов. Он отнюдь не воспринимает эту картину, как изображение живых цветов. На ум невольно приходят слова поэта: «Ху дожник нам изобразил глубокий обморок сирени»...
Трудно точнее выразить впечатление, которое остав ляют эти тяжелые гроздья, как бы разомлевшие в ду хоте комнаты и вдобавок какие-то тускловатые, слов но сделанные из материи или бумаги.
«Но уж если художнику не под силу оживить на полотне тот или иной сюжет, что можно требовать от фотографии!» Такие возражения чаще всего объяс няются незнанием чисто технических возможностей,
фотоискусства. От фотографии |
в |
наше |
время |
можно требовать очень многого. |
От |
снимков |
цвету |
140
щей сирени буквально веет свежестью лепестков, еще покрытых матовым влажным налетом — мельчайшими капельками росы. Мякоть разрезанной груши на цвет ном снимке просвечивает насквозь — и мы воочию ви дим, как она сочна. Приходилось ли «противникам» фотографии видеть такие снимки? «Приходилось, но очень редко, — слышится в ответ. — Настолько редко, что их можно считать случайной удачей, почти не за висящей от фотографа». Но разве в области живо писи шедевры создаются на каждом шагу? А судить о художественном уровне, достигнутом современной фотографией, по массовой продукции фоторемеслен ников так же нелепо, как судить о живописи, побро див по базару и насмотревшись на бездарные копии шишкинских «мишек» и перовских охотников.
Художественная фотография многому учится у жи вописи и графики.1 Дело доходит порой до прямого подражания графическому искусству. Например, срав нительно недавно в фотографии возникло особое на правление— так называемая «фотографика»: снимок сознательно строится из темных линий и светлых плоскостей (или наоборот) без всяких промежуточных тонов и поэтому напоминает рисунок карандашом или пером. Вероятно, вам не раз приходилось видеть по добные снимки: фигурки лыжников, в разнообразных позах чернеющие на плоской снежной равнине, силуэ ты безлистых ветвей и решеток на однообразном фо не неба и т. д. Произведениям художников-импрес- сионистов подражают многие фотоработы, выполнен
1 Всем, |
чего я добился |
в фотографии, я обязан, в сущно.- |
сти, моему |
интересу к живописи, замечает, например, один из |
|
известнейших фотомастеров |
нашего времени А. Картье-Брессон. |
1Ф1
ные с применением диффузора. Они несравненно приятнее для глаза, чем суховатые пейзажи, снятые
спроработкой каждой травинки и каждого листика. Однако не надо думать, что удел художественной
фотографии — лишь учеба у мастеров кисти или ка рандаша, лишь подражание их произведениям. Имен но фотография показала, что в ряде случаев живо пись не в состоянии изобразить предметы такими, ка кими мы их видим. Представьте себе, например, го родской перекресток, вьюжным зимним вечером. Перед нами — светофор, загорающийся то красным, то зеленым огнем:
Горит зеленый свет, летит зеленый снег. (А разве снег зеленый?)
Зажегся красный свет — помчался красный снег, Колючий и студеный.
(А . К а р д а ш о в а . «В нашем городе»).
Вот один из сюжетов, недоступных живописи. Ко нечно, художник может изобразить и красный глаз светофора, и пляску в его луче снежинок, окрашен ных лучом. Но все это будет выглядеть более тускло, чем в натуре. Огонь светофора на картине не будет светить, не будет ярче окружающей мглы в сотни раз, как это объективно требуется, да и окрашенные сне^ жинки не будут сверкать, как они сверкают в действи тельности. Правда, цветная фотография, отпечатав ая на бумаге, в этом случае тоже недалеко уйдет от жи вописи. Напомним еще раз: только цветной диапози тив может дать здесь верное соотношение яркостей, почти полную иллюзию реальности.
