Файл: Швец А.К. Выполнение полетов на самолетах морава Л-200А и Л-200Д.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОДГОТОВКА К РУЛЕНИЮ

Перед выруливанием на старт пилот обязан:

1. Произвести подгонку сиденья по своему росту пу­ тем перемещения его (вперед, назад) при помощи руч­ ки регулировки сиденья; при этом убедиться, что защел­ ка, контрящая положение сиденья, вошла в свое гнездо (сиденье не перемещается).

2.Привязаться привязными ремнями и убедиться, что пассажиры тоже привязаны. Убедиться в надежном креплении груза, почты.

3.Закрыть двери кабины, тщательно проверить их

закрытие. Рукой проверить, не отходит ли верхняя часть двери.

4.Движением штурвала убедиться в легкости и пра­ вильности хода рулей и элеронов.

5.Проверить работу взлетно-посадочных щитков пу­

тем их выпуска и уборки.

6.Установить триммеры рулей управления в ней­ тральное положение. При этом должны загореться зеле­ ные контрольные лампочки на пульте управления.

7.Проверить показания всех приборов и убедиться

внормальном температурном режиме двигателей.

8.Убедиться в нормальной работе авиагоризонта и

курсового гироскопа и разарретировать их.

9. Поставить стрелки высотомеров на нуль шкалы высоты.

10. При температуре наружного воздуха нуль и влаж­ ном воздухе, температуре ниже нуля или в условиях

свежезаснеженного аэродрома включить

электрообо­

грев приемника воздушных давлений.

 

П р и м е ч а н и е .

На

земле

включать

электрообогревательный

элемент мощностью

около

100

вт можно

лишь

периодически на

1—2 мин.

 

 

 

 

 

11. Включить питание УКВ радиостанции; установить нужный канал связи.

Если на самолете установлена радиостанция ВКП-10, произвести точную настройку частоты приемника (поря­ док указан в разделе «Проверка радиооборудования при питании от аэродромного источника электроэнергии» Руководства по летной эксплуатации).

12. Прослушать работу командной радиостанции и, убедившись, что диспетчер не занят переговорами с эки-

16


пажами других самолетов, вызвать его и осуществить командную связь для запроса разрешения на руление ■и взлет.

13.Дать команду убрать колодки из-под колес шасси.

14.Освободить колеса от стояночного тормоза и на« чать руление.

РУЛЕНИЕ

Управление самолетом Л-200 при рулении заметно отличается от руления на самолетах типа ЯК-12, Ан-2 и Супер Ааро-45, так .как самолет Л-200 имеет два дви­ гателя и переднее управляемое колесо. Руление выпол­ няется в следующем порядке:

1. Руление на старт производится после проверки пи­ лотом готовности самолета согласно карте обязатель­ ных контрольных проверок.

2.Убедившись в результате проверки по контрольной карте в готовности самолета к выруливанию, пилот включает радиостанцию, устанавливает связь с диспет­ чером КДП и запрашивает разрешение на выруливание самолета на старт. После получения разрешения убирает газ до минимальных оборотов и подает команду: «Уб­ рать колодки». Удостоверившись по ответу техника, что колодки убраны, самолет освобожден от стояночного тормоза и путь самолету свободен, плавно увеличивает мощность двигателей и, стронув самолет с места, начи­ нает руление.

3.Страгивание самолета с места на ВПП и РД с ис­ кусственным твердым покрытием происходит при работе

двигателей на оборотах

1000— 1200

об/мин. При 900—

950

об/мин. самолет рулит со скоростью 10— 15 км/час.

.

4. Руление по грунту производится на несколько боль­

ших оборотах двигателей, чем по бетону или другому

искусственному покрытию, и зависит, в основном, от со­

стояния

ВПП или РД.

 

 

 

 

Проходимость самолета достаточна для руления по

мягкому или песчаному грунту, а в зимнее время — по

неукатанному снежному покрову глубиной до

15 см.

 

5.

При рулении по прямой рекомендуется обоим дви­

гателям устанавливать одинаковые обороты и, отклоняя

педали руля поворота,

управлять

передним

колесом.

