Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

признать научным, тем более когда речь идет о физи­ ческом явлении, каким является спектр. Поэтому по­ ставим вопрос иначе.

Существует ли какое-нибудь научное основание для классификации цветов? Действительно ли есть среди них главные и второстепенные или же с физи­ ческой точки зрения все они равноправны?

Наука, называемая цветоведением, отвечает на этот вопрос так.

Чтобы получить любой цвет или оттенок, доста­ точно иметь в распоряжении всего-навсего три цвета, которые и следует считать основными: красный, синий и зеленый. Вот доказательства. Диск волчка при быст­ ром вращении будет казаться белым, если он разбит всего на три сектора, окрашенные,в эти цвета. Окра­ сим половину диска в зеленый цвет, а другую поло­ вину— в красный, и вращающийся волчок будет вы­ глядеть желтым. Если в красный цвет выкрашена большая половина диска, а в зеленый — меньшая, то вращающийся волчок покажется оранжевым. При обратном соотношении он будет представляться глазу

лимонно-желтым. И так далее.

Получить любые цвета с помощью синего, зеле­ ного и красного можно также по методу проекции. Снабдим один из проекторов синим светофильтром, чтобы он давал синий луч, другой — зеленым, тре­ тий— красным. Направив все три луча на один и тот же участок стены, мы увидим на стене белое световое пятно; если отвести синий луч в сторону, это белое пятно сразу пожелтеет; если оставить синий и крас­ ный лучи, а убрать зеленый, то пятно сделается пур­ пурным (красновато-лиловым).

13

Аддитивный и субтрактивный принципы. Поскольку все вместе эти три светофильтра дают белый свет, такой принцип смешения цветов называется прин­ ципом сложения, или аддитивным. 1

Однако в современной цветной фотографии ис­ пользуется обратный принцип получения всевозмож­ ных цветов — принцип вычитания, или субтрактивный.2 Для демонстрации этого принципа с помощью проек­ торов потребуется комплект тоже из трех свето­ фильтров, но цвета их должны быть подобраны так, чтобы каждый фильтр, поставленный на пути белого луча, «вычитал» из него, т. е. поглощал, один из основ­ ных цветов, а все три фильтра, сложенные вместе, поглощали все световые лучи и давали на экране чер­ ное пятно. Как же будут окрашены эти фильтры? В цвета, обратные основным цветам аддитивного ме­ тода: голубой, пурпурный, желтый.

Дополнительные цвета. Сложив по аддитивному принципу два обратных один другому цвета (красный с голубым, зеленый с пурпурным или синий с жел­ тым), мы обязательно получим белый цвет. Выходит, что, например, красному цвету «недостает» голубого, чтобы стать белым, а голубому — красного. Иначе говоря, голубой цвет «дополняет» красный до белого, и наоборот. Поэтому голубой цвет называется допол­ нительным по отношению к красному, а красный до­ полнительным по отношению к голубому. То же мож­ но сказать о любой из перечисленных выше цветовых пар. Таким образом, взаимно дополнительными цве-

1 О т

латинского

слова addition, что означает «сложение».

2 От

латинского

слова subtraction, означающего «вычи­

тание».

 

 

14


тами мы называем два цвета, сложение которых дает белый цвет.

Цветовая температура. Всем известны выражения, которыми пользуются для характеристики очень силь­ но нагретых предметов: «раскаленный докрасна»,

5500°

Рис. 2. Путь солнечного луча через атмосферу Земли утром, днем и вечером и цветовая тем­ пература солнечного света (для земного

. наблюдателя).

«раскаленный добела». Какой из этих предметов рас­ кален сильнее? Конечно, тот, который доведен до такой температуры, что излучает белый свет. Остывая, он сначала потускнеет, сделается желтым, потом некоторое время будет испускать оранжевый, яркокрасный, вишнево-красный, малиновый свет, а под

15

конец, когда его излучение будет состоять уже только из невидимых инфракрасных лучей, вообще пере­ станет светиться, несмотря на довольно высокую тем­ пературу.

