Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
-24 -
10.По средней скорости поршня - на двигатели быстроходные и тихоходные (ГОСТ 4393-48). Быстроходными двигателями условно счи таются четырех- и двухтактные двигатели, имеющие среднюю скорость движения поршня, равную или большую 6,5 м/сек, тихоходными - мень шую 6,5 м/сек.
Средняя скорость поршня С определяется из уравнения:
С = 2 5 ■п м/сек,
где S - ход поршня , м ;
п - скорость вращения коленчатого вала, об/сек.
11. По числу цилиндров - на одноцилиндровые и многоцилиндро вые (двух-, трех-, четырех-, шести- и восьмицилиндровые) двигате ли.
12.По рабочему объему цилиндров - на микролитражные, малолит ражные, среднего и большого литража.
13.По расположению цилиндров - на однорядные (вертикальные и горизонтальные) и двухрядные ( V - образные и оппозитивные) дви гатели .
Выбор типа двигателя зависит от его назначения и предъявляемых
к нему требований в части топлива, габаритных размеров, веса и др. В соответствии с ГОСТ 4393-48 каждому типу дизельного двигате
ля, исходя из его конструкции и назначения, присваивается услов ное обозначение. Например, 124 15/18; 64 15/18, 4Д 10,8/12,7. Бук
вы имеют следующие значения: Ч - четырехтактный, Д - |
двухтактный, |
|
ДД - двухтактный двойного действия, Р - реверсивный, |
С - судовой |
|
с реверсивной муфтой, |
П - с реду-торной передачей, К - крейцкопф- |
|
ный, Н - с наддувом, |
Г - газовый с электрическим зажиганием, П - |
газовый с присадкой жидкого топлива. Цифры впереди букв указывают число цилиндров в двигателе, а цифры после букв: в числителе - диа метр цилиндра в см, в знаменателе - ход поршня в см.
Кроме указанных обозначений ГОСТ 4393-48 разрешает дополнитель ные условные обозначения двигателей с маркой завода изготовителя.
В приведенном примере обозначения 124 15/18 двигатели заводом маркируются как 1Д12, Д12СП, 7Д12, Д12, ЗД12, а 64 15/18 имеют марки 1Д6-Ю0Д, 1Д6-100, 1Д6-150АД, 1Д6-150, У1Д6-150, 1Д6С-150М,
Д6С-150. Двигатели 4Д10, 8/12,7 имеют марки завода-изготовителя ЯАЗ-204, ЯМЗ-М204Г и т.д.
- 25 -
На современных автомобилях находят все большее применение дви гатели с двухрядным расположением цилиндров по .V -образной схеме, которая обеспечивает относительную малогабаритность двигателя и позволяет наряду с увеличением мощностных и экономических показа телей уменьшить базу автомобиля, значительно улучшить коэффициент использования металла. Кроме того, эти двигатели более удобны в обслуживании.
По такой схеме выполнены двигатели ЗИЛ-375, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, 3M3-53 и другие, которые по конструктивным параметрам и удельным показателям находятся на уровне современных автотракторных двига телей.
5. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И СИСТЕМЫ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Тепловая энергия, выделяющаяся в цилиндрах двигателя при сго рании топлива, проявляется в повышении температуры и давления га зов. Давление газов на поршни является причиной их движения в ци линдрах двигателя, в результате которого тепловая энергия преобра зуется в механическую, поэтому поршневой двигатель внутреннего сго рания состоит из ряда механизмов и систем.
К ним относятся механизмы: кривошипно-шатунный, газораспреде ления, регулирования и передач, а также системы: питания, зажигания, охлаждения, смазки и пуска.
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для создания пере менного объема, в котором сгорает топливо, и для преобразования прямолинейного, возвратно-поступательного движения поршня во вра щательное движение коленчатого вала. Механизм состоит из блока цилиндров двигателя с головкой и картером, поршней с поршневыми кольцами и пальцами, шатунов, коленчатого вала с подшипниками, маховика с картером, поддона картера, шестерни и шкива.
Блок цилиндров является базовой деталью для двигателя, так как на нем монтируются все механизмы двигателя. Внутри цилиндров, стен ки которых служат направляющими для движения поршней, происходят все рабочие процессы двигателя, в том числе и наиболее напряжен
- 26 -
ные процессы - это сгорание рабочей смеси и расширения продуктов сгорания, т.е. осуществляется рабочий ход.