Переднее колесо-поварач-ннать^е. у0таре чем на 30°, так

2. Зак. РИО 758.

5

- . ГйХ

-

1

Гоз.


как при большем угле происходит самоотключение ме­ ханизма управления колесом.

Вблизи препятствий, по незнакомой местности, по размокшему или неровному грунту рулить на понижен­ ной скорости, соблюдая максимальную осмотритель­ ность; круговой обзор на самолете хороший.

6. Развороты при рулении выполнять при помощи уп­ равления передним колесом с применением, в случае не­ обходимости, тормозов и режима работы двигателей.

Запрещается разворачиваться на полностью затор­ моженном колесе ввиду того, что это приводит к порче авиашин и может вызвать деформацию колес и узлов стоек шасси.

7.В процессе руления пилот обязан проверить пра­ вильность и эффективность действия тормозов колес, ко­ торые должны удерживать самолет на полных оборотах двигателей.

8.Пользование тормозами при рулении должно про­ изводиться плавно и только при необходимости, так как руление на' самолете Л-200 не представляет трудностей. Самолет хорошо реагирует на отклонение педалей.

При разворотах необходимо лишь отклонить соответ­ ствующую педаль и по надобности увеличить обороты соответствующему двигателю. Если этого недостаточно, можно в отдельных случаях для выполнения разворота применить соответствующий тормоз.

Для торможения по прямой необходимо уменьшать число оборотов двигателей и плавно нажимать ногами на тормозные педали.

Чем больше скорость руления, тем плавнее должно быть торможение. Развороты и довороты должны произ­ водиться на малой скорости. Радиус разворота не дол­ жен быть менее полуразмаха крыла. Резкие 'развороты при одном заторможенном колесе вообще недопустимы.

9. Тормоза на самолетах Л-200 гидравлические и больше всего эффективны при управлении ими пульси­ рующими движениями, не зажимая тормозные педали.

10. Вывод самолета из разворота на рулении необхо­ димо начинать за 20—30° до выбранного направления. Надо помнить о том, что управлять самолетом на руле­ нии и разворотах только двигателями или только тормо­ зами без дачи соответствующей ноги не следует, так как

18


при этом создаются большие усилия в узлах передней ноги шасси.

Следует также помнить о том, что длительное поль­ зование тормозами приводит к перегреву тормозной ка­ меры барабана колеса и потере эффективности тормозов.

11. Не допускать руления по аэродромам, рулежным полосам" и другим местам, где неровности составляют

более

8— 10

см (ямки, колеи и др.), густой

травостой

более

15 см.

При необходимости в отдельных

случаях

руления и взлета с аэродрома, где густой и высокий тра­ востой, следует руление и взлет производить с закрыты­ ми створками маслорадиатора во избежание их засоре­ ния, а после взлета при необходимости открыть их.

12. Размокшим и непригодным для самолетов Л-200 надо считать аэродром с таким состоянием грунта, когда при рулении необходимо держать более 1800 об/мин.

Руление и взлет с размокших аэродромов на самоле­ тах Л-200 нежелательны и могут выполняться, как ис­ ключение, так как грязью засоряются мотогондолы, вы­ зывая отказы в уборке и выпуске шасси.

Во избежание указанных недостатков (выпадения но­ ги шасси, отказ сигнализации и т. д.) следует после взле­ та с размокшего аэродрома в линии горизонтального полета 1—2 раза выпустить и убрать шасси.

13. Руление при боковом ветре до 8— 10 м/сек практи­ чески мало отличается от руления в нормальных усло­ виях. Заданное направление выдерживается увеличением оборотов двигателя, находящегося с наветренной сто­ роны.

Руление по пыльным аэродромам должно произво­ дится таким образом, чтобы как можно меньше попало пыли на самолет. По возможности следует избегать ру­ ления с попутным ветром, во избежание перегрева дви­ гателей и попадания пыли в цилиндры.

РУЛЕНИЕ НА ЛЫЖАХ

Руление на лыжах производится, в основном, так же, как и на колесном шасси, но при этом имеется ряд осо­ бенностей:

1.Маневренность самолета из-за малой эффективно­

сти тормозов ухудшается и поэтому рулить необходимо с большей осторожностью, из-за повышенного рыскания самолета по курсу.

