Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рима с длиной световых волн. Из-за отражения света, происходящего в этом крохотном пространстве, воз­ никает поглощение отдельных частей спектра; остаю­ щиеся непоглощенными лучи и дают цветной узор, который бывает заметен на отпечатках и на. диапози­ тивах, проецируемых на экран.

В этих случаях можно помочь делу, подержав за­ жатый между двух стекол пленочный кадр над вклю­ ченной плиткой в течение 5— 10 минут: пленка начнет выпрямляться, и воздушные промежутки, о которых только что говорилось, исчезнут, а значит исчезнут и кольца Ньютона.

Можно ли упростить получение цветных снимков!

Уже сейчас в виде исключения попадаются настолько совершенные негативы, что полноценные отпечатки с них удается получить без корректирующих филь­ тров. По мере того ^ак будет совершенствоваться цветная пленка, таких негативов будет все больше.

Пока что ученые и инженеры, занятые в этой об­ ласти, стараются добиться хотя бы такого положения, какое уже достигнуто в черно-белой фотографии. Для этого необходимо решить две основные пробле­ мы. Первую из них можно сформулировать так:

добиться постоянства фотографических свойств цветной пленки и бумаги.

Какую практическую пользу это принесет фото­ любителям?

Сейчас дело обстоит так. Тщательно подобрав фильтры, я делаю отпечаток с цветного негатива. На конверте с бумагой стоит номер эмульсии этой бума­ ги (какое-либо многозначное число). Через неделю мне требуется сделать с того же негатива еще один

122

отпечаток. Но если тот пакет бумаги кончился, мне придется снова производить пробы, чтобы подобрать наилучшее сочетание фильтров, только потому, что на новом пакете бумаги того же самого сорта стоит другой эмульсионный номер!

Мы смотрим цветную кинокартину. Современный кинофильм занимает несколько сот, а то и тысяч метров пленки и состоит из нескольких частей. Кино­ проекционное оборудование настолько совершенно, что переход от одного куска к другому происходит бесшумно и без всякого перерыва в проекции. Но зрители, сидящие в зале, все же замечают, что один кусок пленки кончился и начался другой: на экране мы видим тех же героев и тот же пейзаж, но и небо, и лица, и костюмы, и деревья вдруг приобрели иной оттенок.

Таковы капризы цветной бумаги и пленки. Эти не­ удобства отпадут сразу же, как только удастся до­ биться постоянства свойств цветных фотоматериалов.

Вторая проблема сводится к следующему:

упростить обработку цветной пленки и бумаги.

Приступая к печати с черно-белых негативов, я при­ готовляю всего два раствора: проявляющий и фик­ сирующий. Для цветной печати требуется четыре рас­ твора. Обработка чернотбелого отпечатка, не считая окончательной промывки, занимает меньше 20 минут и производится при красном свете. Каждый лист цвет­ ной бумаги фотолюбителю приходится обрабатывать в полтора раза дольше, притом в полной темноте.

Проявляя черно-белую пленку, рекомендуется вы­ держивать температуру проявителя на уровне при­ мерно 20° С. Отклонение температуры от этого уровня

123


можно компенсировать соответствующим увеличе­ нием или уменьшением времени проявления.

Температура цветного проявителя должна выдер­ живаться очень точно; в крайнем случае допускается отклонение ее от заданного уровня (18°) вверх или вниз всего на полградуса.

Все это сильно усложняет занятия цветной фото­ графией, требует от фотолюбителя особой аккурат­ ности, повышенного внимания и незаурядного тер­ пения.

Не случайно то в одной, то в другой стране публи­ куются всякого рода предложения, как ускорить и упростить обработку цветных материалов. Появляются они и у нас. К сожалению, ни один из этих «ускорен­ ных» и «упрощенных» методов пока не может дать полноценных результатов. Но важно уже то, что в этом направлении ведутся настойчивые поиски. Значит, не сегодня, так завтра поставленная цель будет достиг­ нута.

Г л а в а в о с ь м а я

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ

Недоступное объективу. По улице медленно дви­ жется поливочная машина, извергая мощные фонтаны воды, и в свете утреннего низкостоящего солнца от­ четливо видно, как в этих фонтанах вновь и вновь переливается радуга.

Глаз ясно различает ее, но попробуйте сфотогра­ фировать этот сюжет на цветную пленку, и можно заранее предсказать, что вас постигнет неудача. По крайней мере, мне не приходилось видеть ни одного удавшегося снимка подобного рода.

