Файл: Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Он писал, что в русских владениях американская теле­ графная компания у горы Святого Ильи нашла золото в огромном количестве, причем отдельные самородки сто­ имостью до 4—5 тысяч долларов. Максутов, не имея воз­ можности проверить эти сведения, просил провести ис­ следования и .принять все меры к охране недр «русской Америки».

Царское правительство осталось глухо и к этому со­ общению, а через год газета «Нью-Йорк геральд» писала1. «Эта гора Св. Ильи есть начало и глава золотоносной це­ пи, пролегающей по Калифорнии, Неваде, Мексике, Сред­ ней и Южной Америке. Почему бы не предположить, что в ней скрываются прииски богаче всех прочих, лишь бы добраться до них...» До этих мест действительно нужно было еще добраться, так как они принадлежали России.

Устье реки Стахин было русским владением, отдан­ ным во временную аренду компании Гудзонова залива. В 1862 году срок этой аренды кончался. К тому времени золотой вал подкатился к самым границам Русско-Амери­ канской компании. Горный инженер Андреев, посланный к устью реки Стахин, увидел, что толпы золотоискате­ лей идут через русские земли. Край был уже охвачен зо­ лотой лихорадкой. Убедившись, что может произойти вооруженное столкновение со старателями, Андреев об­ ратился в Ново-Архангельск с просьбой послать корабли для защиты русских интересов. Но послать хотя бы один крейсер из состава тихоокеанской эскадры в то время не представлялось возможным. Чтобы уладить недоразуме­ ние, компания решила продлить срок аренды, тем самым подтверждая свое право на эту землю.

В самом начале 1867 года американского ученого Давидсона срочно отозвали с постройки канала и пред­ ложили выехать на Аляску с тем, чтобы представить

38

отчет о ее недрах. После его доклада США стали скло­ няться к мнению — купить Аляску у русского правитель­ ства. Начались переговоры, рекламировалась русско-аме­ риканская дружба, а тем временем крупные дельцы творили темные махинации.

18 октября 1867 года на площади Ново-Архангельска было поднято два флага — русский и американский. Все жители русской колонии с недоумением смотрели, как два офицера разных стран, обменявшись короткими реча­ ми, молча уставились на часы.

Когда стрелки часов показали нужное время, разда­ лись слова командующего отрядом русских кораблей:

— По повелению его величества императора Всерос­ сийского передаю вам, уполномоченным Северо-Амери­ канских Штатов, всю территорию, которой владеет его величество на американском материке и на прилегающих островах, в собственность Штатов, согласно заключен­ ному договору.

Русский флаг медленно опустился — совершилась пе­ редача США русской Америки. Зачеркнуты были неимо­ верные усилия русских людей, все их упорство, муже­ ство и отвага, вызывавшие восхищение у всех, даже у врагов, но не у русского правительства. Вся территория Аляски и прилегающих к ней островов была оценена в 7 миллионов 200 тысяч долларов. В широких кругах об­ щественности эта продажа вызвала недоумение и негодо­ вание. Русская газета «Голос» писала, что продажа рус­ ской Америки совершается тогда, когда в ее недрах от­ крыты весьма многообещающие признаки золота.

А золотой вал катился все дальше. Золотая лихорад­ ка свирепствовала на территории бывшей русской Аме­ рики. В 1897 году только один пароход с Аляски доставил золота на миллион долларов; следом за ним второй при-

39



вез уже 2 миллиона. На следующий год золотые рос­ сыпи Клондайка дали золота на 10 миллионов долларов, и тут же были открыты новые россыпи на востоке Аляски. Повторилась уже известная история: толпы народа все­ возможных возрастов и наречий, как саранча, устреми­ лись на новые золотоносные поля. Как грибы росли при­ иски с самыми причудливыми названиями («Компания дикого гуся», «Тундровая компания» и т. д.). Выросший как на дрожжах город Ном стал столицей золотоносной Аляски. Здесь оформлялись заявки, приобретались ездо­ вые собаки, совершались всевозможные сделки и, конеч­ но, пропивалось золото. Все покупалось только на чистое золото, даже билеты железной дороги, которую построи­ ла «Компания дикого гуся». Прииск на берегу ключа Анвиль-крик давал сумасшедшее золото: только за один год от него получили золота на два миллиона долларов.

Так за жалкие гроши косное правительство царя Александра II уступило Соединенным Штатам террито­ рию, золото которой, вызвав удивление всего мира, вслед за калифорнийским потекло в американские банки.

