Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с замыканием силовых контактов замыкается нормально ра­ зомкнутый блок-контакт 1ДВ, блокирующий кнопку «Пуск» при включенном двигателе. Разрыв цепи, обесточивание ка­ тушки 1ДВ и отключение электродвигателя Д1 происходит при нажатии на кнопку «Стоп» поста 1ДУ. Одновременно с отклю­ чением двигателя размыкается блок-контакт 1КВ.

Включение и выключение электродвигателя Д2 осущест­ вляется аналогично при помощи кнопок «Пуск» и «Стоп» по­ ста 2ДУ.

Экстренное отключение обоих двигателей можно осущест­ вить при помощи кнопки «Стоп», расположенной на корпусе

пускателя.

Поскольку при работе станка возможна одновременная ра­

бота обоих электродвигателей, то механическая и электриче­

ская блокировка контакторов 1КВ и 2ДВ, предусмотренная конструкцией пускателя, снимается. Пускатель ПМВР-1441

устанавливается на раме механизма шагания на специальных дополнительных кронштейнах. Описанная выше схема обеспе­ чивает вполне удовлетворительное и надежное дистанционное управление электродвигателями станка. Основным недостатком в этом случае является большой вес пускателя (185 ка), одно­ временное реверсирование обоих двигателей и недостаточная защита двигателя Д2.

При оборудовании станка СВБ-2 на задней части рамы его

устанавливается

специальный

шкаф с

электрооборудованием

(рис. 55). Каркас 1 шкафа закрыт

стальными листами 2.

На

сварной вставной

раме 3

смонтированы магнитные пускатели

4 и 5, автотрансформатор

6,

плавкие

предохранители 7 и

8,

рубильник 9 и

предохранители

10.

Шкаф закрывается

дверью 11.

От шкафа с электрооборудованием кабели отводятся к элек­ тродвигателям, к концевому выключателю типа КУ-134, к тор­ мозному электромагниту КМТ-101 и ящику, установленному на передней стенке кабины машиниста. К зажимам этого ящика присоединяются кнопочные посты управления, светильник, гу­ док и штепсельная розетка.

Принципиальная схема коммутации станка СВБ-2 имеет следующие основные отличия от описанной выше основной схемы станка БС-110/25м (см. рис. 53):

1)вместо пускателей П-324 и П-224 соответственно уста­ навливаются пускатели П-524 и П-424;

2)цепи управления двигателей питаются напряжением 127 в

от понизительного однофазного автотрансформатора АОС-0,5

(380/127 s, 0,5 кет)-

3)от цепи управления питаются светильник типа РН-100 (100 вт, 127в), гудок типа ГПР (127 в) и штепсельная розетка

РШБ-6 (6 а, 500 в); 4) предусмотрена защита двигателей от перегрузки тепло-

82


выми реле ,и от коротких замыканий трубчатыми плавными предохранителями типа ПР на 200 а (двигатель Д/) и 100 а (двигатель Д2);

5)в цепь управления двигателя Д2 включен концевой выключатель типа КУ-134;

6)в силовую цепь двигателя Д2 включен трехфазный тор­ мозной электромагнит типа КМТ-101 тормоза.

8

670

Рис. 55. Шкаф с электрооборудованием бурового станка СВБ-2

На рис. 56 приведена электросхема бурового

станка СВБ-2

с использованием

магнитных

пускателей

ПМВ-1357 и

ПМВР-1441, часто

применяемая

при отсутствии пускателей

П-524 и П-424 и другой пусковой аппаратуры. Пускатели уста­ навливаются на раме станка вместо шкафа с электрооборудо­

ванием. При этом реверсивный пускатель ПМВР-1441 исполь­ зуется для управления двигателем Д2 хода и подъема, a пускатель ПМВ-1357 для управления двигателем Д1 вращате­ ля, реверсирование которого производится лишь в исключи­ тельных случаях. При этом цепь управления двигателем Д2 с включенным в нее концевым выключателем ДД питается от

трансформатора пускателя напряжением 36 в. Концевой

вы-

6*

88

ключатель включается в цепь катушки 2К, обеспечивающей включение двигателя в направлении, соответствующем подъему вращателя.

