ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
на. Разумеется, действие самовнушения при этом было бы существенно ослаблено или исключено совсем.
Таким образом, отсутствие критических мыслей соз дает благоприятные предпосылки работы мозга при реа лизации самовнушения. Основываясь на том, что вера может усиливать эффект самовнушения, было бы непра вильным считать, что она всегда полезна. В этом случае идеалом человека был бы гипнотик. Человек должен на учиться сознательно управлять процессом мышления. Иначе он попадает в плен иллюзии. Все эффекты само внушения с наиболее полной силой сказываются лишь тогда, когда вера подготавливает условия некритическо го состояния мозга. В. М. Бехтерев приводит интересный пример. Парижский врач Матье однажды рассказал сво им больным, что в Германии найдено новое, прямо-таки чудодейственное по целительной силе лекарство против туберкулеза. Через некоторое время он сообщил, что вы писал это лекарство для лечения больных. Это сообщение вызвало горячие разговоры среди больных, вселило на дежды на скорое выздоровление. Еще не изведав целеб ной силы нового средства, больные прониклись убежде нием, верой, что оно им поможет. И действительно, ког да врач сообщил, что получил лекарство, и стал давать его больным, его действие не замедлило сказаться. Со стояние больных улучшилось, лихорадка и кашель умень шились. Некоторые больные даже выздоровели. А Матье в этом своем опыте применил для лечения... обыкновен ную воду!1
Здесь мы видим, что постепенное нарастание убеж денности, веры подготовило почву для парадоксального воздействия на организм обычной воды. Отметим также, что больные в данном случае вылечились в силу активизации сил своих собственных организмов, которые при
1 Л. Т. П и н ч у к. «Чудеса» религии. М., «Знание», 1958, стр. 23.
хорошем стимулировании от мозга сумели побороть бо лезнь.
Следует ли считать убежденность, веру полезной или вредной? Слепая вера в то или иное утверждение, напри мер вера в бога, сама по себе создает невозможность появления критических мыслей у человека. А это значит, что вера в таком случае служит тормозом. Она не позво ляет выдвигать новые гипотезы, развивать критическое мышление и, следовательно, тормозит прогресс. Однако на ограниченном отрезке времени вера в справедливость той или иной мысли может являться могучим рычагом, умножающим силы человека в борьбе с природой, врага ми. Вообще говоря, вера является спутником человече ства и непрерывно изменяется.
Нас, представителей нового общества, верующие час то обвиняют в безверии. Но, как сказал И. И. Мечников, если «нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания». Разумеется, мы не верим в бога. Верить в бога сейчас — это значит подавлять в себе всякое желание к познанию окружаю щего мира и себя самого. Верить в сверхъестественность различных явлений психики — это значит тормозить про цесс познания еще неясных нам явлений. Но мы верим
не в частности. Мы убеждены в познаваемости |
ми |
ра. И это дает нам силы продвигаться вперед |
во |
всех областях науки. Мы верим в безграничные возмож ности человеческого организма. И это позволяет нам ут верждать, что человек сможет со временем так развить уп равляемость своего организма, чтобы получать эффекты излечений, которые ранее получались на основе слепой веры. Мы уверены в том, что человек будет становиться все лучше и умнее, а общество людей будет все более гар моничным. И это умножает наши силы в строительстве нового общества, имя которому коммунизм.
171
5. Экстаз
Никогда Не знает меры счастье.
Сенека
«В тот же вечер в наш дом пришли сектанты просить бога, чтобы он крестил меня «духом святым». Окна заве шены, все дома сидели в полумраке, при слабом мерца нии керосиновой лампы. Мачульская прочитала отры вок из библии — беседу Никодима с Иисусом Христом. Все упали на колени, начали шумно молиться. Кричали все громче и громче, доводя себя до исступления. Мне стало страшно.
—Ты, Федя, руки вверх подними,— услышал я шепот.
—Кричи, моли бога, Федя!
Якричал во все горло:
—Крести, господи, меня, крести, господи!
Прошло десять минут, двадцать, час... Колени у меня занемели, тело покрылось испариной, по лицу текли кап ли пота и слезы, голос охрип, а я все кричал и кричал...