Доступное только объективу. Однако не спешите сделать отсюда вывод, что возможности человеческо­ го зрения все еще намного превосходят достижения цветной фотографии. Напротив, во многих случаях человек может только позавидовать зоркости совре­ менной фотокамеры, работающей, когда нужно, в со­ четании с другими оптическими приборами— микро­ скопом, телескопом, спектроскопом... Например, фа­ кел реактивного двигателя — сгусток пламени, кото­ рый представляется глазу в виде бесформенного колеблющегося пятна нестерпимой яркости, — сверх­ скоростная съемка разлагает на отдельные струи, так

125

что появляется возможность изучить поведение рас­ каленных частиц, образующих эту огненную реку. Можно сфотографировать снаряд в полете— и на снимке будет видно, как он разрезает воздух, как бе­ гут от головки снаряда волны, точно он движется не в воздухе, а в воде. Существует еще немало объек­ тов, которые недоступны человеческому глазу, даже вооруженному сверхмощной оптикой, но вполне до­ ступны фотосъемке.

Еще не так давно удавалось получать только чер­ но-белые снимки подобных явлений и процессов, по­ тому что для съемки такого рода требовалась пленка очень высокой чувствительности, а чувствительность цветных фотоматериалов вплоть до недавнего вре­ мени была сравнительно низкой. За последние годы положение резко изменилось.

Чтобы нагляднее представить себе достижения современной цветной фотографии, пройдемся по за­ лам большой международной фотографической вы­ ставки, которая состоялась в Париже в ноябре

1961 года. 1

Характерно уже то, что основным ее лозунгом было: «Показать триумф цвета в фотографии».

Крупнейшая фирма «Кодак», занимающаяся производстводл фотоматериалов в целом ряде стран, во­ обще не показала на своих стендах ни одного черно­ белого снимка. Она демонстрировала только разные способы цветной фотографии и их применение в раз­

1 «III международная выставка фотографии, кино и оптики». Открытие ее совпало со столетием цветной фотографии: первый снимок в естественных цветах был получен в 1861 году англий­ ским физиком Максвеллом.

126


личных областях жизни. Наиболее внушительным экс­ понатом являлся огромный подсвеченный диапозитив площадью более 60 кв. метров. Он изображал балет на льду, причем фигуры всех участников этого кра­ сочного представления, а их было около 30, предста­ вали перед зрителями в натуральную величину. Таким путем фирма хотела обратить внимание посетителей в первую очередь на свою продукцию, выделиться на выставке среди фирм-конкурентов.

Но посетителей выставки, среди которых было не­ мало научных работников, инженеров, врачей, рестав­ раторов произведений искусства, больше всего инте­ ресовали не такие экспонаты, бьющие на эффект, а достижения цветной фотографии в области их дея­ тельности, может быть, далеко не столь эффектные, но имеющие неизмеримо большее практическое зна­ чение. Выяснилось, что фирме «Кодак» удалось по­ высить чувствительность обратимой пленки «Эктахром» для дневного света примерно до 180 единиц (ГОСТ), а для искусственного света — более чем до 130 единиц. По общей чувствительности цветная плен­ ка сравнялась со сверхчувствительной черно-белой. Одновременно была увеличена и широта пленки «Эк-

тахром». Таким образом, в настоящее время имеется

возможность снимать на цветную пленку практически все то, что доступно черно-белой фотографии.

И действительно, первые снимки, на новой пленке при всем их рекламном характере наглядно показы­ вают, какие огромные возможности в области науки, искусства, фоторепортажа открываются перед фото­ графом, получившим в свое распоряжение цветную пленку такой высокой чувствительности.

127

На снимках, продемонстрированных на выставке, запечатлены тончайшие оттенки цвета на поверхности волнующегося моря, видны напряжения в металле машинных деталей или узлов и напряжения, воз­ никающие в кристаллах льда при их росте и разру­ шении.

Цветные снимки позволяют специалистам изучить условия возникновения снежных лавин и разработать меры, которые помогут бороться с этим стихийным бедствием.

Совершенно фантастический мир открывается нэ цветных снимках, сделанных через микроскоп. Каза­ лось бы, что может быть необычайного в скоплениях бацилл, возбудителей наиболее грозных болезней? А между тем на снимке эти скопления, своеобразные «островки смерти», .представляют собой редкую по красоте мозаику, где бесконечно разнообразны цвет, форма и взаимное расположение отдельных эле­ ментов.

Все большее значение цветная фотография полу­ чает в астрономии. Разработаны методы исследова­ ния, сочетающие цветную фотографию с черно-бе­ лой, что позволяет использовать не только видимый свет, но и инфракрасные лучи, ультрафиолетовые, лучи Рентгена, гамма-излучение.

Практически не осталось уже ни одной отрасли науки и техники, где не применялась бы цветная фо­ тография, достигшая особенно больших успехов за последние 10— 15 лет.

