Файл: Дружинин Г.В. Надежность электрических схем авиационных систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
q} — вероятность отказа /-го элемента за тот же промежуток времени /;
к— число элементов в параллельном соединении математиче ской модели системы.
На рис. 3.3 изображена в общем виде математическая модель системы с активным резервированием, построенная описанным выше образом. На рис. 3.3 обозначено: А — основные и резервные блоки; В — цепи переключателя; М — число участков резервирования; к — число используемых комплектов оборудования (кратность резер вирования) .
2 » в « в ; .<о* Д-/
—у -0 -С О — Г 0 - Ш - Г - |
|
|
-0—QQ- -(5)—IА I— |
—0 —Ш - |
2 |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
* ___ |
• |
-0-03- Ч0ЧХН |
Ч0Ш-1 К |
Р и с . 3.3. Система с активным резервированием.
Пользуясь схемой рис. 3.3, легко написать в общем виде функ цию резервирования системы с равнонадежными участками актив ного резервирования. Будем считать, что основные и резервные цепи находятся в одинаковых рабочих условиях. Если нерезервированную основную систему условно разбить на М равнонадежных участков, го в соответствии с (3.1) вероятность отказа q участка системы будет связана с вероятностью отказа Q0 всей системы следующим соотношением:
1 - Q 0 = |
(l - q ) M. |
(3.3) |
Согласно формуле (3.3), |
^ |
|
д = \ - { |
1 — Q of^ ■ |
(3.4) |
Пользуясь формулой (3.4), можно написать выражение для вероят ности отказа участка системы с обслуживающими этот участок
цепями |
переключателя: |
1 |
|
|
|
(3.5) |
|
|
<7уч= 1 - ( 1 - « 7 п)(1 - |
Q0) Л| , |
|
где <7п — вероятность отказа переключателя. |
|
||
В соответствии с формулами (3.2) |
и (3.5) вероятность выхода |
||
из строя |
<7уз резервированного узла будет |
|
|
|
|
1 |
|
|
<7y3= [ l - 0 - < 7 n ) n - Q o ) /Vf]ft. |
(3.6) |
Так как математическая модель резервированной системы состоит из М последовательно соединенных резервированных узлов,
87
to вероятность отказа R всей резервированной системы за определен ный период времени работы будет:
R = 1 |
| Л 1 |
(3.7) |
|
||
При увеличении числа |
участков резервирования вероятность |
отказа участка все время уменьшается из-за уменьшения количества элементов в нем. Вероятность отказа переключателя, определяемая количеством и качеством применяемых деталей, колеблется в зави симости от функциональной схемы и выходных данных участка резервирования, но никогда не испытывает монотонного уменьшения. Поэтому при большом числе участков резервирования может ока заться, что система выходит из строя в основном из-за отказов пере ключателей. Таким образом, существует оптимальное число участ ков резервирования, при котором наиболее полно используются воз можности резервированной системы, т. е. вероятность ее отказа является минимальной.
В общем случае надежность участков системы и обслуживаю щих их переключателей может меняться от участка к участку. Вместе с тем, число участков резервирования определяется не только сообра жениями технической надежности, но и рядом конструктивных фак торов, которые часто препятствуют точному осуществлению заранее вычисленного числа участков резервирования. Поэтому представ ляется целесообразным находить оптимальное число участков резер вирования приближенно, считая, что система делится на равнонадеж
|
|
|
|
|
ные участки |
резервирования и |
|||||
|
|
|
|
|
надежность |
всех |
переключате |
||||
|
|
|
|
|
лей также одинакова. Крат |
||||||
|
|
|
|
|
ность резервирования, т. е. |
||||||
|
|
|
|
|
число используемых комплектов |
||||||
|
|
|
|
|
аппаратуры, обычно ограничи |
||||||
|
|
|
|
|
вается |
соображениями |
стоимо |
||||
|
|
|
|
|
сти, веса и объема. Таким обра |
||||||
|
|
|
|
|
зом, первый вопрос, с которым |
||||||
|
|
|
|
|
сталкивается |
конструктор ре |
|||||
|
|
|
|
|
зервированной системы, |
состоит |
|||||
Р п с. |
3.4. |
Вероятность |
выхода |
из |
в следующем: на сколько участ |
||||||
строя |
резервированной |
системы |
при |
ков резервирования |
М нужно |
||||||
различном числе участков резервиро |
разбить |
