Файл: Антомонов Г.А. Кибернетика - антирелигия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на. Разумеется, действие самовнушения при этом было бы существенно ослаблено или исключено совсем.

Таким образом, отсутствие критических мыслей соз­ дает благоприятные предпосылки работы мозга при реа­ лизации самовнушения. Основываясь на том, что вера может усиливать эффект самовнушения, было бы непра­ вильным считать, что она всегда полезна. В этом случае идеалом человека был бы гипнотик. Человек должен на­ учиться сознательно управлять процессом мышления. Иначе он попадает в плен иллюзии. Все эффекты само­ внушения с наиболее полной силой сказываются лишь тогда, когда вера подготавливает условия некритическо­ го состояния мозга. В. М. Бехтерев приводит интересный пример. Парижский врач Матье однажды рассказал сво­ им больным, что в Германии найдено новое, прямо-таки чудодейственное по целительной силе лекарство против туберкулеза. Через некоторое время он сообщил, что вы­ писал это лекарство для лечения больных. Это сообщение вызвало горячие разговоры среди больных, вселило на­ дежды на скорое выздоровление. Еще не изведав целеб­ ной силы нового средства, больные прониклись убежде­ нием, верой, что оно им поможет. И действительно, ког­ да врач сообщил, что получил лекарство, и стал давать его больным, его действие не замедлило сказаться. Со­ стояние больных улучшилось, лихорадка и кашель умень­ шились. Некоторые больные даже выздоровели. А Матье в этом своем опыте применил для лечения... обыкновен­ ную воду!1

Здесь мы видим, что постепенное нарастание убеж­ денности, веры подготовило почву для парадоксального воздействия на организм обычной воды. Отметим также, что больные в данном случае вылечились в силу активизации сил своих собственных организмов, которые при

1 Л. Т. П и н ч у к. «Чудеса» религии. М., «Знание», 1958, стр. 23.

хорошем стимулировании от мозга сумели побороть бо­ лезнь.

Следует ли считать убежденность, веру полезной или вредной? Слепая вера в то или иное утверждение, напри­ мер вера в бога, сама по себе создает невозможность появления критических мыслей у человека. А это значит, что вера в таком случае служит тормозом. Она не позво­ ляет выдвигать новые гипотезы, развивать критическое мышление и, следовательно, тормозит прогресс. Однако на ограниченном отрезке времени вера в справедливость той или иной мысли может являться могучим рычагом, умножающим силы человека в борьбе с природой, врага­ ми. Вообще говоря, вера является спутником человече­ ства и непрерывно изменяется.

Нас, представителей нового общества, верующие час­ то обвиняют в безверии. Но, как сказал И. И. Мечников, если «нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания». Разумеется, мы не верим в бога. Верить в бога сейчас — это значит подавлять в себе всякое желание к познанию окружаю­ щего мира и себя самого. Верить в сверхъестественность различных явлений психики — это значит тормозить про­ цесс познания еще неясных нам явлений. Но мы верим

не в частности. Мы убеждены в познаваемости

ми­

ра. И это дает нам силы продвигаться вперед

во

всех областях науки. Мы верим в безграничные возмож­ ности человеческого организма. И это позволяет нам ут­ верждать, что человек сможет со временем так развить уп­ равляемость своего организма, чтобы получать эффекты излечений, которые ранее получались на основе слепой веры. Мы уверены в том, что человек будет становиться все лучше и умнее, а общество людей будет все более гар­ моничным. И это умножает наши силы в строительстве нового общества, имя которому коммунизм.

171


5. Экстаз

Никогда Не знает меры счастье.

Сенека

«В тот же вечер в наш дом пришли сектанты просить бога, чтобы он крестил меня «духом святым». Окна заве­ шены, все дома сидели в полумраке, при слабом мерца­ нии керосиновой лампы. Мачульская прочитала отры­ вок из библии — беседу Никодима с Иисусом Христом. Все упали на колени, начали шумно молиться. Кричали все громче и громче, доводя себя до исступления. Мне стало страшно.

Ты, Федя, руки вверх подними,— услышал я шепот.

Кричи, моли бога, Федя!

Якричал во все горло:

Крести, господи, меня, крести, господи!

Прошло десять минут, двадцать, час... Колени у меня занемели, тело покрылось испариной, по лицу текли кап­ ли пота и слезы, голос охрип, а я все кричал и кричал...