Расположение цилиндров в блоке самое разнообразное. Для авто тракторных двигателей наибольшее распространение получило верти кальное рядное (3M3-2IA, ГАЗ-51 и др.) и У -образное двухрядное расположение (ЗИЛ-375, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ГАЗ-бб и др.) цилиндров. Нумерация цилиндров указывается на патрубках впускной трубы дви гателя.
С целью повышения долговечности двигателей блоки цилиндров современных двигателей изготовляют с вставными мокрыми и сухими гильзами (3M3-2IA, ЗИЛ-375, ЯМЗ-236, ЗИЛ-158, ГАЗ-51 и др.). Кро ме того, гильзы снабжаются вставками из аустенитного чугуна, стой кого против коррозионного износа. С этой же целью наружную поверх ность верхнего компрессионного кольца, работающего в наиболее тя желых условиях, покрывают слоем пористого хрома или изготовляют из специального чугуна, лигированного хромом и вольфрамом (ЯМЗ-236). Блок цилиндров двигателя ЗИЛ-375 чугунный, со вставными мокрыми
гильзами из серого чугуна с кислотоупорной вставкой в верхней час ти. Уплотнение верхней части гильзы осуществляется зажимом бурта гильзы между блоком и головкой блока, а нижней части - двумя ре зиновыми кольцами. Головка блока цилиндров из алюминиевого сплава со вставными седлами и направляющими клапанов.
Поршни из алюминиевого сплава |
покрыты |
оловом. Поршневые пальцы |
плавающего типа. В головку поршня залито |
чугунное кольцо, в кото |
|
ром имеется канавка для верхнего |
наиболее |
нагруженного компресси |
онного кольца. На поршне устанавливаются одно маслосъемное и три компрессионных кольца. Причем два компрессионных кольца хромиро ваны, а о^но (нижнее) конической формы (большое основание конуса направлено вниз). Маслосъемное кольцо составлено из двух плоских стальных колец и двух расширителей - осевого и радиального. Шату ны новых двигателей имеют три металлические вкладыши, представ ляющие собой стальную ленту с нанесенным на нее медно-никелевым (ЗИЛ-375) или металло-керамическим (3M3-53) подслоем, залитым сплавом СОС-66 или свинцовистой бронзой (ЯМЗ-236). кривошипы ко
ленчатого |
вала У-образного'четырехтактного |
восьмицилиндрового |
|
двигателя |
ЗИЛ-375 расположены под углом 90°, |
а у |
у-образного |
четырехтактного шестицилиндрового - под углом |
120°, |
причем с |
- 27 -
каждой шатунной шейкой соединено по два шатуна цилиндров правого
илевого рядов.
Коленчатые валы выполнены по полноопорной схеме (после кахдой шатунной шейки следует коренная) с коренными и шатунными шейками вала, подвергнутыми поверхностной закалке токами высокой частоты. Вкладыши коренных подшипников аналогичны по конструкции вклады шам шатунных подшипников. Для повышения несущей способности нихние вкладыши коренных подшипников выполняются без масляной канав ки (ЗИЛ-375).
Механизм газораспределения предназначен для своевременного впус ка в цилиндры двигателя горючей смеси (карбюраторные двигатели) или воздуха (дизельные двигатели) и своевременного выпуска из цилинд ров отработавших газов в той последовательности, которая определе на порядком работы двигателя в соответствии с фазами газораспре деления .
В современных автотракторных двигателях применяется клапанный газораспределительный механизм, как наиболее простой и долговеч
ный. |
У некоторых дизельных двухтактных двигателей кроме |
кла |
панов |
имеются продувочные окна. |
|
Вэтом случае воздух через окна подается нагнетателем, а выпуск осуществляется через два клапана.
Газораспределительный механизм состоит из распределительного вала с приводом, толкателей, штанг, коромысел, впускных и выпуск ных клапанов с пружинами.
Вдвигателях применяются газораспределительные механизмы с ниж ним или верхним расположением клапанов. Нижними называются клапа ны, установленные в блоке, а верхними - в головке цилиндров. Но вые двигатели в основном имеют верхнее расположение клапанов, ко торые размещены в головке цилиндров (3M3-2IA, ЗИЛ-375, ЯМЗ-236,
ЯМЗ-238, 3M3-53).
Верхнее расположение клапанов по сравнению с нихним более слож ное в конструктивном отношении, однако имеет ряд преимуществ, та ких, как: лучше наполняются цилиндры; лучше условия сгорания ра бочей смеси, поэтому увеличивается мощность двигателя, меньше рас ход топлива и опасность возникновения детонационного сгорания.
