Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водчик производит выстрел. Руководитель корректирует работу наводчика при ведении огня в ПКН, указывает ошибки.

В должности командира орудия руководитель подает команды для введения корректур. Целесообразно, чтобы команды требовали от наводчика введения корректур только в направлении, а затем только в дальности. В последующем тренировки усложняются путем подачи команд для введения корректур одновременно и в на­ правлении и в дальности.

Состав расчета меняется, и тренировка продолжает­ ся в указанном порядке.

Закончив тренировку в стрельбе на дальность пря­ мого выстрела, руководитель приступает к тренировке в стрельбе на дальность, больше дальности прямого выстрела, и проводит ее аналогично тому, как изложено выше.

Цель тренировки считается достигнутой, если при различных скоростях движения танка обучаемые быст­ ро восстанавливают наводку после введения корректур, точку прицеливания выбирают верно и выстрел произ­ водят своевременно.

После достижения указанных целей тренировки в стрельбе по танку в парке тренировки проводятся в по­ ле при стрельбе на реальные дальности и при требуе­ мых скоростях движения цели с подготовленной и не­ подготовленной ОП.

Тренировки в ведении огня по танку при облическом (с переменным курсовым углом) и фланговом движе­ нии, как и в предыдущем случае, проводятся сначала в парке, а затем, когда твердо изучены правила выпол­ нения наводки и правила стрельбы, — в поле по анало­ гичной методике.

Тренировка в ведении огня по группе танков

Тренировки проводятся с целью научить обучаемых поражению группы танков последовательным переносом огня с одного танка на другой.

Занятие проводится в поле. Руководитель к занятию готовит орудие, макеты танков, определяет рубежи ис­ ходных позиций и направления движения танков. Обес­ печивает движение необходимого количества танков, со­

84

блюдение расстояния между ними, курсовых углов и скоростей движения. Кроме того, готовит прибор кон­ троля наводки и карточку огня орудия.

Вначале проводится тренировка с подготовленной ОП. Назначается расчет. По сигналу руководителя тан­ ки приводятся в движение. Командир орудия в соответ­ ствии с обстановкой и карточкой огня подает команду для открытия огня по первому танку.

Наводчик выполняет наводку и производит выстрел. Руководитель в должности командира орудия подает необходимые команды для введения корректур дально­ сти и направления. Работу наводчика контролирует в ПКН. Если наводчик правильно выполняет наводку и выстрел производит своевременно, то руководитель пос­ ле двух выстрелов считает танк уничтоженным и подает команду для переноса огня на второй танк. После пора­ жения второго танка тренировка прекращается и назна­ чается новый расчет.

Цель тренировки считается достигнутой, если обу­ чаемые быстро и правильно выполняют наводку, точно выдерживают скомандованное упреждение, успевают поразить оба танка до подхода их к рубежу безопасно­ го удаления.

В последующем проводятся тренировки по этой же схеме при стрельбе с неподготовленной ОП.

При тренировках в составе взвода (батареи) мате­ риальное обеспечение, методика организации и проведе­ ния занятия при каждом орудии соответствуют изложен­ ной выше. Занятие организует командир взвода (бата­ реи).

После того как обучаемые хорошо изучат Правила стрельбы и получат достаточные навыки в выполнении стрельбы прямой наводкой по элементам, переходят к тренировкам по выполнению огневой задачи в целом.

VI. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК В СТРЕЛЬБЕ ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОГНЕВОЙ ЗАДАЧИ В ЦЕЛОМ

Тренировки в стрельбе прямой наводкой по выпол­ нению огневой задачи в целом проводятся на специаль­ но оборудованных винтовочных полигонах с возможно­ стью ведения огня на реальные дальности. Винтовочные

85


полигоны должны обеспечивать движение танков при необходимых курсовых углах и скоростях. Стрельбу прямой наводкой выполняют боевыми винтовочными патронами из вкладных (накладных) стволиков, уста­ навливаемых на штатные артиллерийские системы.

При тренировках в стрельбе прямой наводкой по движущимся танкам (бронетранспортерам, переправоч­ ным и десантно-высадочным средствам) из накладных (вкладных) стволиков независимо от артиллерийской системы, на которой они установлены, за дальность пря­

мого выстрела принимается дальность прямого выстре­ ла стволика, найденная из соответствующих Таблиц стрельбы по высоте цели. Для стрельбы целесообразно применять винтовочные патроны с трассирующими пу­ лями, которые обеспечивают оценку отклонений пуль относительно цели по дальности и направлению по от­ клонению трассы.

Подготовка и проведение тренировок по стрельбе прямой наводкой проводятся в соответствии с рекомен­ дациями п. I, III настоящей главы с учетом особенно­ стей стрельбы прямой наводкой.

Каждой тренировке по стрельбе прямой наводкой на винтовочном полигоне должны предшествовать предва­ рительная подготовка стрельбы и пристрелка стволика, выполняемая для того, чтобы выявить и устранить вели­ чину рассогласования оси вкладного (накладного) ство­ лика по дальности и по направлению с осью ствола ар­ тиллерийской системы, на которую он установлен.