Цепь управления двигателем Д2 работает аналогично опи­ санным выше. Кнопки 2К-1 и 2К-2 служат для включения,, а

2К-3 для выключения двигателя. Кроме кнопки 2К-3 трехкно­ почного поста управления, смонтированного в кабине маши­ ниста, двигатель может быть выключен кнопкой «Стоп» пускателя. Защита двигателя осуществляется плавкими предо­ хранителями ПР (500 в, 100 а), монтируемыми на панели пус­

кателя

ПМВР-1441.

 

 

 

 

Двигатель Д1 управляется пускателем ПМВ-1357. Включе­

ние контактора

осуществляется катушкой

К, питаемой от

силовой

сети напряжением

380 в. Замыкание цепи катушки К

происходит при

замыкании

нормально разомкнутого

контак­

та РП промежуточного

реле, который в свою

очередь

замы­

кается

катушкой

РП.

В цепи катушки РП имеются

кнопка

«Стоп»,

расположенная

на

корпусе пускателя,

и кнопки 1К-1

и 1К-3 двухкнопочного поста управления, служащие соответ­ ственно для включения и выключения двигателя. Кнопка 1К-1 шунтируется блок-контактами К'.

Цепь управления питается от вторичной обмотки транс­ форматора Тр напряжением 127 в. Защита трансформатора от

перегрузки осуществлена плавким трубчатым предохранителем. От трансформатора Тр питаются также цепи гудка Г, све­

тильника ЛО и штепсельной розетки ШР.


V. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТАНКОВ ВРАЩАТЕЛЬНОГО

БУРЕНИЯ

1. ПРОВЕРКА КОМПЛЕКТНОСТИ БУРОВЫХ СТАНКОВ, ИХ ОПРОБОВАНИЕ И ДОСТАВКА К МЕСТУ РАБОТЫ

Каждый полученный с завода или отремонтированный в мас­ терской разреза буровой станок необходимо осмотреть и опро­ бовать с целью проверки комплектности станка и правильности его монтажа.

Станки комплектуются буровым инструментом (13—15 штанг и 2—3 коронки) и необходимым вспомогательным ин­ струментом.

В

комплект

вспомогательного

инструмента

станка

БС-110/25м входят:

 

 

бурового става при подъ­

1)

ключ-скоба для удерживания

еме и

разборке;

двусторонних

ключа размером

12X14,

2)

три гаечных

17X19 и 22x27, при помощи

которых

можно подтягивать

все

гайки и болты станка;

рабочей

части (бородки)

4

мм

3)

пробойник с

диаметром

для выколачивания шплинтов из соединительных валиков бу­ рового става;

4) слесарное зубило с шириной режущей кромки 15 мм

для рубки проволоки на шплинты;

5)молоток весом 150—200 г;

6) двусторонняя Г-образная отвертка с шириной кромки 5

и 7 мм.

Аналогичным вспомогательным инструментом комплектуется и буровой станок СВБ-2. Кроме того, станок СВБ-2 комплек­ туется некоторыми запасными частями, в число которых вхо­ дят одна ведомая шестерня шестеренчатого насоса, демон­ тированная при сборке, бронзовые вкладыши подшипников

скольжения, полукольца феродо для армировки дисков фрик­ ционов.

■Пусковая аппаратура и кабели должны быть смонтированы

«6


в соответствии со схемами, описанными выше. Правильность монтажа пусковой аппаратуры проверяется кратковременным

включением двигателей на холостом ходу.

После смазки всех узлов станка и заливки масла в корпуса редукторов производится опробование и проверка работы

механизмов станка.

При этом нужно последовательно провести следующие опе­ рации.

1. Проверить работу редуктора вращателя. Вращатель дол­

жен находиться в крайнем нижнем положении, а мачта станка установлена вертикально. Во время работы редуктора на холо­ стом ходу проверяется плавность и бесшумность работы зуб­

чатых передач.

У станка СВБ-2 проверяется работа редуктора на первой и второй скоростях вращения шпинделя. Кроме того, у станка СВБ-2 проверяется работа циркуляционной системы смазки редуктора вращателя, для чего отвинчивается контрольная

пробка на вертикальной трубке наружного маслопровода.