Но бог, вероятно, не торопился спасать мою душу: я был уже в полуобморочном состоянии, а «чудо» все не совершалось...
У меня стал заплетаться язык, я терял сознание...
Я уже не соображал, что говорил. Но едва нечлено раздельные звуки стали срываться с моих уст, стены до ма задрожали от крика: сектанты возликовали.
— Благодарим тебя, боже, что ты послал крещение духом святым, омытым и очищенным кровью Христа...
Я продолжал выкрикивать несуразности. «Онари, контури, онтари, шакар, файмана...» '.
Этот отрывок, иллюстрирующий деятельность сектан-1
1 Ф. М я ч и н. Не по пути. М , Госполитиздат, 1950, стр. ¡0—12.
172
тов, на наш обычный взгляд, совершенно бессмыслен. Или, например, «пляски» в сектах трясунов тоже не име ют какого-либо смысла с точки зрения нормального человека. Но тогда совершенно непонятно, что может привлекать молодых людей в религиозные секты. И нет ли чего-либо за всеми этими бессмысленными оргиями. Конечно, есть! Есть эксплуатация определенного психи ческого состояния на пользу той или иной религии, на пользу той или иной религиозной секте. Мы имеем в ви ду здесь то состояние, которое называют обычно экстазом.
Известно, например, что состояние экзальтации, во сторженности может и не быть связано непосредственно с религией. В этом отношении очень характерны танцы негров. У некоторых народностей Африки существуют специальные дома для танцев. Пол такого дома сделан из гибких прутьев и приподнят над землей. По вечерам там устраиваются пляски преимущественно молодежи. Европейцев, которым приходилось наблюдать эти тан цы, поражал тот факт, что по мере вхождения плясунов в танец (а танцы длятся достаточно долго) участники танца все более и более теряют связь с окружающим. Ритмично колеблющийся пол, ритмичные движения, рит мичные напевы все более и более начинают действовать на танцоров. Кроме танца, кроме ритма, они не воспри нимают больше ничего. Во время танца все органы чувств приносят в мозг только одни ощущения — ощущения рит ма. Мозг перестает получать и обрабатывать разнооб разную информацию и получает только однообразные ритмические раздражения. Это способствует развитию определенного психического состояния, похожего на гип ноз. В случае коллективной пляски гипноз каждого от дельного плясуна углубляется воздействием других. И вот, наконец, возникает момент, когда все танцоры впадают в некий коллективный транс. Разумеется, это
173
не гипноз в обычном смысле. Танцоры продолжают актив но двигаться. Однако мозг их, образно говоря, «отключен» от всех нервных сигналов, приходящих в него по нерв ным путям. Состояние такого экстаза действовало и на наблюдавших такие пляски европейцев. Что ощущает человек в состоянии экстаза, трудно себе представить. Однако нет сомнения, что мозг при прекращении обра ботки разнообразной информации, по-видимому, может фиксировать какие-то определенные ощущения. По сути дела прекращение работы коры больших полушарий то же есть вполне реальное состояние мозга.
Понятно, что такое состояние психики человека мо жет быть достигнуто самыми различными способами. Изнурительная процедура «крещения духом святым» может в некоторых случаях привести к экстазу, который развивается в человеке при прекращении обработки ин формации мозгом. Это психическое состояние, мало ис следованное наукой, широко используется религией. Ве рующие в экстазе принимают свои собственные ощуще ния, подчеркнем еще раз, ощущения необычные, за «бо жественное откровение», за нисхождение «святого духа» извне. А что для верующего может служить лучшим до казательством существования бога, чем собственные пе реживания? И самые различные религии и секты, начи ная от хлыстов и кончая трясунами, с помощью различ ных процедур стараются вызвать у верующих такое психическое состояние.
Вы помните недавно прокатившиеся по Америке и Ев ропе эпидемии рок-н-ролла. Собравшиеся в залах смо треть и слушать Элвиса Пресли юнцы обоего пола, со вершенно ничего не помня, ломали мебель и давили друг друга! Это, если хотите, тоже своего рода экстаз. И он, без сомнения, связан с определенным психическим состо янием мозга.
