Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Показная стрельба обычно начинается вступитель ным объяснением руководителя, в котором он указы вает вид показной стрельбы, ее цель, кто выполняет, порядок ее проведения, а также объясняет сущность, назначение и содержание данного вида стрельбы.
При изложении сущности, назначения и содержания показываемой стрельбы целесообразно использовать за ранее подготовленные для этой цели схемы и плакаты.
Если на показной стрельбе показывается сложный или новый вид стрельбы, то должно быть дано краткое пояснение сути данного вида стрельбы со ссылкой на соответствующие наставления.
Если будут показаны боевое применение и действие новых образцов вооружения или боеприпасов, то в объ яснении должны быть даны необходимые сведения о на значении данного вида оружия, его тактико-технические данные, в каких подразделениях будет состоять на во оружении и т. п.
Ориентирование участников показной стрельбы на местности, сообщение условного наименования участков местности и местных предметов, показ ориентиров, а также сообщение тактической обстановки, на фоне кото рой будет проведена показная стрельба, руководитель производит сам. Для лучшего уяснения этих вопросов на местности целесообразно использовать заранее со ставленные крупного масштаба схемы (или применить целеуказание дымовыми или пристрелочными снаря дами).
Целесообразно, чтобы одновременно с объяснениями руководителя последовательный показ по схеме отдель ных элементов тактической обстановки производил спе циально подготовленный для этого офицер.
Для проведения стрельбы руководитель путем крат кой тактической вводной сообщает дополнительные данные об обстановке, если необходимо, заслушивает решение стреляющего о выборе цели, утверждает это ре шение и разрешает стреляющему приступить к выполне нию огневой задачи.
Входе проведения стрельбы руководитель внима тельно следит за действиями стреляющего и оказывает ему помощь сам или через помощника.
Входе стрельбы руководитель дает необходимые пояснения по стрельбе. Объем и содержание пояснений
100
зависят от того, насколько знакома показываемая стрельба присутствующим офицерам.
Объяснения должны быть краткими, четкими и не занимать много времени.
По окончании стрельбы может быть организован осмотр результатов стрельбы всеми офицерами или частью их.
Осмотр результатов стрельбы необходимо произво дить при проведении показной стрельбы прямой навод кой, при стрельбе на разрушение и во всех случаях, когда результат стрельбы неясен руководителю и офи церам, для которых проводилась эта стрельба, и когда для этого осмотра не требуется много времени.
После проведения стрельбы руководитель произво дит ее разбор.
Содержание и порядок разбора показной стрельбы могут и не совпадать со схемой разбора зачетной стрельбы. В зависимости от характера стрельбы и ее задачи, порядок разбора и его содержание устанавли вает руководитель.
При подведении итога стрельбы руководитель указы вает, что показала проведенная стрельба, каковы ее ре зультаты и как выполнена учебная цель стрельбы.
*7 Зак. 238
Г ЛАВ А Ч Е Т В Е Р Т А Я
ЗАЧЕТНЫЕ СТРЕЛЬБЫ
Цель зачетных стрельб —дать практику подразделе ниям, офицерам, сержантам (курсантам) в выполнении огневых задач и проверить их артиллерийско-стрелко вую подготовку.
Зачетные стрельбы могут быть боевыми или прово диться на имитационных средствах.
Зачетные стрельбы с закрытых ОП на имитационных средствах проводятся, как правило, на винтовочном по лигоне из стволиков, установленных на вышке, а на местности — с использованием средств имитации или из штатных систем с вкладными (накладными) стволи ками.
Зачетные стрельбы на имитационных средствах с помощью подразделений артиллерийской разведки, с секундомером, по движущимся целям, а также стрель бы на рикошетах, гранатой с радиовзрывателем и бри зантной гранатой выполняются на местности (с исполь зованием средств имитации), на проекционных полиго нах „и на специально приспособленных для этих задач винтовочных полигонах и миниатюр-полигонах.
Методика организации зачетных стрельб на имита ционных средствах аналогична методике подготовки артиллерийско-стрелковой тренировки по выполнению огневой задачи в целом. Однако при проведении зачет ных стрельб стреляющий не должен заранее знать на-
102
значенную ему для выполнения огневую задачу. Ему создаются условия, обеспечивающие полную самостоя тельность в выполнении огневой задачи, а также обя занностей командира подразделения в соответствии с тактической обстановкой.
