Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нижний посредством стакана 4 в расточке корпуса 5 редук­

тора.

На промежуточном валу на шпонке насажено зубчатое ко­ лесо 6, оцепленное с вал-шестерней 1. На этом же валу на двух шпонках 7 сидит сдвоенная шестерня 8. Сдвоенная шестерня перемещается на валу при помощи вилки 9, закрепленной на валике 10 с рукояткой И, и производит переключение скоро­ стей. При этом сдвоенная шестерня сцепляется с одной из двух шестерен 12 или 13, сидящих на шпонке на выводном валу 14 редуктора. Выводной вал установлен на роликоподшипниках № 7618 и снизу уплотнен сальниковой набивкой 15 с грундбуксой 16. На конце вала при помощи пальца закреплен переход­ ник 17 для соединения с буровым ставом.

Смазка шестерен второй ступени и нижних опор валов редуктора обеспечивается наличием в корпусе масляной ванны. Масло для смазки передачи первой ступени и верхних опор валов редуктора подается шестеренчатым насосом 18, заимство­ ванным от врубовой машины КМП-2.

Насос со стаканом 19 крепится к корпусу, а приводной вал

его через торцовый шип соединяется с промежуточным валом

редуктора. В насосе используется только одна ведомая ше­ стерня, так как насос в данном случае вращается только в одну сторону. Масло в насос поступает из масляной .ванны через трубку 20 и каналы в корпусе редуктора, а от насоса подается

по трубке 13 (см. рис. 27), укрепленной на

корпусе редуктора,

к тройнику 21 (см. рис. 28). От тройника

через ниппель 22

масло поступает к верхней опоре промежуточного вала, а че­ рез трубку 23 к подшипникам вал-шестерни и первой паре зуб­ чатой передачи.

Привод хода и подъема

Привод хода и подъема (рис. 29) состоит из электродвига­ теля 1, редуктора 2, приводного вала 3, распределительного

вала 4 и двух промежуточных валов 5.

Редуктор привода хода и подъема (рис. 30) имеет две пары косозубых передач. От вала электродвигателя

через муфту движение передается вал-шестерне 1, сцепленной

с зубчатым колесом 2, сидящим на шпонке на вал-шестерне 3.

Последняя входит в зацепление с зубчатым колесом 4, сидящим на шпонке на валу 5. Первый вал смонтирован на шарико­ подшипниках № 310, а промежуточный и выходной — на шари­ коподшипниках № 312.

и

Корпус редуктора 6 представляет собой чугунную

отливку

закрыт крышкой 7.

 

 

 

Смазка зубчатых передач и шарикоподшипников осущест­

вляется разбрызгиванием

масла, заливаемого через

люк 8

в

крышке редуктора. Для

контроля уровня масла в

крышке

4 Б. А. Катанов, М. С. Сафохип

49


имеется маслоуказатель 9. Спуск масла из корпуса произвол дится через отверстие, закрываемое пробкой 10.

Для удобства монтажа в приливах крышки ввернуты два

рым-болта 11.

Приводной вал (рис. 31) приводится в движение от редуктора через цепную муфту и служит для передачи враще-

Рис. 30. Редуктор привода хода и подъема

ния барабану подъема и распределительному валу. Приводной

вал установлен

на двух сферических

шарикоподшипниках

№ 1314 в корпусах 1 с крышками 2.

шарикоподшипниках

Барабан 3 посажен на валу

на двух

№ 315. С торца

опоры барабана

закрыты крышками 4. На

левой реборде барабана прижимом 5 крепится подъемный ка-

4* 54

765

Рис. 31. Приводной вал

нат 6. Заодно с барабаном отлит тормозной шкив диаметром

400 мм. Внутренняя часть шкива служит для размещения фрикциона, состоящего из ведущего диска 7 соступицей, на­ жимного диска 8 и промежуточного 9. Ступица ведущего диска крепится на валу шпонкой. К ступице приварены четыре

шпонки 10, с которыми сопряжены нажимной диск 8 и проме­ жуточный диск 9 (диски внутреннего зацепления). К внутрен­ ней поверхности тормозного шкива приварены шпонки 11, с ко­ торыми сопряжены два диска трения 12, армированные с обеих сторон феродо и являющиеся дисками внешнего зацепления. Один из этих дисков расположен между ведущим диском 7 и промежуточным диском 9, а другой — между промежуточным и нажимным диском 8.

На хвостовике ступицы ведущего диска имеется резьба, на которую навернута гайка 13. В приливах гайки на осях и втул­ ках установлены прижимныекулаки 14. Ролики 15 кулаков опираются на наружную поверхность муфты 16, которая может

смещаться по валу на шпонках посредством вилки и рычага управления. При смещении муфты 16 в сторону барабана ро­

лики 15 упрутся в коническую поверхность муфты и повернут кулаки 14 вокруг оси против часовой стрелки. При повороте кулака другой его конец упрется в нажимной диск 8, что вы­

зовет прижатие дисков внутреннего зацепления к дискам внеш­ него зацепления. За счет силы трения, возникающей между поверхностями дисков, свободно сидящий на валу барабан бу­ дет вращаться. При выходе роликов 15 на цилиндрическую поверхность муфты 16 дальнейшее сжатие дисков прекращается и муфта удерживается в крайнем левом положении. Это со­ ответствует максимальному сжатию дисков. При смещении муфты в противоположную сторону ролики сходят на кониче­ скую поверхность, а кулаки и диски возвращаются в исходное положение под действием четырех пружин 17.