Но бог, вероятно, не торопился спасать мою душу: я был уже в полуобморочном состоянии, а «чудо» все не совершалось...

У меня стал заплетаться язык, я терял сознание...

Я уже не соображал, что говорил. Но едва нечлено­ раздельные звуки стали срываться с моих уст, стены до­ ма задрожали от крика: сектанты возликовали.

— Благодарим тебя, боже, что ты послал крещение духом святым, омытым и очищенным кровью Христа...

Я продолжал выкрикивать несуразности. «Онари, контури, онтари, шакар, файмана...» '.

Этот отрывок, иллюстрирующий деятельность сектан-1

1 Ф. М я ч и н. Не по пути. М , Госполитиздат, 1950, стр. ¡0—12.

172

тов, на наш обычный взгляд, совершенно бессмыслен. Или, например, «пляски» в сектах трясунов тоже не име­ ют какого-либо смысла с точки зрения нормального человека. Но тогда совершенно непонятно, что может привлекать молодых людей в религиозные секты. И нет ли чего-либо за всеми этими бессмысленными оргиями. Конечно, есть! Есть эксплуатация определенного психи­ ческого состояния на пользу той или иной религии, на пользу той или иной религиозной секте. Мы имеем в ви­ ду здесь то состояние, которое называют обычно экстазом.

Известно, например, что состояние экзальтации, во­ сторженности может и не быть связано непосредственно с религией. В этом отношении очень характерны танцы негров. У некоторых народностей Африки существуют специальные дома для танцев. Пол такого дома сделан из гибких прутьев и приподнят над землей. По вечерам там устраиваются пляски преимущественно молодежи. Европейцев, которым приходилось наблюдать эти тан­ цы, поражал тот факт, что по мере вхождения плясунов в танец (а танцы длятся достаточно долго) участники танца все более и более теряют связь с окружающим. Ритмично колеблющийся пол, ритмичные движения, рит­ мичные напевы все более и более начинают действовать на танцоров. Кроме танца, кроме ритма, они не воспри­ нимают больше ничего. Во время танца все органы чувств приносят в мозг только одни ощущения — ощущения рит­ ма. Мозг перестает получать и обрабатывать разнооб­ разную информацию и получает только однообразные ритмические раздражения. Это способствует развитию определенного психического состояния, похожего на гип­ ноз. В случае коллективной пляски гипноз каждого от­ дельного плясуна углубляется воздействием других. И вот, наконец, возникает момент, когда все танцоры впадают в некий коллективный транс. Разумеется, это

173


не гипноз в обычном смысле. Танцоры продолжают актив­ но двигаться. Однако мозг их, образно говоря, «отключен» от всех нервных сигналов, приходящих в него по нерв­ ным путям. Состояние такого экстаза действовало и на наблюдавших такие пляски европейцев. Что ощущает человек в состоянии экстаза, трудно себе представить. Однако нет сомнения, что мозг при прекращении обра­ ботки разнообразной информации, по-видимому, может фиксировать какие-то определенные ощущения. По сути дела прекращение работы коры больших полушарий то­ же есть вполне реальное состояние мозга.

Понятно, что такое состояние психики человека мо­ жет быть достигнуто самыми различными способами. Изнурительная процедура «крещения духом святым» может в некоторых случаях привести к экстазу, который развивается в человеке при прекращении обработки ин­ формации мозгом. Это психическое состояние, мало ис­ следованное наукой, широко используется религией. Ве­ рующие в экстазе принимают свои собственные ощуще­ ния, подчеркнем еще раз, ощущения необычные, за «бо­ жественное откровение», за нисхождение «святого духа» извне. А что для верующего может служить лучшим до­ казательством существования бога, чем собственные пе­ реживания? И самые различные религии и секты, начи­ ная от хлыстов и кончая трясунами, с помощью различ­ ных процедур стараются вызвать у верующих такое психическое состояние.

Вы помните недавно прокатившиеся по Америке и Ев­ ропе эпидемии рок-н-ролла. Собравшиеся в залах смо­ треть и слушать Элвиса Пресли юнцы обоего пола, со­ вершенно ничего не помня, ломали мебель и давили друг друга! Это, если хотите, тоже своего рода экстаз. И он, без сомнения, связан с определенным психическим состо­ янием мозга.