Какой фотографии принадлежит будущее! Каза­ лось бы, ответ совершенно ясен: как только цветная пленка перестанет быть такой капризной, как только

128


обработка цветных фотоматериалов будет упрощена (а это непременно должно произойти, и притом в са­ мом скором времени), тогда черно-белая фотогра­ фия будет окончательно вытеснена цветной. Навер­ ное, нам предстоит вспоминать о ней со снисходитель­ ной улыбкой, так, как сейчас пожилые люди вспоми­ нают о «немых» кинокартинах, которые шли на экра­ нах 30 лет назад и были быстро вытеснены звуковым кино.

Однако с черно-белой фотографией дело обстоит совсем не так просто, и подобные параллели слишком рискованны. Ведь озвученный кинофильм был боль­ шим шагом вперед по сравнению с «немыми» филь­ мами: о,н позволил кинематографу гораздо лучше воспроизводить реальную жизнь, и естественно, что неозвученные картины не могли выдержать состяза­ ния с озвученными.

А цветная фотография вовсе не является усовер­ шенствованием черно-белой, как может показаться на первый взгляд.

Конечно, набор изобразительных средств, находя­ щихся в распоряжении черно-белой фотографии, скромнее, чем у цветной. Тем не менее она представ­ ляет собой самостоятельную область фотографиче­ ского искусства, которая и дальше будет развиваться и совершенствоваться независимо от успехов цветно­ го фото, поделив с ним «сферы влияния».

'ам, где важно знать и правильно воспроизводить цвет объекта съемки, например почти во всех обла­ стях научных исследований, черно-белая фотография уже сейчас без лишнего сопротивления уступает место цветной. Фоторепортаж и кинохроника тоже,

9 И . А. Косинскнй

129


вероятно, полностью перейдут на цветную пленку. Бла­ годаря этому, перелистывая журнал или смотря до­ кументальный фильм из жизни какого-нибудь дале­ кого края, скажем, тропической Африки, мы сможем узнать об этом уголке земного шара гораздо больше, чем прежде. Кроме того, нашим потомкам достанет­ ся цветная фотокинолетопись нашей эпохи, и, следо­ вательно, они получат о ней более полное представ­ ление.

Но мы знаем ряд областей изобразительного искусства, где цвет не играет никакой роли. Напри­ мер, практически монохромна (одноцветна) скульп­ тура. Мы настолько привыкли к этому, что нам трудно

представить раскрашенными, скажем,

бронзовые

или мраморные статуи, установленные

в

садах и

парках.

не

исключая

Вот уже много веков существуют,

друг друга, черно-белая и цветная графика. Это дает основание считать, что в области художественной фо­ тографии по-прежнему будут применяться наряду с цветными, черно-белые фотоматериалы. А в обла­ сти кино?

Приведем только несколько примеров. Художест­ венный фильм «Летят журавли», обошедший за по­ следние несколько лет все экраны мира, черно-белый. Его мы просто не можем представить себе цветным, как и другие выдающиеся фильмы последнего вре­ мени, например картины так называемых неореали­ стов, посвященные жизни простых людей Италии. Ни одного цветного фильма не создал до сих пор при­ знанный мастер кино Чарли Чаплин.

Черно-белым является, наконец, «Гамлет» — одно

130

из последних достижений советской художественной кинематографии.

Таким образом, опасаться исчезновения черно-бе­ лой фотографии из арсенала изобразительных средств современного искусства не приходится.

Репортажный метод и «постановка». Снимки на­ ших мастеров художественной фотографии и фото­ любителей, в том числе цветные, вызывают восхище­ ние зрителей как на всесоюзных, так и на междуна­ родных выставках. Они привлекают внимание не толь­ ко чисто техническим совершенством, но и своей правдивостью, верностью жизни. В них находят отра­ жение грандиозные события нашей эпохи — завоева­ ние космоса, освобождение колониальных народов, покорение атомной энергии, обуздание величайших рек. Далеко не каждому фотокорреспонденту (не го­ воря уже о фотолюбителях) посчастливилось присут­ ствовать при старте космических ракет, побывать на военном параде в столице революционной Кубы или совершить арктический рейс на борту атомного ледо­ кола «Ленин». Но чтобы увидеть и запечатлеть на пленке признаки великих преобразований, происходя­ щих в окружающем мире, вовсе не обязательно от­ правляться так далеко. Полистаем журналы «Совет­ ский Союз», «Огонек», «Советское фото». Мы уви­ дим, что на цветных снимках запечатлены самые раз­ личные сюжеты: выступления танцевального ансамбля и африканские юноши и девушки, приехавшие учиться в Москву; первый малыш, родившийся на Целинных землях Казахстана, и огни нового комбината, вырос­ шего в башкирской степи... А вот целый фотоочерк, посвященный бригаде коммунистического труда: он

9 *

131