Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
вами типа рэлит. Эти сплавы представляют собой трубки раз личного диаметра, которые заполняются кусочками дробленого
твердого сплава. Наплавка в большинстве случаев осущест вляется ацетилено-кислородным пламенем (газовой горелкой).
На рис. 39 представлена коронка, армированная путем на плавки режущих кромок рэлитом. Корпус коронки изготовлен штамповкой из стали.
Основной недостаток коронки данной конструкции — незна чительная производительность вследствие отсутствия рассечки и малого угла заточки.
Этих недостатков в известной мере не имеет коронка из рес сорной стали (см. рис. 40), изготовляемая мастерскими разре зов (трест Вахрушевуголь). Коронка изготовляется свободной ковкой из стали марки 60С2 с последующей закалкой.
С 1953 г. Карпинским заводом изготовляется литая коронка,
снабженная рассечкой (см. рис. 41). Корпус этой коронки от ливается из стали 35Л, а режущие кромки армируются рэлитом Т-33. При этом паз под наплавку получается также отливкой, а не фрезеровкой, как это делается у коронок с штампованным корпусом. Коронка проста в изготовлении и имеет невысокую стоимость.
Основные недостатки коронок этого типа: хрупкость наплав
ки, вследствие чего наблюдается ее крошение при бурении твердых породных прослойков, и значительный износ по наруж ному диаметру.:
Литой коронкой при |
десяти |
заточках можно пробурить по |
||||
углю 1280—3550 пог. м скважин. |
|
|
|
|
||
Коронка этого же типа для бурения скважин увеличенного |
||||||
диаметра представлена на рис. 42. |
|
|
|
|||
Высокая стоимость твердых сплавов делает также весьма |
||||||
важным сокращение расхода твердого сплава |
на армировку |
|||||
коронки посредством выбора рациональной формы ее. |
||||||
Результаты усовершенствования коронок в этом направлении |
||||||
представлены в табл. 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
Вес |
бес арми- |
Диаметр |
Удельный расход |
||
Форма коронки |
твердого сплава на |
|||||
коронки, кг |
ровки, |
кг |
коронки, |
мм |
единицу длины |
|
|
|
|
|
|
|
диаметра, г/мм |
Рис. 38................. |
1,0 |
0,102 |
по |
|
0,93 |
|
Рис. 39................ |
1,1 |
0,190 |
по |
|
1,72 |
|
Рис. 40 .... |
1,4 |
0,100 |
115 |
|
0,87 |
|
Рис. 41............... |
2,3 |
0,100 |
140 |
|
0,71 |
|
Коронки, предназначен ные для |
С урения |
ск важин по поро- |
дам вскрыши станками С'ЗБ-2 и ПВ15-150, показаны на рис. 43, 44 и 45.
68
69
Буровая коронка (рис. 43) армируется посредством заливки пластинок твердого сплава в корпус коронки. Такой способ
армировки коронки при бурении по породам не дает должного
эффекта, так как при нагреве коронки стойкость армировки оказывается незначительной. Коронки с такой армировкой не получили широкого применения.
Более эффективной оказалась коронка с наплавкой режущих кромок твердым сплавом рэлит Ф (рис. 44). Эта коронка на
ходит применение в настоящее время для бурения по слабым породам (наносы, мерзлота).
Рис. 44. Коронка для бурения по породе, армированная наплавкой рэлита
Для бурения по породам средней крепости и крепким (из
вестняки, песчаники) широко применяются коронки конструк
ции Гипроуглемаша, армированные по торцу пластинками твер дого сплава типа Г-53 (рис. 45). Армировка этой коронки про изводится следующим образом: по торцу тела коронки сверлятся отверстия диаметром 4,7—5 мм, в которые затем за прессовываются пластинки твердого сплава Г-53, имеющие фор му шестигранных призм. После запрессовки концы пластинок
на 2—2,5 мм выступают из тела коронки. Кроме того, режущие
кромки наплавляются рэлитом Т-33. |
производят |
При работе пластинки внедряются в породу и |
|
ее разрушение. При этом одновременно с износом |
пластинок |
7G
Рис. 45. Коронка конструкции Гипроуглемаша, армированная по торцу
71
происходит их обнажение вследствие износа тела коронки. Та ким образом, коронка является самозатачивающейся, поскольку
■не требует никакой заточки до полного износа на глубину армировки (на высоту пластинок).
Недостатком этой коронки является ее сравнительно высо кая стоимость и неравномерный износ.
Для бурения скважин в твердых породах механиком Север ного вскрышного разреза (Урал) Р. Э. Ледером предложена новая коронка (рис. 46). Профиль режущей кромки выполнен
Рис. 47. Коронка конструкции Б. А. Катанова
по прямой линии в отличие от коронки, изображенной на рис. 45, режущие кромки которой выполнены по дуге окруж ности.
Одним из основных недостатков коронок, армированных по
торцу (ом. рис. 45 и 46), |
является |
их неравномерный износ |
|
по режущей кромке. |
|
инж. Б. А. Катановым. |
|
Для устранения |
этого |
недостатка |
|
предложен новый |
профиль |
коронки |
(рис. 47), где обеспечи |
вается постоянство произведения величины удельного давления
на окружную скорость в каждой точке профиля.
