Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не мог быть снят на черно-белую пленку, его можно было снимать только «в цвете», потому что все де­ вушки в этой бригаде носят алые косынки, и этот цвет «играет» на снимках на голубовато-сером и зелено­ вато-сером фоне стен цеха, станков, окон, рабочей одежды... Фотоочерк так и назван — «Алые косынки».

Когда снимался этот фотоочерк, девушки не пози­ ровали специально фотокорреспонденту (В. Тарасевичу), не прерывали для него своих повседневных заня­ тий. Его мастерство сказалось в том, что снимки, не­ смотря на это, получились безупречными и по компо­ зиции, и по технике.

Снимая именно так, с использованием репортажных приемов, удается получить действительно неза­ бываемые кадры. И какими же неестественными, фальшивыми кажутся рядом с ними снимки, делав­ шиеся всего несколько лет назад, когда вместо дей­ ствительно репортажной съемки сплошь и рядом при­ менялась так называемая «постановка».

В поисках «оригинального» решения, в погоне за внешней эффектностью снимка фотокорреспон­ дент, например, заставлял сельскую учительницу са­ диться проверять тетради не за стол, на котором го­ рела электрическая лампа, а к печке, чтобы ее лицо и фигура были рсвещены отблесками пламени. У ее ног тщательно раскладывались 2—3 отборных березовых полена. А так как печка не могла дать такого яркого освещения, какое требовалось для съемки на цвет­ ную пленку, то ее и не растапливали; свет, правда, исходил из раскрытой печной дверцы, но... только благодаря тому, что там была укрыта достаточно сильная электролампа.

132

Тот же прием почти одновременно был использо­ ван и для другого снимка того же автора. Там полу­ чалось еще хуже: на снимке изображалось, как кол­ хозница вынимает из русской печи противень с толь­ ко что испеченными румяными пирогами. Но печь и в этом случае оставалась холодной, в ней опять-таки была замаскирована лампочка, бросавшая на пироги резкий, неестественный свет.

Еще один отрицательный пример. Во время Мос­ ковского фестиваля молодежи фотокорреспонденту понравились красочные экзотические одежды пред­ ставителя одного из африканских государств. Но из-за пасмурной погоды (а к тому же дело, кажется, было вечером) молодого африканца пришлось сфотогра­ фировать при искусственном освещении на малочув­ ствительной пленке ЛН-2.

Мы видим на снимке жертву фотографа, букваль­ но обливающуюся потом. Вероятно, на улице было прохладно, и юноша облачился во всю одежду, при­ хваченную с собой. В помещении же, где производи­ лась съемка, было, по-видимому, очень тепло, но фо­ тограф, боясь упустить пленившие его сочетания кра­ сок, был против того, чтобы гость хоть что-нибудь снял с себя. А выдержка составила чуть поменьше минуты...

Даже при съемке пейзажа, который считается од­ ним из наиболее легких жанров, фотограф обычно лишен возможности что-либо приукрасить или пере­ распределить в кадре. Он не может, например, пере­ нести в сторону не понравившееся ему дерево или подсветить группу деревьев с теневой стороны. Остается только искать наиболее удачную точку

133


съемки и выжидать наиболее подходящего времени дня.

А фотографам, делавшим снимки вроде тех, о ко­ торых рассказано выше, хотелось, чтобы они не толь­ ко получались наверняка, «с гарантией», но и дава­ лись им так же просто, как пейзажи.

Теперь такая «подготовка снимка» встречается все реже и реже. Не только потому, что совершенствует­ ся техника фотографии, но, конечно, и потому, что наши ведущие фотомастера решительно отказались от попыток «приукрашивать» действительность, от ме­ тода «постановки кадра», противоречащего принци­ пам советского фотоискусства. Везде, где это только возможно, наблюдается переход к репортажным при­ емам съемки.

Цвет в современном творчестве советских фото­ мастеров. Ни один иллюстрированный журнал не об­ ходится сейчас без цветных снимков. Многие, и в том числе «Огонек» — самый популярный из журналов это­ го рода, непременно выносят цветное фото, отпечатан­ ное во весь формат журнала, на обложку номера. Ак­ туальные по тематике, высококачественные по цвету, эти обложки с броской надписью «Огонёк» в яркокрасном квадрате сразу привлекают наше внимание к свежему номеру.