Во время стрельбы запрещается вмешиваться в дей ствия стреляющего и руководителя.
Чтобы уметь выполнять огневые задачи в кратчай шие сроки и с наименьшим расходом боеприпасов, необ ходимы твердые знания и понимание Правил стрельбы, умение применять их на практике в сложных условиях обстановки, а также навыки в управлении артиллерий скими подразделениями. Эти качества вырабатываются на артиллерийско-стрелковых тренировках, затем про веряются на зачетных стрельбах на имитационных сред ствах. По результатам проверки производится допуск стреляющих к выполнению зачетных боевых стрельб.
Боевая стрельба наиболее эффективно воспитывает у артиллериста волю, инициативу и изобретательность, вырабатывает навыки в быстром и точном наблюдении и оценке разрывов и в столь же быстром и точном реа гировании на ход стрельбы, т. е. вырабатывает в нем те качества, без которых немыслим подлинный мастер ар тиллерийского огня, умело управляющий своим подраз делением и приданными ему для обслуживания стрель бы подразделениями.
Боевые артиллерийские стрельбы являются показа телем зрелости артиллерийско-стрелковой подготовки стреляющего, всесторонней проверкой слаженности ба тареи. Поэтому перед зачетными боевыми стрельбами со штатными подразделениями целесообразно проводить контрольные комплексные занятия. Они позволяют вы явить степень подготовки офицеров, сержантов, солдат и подразделений к предстоящей боевой стрельбе. В слу чае неудовлетворительной подготовленности подразделе ние к боевой стрельбе допускать не следует. Ему необ ходимо назначить срок для устранения недостатков, после чего произвести повторное комплексное занятие.
Каждая огневая задача должна выполняться в ходе решения определенной тактической задачи.
Зачетные боевые стрельбы проводятся на самостоя тельных тактических учениях артиллерийских частей и
7* |
103 |
подразделений, а также на совместных учениях с ча стями и подразделениями других родов войск.
Зачетные боевые стрельбы — составная и подчинен ная часть учения, на котором осуществляется проверка артиллерийских подразделений (частей) по тактической подготовке и управлению огнем.
Район учения, тактический замысел, план учения и т. д. руководитель учения доводит только до посред ников. Эти документы не должны быть известны лич ному составу подразделения (части), выводимому на учение. Поэтому целесообразно, чтобы руководителем зачетных боевых стрельб на артиллерийском учении ба тареи для всех стреляющих были командир дивизиона, а на учении дивизиона — командир части и его заме стители. Отступление от этой рекомендации может при вести к снижению качества организации и проведения зачетной боевой стрельбы.
Чтобы правильно и поучительно для подчиненных руководить зачетными стрельбами, необходима тща тельная подготовка руководителя к их проведению.
При составлении замысла учения руководитель про водит рекогносцировку, на которой он должен:
—определить, какие огневые задачи и на каком ру беже развертывания наиболее целесообразно выпол нять;
—определить районы огневых позиций для каждой батареи, места расположения командно-наблюдатель ных пунктов, радиолокационной станции, пунктов сопря женного наблюдения и рубежа развертывания подраз деления звуковой разведки;
—положение противника и своих частей, а также характер вводных для проведения зачетных стрельб;
—мишенную обстановку — места расположения це лей и порядок их обозначения и имитации;
—мероприятия по проведению ночных зачетных стрельб;
—места расположения контрольной группы.
Все'тактические вопросы, вопросы управления огнем и зачетные боевые стрельбы должны быть увязаны с планом учения и тщательно отработаны на рекогносци ровке до учения. Каждая зачетная боевая стрельба дол жна вытекать из сложившейся обстановки на данный момент боя. Поэтому, например, при проведении учения
104
вусловиях наступления на обороняющегося противника из положения непосредственного соприкосновения с рим нецелесообразно планировать на первом положении, когда установки определяются на основе полной подго товки, выполнение огневой задачи, связанной с предва рительной пристрелкой репера. Нецелесообразно также
вэтой обстановке планировать выполнение огневой за дачи при большом смещении, так как боевой порядок батареи будет выбираться с таким расчетом, чтобы ис ключить стрельбу с большим смещением. После смены наблюдательных пунктов стрельба с большим смеще нием с огневых позиций первого положения при неболь ших дальностях наблюдения будет довольно частым
явлением. Стрельба с большим смещением не должна создаваться искусственно, например переездом на боко вой наблюдательный пункт. Она должна быть следстствием сложившейся обстановки и определяться поло жением подразделений «противника» и своих войск.