19


2.При наличии препятствий и вблизи их рулить толь­ ко о сопровождающим. Сруливание со стоянки, заруливание на стоянку производится также с сопровождаю­ щим.

3.Руление по .неукатанному глубокому снегу произво­ дится на .повышенных оборотах. На укатанном снегу — на малой скорости ввиду большого скольжения лыж.

4.При сильном боковом ветре для удержания само­ лета в нужном направлении требуется повышенное чис­ ло оборотов соответствующего двигателя и отклонение педали, а также пользование тормозами.

При неровностях, сугробах нужно соблюдать макси­ мальную осторожность во избежание касания воздуш­ ными винтами снега. В этих случаях рулить с отклонен­ ными закрылками нельзя.

Во время заруливания на стоянку тщательно следить за указаниями встречающего. Без встречающего зарули­ вать на стоянку на лыжном шасси з а п р е щ а е т с я .

ПОДГОТОВКА К ВЗЛЕТУ

Перед рулением на старт проверить включение ра­ диостанции УКВ, авиагоризонта и гирополукомпаса.

Рекомендуется включать их при оборотах двигателей более 1500 об/млн, т. е. когда вступили в работу генера­ торы, во избежание выхода из строя аккумулятора.

По контрольной карте осмотра материальной части прочесть и проверить, все ли выполнено перед рулением на старт.

Движением штурвала проверить правильность откло­ нения элеронов и рулей. Запросить разрешение у СКП для выруливания и, получив его, вырулить на старт.

При выруливании на старт поставить самолет посре­ дине ВПП. На исполнительном старте занять такое по­ ложение, чтобы использовать максимальное расстояние взлетной полосы на случай возможного отказа двигате­ ля при взлете для прекращения взлета. При этом необ­ ходимо несколько прорулить вперед для того, чтобы пе­ реднее колесо установилось вдоль продольной оси само­ лета.

Проверить по «контрольной карте», все ли выполне­ но для взлета. На приборной доске проверить: высото­ мер на «0», авиагоризонт — разарретирован, ГПК уста­

20

новить на показание магнитного компаса или на «О» и разарретировать его.

Выпустить закрылки на 15—20°. Температура голо­ вок цилиндров в пределах, рекомендуемых 140— 170°С.

Температура масла 40—70°С. Давление масла 3,5—4 кг/см2. Давление бензина 0,2—0,3 кг/см2.

Все необходимые для полета АЗС — включены. Рычаги управления:

На Л-200А винты — на «Взлет» (старт).

Ручная коррекция смеси — на «Нормально».

 

Бензокраны — на «Основные баки».

:

Нагнетатели — «Включены».

Триммеры — «Нейтрально».

 

На Л-200Д рычаги управления воздушными винтами на малом шаге (в крайнем переднем положении). Ос­ тальное аналогично, как и на самолете Л-200А.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА

Взлет состоит из следующих элементов: а) дачи газа и разбега; ■б) отрыва самолета от земли;

в) выдерживания после отрыва; г) перехода в набор высоты. Взлет можно производить:

С применением закрылков, отклоненных до 20°, на полной мощности двигателей. Без применения закрылков на полной мощности двигателей.

Отклонять закрылки выше указанного значения не рекомендуется во избежание отрыва самолета на малой скорости.

Удерживая самолет тормозами, поочередно, каждо­ му двигателю дать полный газ с целью прожечь свечи от замасливания и проверки работы двигателей.

Приборы при этом должны показывать для каждого двигателя:

 

На самолете Л-200А

На самолете Л-200Д

Обороты

 

2550 ± 50 об/мин

2750 ± 30 об/мин

Давление наддува 900 мм рт. ст.

910 мм рт. ст.

Давление

масла

3,5—4 кг/см2

3,5—4 кг/см%

Давление

бензина

0,2—0,3 кг/см2

0,2—кг/см2

Убедиться в отсутствии препятствий на взлетной по* лосе. Запросить разрешение на взлет. Включить подка­ чивающие насосы.

21