Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
нижний посредством стакана 4 в расточке корпуса 5 редук
тора.
На промежуточном валу на шпонке насажено зубчатое ко лесо 6, оцепленное с вал-шестерней 1. На этом же валу на двух шпонках 7 сидит сдвоенная шестерня 8. Сдвоенная шестерня перемещается на валу при помощи вилки 9, закрепленной на валике 10 с рукояткой И, и производит переключение скоро стей. При этом сдвоенная шестерня сцепляется с одной из двух шестерен 12 или 13, сидящих на шпонке на выводном валу 14 редуктора. Выводной вал установлен на роликоподшипниках № 7618 и снизу уплотнен сальниковой набивкой 15 с грундбуксой 16. На конце вала при помощи пальца закреплен переход ник 17 для соединения с буровым ставом.
Смазка шестерен второй ступени и нижних опор валов редуктора обеспечивается наличием в корпусе масляной ванны. Масло для смазки передачи первой ступени и верхних опор валов редуктора подается шестеренчатым насосом 18, заимство ванным от врубовой машины КМП-2.
Насос со стаканом 19 крепится к корпусу, а приводной вал
его через торцовый шип соединяется с промежуточным валом
редуктора. В насосе используется только одна ведомая ше стерня, так как насос в данном случае вращается только в одну сторону. Масло в насос поступает из масляной .ванны через трубку 20 и каналы в корпусе редуктора, а от насоса подается
по трубке 13 (см. рис. 27), укрепленной на |
корпусе редуктора, |
к тройнику 21 (см. рис. 28). От тройника |
через ниппель 22 |
масло поступает к верхней опоре промежуточного вала, а че рез трубку 23 к подшипникам вал-шестерни и первой паре зуб чатой передачи.
Привод хода и подъема
Привод хода и подъема (рис. 29) состоит из электродвига теля 1, редуктора 2, приводного вала 3, распределительного
вала 4 и двух промежуточных валов 5.
Редуктор привода хода и подъема (рис. 30) имеет две пары косозубых передач. От вала электродвигателя
через муфту движение передается вал-шестерне 1, сцепленной
с зубчатым колесом 2, сидящим на шпонке на вал-шестерне 3.
Последняя входит в зацепление с зубчатым колесом 4, сидящим на шпонке на валу 5. Первый вал смонтирован на шарико подшипниках № 310, а промежуточный и выходной — на шари коподшипниках № 312.
и |
Корпус редуктора 6 представляет собой чугунную |
отливку |
|
закрыт крышкой 7. |
|
|
|
|
Смазка зубчатых передач и шарикоподшипников осущест |
||
вляется разбрызгиванием |
масла, заливаемого через |
люк 8 |
|
в |
крышке редуктора. Для |
контроля уровня масла в |
крышке |
4 Б. А. Катанов, М. С. Сафохип |
49 |
имеется маслоуказатель 9. Спуск масла из корпуса произвол дится через отверстие, закрываемое пробкой 10.
Для удобства монтажа в приливах крышки ввернуты два
рым-болта 11.
Приводной вал (рис. 31) приводится в движение от редуктора через цепную муфту и служит для передачи враще-
Рис. 30. Редуктор привода хода и подъема
ния барабану подъема и распределительному валу. Приводной
вал установлен |
на двух сферических |
шарикоподшипниках |
|
№ 1314 в корпусах 1 с крышками 2. |
шарикоподшипниках |
||
Барабан 3 посажен на валу |
на двух |
||
№ 315. С торца |
опоры барабана |
закрыты крышками 4. На |
левой реборде барабана прижимом 5 крепится подъемный ка-
4* 54
765
Рис. 31. Приводной вал
нат 6. Заодно с барабаном отлит тормозной шкив диаметром
400 мм. Внутренняя часть шкива служит для размещения фрикциона, состоящего из ведущего диска 7 соступицей, на жимного диска 8 и промежуточного 9. Ступица ведущего диска крепится на валу шпонкой. К ступице приварены четыре
шпонки 10, с которыми сопряжены нажимной диск 8 и проме жуточный диск 9 (диски внутреннего зацепления). К внутрен ней поверхности тормозного шкива приварены шпонки 11, с ко торыми сопряжены два диска трения 12, армированные с обеих сторон феродо и являющиеся дисками внешнего зацепления. Один из этих дисков расположен между ведущим диском 7 и промежуточным диском 9, а другой — между промежуточным и нажимным диском 8.
На хвостовике ступицы ведущего диска имеется резьба, на которую навернута гайка 13. В приливах гайки на осях и втул ках установлены прижимныекулаки 14. Ролики 15 кулаков опираются на наружную поверхность муфты 16, которая может
смещаться по валу на шпонках посредством вилки и рычага управления. При смещении муфты 16 в сторону барабана ро
лики 15 упрутся в коническую поверхность муфты и повернут кулаки 14 вокруг оси против часовой стрелки. При повороте кулака другой его конец упрется в нажимной диск 8, что вы
зовет прижатие дисков внутреннего зацепления к дискам внеш него зацепления. За счет силы трения, возникающей между поверхностями дисков, свободно сидящий на валу барабан бу дет вращаться. При выходе роликов 15 на цилиндрическую поверхность муфты 16 дальнейшее сжатие дисков прекращается и муфта удерживается в крайнем левом положении. Это со ответствует максимальному сжатию дисков. При смещении муфты в противоположную сторону ролики сходят на кониче скую поверхность, а кулаки и диски возвращаются в исходное положение под действием четырех пружин 17.