174

Наиболее последовательными в методах достижения состояния экстаза являются йоги. Состояние экстаза, по­ лучившее в Индии название «самадхи», достигается по­ следователями различных индийских мировоззренческих течений с помощью специальных методов. В конечном итоге «самадхи», по-видимому, состоит в почти полном

выключении мозга.

В этом отношении мозг не только не

принимает и не обрабатывает

нервных сигналов, при­

ходящих от органов чувств, но в значительной

степени

ослабляет сигналы управления

различными внешними

и внутренними

органами

человека. Йоги,

напри­

мер, путем тренировки делают состояние экстаза

управляемым.

Они

могут впадать в «самадхи»

и

выходить

из

него

по желанию.

Интересно отме­

тить, что

жизненные

процессы в

этом состоянии

за­

мирают настолько, что врачи с успехом

могут констатиро­

вать состояние клинической смерти — отсутствие пульса, дыхания, рефлекторного сжатия или расширения зрачка глаза. Нас здесь не занимает вопрос, является ли такое состояние экстаза полезным с точки зрения здоровья че­ ловека. Следует отметить, что авторы, которые излагают методы достижения «самадхи», указывают на значитель­ ное влияние такого состояния на здоровье человека и возможность «не очнуться», то есть умереть в полном смысле слова. Поэтому при применении таких методов необходима умеренность и постепенность. Физиологиче­ ское состояние управляемого экстаза представляет, повидимому, большой интерес для биологии и медицины. Отметим, что известный французский писатель Р. Роллан самым серьезным образом анализировал это состояние1.

Таким образом, отвлекаясь от всего остального, мы можем сказать, что и состояние религиозного экстаза, будучи интересным с точки зрения физиологии и психо­

1 Р. Р о л л а н . Собр. соч. Т. XIX. Л., 1933—1935.

175


логии, не является уделом «божественного» вмешатель­ ства. Однако это состояние использовалось всегда всеми религиями для доказательства «сверхъестественного». Переживая это состояние, люди начинали говорить, что они чувствуют бога. Но, право же, невзирая на конкрет­ ность каждого случая религиозного экстаза, люди чувст­ вовали всего лишь собственное психическое состоя­ ние.

Интересной иллюстрацией могут служить пережива­ ния знаменитого в конце прошлого века йога Рамакришны, красочно описанные Р. Ролланом в биографическом произведении «Жизнь Рамакришны» '. Рамакришна уже в детском возрасте мог самопроизвольно достигать со­ стояния экстаза. Став жрецом в храме богини Кали, он путем упражнений закрепил эту способность. Его заин­ тересовали пути различных религий, и он решил иссле­ довать их, так сказать, опытным путем. Первой на его пути оказалась богиня Кали — богиня-мать. Путем дли­ тельного сосредоточения на мысли об этой богине он ак­ тивизировал свое мышление в этом направлении на­ столько, что его психическая личность потеряла собст­ венную индивидуальность. Его восприятия уподобились восприятиям богини, а состояние экстаза закрепляло это положение. Он чувствовал, что он сам и есть богинямать. Затем он, как говорят, «перевоплощался» последо­ вательно в различных богов. Заинтересовавшись христи­ анской религией, он длительное время «был» Иисусом Христом. Подобным же образом он «исследовал» и му­ сульманскую религию. И что же, в состоянии экстаза он был то одним, то другим богом. Одна личность Рама­ кришны вмещала в себя в психическом отношении мно­ жество богов, проходила через множество мифов. Не под-1

1 Р. Р о л л а н . Собр. соч. Т. XIX. Л., 1933—1935

176

вергая сомнению реальность его субъективных образов, можно заметить лишь, что он черпал их с помощью од­ ной и гой же психики. И недаром в результате такой опытной проверки он пришел к выводу, что в общем-то все религии одинаковы. Жизнь Рамакришны — прекрас­ ный пример возможности получения различных конкрет­ ных религиозных идей с помощью одного мозга, пережи­ вающего эти идеи в состоянии экстаза. Вывод же Рама­ кришны о единообразии религий был и остается со­ вершенно неприемлемым для каждой отдельной ре­ лигии.