Многие помнят, что еще во второй половине соро­ ковых годов «Огонёк» выходил в черно-белой облож­ ке. Цветные снимки в то время только начинали по­ являться на вкладках внутри номера. Это были по преимуществу пейзажи.

Вте времена цветная фотография могла попасть

вжурнал не в силу каких-либо художественных до­

134

стоинств или познавательной ценности, а просто по­ тому, что она являлась цветной.

Сейчас фотокорреспондент любого журнала, в ка­ ком бы жанре он ни работал, должен уверенно вла­ деть техникой цветной съемки. Цветных снимков тре­ буют и спортивные, и женские, и технические, и науч­ но-популярные журналы. Что ни год, коллектив при­ знанных мастеров цветного фото пополняется новыми и новыми именами. Всего несколько лет назад члены Ленинградского фотоклуба Геннадий Колосов и Лев Шерстенников были совсем молодыми фотолюбите­ лями, а сегодня их цветные и черно-белые репортажные снимки заняли заметное место на страницах «Огонька», неоднократно появлялись на обложках журнала.

Однако здесь придется сделать одну существен­ ную оговорку. Как бы тщательно ни воспроизводи­ лась цветная фотография, при массовой печати в нее неизбежно будут внесены цветовые искажения. Поэто­ му в оригинале, на фотобумаге ее тона всегда выгля­ дят несравненно более нежными, детали лучше про-, работаны, яркие цветовые пятна более сочны: репро­ дуцирование в любом случае огрубляет снимок и не дает полного представления о мастерстве его автора.

Оригиналы лучших цветных снимков, сделанных за истекший год, можно увидеть на ежегодной всесоюз­ ной выставке художественной фотографии «Семилет­ ка в действии». Уже состоялось пять таких выставок. Оглядываясь на стенды прошлых лет, припоминая первоклассные цветные работы, представленные на них, вновь и вновь убеждаешься, насколько разнооб­ разны «почерка» мастеров цветного фото. Одни, вир­

1 3 5


туозно управляя цветопередачей, добиваются мягкой, «пастельной» цветовой гаммы снимка.

Таков, например, снимок Николая Маторина «Ритм труда»: девушка-прядильщица в потоке струящихся вокруг нее капроновых нитей, пронизанных золоти­ стым светом. Таковы пейзажи Алексея Бушкина и пей­ зажи и натюрморты («Груши», «Ромашки», «Синий цветок») Клавдии и Владимира Вдовиных.

Другую, более многочисленную группу состав­ ляют приверженцы ярких, ликующих красок. Они не только тщательно выискивают объекты, требующие передачи именно в цвете, но и печатают их в под­ черкнуто броской, жизнерадостной тональности.

Такая «подача» сюжета, безусловно, является наи­ лучшим решением в тех случаях, когда данный сю­ жет вообще невозможно представить себе «вне цве­ та». Отпечатав снимок на черно-белой фотобумаге, мы увидим, что он потерял всякий смысл, перестал существовать как художественное произведение. Та­ ковы, к примеру, снимки «Огневушка» Виктора Сакка и «Зеленая улица» Всеволода Тарасевича.1.

Первая работа, принадлежащая фотокорреспон­ денту молодежного журнала «Смена», очень дина­ мична: она изображает девушку, кружащуюся в стре­ мительной пляске. И. разлетающаяся красная юбка, и платок в поднятой руке девушки даны в сильной смаз­ ке: кажется, что из ее руки рвется красное пламя, словно она держит не платок, а факел. Глубокое впе­ чатление, оставляемое снимком, определяется имен­ но этой насыщенностью красным цветом.

1 Автор цветного фотоочерка «Алые косынки».

136

Совсем в ином плане решена работа В, Тарасовича (агентство печати «Новости»). Пасмурный, сумереч­ ный колорит зимнего дня в заводском районе. Рель­ совые пути, на заднем плане — могучая колоннада труб с красными огоньками, приглушенными мглой и расстоянием. Резко выделяется на этом фоне зеле­ ный огонь светофора, данный крупным планом. На снимке не видно людей, но именно их безопасность день и ночь сторожит этот бессонный глаз.