На приводном валу на бронзовой втулке свободно наса жено зубчатое колесо 18, находящееся в зацеплении с колесом распределительного вала. При смещении муфты вправо ку лачки ее входят в зацепление с кулачками колеса 18. Тем самым осуществляется передача движения на распределительный вал.
Смазка подшипников приводного вала осуществляется мас ленками 19, ввернутыми в отверстия крышек. Смазка опор
барабана—через масленку 20, радиальный канал в ступице полумуфты, продольный канал вала и далее по радиальным каналам вала к подшипникам.
Распределительный вал (рис. 32) приводится в движение от приводного вала через зубчатое зацепление и служит для передачи вращения промежуточному валу и управ лениягусеничным ходом. Распределительный вал смонтирован в корпусах 1 с крышками 2 на двух сферических подшипниках № 1314. Оба корпуса крепятся болтами 3 к продольным швел-
53
сл ~
Рис. 32. Распределительный вал
лерам рамы станка. С торцов корпуса закрыты крышками 4. Вращение валу передается от зубчатого колеса 5, сидящего на валу на шпонке и находящегося в зацеплении с зубчатым колесом 18 приводного вала (см. рис. 31).
На распределительном валу, на равных расстояниях от оси станка, свободно на бронзовых втулках 6 насажены ведомые
диски 7 бортовых фрикционов. На ступицах фрикционов на прессованы шестерни 8. Заодно с дисками 7 отлиты тормозные шкивы, внутри которых расположены фрикционы. Конструкция их аналогична конструкции фрикциона барабана приводного вала. Разница заключается лишь в количестве дисков. Кроме ведущего и. нажимного дисков, имеются два промежуточных диска 9 и три диска трения 10.
Для обеспечения вписывания в габарит по ширине несколько
изменена форма ведущего и нажимного дисков. В остальном конструкция и работа фрикционов полностью идентичны.
Муфты включения 11 смещаются вдоль вала вилками 12, на которые воздействуют рычаги системы управления.
Положение правого ведомого диска на валу фиксируется буртиком вала, а левого диска — удлиненным концом распор
ной втулки 13.
Смазка подшипников распределительного вала производится
через масленки 14, а бронзовых втулок шестерен 8 ■—■ через масленки 15 и каналы в ступвдах дисков.
Промежуточный вал (рис. 33) служит для передачи
вращения от распределительного вала звездочкам гусеничного хода. На станке установлены два промежуточных вала одина
ковой конструкции.
Промежуточный вал установлен в корпусах 1 с крышками 2 на сферических подшипниках № 3518. На валу на шпонке сидит зубчатое колесо 3, находящееся в зацеплении с малой шестер ней 8 распределительного вала (см. рис. 32), и звездочка 4, соединенная втулочно-роликовой цепью со звездочкой гусенич ного хода.
Смазка подшипников вала производится через масленки 5, ввернутые в отверстия крышек.
Гусеничный ход
Гусеничный ход (рис. 34) состоит из цепных передач и двух гусеничных тележек, соединяющихся передней 1 и задней 2 осями, на которые опирается рама станка. Концы задней оси укреплены в разъемных подшипниках на сварных гусеничных
рамах 3. На задней оси свободно на бронзовых втулках наса жены сдвоенные звездочки 4. Одна из звездочек соединена втулочно-роликовой цепью с ведущей звездочкой промежуточ ного вала привода, а другая — со звездочкой 5, сидящей на
55
шпонке на одном валу с ведущей звездочкой 6 гусеничной те лежки.
Натяжение цепи, соединяющей звездочку 4 со звездочкой 5, осуществляется натяжным устройством, состоящим из крон штейна 7, звездочки 8 и винта с гайкой.
В передней части (по ходу станка) гусеничные рамы соеди нены сварной осью, на которую шарнирно опирается рама станка. Проушины передней оси и кронштейны рамы гусенич
ного хода соединяются валиками 9. Такое шарнирное крепление рамы станка с гусеничными тележками обеспечивает нормаль ное перемещение его по неровностям трассы.
В передней части обеих гусеничных рам на осях установ лены ленивцы 10. В нижней части рам на неподвижных осях укреплено по шесть опорных роликов И. На кронштейнах рамы
установлено по два поддерживающих ролика 12.
Между звездочками и ленивцами натянуты гусеничные
56
ленты 13, состоящие из литых звеньев, соединенных между со
бой стальными пальцами 14.
Регулирование натяжения гусениц осуществляется смеще нием подвижных подшипников 15 при помощи натяжных бол тов 16.
Рис. 34. Гусеничный ход
Перемещение станка осуществляется ленивцами вперед.
Однако при разворотах, установке и других операциях станок может двигаться и в противоположном направлении.
Система управления
Система управления (рис. 35) состоит из рычагов, тяг и вилок, смонтированных на раме станка и служащих для вклю чения и выключения кулачковой муфты, тормозов и фрикционов приводного и распределительного валов привода.
Рычаги 1 и 2, расположенные в кабине машиниста, снаб жены пружинными фиксаторами, которые фиксируют их в край
них положениях. Аналогично устроены рычаги 3 и 4, из которых рычаг 3 служит для растормаживания барабана, а рычаг 4 —
для включения кулачковой муфты или. фрикциона барабана.
При оттягивании рычага 1 «На себя» (показано стрелкой) вал 5 начинает поворачиваться по часовой стрелке, вследствие
57
?70
75О
Рис. 35. Система управления
.58