Таким образом, спектральный Состав излучения любого нагретого предмета зависит от его темпера­ туры. Однако если вам продемонстрируют ряд пред­ метов из разного материала, раскаленных, скажем, до совершенно одинакового вишневого цвета, не торопи­ тесь сделать вывод, что и температура их всех одина­ кова. Одинаковой будет лишь их «цветовая темпера­ тура». Это особое физическое понятие, с помощью которого можно судить, какие лучи испускает тот или иной световой источник: чем ниже его цветовая тем­ пература, тем больше в составе излучаемого света красных лучей.

Например, цветовая температура Солнца в зените достигает 5500°С.1 Солнце, стоящее высоко в без­ облачном небе, заливаёт все ослепительно белым светом. Но вот оно склоняется к закату, желтеет, становится оранжевым... Его лучи процеживаются плотным фильтром земной атмосферы, и для наблю­ дателя, находящегося на поверхности Земли, цвето­

вая

температура

Солнца неуклонно понижается:

мых

1 Цветовая температура измеряется в градусах, отсчитывае­

от абсолютного

нуля (— 273° С). Строго говоря, она пока­

зывает, до какой температуры пришлось бы нагреть абсолютно черное тело, то есть тело, в ненагретом состоянии поглощаю­

щее все падающие на него

лучи, чтобы

оно начало

излучать

свет данной окраски. Значит,

чтобы такое абсолютно

черное

тело засияло, как Солнце в зените, надо

поднять его темпера­

туру до 5500°— 273°«5200° С. •

 

 

 

16


4000... 3000... 2000°. Еще несколько минут — и оно скроется за горизонтом (рис. 2).

Помнится, как-то осенним вечером я ехал в меж­ дугородном автобусе среди бескрайних, уже убран­ ных полей Западной Украины. Перед этим много дней стояла жаркая и безветренная погода, и в воздухе висели миллиарды частичек пыли: «атмосферный фильтр» был особенно плотным. Автобус быстро несся по шоссе, и довольно непривычно было видеть, как темно-красный, немного даже зловещий солнеч­ ный диск, ничуть не отставая, стремительно катится по линии горизонта, на какие-то мгновения скрываясь и вновь выныривая из-за кустов, деревьев, построек..;

Наутро процесс изменения окраски Солнца повто­ ряется в обратном порядке: сначала из-за горизонта брызнет красный луч, затем появляется красный диск, который, поднимаясь все выше, понемногу становится светлее и ярче. В первые полчаса после восхода с ним еще может сравниться по цветовой температуре электрическая лампа накаливания, испускающая в основном желтые и красные лучи (2500°); затем Солнце оставляет обычную электролампу далеко по­ зади. Спустя час после восхода с ним все еще могут соперничать так называемые «перекальные» фото­ лампы (3500°), а в дальнейшем — только «лампы днев­ ного света».

Насыщенность цвета. Чистые основные цвета яв­ ляются наиболее «насыщенными». Примесь всякого иного цвета понижает эту насыщенность. Представим себе, например, ярко-желтый мяч, лежащий на под­ оконнике и освещенный солнцем. Его окраска являет­ ся исключительно насыщенной. Но вот Солнце пере-

2 И. А. Косинский______________ ^

|

ГО С . П УБЛ И Ч Н А Я

}Н А У Ч Н О -ТЕХ Н И Ч ЕС К А Я

двинулось за косяк окна, и мяч оказался в тени. Теперь он освещается только рассеянным светом, идущим от голубого неба. Эти голубые лучи лишают желтый цвет его насыщенности, и мяч как бы немного тускнеет.

Характерное уменьшение насыщенности окраски наблюдается при выцветании предметов под дей­ ствием яркого света: их окраска постепенно стано­ вится все более белесой. Чем ближе цвет к белому, тем он менее насыщенный. Насыщенность белого цвета равна нулю.

В строгом смысле не приходится говорить и о ка­ кой-либо насыщенности черного цвета. Однако в жи­ тейском обиходе мы прекрасно отличаем, например, черный цвет нового костюма от несколько неопре­ деленной окраски поношенных костюмов, которые в свое время тоже были безупречно черными. По­ этому впредь мы все-таки будем употреблять по от­ ношению к черному цвету без всяких посторонних оттенков выражение «насыщенно черный цвет», а бе­ лый без всяких цветовых оттенков будем называть просто «чисто белым».