Если представляется возможным, то с первого поло жения командно-наблюдательных пунктов не следует планировать зачетные боевые стрельбы для тех офице ров, которые непосредственно связаны по учению с ра ботой на командно-наблюдательных пунктах, так как этот рубеж ими хорошо изучен и стрельба будет прове дена в упрощенных условиях. В этих же целях не сле дует планировать более двух зачетных боевых стрельб с одной огневой позиции (офицерам кадра, слушателям курсантам военно-учебных заведений и офицерам учеб ных частей — более четырех стрельб).
При таком требовании и при двух — трех перемеще ниях боевого порядка на учении батареи можно при нять зачетные боевые стрельбы с закрытой и открытой огневых позиций только от офицеров и сержантов дан ной батареи.
От офицеров управления дивизиона и полка зачет ные боевые стрельбы обычно принимаются соответст венно на учениях дивизиона и полка.
На этих учениях целесообразно планировать ограни ченное число зачетных боевых стрельб (обычно не более одной на батарею на каждом положении). При боль шем числе стрельб их разбор потребует значительного времени и приведет к нежелательным паузам в прове дении учения.
105
На одном из этапов тактического учения следует создать такую обстановку, которая обеспечивала бы прием зачетных боевых стрельб прямой наводкой.
Содержание огневых задач батареи должно соответ ствовать боевому предназначению батареи данного вида артиллерии, ее огневым возможностям и сложившейся обстановке.
В наступлении большую часть огневых задач целесо образно выполнять в динамике боя; в обороне — при по ражении выдвигающихся резервов противника, отраже нии атак его танков и пехоты, при поддержке контратак своих войск. Необходимо условия выполнения огневых задач усложнять, предусматривая стрельбу с большими доворотами, стрельбы на малые дальности и дальности, близкие к предельным, стрельбы при работе личного со става в индивидуальных средствах защиты от оружия массового поражения и т. д.
Тактическая обстановка, по которой проводятся за четные стрельбы, должна обеспечивать проверку по во просам:
—непрерывности и надежности управления подраз делением (подразделениями);
—качества обученности личного состава подразде ления и его умения выполнять свои обязанности в поле
вых условиях, а также степени боевой слаженности под разделений;
—организации развертывания в боевой порядок с ходу для немедленного открытия огня;
—маневренности подразделений в ходе боя;
—маскировки, скрытности занятия боевого порядка, организации мер боевого обеспечения;
— организации ликвидации последствий ядерного и химического нападения.
Место каждой огневой позиции и командно-наблю дательного пункта при перемещениях (в том числе и при развертывании с ходу) должно быть намечено на рекогносцировке до учения. Недопустимо, чтобы бое вой порядок батарея занимала на случайном рубеже, так как это может привести к невыполнению учебной цели данной стрельбы.
На первый взгляд может показаться, что заблаго временная привязка ОП и НП руководителем сужает
106
самостоятельность в действии лиц, которые их выби рают на учении. В действительности это не так.
НП и ОП выбираются в определенных районах стро го в соответствии с замыслом руководителя тактическо го учения, который реализуется им самим или через посредников.
Если после правильного выбора ОП (основного ору дия) старшим офицером посредник постановкой соот ветствующих вводных укажет точку основного орудия в 50—100 м от выбранного им места, то на оценке дей ствий старшего офицера это не скажется. В этих усло виях руководитель действительно сможет осуществлять полный контроль точности всех элементов топогеодезической привязки боевого порядка батареи и стрельбы; при этом будут обеспечены меры безопасности, а стрель ба будет проходить в условиях, которые намечены руко водителем для достижения целей стрельбы и учения в целом.
Мишенная обстановка и имитация на учении дол жны быть организованы так, чтобы создавались реаль ные возможности для ведения разведки и засечки обна руженных целей с определением не только характера цели, но и вида оружия (стреляющий танк, безоткатное орудие, пулемет, артиллерийская батарея и т. д.).