На приводном валу на бронзовой втулке свободно наса­ жено зубчатое колесо 18, находящееся в зацеплении с колесом распределительного вала. При смещении муфты вправо ку­ лачки ее входят в зацепление с кулачками колеса 18. Тем самым осуществляется передача движения на распределительный вал.

Смазка подшипников приводного вала осуществляется мас­ ленками 19, ввернутыми в отверстия крышек. Смазка опор

барабана—через масленку 20, радиальный канал в ступице полумуфты, продольный канал вала и далее по радиальным каналам вала к подшипникам.

Распределительный вал (рис. 32) приводится в движение от приводного вала через зубчатое зацепление и служит для передачи вращения промежуточному валу и управ­ лениягусеничным ходом. Распределительный вал смонтирован в корпусах 1 с крышками 2 на двух сферических подшипниках № 1314. Оба корпуса крепятся болтами 3 к продольным швел-

53


сл ~

Рис. 32. Распределительный вал

лерам рамы станка. С торцов корпуса закрыты крышками 4. Вращение валу передается от зубчатого колеса 5, сидящего на валу на шпонке и находящегося в зацеплении с зубчатым колесом 18 приводного вала (см. рис. 31).

На распределительном валу, на равных расстояниях от оси станка, свободно на бронзовых втулках 6 насажены ведомые

диски 7 бортовых фрикционов. На ступицах фрикционов на­ прессованы шестерни 8. Заодно с дисками 7 отлиты тормозные шкивы, внутри которых расположены фрикционы. Конструкция их аналогична конструкции фрикциона барабана приводного вала. Разница заключается лишь в количестве дисков. Кроме ведущего и. нажимного дисков, имеются два промежуточных диска 9 и три диска трения 10.

Для обеспечения вписывания в габарит по ширине несколько

изменена форма ведущего и нажимного дисков. В остальном конструкция и работа фрикционов полностью идентичны.

Муфты включения 11 смещаются вдоль вала вилками 12, на которые воздействуют рычаги системы управления.

Положение правого ведомого диска на валу фиксируется буртиком вала, а левого диска — удлиненным концом распор­

ной втулки 13.

Смазка подшипников распределительного вала производится

через масленки 14, а бронзовых втулок шестерен 8 —■ через масленки 15 и каналы в ступвдах дисков.

Промежуточный вал (рис. 33) служит для передачи

вращения от распределительного вала звездочкам гусеничного хода. На станке установлены два промежуточных вала одина­

ковой конструкции.

Промежуточный вал установлен в корпусах 1 с крышками 2 на сферических подшипниках № 3518. На валу на шпонке сидит зубчатое колесо 3, находящееся в зацеплении с малой шестер­ ней 8 распределительного вала (см. рис. 32), и звездочка 4, соединенная втулочно-роликовой цепью со звездочкой гусенич­ ного хода.

Смазка подшипников вала производится через масленки 5, ввернутые в отверстия крышек.

Гусеничный ход

Гусеничный ход (рис. 34) состоит из цепных передач и двух гусеничных тележек, соединяющихся передней 1 и задней 2 осями, на которые опирается рама станка. Концы задней оси укреплены в разъемных подшипниках на сварных гусеничных

рамах 3. На задней оси свободно на бронзовых втулках наса­ жены сдвоенные звездочки 4. Одна из звездочек соединена втулочно-роликовой цепью с ведущей звездочкой промежуточ­ ного вала привода, а другая — со звездочкой 5, сидящей на

55


шпонке на одном валу с ведущей звездочкой 6 гусеничной те­ лежки.

Натяжение цепи, соединяющей звездочку 4 со звездочкой 5, осуществляется натяжным устройством, состоящим из крон­ штейна 7, звездочки 8 и винта с гайкой.

В передней части (по ходу станка) гусеничные рамы соеди­ нены сварной осью, на которую шарнирно опирается рама станка. Проушины передней оси и кронштейны рамы гусенич­

ного хода соединяются валиками 9. Такое шарнирное крепление рамы станка с гусеничными тележками обеспечивает нормаль­ ное перемещение его по неровностям трассы.

В передней части обеих гусеничных рам на осях установ­ лены ленивцы 10. В нижней части рам на неподвижных осях укреплено по шесть опорных роликов И. На кронштейнах рамы

установлено по два поддерживающих ролика 12.

Между звездочками и ленивцами натянуты гусеничные

56

ленты 13, состоящие из литых звеньев, соединенных между со­

бой стальными пальцами 14.

Регулирование натяжения гусениц осуществляется смеще­ нием подвижных подшипников 15 при помощи натяжных бол­ тов 16.

Рис. 34. Гусеничный ход

Перемещение станка осуществляется ленивцами вперед.

Однако при разворотах, установке и других операциях станок может двигаться и в противоположном направлении.

Система управления

Система управления (рис. 35) состоит из рычагов, тяг и вилок, смонтированных на раме станка и служащих для вклю­ чения и выключения кулачковой муфты, тормозов и фрикционов приводного и распределительного валов привода.

Рычаги 1 и 2, расположенные в кабине машиниста, снаб­ жены пружинными фиксаторами, которые фиксируют их в край­

них положениях. Аналогично устроены рычаги 3 и 4, из которых рычаг 3 служит для растормаживания барабана, а рычаг 4 —

для включения кулачковой муфты или. фрикциона барабана.

При оттягивании рычага 1 «На себя» (показано стрелкой) вал 5 начинает поворачиваться по часовой стрелке, вследствие

57


?70

75О

Рис. 35. Система управления

.58