Тренировки в стрельбе прямой наводкой в составе учебной группы обычно проводятся с подготовленной ОП. При проведении тренировок в составе расчета ог­ невые задачи выполняются с подготовленной и непод­ готовленной ОП.

Цели, по которым будут выполняться стрельбы пря­ мой наводкой, показываются стреляющему лишь после его доклада о готовности к стрельбе орудия.

Руководитель тренажа должен обеспечить фиксиро­ вание прямых попаданий в ходе выполнения огневой задачи. Это достигается наблюдением за целью в ходе стрельбы в прибор с большим увеличением (дальномер, стереотрубу), а при стрельбе по неподвижным целям — применением мишеней такой конструкции, которые па­ дают при попадании в них пули (снаряда). Если невоз­

86

можно фиксирование попаданий пуль (снарядов) в цель (мишень) в ходе стрельбы, то количество попаданий определяется путем осмотра мишеней после окончания данной стрельбы.

Правила стрельбы по неподвижной цели на дальность не более 1000 м для гаубиц (1500 м для пушек) суще­ ственно отличаются от правил стрельбы по этим целям на дальности более указанных. Из этих соображений целесообразно тренировки вначале проводить на даль­ ности до 1000 м для гаубиц (1500 м для пушек). Если обучаемые уверенно выполняют огневые задачи в этих более простых условиях — перейти к тренировкам в стрельбе на большие дальности.

При стрельбе по движущимся целям вначале прово­ дят тренировки на дальности, не превышающие даль­ ность прямого выстрела, а затем — на дальности, превы­ шающие дальность прямого выстрела, сначала по одно­ му танку (цели), а затем по группе танков (целей).

Непосредственно перед зачетными стрельбами трени­ ровки проводятся в условиях, соответствующих требова­ ниям зачетных огневых задач.

Рассмотрим методику организации проведения тре­ нировочного занятия, проводимого с батареей перед за­ четными стрельбами, по теме «Ведение огня прямой на­

водкой по неподвижным и движущимся целям».

Перед занятием могут быть поставлены следующие учебные цели:

— тренировать личный состав в слаженных дейст­ виях при совершении марша и в бою;

— совершенствовать навыки номеров орудийных рас­ четов в наблюдении за полем боя, определении расстоя­ ний и выполнении обязанностей у орудия при подготов­ ке и ведении огня в различных условиях обстановки;

дать практику командирам орудий и наводчикам

врешении огневых задач;

закрепить знания Правил стрельбы прямой на­ водкой по неподвижным и движущимся целям.

Перед занятием руководитель проводит рекогносци­ ровку маршрута движения и рубежей развертывания батареи. Составляет тактическую обстановку, преду­ сматривающую действия батареи, приданной мотострел­ ковому батальону, при преследовании отходящего про­ тивника.

87


Занятие начинается в артиллерийском парке, где руководитель контролирует готовность личного состава и боевой техники, доводит до обучаемых тему и учеб­ ные цели занятия, ставит задачу. Проверяет уяснение задачи командирами взводов, командирами орудий, но­ мерами расчетов. После этого руководитель отдает рас­ поряжение на марш, подает необходимые команды и сигналы для начала марша.

Первый рубеж развертывания на рекогносцировке выбирается с таким расчетом, чтобы хорошо просматри­ вался впереди лежащий участок местности, на котором наблюдается интенсивное движение автомашин. На этом рубеже, например, в течение часа может быть про­ ведена тренировка расчетов в определении расстояний, параметров движения цели и упреждений (принимая машины за движущиеся цели), а также в ведении огня (без применения боевых патронов) по движущимся це­ лям. Контроль наводки осуществляется с помощью при­ бора контроля наводки.

Для достижения учебных целей командиры взводов всем расчетам могут указать 10—15 местных предметов на различных рубежах (на глубину до 3 км) и прика­ зать каждому сержанту и солдату самостоятельно определить и записать до них расстояния.

Командир батареи и командиры взводов контроли­ руют работу подчиненных, при необходимости показы­ вают верные приемы по определению расстояний до местных предметов на глаз. Контрольные дальности могут быть определены руководителем на рекогносци­ ровке или в ходе занятия с помощью дальномера или иными средствами.

Затем по указанию командира батареи командиры взводов переходят к отработке очередного учебного во­ проса— определению параметров движения целей (ав­ томашин), величины упреждения, выбора точки прице­ ливания и умения удерживать точку прицеливания в ходе перемещения цели.

После отработки каждого элемента командиры взво­ дов (батареи) подводят итог отработки учебного вопро­ са, кратко разбирают ошибки, допущенные обучаемыми в работе, правила и условия, от которых зависит точ­ ность результатов. В заключение оцениваются действия каждого обучаемого.