Отметим, что все йоги, испытавшие когда-либо состоя­ ние экстаза («самадхи»), говорили уже не о том или ином конкретном личном боге, а о мировом или космическом Разуме. Описывая свое состояние, они говорили об ощу­ щении счастья познания сути вещей. Казалось бы, пара­ докс: полное отсутствие мыслей — и вдруг счастье, пол­ ная физическая неподвижность — и познание сути вещей. На наш взгляд, понятия совершенно исключающие друг Друга.

Мы, современное поколение, совершенно правильно видим свое счастье в борьбе и в труде. В борьбе с сила­ ми природы и в труде мы выковываем свое познание. Мы боремся также, и сейчас это становится одной из глав­ ных задач, с темными сторонами человеческой природы, стремясь сделать человека светлее и чище. И в этом от­ ношении, возможно, окажутся полезными древние спосо­ бы выявления скрытых возможностей человеческого ор­ ганизма, основанные на методах самосознания и трени­ ровки.

13 Заказ № 355


6. Все может быть

Определения не имеют значения для науки, по­ тому что они всегда оказываются неудовлетво­

рительными. Единственным реальным определени­ ем оказывается развитие самой сути дела и оно

уже не есть определение.

...Но для практического применения краткое ука­ зание наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков в так на­ зываемом определении часто бывает полезно и даже необходимо, и оно не может вредить, если только от него не требуют, чтобы оно давало

больше, чем оно может выражать.

Ф. Энгельс

Явления телепатии, или передачи мысли на расстоя­ ние, давно интересуют человечество. Эти явления не мо­ гут теперь, при современном состоянии науки объектив­ но фиксироваться как достоверный факт. Это невозмож­ но прежде всего в силу того, что переносчик мысли науке неизвестен. Однако факты, которым можно дове­ рять, говорят о том, что такое явление, по-видимому, имеет место. Отсутствие возможности обнаружить пока мате­ риальный переносчик мысли не служит препятствием для постановки опытов по проверке самих фактов пере­ дачи мыслей и той или иной интерпретации их. Трудно судить, насколько скоро удастся овладеть этим явлением и использовать его в человеческой практике. Однако мы знаем, что невозможность обнаружить материальный но­ ситель гравитации не помешала людям изучить поле тя­ готения и использовать результаты такого изучения.

Сопоставление результатов, полученных в мире тех­ ники, с работой различных живых организмов говорит нам о том, что в мире живого мы почти всегда находим биологические устройства, сходные с механизмами тех­ ническими. Более того, чтобы строить лучшие техни­ ческие устройства, теперь проводится специальное детальное изучение различных живых организмов и их

178

поведения в окружающей среде. То, что в мире техники имеется радиосвязь, может косвенно свидетельствовать о том, что и в мире живого должно быть нечто подобное.

Так или иначе, изучение телепатии теперь становится на научную основу. И это вселяет в нас уверенность в том, что телепатия из пособницы религии рано или позд­ но перейдет в арсенал науки. Интересно отметить, что явление передачи мыслей связано, по-видимому, с тем особым состоянием мозга, которое сходно с гипнозом и экстазом. Для излучения мысли в пространство необхо­ димо создать в мозге мысль большой информационной чистоты и большой энергетической силы. При этом есте­ ственно, что сосредоточение на конкретной мысли очи­ щает информационное содержание мысл'и и усиливает возбуждение и, возможно, создает условия для излуче­ ния именно информационного содержания мысли.

Не будем задерживать читателя на многочисленных примерах передачи мыслей. О них уже писалось доста­ точно много. Отметим только, что передача мыслей на расстоянии была предметом детального изучения совет­ ских ученых в тридцатых годах. Группа ленинградских ученых, в которой был и профессор Л. Л. Васильев, изучила феномен (явление) распространения мысленно­ го внушения на расстоянии. Вот к каким выводам при­ шла эта группа. Факт передачи мысленного внушения на расстоянии существует. Система телепатической связи обладает хорошей помехоустойчивостью. Имеет место психическая направленность и т. п. Без сомнения, после­ дующие исследования могут вскрыть новые интересные свойства этой линии связи.

Разумеется, неясные явления жизни не ограничива­ ются одной телепатией. Приведем интересную в этом смысле выдержку из книги Дж. Корбета «Моя Индия» 1

1 Дж. К о р б е т. Моя Индия. М., Географгиз, 1961, стр 171—173.

13*

179