174
Наиболее последовательными в методах достижения состояния экстаза являются йоги. Состояние экстаза, по лучившее в Индии название «самадхи», достигается по следователями различных индийских мировоззренческих течений с помощью специальных методов. В конечном итоге «самадхи», по-видимому, состоит в почти полном
выключении мозга. |
В этом отношении мозг не только не |
||
принимает и не обрабатывает |
нервных сигналов, при |
||
ходящих от органов чувств, но в значительной |
степени |
||
ослабляет сигналы управления |
различными внешними |
||
и внутренними |
органами |
человека. Йоги, |
напри |
мер, путем тренировки делают состояние экстаза
управляемым. |
Они |
могут впадать в «самадхи» |
и |
||
выходить |
из |
него |
по желанию. |
Интересно отме |
|
тить, что |
жизненные |
процессы в |
этом состоянии |
за |
|
мирают настолько, что врачи с успехом |
могут констатиро |
вать состояние клинической смерти — отсутствие пульса, дыхания, рефлекторного сжатия или расширения зрачка глаза. Нас здесь не занимает вопрос, является ли такое состояние экстаза полезным с точки зрения здоровья че ловека. Следует отметить, что авторы, которые излагают методы достижения «самадхи», указывают на значитель ное влияние такого состояния на здоровье человека и возможность «не очнуться», то есть умереть в полном смысле слова. Поэтому при применении таких методов необходима умеренность и постепенность. Физиологиче ское состояние управляемого экстаза представляет, повидимому, большой интерес для биологии и медицины. Отметим, что известный французский писатель Р. Роллан самым серьезным образом анализировал это состояние1.
Таким образом, отвлекаясь от всего остального, мы можем сказать, что и состояние религиозного экстаза, будучи интересным с точки зрения физиологии и психо
1 Р. Р о л л а н . Собр. соч. Т. XIX. Л., 1933—1935.
175
логии, не является уделом «божественного» вмешатель ства. Однако это состояние использовалось всегда всеми религиями для доказательства «сверхъестественного». Переживая это состояние, люди начинали говорить, что они чувствуют бога. Но, право же, невзирая на конкрет ность каждого случая религиозного экстаза, люди чувст вовали всего лишь собственное психическое состоя ние.
Интересной иллюстрацией могут служить пережива ния знаменитого в конце прошлого века йога Рамакришны, красочно описанные Р. Ролланом в биографическом произведении «Жизнь Рамакришны» '. Рамакришна уже в детском возрасте мог самопроизвольно достигать со стояния экстаза. Став жрецом в храме богини Кали, он путем упражнений закрепил эту способность. Его заин тересовали пути различных религий, и он решил иссле довать их, так сказать, опытным путем. Первой на его пути оказалась богиня Кали — богиня-мать. Путем дли тельного сосредоточения на мысли об этой богине он ак тивизировал свое мышление в этом направлении на столько, что его психическая личность потеряла собст венную индивидуальность. Его восприятия уподобились восприятиям богини, а состояние экстаза закрепляло это положение. Он чувствовал, что он сам и есть богинямать. Затем он, как говорят, «перевоплощался» последо вательно в различных богов. Заинтересовавшись христи анской религией, он длительное время «был» Иисусом Христом. Подобным же образом он «исследовал» и му сульманскую религию. И что же, в состоянии экстаза он был то одним, то другим богом. Одна личность Рама кришны вмещала в себя в психическом отношении мно жество богов, проходила через множество мифов. Не под-1
1 Р. Р о л л а н . Собр. соч. Т. XIX. Л., 1933—1935
176
вергая сомнению реальность его субъективных образов, можно заметить лишь, что он черпал их с помощью од ной и гой же психики. И недаром в результате такой опытной проверки он пришел к выводу, что в общем-то все религии одинаковы. Жизнь Рамакришны — прекрас ный пример возможности получения различных конкрет ных религиозных идей с помощью одного мозга, пережи вающего эти идеи в состоянии экстаза. Вывод же Рама кришны о единообразии религий был и остается со вершенно неприемлемым для каждой отдельной ре лигии.