Каждому, кто видел «Семилетку в действии», за­ помнились суровые, немного диковатые пейзажи Ва­ дима Гиппенрейтера. Он одним из первых блестяще

сфотографировал радугу

над горным пастбищем.

В отличие от А. Бушкина,

предпочитающего уютные

пейзажи средней России, в частности Подмосковья, его привлекают далекие окраины нашей страны, мир «непуганых зверей и птиц». Своеобразный характер его работ объясняется не только тем, что он широко пользуется мощными телеобъективами (это делают многие фотомастера), но.и несколько непривычными красками неба, гор, растительности.

Отличным образцом спортивного репортажа на­ долго останется снимок Льва Бородулина «Старт». («Семилетка в действии», 1962 год). Сделанный с по­ мощью, телеобъектива, он позволяет нам почувство­ вать напряженное состояние негритянской девушки Вильмы Рудольф на беговой дорожке в последние мгновения перед стартом, великолепно передает кра­ соту и гармоничность ее позы и худощавого трениро­ ванного тела.

В области цветного фотографического портрета большим достижением является работа корреспон­

137


дента АПН Василия Малышева «Светлана», удостоен­ ная диплома первой степени на «Семилетке в дейст­ вии» 1963 года. Обаятельная? строгая девушка, сня­ тая крупным планом, смотрит прямо в объектив. Успех «Светланы» можно считать веским доводом против тех теоретиков художественной фотографии, которые считают, будто .во имя «естественности» портретов глаза на них должны быть то ли стыдливо опущены, то ли устремлены куда-то в сторону. На­ оборот, естественности фотографического портрета ничуть не вредит, если взгляд портретируемого на­ правлен прямо на зрителя (вспомните многие живо­ писные портреты!).

Этой точке зрения нисколько не противоречат не­ многочисленные цветные работы, персонажи которых сняты вполоборота к зрителю со взглядом, устрем­ ленным вбок. В каждом случае такой прием бывает продиктован каким-то особым замыслом фотографа. Так снят Алексеем Бушкиным «Юноша из Занзибара» («Семилетка в действии», 1964 год). По-видимому, ав­ тор снимка задался целью возможно сильнее под­ черкнуть контраст между смуглой, почти черной ко­ жей африканца и белками его огромных глаз.

Цветная фотография против живописи! Сейчас, ка­ жется, никто уже не спорит всерьез о том, следует ли считать фотографию полноправным искусством или же она способна только регистрировать факты, «про­ токолировать» действительность. Фотография утвер­ дила свои права, пользуясь самым действенным мето­ дом — методом «наглядной агитации». За последние десятилетия появилось столько выдающихся снимков, что даже упрямые скептики разглядели за бесстраст­

138

ным стеклом видоискателя зоркий глаз человека — создателя высокохудожественных произведений.

Но естественно, что после этого признания возник другой спор: о возможности сосуществования фото­ искусства и живописи, о том, какие же все-таки взаи­ моотношения сложатся между ними. Эти вопросы сделались темой дискуссий и в нашей стране, и за ру­ бежом. Как всегда, находятся пророки, которым бу­ дущее представляется в самом мрачном свете:

«Перед лицом моего собеседника мелькнул объ­ ектив портативной камеры.

Вот убийца, — сказал художник. Я не понял.

Нельзя заниматься живописью. Кино ее уби­

вает».

В этом отрывке из газетной корреспонденции 1 предельно четко выражена точка зрения одного из таких пессимистов. К счастью, художник, чьи слова приведены здесь, неправ. Успехи киноискусства не могут сделать абсолютно ненужными не только про­ изведения живописи, но и театральные представления, очень близкие к кино. Однако старым, существующим

тысячелетия видам искусства приходится несколько потесниться. Вот, например, на городских улицах все чаще стали появляться фотоплакаты. Кому не зна­ комы два на редкость удачных плаката, где изобра­ жены первые наши космонавты, или исключительно динамичный плакат токийской Олимпиады 1964 года с изображением группы бегунов в момент старта!

1 «Литературная газета», 19 марта 1959 г. Корреспонденция А . Спешнева.

*.Rf

1 3 9