Забы ты й богом материк

Когда банды конквистадоров грабили Америку, никто и не подозревал, что существует еще один неведомый европейцам материк. ЕТо открыли лишь в XVIII веке, имя его — Австралия, то есть Южная земля. Английские колонизаторы, прибывшие на новую землю, в деле ее ос­ воения использовали давно испытанные методы: разжи­ гали межплеменную рознь туземного населения, сжигали их поселения, истребляли туземцев самым безжалостным образом или обращали их в рабов. Отдаленность Австра­ лии от европейских берегов определила решение сделать

40

ее местом ссылки для провинившихся перед законом ир­ ландцев и англичан. Участь их тоже была незавидной: местные власти отдавали их помещикам, которые обра­ щали их в рабство. Только многочисленные протесты крестьян-фермеров привели к тому, что в 1840 году Ав­ стралия перестала быть местом ссылки.

Растительность и животный мир Австралии преподно­ сил науке много диковинок, и ученые с особым интересом пускались в путешествия для исследования природы это­ го материка. Еще в 1830 году один из путешественни­ ков — польский граф Стржелецкий — наткнулся в Австра­ лии на следы золота. Он сообщил о своей находке мест­ ному губернатору. На этот раз не произошло того, что имело место спустя 18 лет в Калифорнии. Наоборот, гу­ бернатор упросил графа умолчать о своем открытии:

— Подумайте, что может получиться, если об этом ; узнают. Ведь колония — это место для ссылки всякого сброда, все кинутся на розыски золота, настанет полная анархия, и нам тогда не сносить головы.

Польский граф уступил просьбам. Сам губернатор счел благоразумным не искать золота. Прошло одинна­ дцать лет, и на золото наткнулся священник Кларк. Он стал настаивать на геологической разведке, но его сове­ там не вняли. Английский геолог Мурчисон, ознакомив­ шись с трудами Стржелецкого, был поражен сходством почв :и каменных пород Австралии с таковыми же на зо­ лотоносном Урале, который был ему хорошо известен. Тогда же он сделал .предположение, что есть все основа­ ния подозревать наличие золота в недрах Австралии. На записку его, оглашенную в Королевском обществе, вни­ мания не обратили.

А в это самое время бушевала золотая лихорадка в Калифорнии. Уроженец Австралии Харгривс отправился

41


туда в 1850 году с той же надеждой, с какой ехали туда многие тысячи людей. Прибыв на место, он был по­ ражен сходством каменных пород Калифорнии с порода­ ми гор его родины. Рассудительный австралиец решил не ввязываться в калифорнийский золотой водоворот, а по­ пытать счастья в Австралии. Его предположение подтвер­ дилось: вернувшись в Австралию, он нашел золото. В 1851 году Харгривс обратился к секретарю совета об­ ластного управления Нового Южного Уэльса с предло­ жением указать несколько мест, где находится золото. Вопрос о награде он предоставил справедливости совета. Предложение было тут же принято. Харгривс указал три места, и во всех были найдены золотые россыпи.

Вообще «золотое начало» в Австралии не приняло та­ ких безрассудных форм, как в Калифорнии. Оказалось, что и до Харгривса был в Австралии человек, который Добывал золото. Это был бедный пастух, уроженец Шот­ ландии, Мак-Грегор. Жил он в горах. Изредка он прода­ вал небольшие золотые самородки мастерам Сиднея. Никто не мог допытаться, откуда у бедняка золото. Многие подозревали его в краже, но подозрения — не улика. После открытия Харгривса бедняку уже нельзя бы­ ло хранить свою тайну, и он рассказал, что случайно нашел месторождение золота и по временам ходил туда про­ мывать его. Австралия оказалась золотоносным матери­ ком, и туда, как и в Калифорнию, в надежде обрести бо­ гатство, устремились люди всех национальностей.

Трансвааль в огне

Золото подобно кости, брошенной двум собакам. Оно не раз меняло взаимоотношения между державами. На карте «черного материка» — Африки — в XIX столе-

42

тии было еще много «белых пятен». В тропической мест­ ности у небольшого негритянского племени подвизался некий английский эмиссар. Племенем правил самолюби­ вый, жестокий и хитрый царек, которого англичанин, одарив всякими побрякушками, не стеснялся называть великим государем. Однажды дружественные взаимо­ отношения чем-то были нарушены. Царек велел схватить англичанина и предложил ему танцевать перед собой. Англичанин отказался. Царек, недолго думая, распоря­ дился накалить в костре груду камешков, разбросать их по земле, а затем на них толкнули пленника. Танцевать пришлось поневоле.