Мишени и макеты должны быть выставлены с уче том замысла учения, организации, воружения и такти
ки вероятного противника. |
докумен |
||
Порядок |
имитации |
целей определяется |
|
том— «Схема |
мишенной |
обстановки и план |
обозначе |
ния и имитации целей», в котором указываются: распо ложение целей (их координаты), характер их оборудо вания, маскировка и порядок показа, обозначения и имитации; средства для обозначения и имитации; вре мя начала и конца имитации. На основании этого со ставляется заявка в штаб полигона.
Координаты целей, определенные по результатам за сечки с пунктов сопряженного наблюдения, достаточно точны для стрельбы, но они недостаточно точны для того, чтобы их использовать в качестве контрольных для оценки точности разведки целей подразделениями. По этому до начала учения (боевых стрельб) руководитель должен организовать топогеодезическую привязку (а нс засечку целей с пунктов сопряженного наблюдения)
107
обозначенных и имитируемых целей, не допуская раз глашения созданной мишенной обстановки для обу чаемых.
При продумывании материального обеспечения дол жно быть обращено особое внимание на обеспечение ночных стрельб.
Для засечки разрывов при контроле точности стрель бы применяются наиболее точные средства засечки — сопряженное наблюдение или радиолокационная стан ция без решающего прибора.
После пристрелки цели с помощью дальномера кон троль точности тем же дальномером не допускается, необходимо привлекать контрольный дальномер. Если пристрелка велась с дальномером ДС-0,9, то для кон троля целесообразно привлекать дальномер ДС-2.
При недостатке или отсутствии осветительных средств для засечки контрольных выстрелов неосвещен ные цели или цели для переноса огня намечаются на та ком удалении, чтобы обеспечивалась засечка разрывов осколочно-фугасных гранат по вспышке.
Определение величин отклонений контрольных выст релов путем замера отклонений воронок целесообразно только в тех случаях, когда есть уверенность в возмож ности опознания воронок, относящихся к данной стрель бе (если нет дождя, снегопада, большого числа старых воронок в районе цели и т. д.).
Всоответствии с темой учения, его учебными целями
ипродолжительностью, а также данными рекогносци ровки руководитель учения разрабатывает необходимые документы по руководству учением, в том числе план проведения индивидуальных боевых стрельб.
Вплане проведения индивидуальных боевых стрельб указываются:
— должности, звания и фамилии стреляющих;
— номера выполняемых огневых задач;
— вид подготовки, пристрелки и условия каждой стрельбы;
— расход боеприпасов;
— используемые для стрельбы средства разведки и обслуживания;
— подразделения, назначенные для выполнения ог невой задачи;
108
—районы наблюдательных пунктов и огневых по
зиций;
—руководители стрельбы.
На основании этого плана руководитель каждой стрельбы составляет план зачетной боевой стрельбы, форма и объем которого могут быть различны и зави сят от подготовленности руководителя. План должен быть простым и удобным для пользования и предусмат ривать примерно следующее:
—тактическую вводную, в условиях которой будет проводиться выполнение задачи (вводная на перемеще ние и развертывание нового боевого порядка и вводная для проведения стрельбы);
—условия, в которых будет проводиться стрельба,
иконтрольные данные по цели;
—материальное обеспечение стрельбы;
—вводные для стрельбы на поражение (соотноше ния знаков разрывов и отклонения разрывов по направ лению как при переходе к стрельбе на поражение, так
ив ходе стрельбы на поражение).
Намеченные вводные для стрельбы на поражение в последующем обязательно увязываются с конкретным ходом стрельбы.
После развертывания командно-наблюдательного пункта батареи (дивизиона) руководитель назначает стреляющего. При необходимости руководитель указы вает стреляющему, какими средствами управления он располагает, сообщает метеорологические и другие усло вия стрельбы.
Методика руководства стрельбой, изложенная в гла ве второй, п. III, приемлема и для проведения зачетных стрельб, поэтому ниже рассматриваются лишь некото рые особенности в методике руководства зачетными стрельбами.
Руководитель стрельбы должен создать такие усло вия, которые обеспечивали бы стреляющему самостоя тельный выбор цели, средств для ее поражения, способа подготовки исходных данных, пристрелки, стрельбы на поражение, а также самостоятельное выполнение огне вой задачи.
Руководитель стрельбы должен помнить, что >в бою, в самой сложной обстановке командир (стреляющий) обязан сам принимать решение и выполнять огневые за
109