Уверхнеклапанного двигателя толкатель непосредственно на кла пан не действует, а передает усилие при. подъеме клапана через тол
- 28 -
кающую штангу и коромысло, установленное на оси. Ось коромысла
закреплена |
на головке цилиндров |
в стойках. |
На новых двигателях (30-375) |
с целью повышения их срока служ |
|
бы выпускные |
клапаны снабжены специальным механизмом вращения, |
стержень клапана имеет сверление, заполненное натрием, а тарелка клапана - жаропрочную наплавку посадочной фаски.
Своевременное открытие и закрытие клапанов обеспечивается спе циально подобранным расположением кулачков на распределительном валу, их профилем и правильной установкой фаз газораспределения. Количество и расположение кулачков на распределительном валу за висят от конструктивных особенностей двигателя, порядка его рабо ты и количества клапанов. Кроме того, от распределительного вала получают привод топливный и масляный насосы, распределитель за жигания.
Распределительные валы современных двигателей устанавливаются на подшипниках из биметаллической ленты (ЗИЛ—375) или металлокерамических втулок (ЯМЗ-236). С целью износоустойчивости опорные шейки и кулачки подвергают закалке с нагревом токами высокой час тоты.
В двухтактных дизельных двигателях типа ЯМЗ-204- с целью устра нения вибраций, возникающих от действия неуравновешенных сил инер ции поршней, применена специальная система уравновешивания, состо ящая из распределительного и уравновешивающего валов с противове сами.
у четырехтактных двигателей скорость вращения распределительно го вала в два раза меньше скорости вращения коленчатого вала, а у двухтактных скорости вращения обоих валов одинаковы.
Механизм регулирования предназначен для изменения количества подаваем 4 в цилиндры двигателей горючей смеси или топлива в зави симости от числа оборотов и нагрузки двигателя.
Механизм передач служит для передачи крутящего момента от колен чатого вала к механизмам и различным агрегатам, установленным на двигателе, которые обеспечивают работу двигателя (механизм газорас пределения, прерыватель-распределитель, масляный, топливный и водя ной насосы, генератор и др.).
- 29 -
Систеиа питания предназначена для содержания определенного запаса топлива, фильтрации и подачи топлива к карбюратору (кар бюраторный двигатель) или форсункам (дизельные двигатели), или к смесителю (газовые двигатели); приготовления и подачи горючей смеси в цилиндры (карбюраторные и газовые двигатели) или топ лива в цилиндры, наполнения цилиндров воздухом и приготовления горючей смеси внутри цилиндра (дизельные двигатели); очистки воздуха; подогрева горючей смеси, выпуска отработавших газов и глушения шума выпуска.
Горючей смесью называется поступающая в цилиндры во время ра боты двигателя смесь распыленного и частично испаренного топлива с воздухом. После того как горючая смесь смешается внутри цилин дра с отработавшими газами, остающимися в нем от предшествующего рабочего цикла, ее называют рабочей смесью.
У карбюраторных и газовых двигателей система питания состоит из топливного бака (газобаллонной установки газовые двигатели), топливопроводов, топливного и воздушного фильтров, топливного насоса, карбюратора или смесителя , впускного и выпускного трубо проводов, глушителя.
Впускной трубопровод на новых двигателях выполняется из алю миниевого сплава и общим для двух рядов цилиндров, располагается между головками блока и снабжается водяной рубашкой для подогрева смеси. Выпускные трубопроводы выполняются чугунными и устанавлива ются по одному с каждой стороны блока.
Удизельного двигателя в систему питания входят те же детали
иприборы, с той лишь разницей, что вместо карбюратора имеется топливный насос высокого давления и форсунки или насос -форсунки. Система зажигания предназначена для принудительного воспла менения горючей смеси от электрической искры. В нее входят прибо ры, обеспечивающие получение электрического тока высокого напря жения, провода и приборы, преобразующие энергию тока высокого на пряжения в тепловую энергию (свечи). У дизельного двигателя си стема зажигания отсутствует. Принципиальная схема зажигания при мерно одинаковая для различных марок карбюраторных двигателей. В схему зажигания входят источники тока низкого напряжения (акку
муляторная батарея и генератор с реле-регулятором1) и источники тока высокого напряжения (прерыватель-распределитель и катушка зажигания), поэтому схема зажигания имеет две цепи: низкого и вы