По достижении намеченных учебных целей командир батареи в соответствии с планом занятия сообщает так­ тическую вводную для перемещения на новый рубеж развертывания.

На новом рубеже отрабатываются учебные вопросы:

предварительная подготовка стрельбы;

стрельба из вкладных стволиков по неподвижным

идвижущимся целям.

На подобное занятие обычно выводятся 2—3 орудия с вкладными (накладными) стволиками. Стрельбой каждого орудия руководит офицер. Контроль наводки осуществляется с помощью ПКН. Очередной стреляю­ щий выполняет огневую задачу по повой (неподвижной или движущейся) цели.

Руководитель стрельбы организует хронометраж стрельбы, контролирует действия номеров расчета.

Разбор проводится после каждой стрельбы.

После тренировки командир батареи производит об­ щий разбор, ставит задачи на совершенствование поле­ вой выучки и умение выполнять обязанности при орудии в ходе стрельбы прямой наводкой.

На обратном пути продолжается тренировка расче­ тов в отражении внезапных атак танков.

Тренировочные занятия по стрельбе ночью также мо­ гут проводиться на винтовочном полигоне.

Эффективность стрельбы прямой наводкой ночью во многом зависит от предварительной подготовки стрель­ бы, которая проводится обычно засветло. Поэтому ноч­ ным тренировкам должны предшествовать занятия в поле (артиллерийском парке) с орудием по подготовке орудий и приборов к ночной стрельбе и должны быть изучены правила стрельбы по неосвещенным и освещен­ ным целям.

При наличии у орудия ночного прицела тренировки в стрельбе по неподвижным и движущимся неосвещен­ ным целям проводят по той же методике, что и в днев­ ных условиях.

При стрельбе по неподвижным неосвещенным целям тренировки проводятся в условиях, когда орудие нахо­ дится на ОП или на некотором от нее удалении. В обоих случаях тренировки предусматривают завершение пред­ варительной подготовки определением исчисленных установок по цели, наведением орудия в цель и его от-

89



мечание по орудийному коллиматору (ночной точке на­ водки). Если по условиям обстановки предусматривается расположение орудия до стрельбы не на ОП, то стре­ ляющий данные для горизонтальной наводки орудия определяет с помощью приборов (буссоли, дальномера). Для последующих стреляющих условия стрельбы могут быть усложнены: разведка цели, определение исчислен­ ных данных по ней, наведение и отмечание орудия в ус­ ловиях непрерывного освещения в течение определенно­ го времени, а стрельба проводится в условиях темноты.

Каждый элемент подготовки орудия стреляющим хронометрируется.

Тренировки по стрельбе на поражение движущихся целей ночью проводятся только при наличии освещения. Без применения освещения стрельба возможна лишь в лунную ночь или. на рассвете (т. е. в условиях ограни­ ченной видимости) по наблюдаемым силуэтам.

Для стрельбы по неподвижным целям организуется периодическое освещение, а при стрельбе по движущим­ ся целям — непрерывное. Руководитель на рекогносци­ ровке намечает места солдат, освещающих местность ракетами, с таким расчетом, чтобы освещение было наи­ более эффективным и полностью обеспечивалась безо­ пасность.

Перед началом тренировки руководитель знакомит расчеты с организацией освещения, а на тренировке до­ бивается четкой организации взаимодействия между подразделениями, освещающими местность, и орудием, ведущим огонь. Особое внимание обращается на чет­ кость и своевременность подачи команд при периодиче­ ском освещении.

В остальном тренировки проводятся по той же мето­ дике, что и в дневных условиях.

Г ЛАВ А Т Р Е Т Ь Я УЧЕБНЫЕ И ПОКАЗНЫЕ СТРЕЛЬБЫ

I. УЧЕБНЫЕ СТРЕЛЬБЫ

Учебные стрельбы проводят после теоретических за­ нятий для прочного усвоения обучаемыми того или ино­ го способа пристрелки и стрельбы на поражение или порядка выполнения огневой задачи в целом в условиях, наиболее близких к условиям боевой обстановки.

На учебные стрельбы обычно выносят новые или наиболее сложные огневые задачи, по выполнению кото­ рых обучаемые не имеют достаточных практических на­ выков или изучают их впервые.

К учебным стрельбам прибегают и в тех случаях, когда отпущенный лимит боеприпасов не позволяет про­ водить со всеми обучаемыми зачетные боевые стрельбы (например, во время краткосрочных сборов с офицера­ ми запаса).

В проведении учебных стрельб:

вся группа обучаемых одновременно привлекает­ ся к выполнению стрельбы, при этом каждый обучае­ мый самостоятельно выполняет все обязанности стре­ ляющего от начала и до конца стрельбы;

в ходе проведения стрельбы по требованию руко­ водителя обучаемые докладывают свои наблюдения, по­ дают команды и обосновывают их;

после подачи команд обучаемыми руководитель дает необходимые краткие пояснения по каждой коман­

91