основную |
систему, |
||||||||
вания М для k ~ 2 и |
с/„ == 0,01. |
имеющую |
вероятность |
отка |
|||||||
но |
более |
|
|
|
за Q0, чтобы получить возмож |
||||||
надежную резервированную |
систему, |
если |
вероят |
ность отказа переключателей дп и кратность резервирования к. На рис. 3.4 приведена зависимость вероятности выхода из строя резер
вированной системы R от числа участков |
резервирования |
М для |
||
k — 2 и qn= |
0,01. Зависимости R(M) для |
различных Q0 вычислены' |
||
по формуле |
(3.7). |
Крестиками отмечены |
точки, в которых |
функ |
ция R(M) имеет |
минимум. |
|
|
88
Рассмотрим системы, у которых вероятности выхода из строя Qo и qn имеют малые значения из-за небольшого времени работы системы. К таким системам кратковременного действия относится значительная часть авиационной аппаратуры. В системах кратковре менного действия Qo С ' и 1. Поэтому, разложив правую часть выражения (3.7) в ряды по степеням Q0 и qn, перемножив выраже ния в круглых скобках и пренебрегая членами высших порядков малости, будем иметь:
|
R = M |
Ят\ |
Qo. |
|
|
(3.8) |
|
|
|
м |
|
|
|
Исследуем выражаемую формулой (3.8) функцию R(M) на макси- |
||||||
мум и минимум. Решение уравнения: |
|
|
14 - 1 |
|
||
6R |
Qo |
Quk |
|
Qo |
а д |
|
дМ |
Яп + м |
м |
Яп + |
м |
о |
|
|
|
дает значение М, при котором вероятность выхода из строя R резер вированной системы является экстремальной:
|
|
A/j = - ^ - ( f t - 1). |
|
(3.10) |
Подставив значение М х, |
Яп |
(3.10), |
в выраже- |
|
определяемое формулой |
||||
ние второй производной |
д2 R |
что в |
точке М\ |
|
---- , можно убедиться, |
||||
|
|
dAl2 |
|
|
функция R(M), определяемая формулой (3.8), имеет минимум. |
||||
Таким образом, |
при малых значениях qn и Q0 наименьшая вероят |
|||
ность выхода из |
строя |
резервированной системы, |
а следовательно, |
и наибольшая эффективность резервирования, будет при числе уча стков резервирования М\, определяемом формулой (3.10). Значе ния М\ следует округлять до ближайшего целого числа.
Точность формулы (3.10) можно оценить по табл. 3.1, где при ведены значения относительной ошибки для имеющего наибольшее практическое значение случая к =- 2. Относительная ошибка вычис лена по формуле
\ т ти — т ,
1 0 0 « о ,
тист тист
где /иист— значение оптимального числа участков резервирования, найденное путем исследования зависимостей R(M), определяемых формулой (3.7).
Т а б л и ц а 3.1
|
Qo |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
0,01 |
j |
0,05 |
0,10 |
0,20 |
0,30 ' |
0,40 |
||
Чп |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,01 |
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
+ 9 по |
+ |
20% |
0,05 |
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
Т |
11°/0 |
0,10 |
|
0 |
: |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
89
Возникающая при больших значениях отношения Qo ошибка не
имеет |
существенного значения, так как в этом |
Яп |
случае зависи |
||
мость |
R(M) является весьма пологой в области |
минимума. Эго |
иллюстрирует рис. 3.4.
Подставив выражение А1[ из (3.10) в формулу (3.8), получим выражение для минимальной вероятности выхода из строя резерви рованной системы:
« ...= <ЗЛ|>
Формула (3.11) позволяет оцепить эффективность резервирования при заданных Qn,q„, к. Па рис. 3.5 приведены зависимости мини мальной достижимой вероятности выхода из строя резервированной
Р и с . 3.5 |
Минимальная вероятность выхода из строя резервированной |
||||
|
системы при различных Q» и </п для /г |
2. |
|
|
|
системы /?т1„от Qо при практически возможных |
значениях |
qn для |
|||
случая к — 2. Сплошные линии соответствуют зависимостям |
(Q0'> |
||||
найденным путем исследования кривых R ( Q o , <7„, т, |
к), полученных |
||||
по формуле |
(3.7), пунктирные — вычисленным |
по |
приближенной |
||
формуле (3.11). |
(3.4) в ряд |
по степеням Qo |
|||
Разложив правую часть формулы |
|||||
и пренебрегая членами с Q0 в степени выше первой, можно написать |
|||||
выражение |
для вероятности выхода |
из строя |
участка |
основной |
|
системы: |
|
|
|
|
|
90