Конфликт был все же улажен, но оскорбленный анг­ личанин сообщил своему правительству об унижении в его лице флага великой державы. Правительство не сочло нужным поднимать бучу из-за этого мелкого инцидента. Думая, что ему просто не верят, англичанин выслал как «вещественное доказательство» горсть камешков, при помощи которых невежественный царек заставил его танцевать. И вдруг все сразу переменилось. Прибыл во­ оруженный отряд, и дерзкому правителю пришлось от­ ступить в глубь материка.

Отчего же произошла столь резкая перемена в наст­ роении английского правительства? «Вещественные дока­ зательства» подействовали на его гуманные чувства? Нет, дело оказалось значительно проще: в камешках блестело золото. Танец эмиссара оказался «золотым». Царька, конечно, следовало немедленно наказать, унич­ тожить или согнать его с золотой земли.

В более широких размерах в той же Африке нечто подобное произошло в конце XIX столетия.

Англия давно посягала на независимость Трансваа­ л я — республики в Южной Африке, населенной выходца-

43


ми из Голландии — бурами. В 1881 году начались воен­ ные действия, в которых немногочисленные буры разгромили крупные силы англичан. Борьба в Египте и Ирландии, которой была занята в это время Англия, не позволила великой державе развернуть более широ­ кую войну с Трансваалем. К этому присоединилось и не­ довольство английского населения, на которое возлага­ лось бремя и без того больших военных расходов.

Произошла смена кабинетов в правительстве. Новый премьер-министр Гладстон, придя к власти, послал в Южную Африку телеграмму: «Мы виноваты перед бура­ ми. Заключите мир!» Член его кабинета Джозеф Чембер­ лен разъяснял, что захват бурских Земель не только труден, но и невыгоден для Англии; Англии следует ува­ жать их свободу и обещать им сохранение независимо­ сти. Было заключено перемирие, а затем Англия торже­ ственно и официально признала независимость Транс­ вааля.

Так или иначе, англо-бурский конфликт был ко все­ общему удовлетворению улажен. Но так это продол­ жалось недолго. Мирные отношения испортило золото. В Трансваале открыли богатые залежи. Туда сразу же устремились толпы старателей и авантюристов, прежде всего англичан. Подобно Сакраменто и Ному, в центре рудников Трансвааля, среди пустынной местности, вырос город Иоганнесбург, население которого вскоре в два ра­ за превысило население столицы — Претории. Вскоре железная дорога соединила новый город со столицей и побережьем. Жители Иоганнесбурга не были бурами: все они были пришельцы.

Английские предприниматели стали вытеснять буров из всех отраслей торговли и промышленности, буры же оста­ вались скотоводами и земледельцами. Промышленники

44

обратились к президенту Трансвааля с предложением выстроить еще один город, но тот видел, что их усилиями искусственно тормозится промышленное развитие стра­ ны, что буры все меньше становятся ее хозяевами, и отве­ тил: «Нам не нужно .второго Иоганнесбурга!» Отношения все более обострялись. Проповедником надвигающейся войны выступил миллионер — премьер-министр Капской колонии Сесиль Родс. Этот главный виновник англо-бур­ ской войны, как определил его В. И. Ленин, не ограни­ чился речами и выступлениями. Он стал разжигать враж­ ду между пришельцами и коренными жителями страны. Уитслендеры, как называли тогда пришельцев, требова­ ли себе равноправия, но... без исполнения обязанностей граждан республики: несение воинской повинности их не устраивало. Их привлекало только золото, лежавшее в земле буров. В защиту прав уитслендеров выступила подстрекаемая Родсом продажная печать, обвинявшая буров во всех смертных грехах.

Все новые и новые требования предъявляла Англия Трансваалю, сосредоточивая в то же время в Южной Африке крупные войсковые соединения. Англия искала предлога для войны: ей нужно было захватить Трансва­ аль с его золотыми рудниками. В ноябре 1899 года эта война началась. Ничем не прикрытое грабительское на­ падение великой державы на республику буров вызвало негодование всех передовых людей Европы и Америки. Сотни людей прибыли в Южную Африку, чтобы высту­ пить на стороне буров, защищающих свою независимость. Почти два года длилась эта война. Бурам удалось снача­ ла одержать несколько побед над англичанами, но затем все новые и новые подкрепления, прибывающие из Анг­ лии, заставили буров сложить оружие. Англичане стали полными хозяевами трансваальского золота.

45