На карьерах Кузбасса, добывающих закладочные мате риалы для угольных шахт, применяется винтовая коронка (рис. 48), предложенная инж. Л. С. Сенько и усовершенство
ванная инж. А. И. Мещеряковым. Коронка представляет собой стальной усеченный конус, к наружной поверхности которого
приваривается спираль. Торцовая поверхность спирали арми
руется 23—25 резцами из твердого сплава. В качестве забур ника используется резец РП-2, применяемый при бурении по породе электросверлами. Максимальный диаметр коронки по
72
спирали 159 мм, шаг винта переменный и |
составляет 40 мм |
в нижней части и 85 мм в верхней. |
пог. м. скважины, |
Износостойкость этой коронки 600—800 |
При бурении коронкой данной конструкции не требуется значительных осевых давлений на забой, так
как при ее вращении часть осевого дав ления компенсируется за счет сил взаи модействия спирали с боковыми стенка ми скважины (сила трения и сопротив ления породы).
Недостатками коронок подобного ти |
|
||
па являются их высокая стоимость и |
|
||
сложность изготовления. |
|
|
|
2. БУРОВЫЕ ШТАНГИ |
|
|
|
Буровые штанги служат для передачи |
|
||
коронке крутящего момента и выдачи |
|
||
штыба из скважины. При помощи буро |
|
||
вых штанг удлиняется или укорачивает |
|
||
ся буровой став. |
бурения |
|
|
Для станков вращательного |
|
||
применяются буровые штанги, характе |
|
||
ристики которых приведены в табл. 3. |
|
||
Штанга станка БС-110/25м представ |
|
||
лена на рис. 49. К наружной поверхности |
|
||
трубы 1 приварена спираль 2, свитая из |
|
||
полосовой стали сечением 25X5 |
мм. С |
Рис. 48. Коронка конст |
|
торцов в трубу вставляются с |
|
одного |
|
с |
рукции Л. С. Сенько и |
||
конца вставка 3 без выступа, а |
друго |
А. И. Мещерякова |
|
го— вставка 4 с выступом. Вставки при |
|
варены к стенке трубы по окружности. Кроме того, на каждом-
конце трубы прорезано по два окна — отверстия диаметром 20 мм, служащие для дополнительной приварки вставок про бочными швами.
Таблица 3
|
Наружный |
Длина, |
мм |
Шаг |
|
|
|
|
|
|
|
Размер |
|
||
Тип станка |
диаметр |
|
рабо |
спи |
Вес, кг |
||
по спира |
полна |
рали, |
трубы, мм |
||||
|
ли, мм |
я |
чая |
мм |
|
|
|
БС-110/25м...............................107 |
2006 |
|
1950 |
65 |
57x3,5 |
19,5 |
|
СВБ-2, ПВБ-150....................... |
140 |
1860 |
|
1800 |
100 |
76x6 |
34,8 |
Наращивание бурового става (соединение штанг) осущест вляется путем заводки выступа одной штанги в прорезь дру гой. Замыкание соединения осуществляется валиком диамет-
ТЗ
ром 16 мм, который продевается через отверстие вставки и выступа. От выпадения валик предохраняется шайбой и шплин том. Диаметр отверстия в выступе вставки 4 равен 19 мм. Такая разница диаметров отверстий необходима для обеспече ния быстрого соединения. В прорези первой штанги подобным же образом закрепляется коронка, а выступ последней штанги входит в прорезь переходника, надетого на вал редуктора вра щателя.
Рис. 49. Буровая штанга (шнек) для бурения по углю
В штанге станка СВБ-2 (рис.50) спираль, приваренная к'
трубе 1, сварена из 18 лопастей 2, штампованных из листовой
стали толщиной 5 мм. По периферии спираль наплавлена твердым сплавом. Толщина наплавляемого слоя 2 мм. Шири на наплавки 6—8 мм. Хвостовики 3 и 4 изготовлены из леги рованной стали и подвергнуты цементации на глубину 1—2 мм с последующей закалкой. Для большей надежности .соединения хвостовиков с трубой произведено сверление трубы с последую щей заваркой отверстия пробочным швом.
Замыкание соединения двух штанг производится валиком, положение которого фиксируется шплинтом. При такой кон струкции соединения крутящий момент и осевое давление пере даются за счет контакта соответствующих поверхностей хво стовиков штанг. Соединительный валик воспринимает изгибаю щее его усилие только от веса бурового става при извлечении последнего из скважины.
В штангах этого типа соединение хвостовика с трубой не надежное. Поэтому в последнее время Карпинский завод при ступил к изготовлению штанг усиленной конструкции, с увели ченным диаметром хвостовика с 64 до 76 мм.
На рис. 51 приведена конструкция буровой штанги, у кото рой взамен соединительного замка обычной конструкции при
нято резьбовое соединение, что облегчает сборку при бурении, а также увеличивает жесткость става.
Изготовляемые в настоящее время штанги со спиралью из штампованных лопастей трудоемки в изготовлении и дороги. Снижение стоимости штанг достигается заменой сварной спи рали спиралью из полосовой стали. Спираль может быть из
74
Рис. 50. Буровая штанга для бурения по породе
Рис. 51. Буровая штанга с резьбовым соединительным замком
- а 107- $137—
Рис. 52. Буровые штанги с составной спиралью:
а-штанга бурового станка БС-110/25м; б - штанга бурового станка СВБ-2
75