Даже художникам-импрессионистам, которые стре мились как можно более приблизиться к соотноше
142
нию яркостей, существующему в пейзаже, свойства красок не давали такой возможности. Например, фран цузский художник Клод Моне на картине «Впечатле ние». (1872 г.) изобразил закат солнца над серым, за дымленным портом. Моне постарался сделать солнеч ный диск на картине ярче всех остальных деталей пейзажа, каким он и был в действительности, но диск у него так и не производит впечатления светящегося.
Известный художник А. И. Куинджи в поисках вы хода писал, как утверждали его современники, светя щимися красками. Этими красками он изображал диск
луны в темном |
небе, поверхность реки, блестящую |
в лунном свете, |
полупрозрачные, просвечивающие |
облака и достигал на своих картинах довольно значи тельных контрастов яркости. Но проходило несколько лет, краски тускнели, и от первоначального впечатле ния не оставалось даже следа.
Наряду с проблемой передачи световых контра стов существуют и другие проблемы, общие для жи вописи и фотографии, но до сих пор еще недостаточно исследованные. Надо надеяться, что опыт живописи будет и впредь помогать художественной фотогра фии, а опыт, накопленный фотографией, кое в чем окажется полезным другим видам изобразительного искусства. Уже сейчас можно назвать области челове ческой деятельности (например, оформление выста вок), где рука об руку работают и живописцы, и гра фики, и мастера фото. Вместе с тем и у живописи, и у фотографии есть свои специальные задачи, при реше нии которых одна не в состоянии заменить и никогда не заменит другую.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
В м е с т о |
п р е д и с л о в и я ........................................ |
|
■.............................. |
|
3 |
||
Г л а в а |
п е р в а я . |
Свет и |
ц в е т а .................................................... |
|
22 |
7 |
|
Г л а в а |
в т о р а я . |
Цветной |
н е га ти в ................................................. |
к цветной |
33 |
||
Г л а в а |
т р е т ь я . |
От черно-белой съемки |
. . |
||||
Г л а в а |
ч е т в е р т а я . Определение выдержки. . . . |
58 |
50 |
||||
Г л а в а |
п я т а я . Особенности |
с ъ е м к и ........................................... |
|
|
|||
Г л а в а |
ш е с т а я . |
Обработка |
цветной п л е н к и ....................... |
91 |
|
||
Г л а в а с е д ь м а я . |
П е ч а т ь .................................................................... |
и будущее |
|
'Об |
|
||
Г л а в а |
в о с ь м а я . |
Настоящее |
цветной фото |
125 |
|||
графии .......................................................................................................... |
|
|
|
|
. . |
|
|
|
|
Иосиф |
Д ленсеввич Посинений |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
„ Р а д у г а на |
пленнв " |
|
|
|
|
|
Р ед акт ор |
Т . Н . З ен ю н . О блож ка |
худ ом н и н а |
В . |
А . |
Бвндингера |
|||||||
Техни чвсни й |
реда кт о р |
И . М . Ти хо но ва . Норрвнт ор |
И . |
В . Левт онова |
||||||||
Сдано |
в набор |
8 // 1 9 6 5 |
г . П одписано н печат и |
11)111 |
1 9 6 5 г . |
Ф орм ат |
||||||
б ум а ги |
7 0 Х Ю 8 Ч 3,. |
Ф и з. |
пвч. л . 4 ,5 . |
У е л . печ. л . 6 ,1 7 |
+ в н л . |
1/4 п . л . |
||||||
У ч .- и эд . л . 5 ,4 6 . |
Ти р а ж |
2 0 0 0 0 0 з н з . ( 1 — 100 0 0 0 ). М -3 1 0 9 2 . З а н . ГР 121 |
||||||||||
|
|
|
Р аб от а |
объявлена по |
Б . 3 . № |
73 — 123 |
|
|
||||
|
|
|
Л ен издат , |
Л енинград , Ф онт анна, 5 9 |
|
|
||||||
|
|
|
Типограф ия |
и м . В о л о д а р ско го Л ениздат а |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Ф онт анна, 57 |
|
|
|
|
Ц ени 31 ноп.