2. Проверить работу барабана подъемной лебедки. Для

этого при выключенном электродвигателе вращателя вклю­ чается электродвигатель хода и подъема, а затем с помощью рычагов управления производится отключение тормоза и одно­ временное включение дискового (СВБ-2) или ленточного

(БС-110/25м) фрикциона барабана. Включением и выключе­ нием фрикциона проверяется его действие и регулировка

системы управления. При включенном фрикционе лебедка

должна обеспечивать подъем вращателя. Подъем вращателя должен быть плавным без рывков, при равномерном наматы­ вании каната на барабан.

3. Проверить работу тормоза барабана. Вращатель подни-. мается и удерживается в крайнем верхнем и нескольких проме­

жуточных положениях при выключенном фрикционе и вклю­ ченном тормозе. При этом натяжение ленты должно обеспе­

чиваться пружиной системы управления и не должно быть заметного смещения вращателя вниз в течение 5—10 мин.

Ослабление натяжения ленты тормоза должно обеспечивать плавное без перекосов и заедания опускание вращателя вниз.

4. Проверить работу системы блокировки. Вращатель под­ нимается в крайнее верхнее положение до срабатывания ме­ ханической (БС-110/25м) или электрической (СВБ-2) системы блокировки. При этом у станка БС-110/25м фрикцион должен быть автоматически выключен, тормоз барабана включен, а

вращатель заторможен в верхнем положении. У станка СВБ-2

концевой выключатель должен отключить двигатель хода и подъема. При этом должен сработать электромагнитный тор­

моз, которым вращатель удерживается в верхнем положении (при включенном фрикционе). Заметного опускания вращателя

и в этом случае не должно быть.

87


5. У станка СВБ-2 проверить работу ловителя вращателя. Для этого, когда вращатель поднят в крайнее верхнее поло­ жение при помощи рычагов системы управления, производится

отключение тормоза барабана и его 'фрикциона. Падающий

вращатель должен задерживаться ловителем. Максимальный путь, проходимый при этом вращателем, не должен превышать

300мм.

6.Проверить работу ходового механизма. У станка БС-110/23м при выключенном двигателе хода и подъема и за­ торможенном барабане кулачковой муфтой включается меха­ низм шагания. Проверяется легкость включения муфты. Затем включается двигатель и производится передвижение (шага­ ние). При этом проверяется плавность опускания станка на

грунт в конце шага. Опускание должно быть плавным без

толчка. Скорость опускания станка регулируется подтягива­

нием пружины тормоза механизма шагания.

У станка СВБ-2 при выключенном двигателе хода и подъема производится включение кулачковой муфты на приводном ва­ лу. Проверяется надежность и легкость ее включения, а затем

включается двигатель. При этом проверяется плавность вра­ щения распределительного вала и работа открытой зубчатой

передачи. Затем

включаются

фрикционы управления

гусенич­

ным 'Ходом. Проверяется работа зубчатых и

цепных

передач

и гусеничных лент. Движение

станка должно

быть плавным

без рывков и. ударов. Вращатель при этом

закрепляется в

крайнем нижнем

положении.

Производятся повороты

станка

в обе стороны на 180°, а затем на 360° и проверяется работа тормозов и фрикционов гусеничного хода.

7. Проверить возможность установки

мачты станка СВБ-2

в наклонное положение .и' возможность

перевода ее в транс­

портное положение и обратно в рабочее. Снимаются растяжки мачты, фиксирующие ее в вертикальном положении, стопора мачты вывинчиваются, их конические концы выводятся из крайних отверстий нижней связи мачты. Вращатель закреп­ ляется штырем в нижнемположении. Кратко-временными

включениями барабана м.ачта приводится в наклонное поло­ жение и -фиксируется в нем штырями. Затем производится подъем и опускание вращателя по наклонной мачте. Враща­

тель должен опускаться с достаточной скоростью

при любом

из наклонных положений мачты.

мачты в транспортное

Проверяется возможность

перевода

•положение, для чего при застопоренном в

нижнем положении

вращателе барабан не выключается до опускания

мачты в

го-

■ризонтальное положение.

При

освобождении барабана (с

вы­

ключением фрикциона и

тормоза) мачта

должна

самопроиз­

вольно возвращаться в рабочее положение.

весьма

тщательно

Все эти операции следует

производить

в течение 2—3 час. При обнаружении

неисправностей или

не-

88