Отметим, что все йоги, испытавшие когда-либо состоя ние экстаза («самадхи»), говорили уже не о том или ином конкретном личном боге, а о мировом или космическом Разуме. Описывая свое состояние, они говорили об ощу щении счастья познания сути вещей. Казалось бы, пара докс: полное отсутствие мыслей — и вдруг счастье, пол ная физическая неподвижность — и познание сути вещей. На наш взгляд, понятия совершенно исключающие друг Друга.
Мы, современное поколение, совершенно правильно видим свое счастье в борьбе и в труде. В борьбе с сила ми природы и в труде мы выковываем свое познание. Мы боремся также, и сейчас это становится одной из глав ных задач, с темными сторонами человеческой природы, стремясь сделать человека светлее и чище. И в этом от ношении, возможно, окажутся полезными древние спосо бы выявления скрытых возможностей человеческого ор ганизма, основанные на методах самосознания и трени ровки.
13 Заказ № 355
6. Все может быть
Определения не имеют значения для науки, по тому что они всегда оказываются неудовлетво
рительными. Единственным реальным определени ем оказывается развитие самой сути дела и оно
уже не есть определение.
...Но для практического применения краткое ука зание наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков в так на зываемом определении часто бывает полезно и даже необходимо, и оно не может вредить, если только от него не требуют, чтобы оно давало
больше, чем оно может выражать.
Ф. Энгельс
Явления телепатии, или передачи мысли на расстоя ние, давно интересуют человечество. Эти явления не мо гут теперь, при современном состоянии науки объектив но фиксироваться как достоверный факт. Это невозмож но прежде всего в силу того, что переносчик мысли науке неизвестен. Однако факты, которым можно дове рять, говорят о том, что такое явление, по-видимому, имеет место. Отсутствие возможности обнаружить пока мате риальный переносчик мысли не служит препятствием для постановки опытов по проверке самих фактов пере дачи мыслей и той или иной интерпретации их. Трудно судить, насколько скоро удастся овладеть этим явлением и использовать его в человеческой практике. Однако мы знаем, что невозможность обнаружить материальный но ситель гравитации не помешала людям изучить поле тя готения и использовать результаты такого изучения.
Сопоставление результатов, полученных в мире тех ники, с работой различных живых организмов говорит нам о том, что в мире живого мы почти всегда находим биологические устройства, сходные с механизмами тех ническими. Более того, чтобы строить лучшие техни ческие устройства, теперь проводится специальное детальное изучение различных живых организмов и их
178
поведения в окружающей среде. То, что в мире техники имеется радиосвязь, может косвенно свидетельствовать о том, что и в мире живого должно быть нечто подобное.
Так или иначе, изучение телепатии теперь становится на научную основу. И это вселяет в нас уверенность в том, что телепатия из пособницы религии рано или позд но перейдет в арсенал науки. Интересно отметить, что явление передачи мыслей связано, по-видимому, с тем особым состоянием мозга, которое сходно с гипнозом и экстазом. Для излучения мысли в пространство необхо димо создать в мозге мысль большой информационной чистоты и большой энергетической силы. При этом есте ственно, что сосредоточение на конкретной мысли очи щает информационное содержание мысл'и и усиливает возбуждение и, возможно, создает условия для излуче ния именно информационного содержания мысли.
Не будем задерживать читателя на многочисленных примерах передачи мыслей. О них уже писалось доста точно много. Отметим только, что передача мыслей на расстоянии была предметом детального изучения совет ских ученых в тридцатых годах. Группа ленинградских ученых, в которой был и профессор Л. Л. Васильев, изучила феномен (явление) распространения мысленно го внушения на расстоянии. Вот к каким выводам при шла эта группа. Факт передачи мысленного внушения на расстоянии существует. Система телепатической связи обладает хорошей помехоустойчивостью. Имеет место психическая направленность и т. п. Без сомнения, после дующие исследования могут вскрыть новые интересные свойства этой линии связи.
Разумеется, неясные явления жизни не ограничива ются одной телепатией. Приведем интересную в этом смысле выдержку из книги Дж. Корбета «Моя Индия» 1
1 Дж. К о р б е т. Моя Индия. М., Географгиз, 1961, стр 171—173.
13* |
179 |