Влияние блестящей и матовой поверхности на цвет предметов. Окружающие нас освещенные предметы кажутся разного цвета потому, что частицы их по­ верхности поглощают падающий на них свет далеко не полностью. 1 Трава, освещенная белым дневным светом, поглощает синие и красные лучи; в резуль-

1 Q цвете неосвещенных предметов говорить вообще не приходится.. Недаром народная поговорка утверждает: «в тем­ ноте все кошки серы».

1‘8


тате от белого света остаются только зеленые лучи, отражаемые травой. Вот почему она зеленая. Желтый мяч, о котором уже шла речь, поглощает только синие лучи, отражая смесь красных и зеленых. Чер­ ный автомобиль должен был бы поглощать все свето­ вые лучи. Но так как он покрыт блестящим лаком, этого не происходит. В крыше машины в виде осле­ пительно яркого пятна отражается солнечный диск. Остальная часть крыши тоже не имеет насыщенно черного цвета: она отражает голубое небо. Да и на других частях кузова видны разноцветные отражения: трамваи, деревья, стены домов, мостовая, фигуры пешеходов...

Выходит, что цвет блестящих поверхностей не может быть насыщенным. Насыщенные цвета свой­ ственны только более или менее матовым поверх­ ностям.

Аккомодация. Белая бумага отражает все падаю­ щие на нее световые лучи, в ином случае она каза­ лась бы цветной даже при освещении чисто белым светом. Благодаря такому свойству при голубоватом свете пасмурного дня белая бумага должна была бы представляться нам голубой, а под электрической лампочкой — оранжевой. Этого не происходит только потому, что наш глаз не является совершенным, аб­ солютно объективным оптическим прибором: он при­ спосабливается к изменениям спектрального состава света, вносит поправку «на дневной свет», «на искус­ ственный свет», особенно в тех случаях, когда данный предмет нам уже случалось видеть при различном освещении. Такая поправка называется аккомодацией (приспосабливанием).

2*

19


Внашей памяти снежная поверхность всегда

остается белой. Правда, мы готовы признать, что в солнечный день тени на снегу окрашены в слегка голубоватый цвет. Но на цветной фотографии такие тени всегда получаются, как нам кажется, преувели­ ченно синими, а участки снежной поверхности, осве­ щенные солнцем, выходят отнюдь не белыми, а розо­ ватыми (если съемка производилась в утренние или вечерние часы) или, что еще хуже, желтоватыми. Подобный контраст на цветном снимке неприятно режет глаз, хотя объективно такая картина будет более правильной, чем хранящееся в нашей зритель­ ной памяти представление о цветовых контрастах на снегу, изрядно смягченное (вернее искаженное) ак­ комодацией.

Теплые и холодные цвета. По аналогии с цветом солнца, огня, раскаленных углей в печи теплыми цве­ тами принято называть все оттенки красного, оран­ жевого и желтого. К теплым цветам причисляют еще оттенки лилового и фиолетового— те, которые в зна­ чительной мере состоят из красного, а также все оттенки коричневого цвета. Синий же, голубой и голубовато-зеленый Цвета, . которые в нашем пред­ ставлении связаны с т.олщами морской воды, льдом или небом, называют холодными цветами. Белый и черный не являются ни теплыми, ни холодными цве­ тами: они «нейтральны» . 1

У теплых и холодных цветов есть одна интересная особенность: на ровной плоскости участки, окрашен-

1 Правда, иногда употребляется выражение «тепло-черный тон». Однако при этом подразумевают по существу не черный цвет, а очень темный коричневый, близкий к черному.

20

ные в теплые цвета, кажутся расположенными ближе к зрителю, чем в действительности, «выступающими», а участки, окрашенные в холодные цвета, — располо­ женными дальше, «отступающими», хотя на самом деле расстояние до тех й других одийаково (рис. 1, вклейка).

Этой особенностью теплых, и холодных цветов пользуются, например, в картографии: моря, озера, низменности на физических картах окрашивают в хо­ лодные цвета — синий, голубой, иссиня-зеленый. На­ оборот, возвышенности и горы окрашены в разные оттенки желтого и коричневого цветов. Благодаря этому они как бы выступают из ровной поверхности листа карты, и плоская карта,производит впечатление слегка рельефной.

Цветной фотографии тоже приходится считаться с таким свойством теплых и холодных цветов. П9дробнее об этом будет рассказано в тех разделах книги, которые посвящены композиции цветных снимков.