Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
и машинами, разработка новой гаммы эмалей марки НКО , приборных эмалей и ряд других тем.
Работа худож ников-конструкторов всех этих отделов, про водимая в соответствии с принятой методикой, требует довольно больш ого объема работ по моделированию и маке тированию изделий. Для удовлетворения этой потребности при С Х К Б создана лаборатория моделирования, имеющая в своем составе гипсомодельную , лепную іи макетную мастерские, оснащенные всем необходимым оборудованием как для обработки металла, так и для дерева. На этой произ водственной базе трудятся художники-конструкторы , специа листы ф орм овщ ики и модельщики. Наличие таких специали стов позволяет ввести разделение труда при изготовлении макетов моделей и эталонов внешнего вида изделий и частич но освободить от этой работы худож ников-конструкторов.
При С Х К Б имеется отдел технической информации, в ко торый входят библиотека и группа переводчиков. Для обес печения нормальной деятельности всех отделов был создан
такж е ряд вспомогательных |
подразделений, таких, как бю ро |
|
оф орм ления, архив, отдел |
снабжения, |
ф отолаборатория, |
а такж е административно-управленческий |
аппарат. |
|
Кром е решения конкретных вопросов, |
возникающих при |
работе над изделиями промышленности, сотрудникам бю ро приходится вести больш ую м етодическую работу с художни ками предприятий, а также заниматься вопросами экспертизы выпускаем ых изделий и разработки ассортимента изделий народного потребления. Это положение, очевидно, требует создания при С Х К Б ряда методических кабинетов и ассорти ментной лаборатории с постоянно действую щ ей выставкой образцов. Такая ассортиментная лаборатория успешно рабо тает при М осковском СХКБ .
Создание специальных худож ественно-конструкторских
148
Рис. 50. Интерьер механического цеха Ижорского завода.
Художник-конструктор Е. Л. Бабляк.
бю ро |
превращ ает |
их в своеобразные центры технической |
||
эстетики ряда крупнейших городов. |
|
|
||
Небезынтересен |
тот факт, что работа |
такого |
бю ро не |
|
только |
благотворно |
влияет на повышение |
качества |
изделий |
за счет улучшения их эстетических достоинств, но и в целом ряде случаев помогает добиться довольно значительного эконом ического эф ф екта.
В связи с отсутствием специальной методики подсчета экономической эф фективности от худож ественно-конструк торской разработки изделий далеко не всегда удается сде лать такой подсчет. Однако по целому ряду изделий, разра
1 4 9
ботанных С Х К Б , такой подсчет был произведен и дал положительный результат. Например, ряд проектов машин, станков и приборов, выполненных бю ро только в 1964 году, дает условный годовой экономический эф ф е кт около 3 мил лионов рублей. Эта сумма во много раз превыш ает все затраты , произведенные бю ро в течение года.
Все это дает основание утверждать, что такая организа ционная ф орм а вполне оправдывает себя и, постепенно раз виваясь, станет основной форм ой организации художниковконструкторов, работаю щ их в промышленности.
Помимо таких крупных творческих организаций художни- ков-конструкторов, как СХКБ , в настоящ ее время на ряде предприятий сущ ествую т самостоятельные отделы или лабо ратории, в которых работаю т художники-конструкторы .
Создание таких подразделений целесообразно только в том случае, если номенклатура изделий, выпускаемых пред приятием, настолько велика, что позволяет полностью загр у зить работой относительно больш ую группу художников-кон- структоров. Необходимо, чтобы и продукция имела доста точно широкий профиль, так как в противном случае однообразность разрабатываемой худож никам и-конструкто рами тематики будет отрицательно отраж аться на работе художников, сужая их творческие возможности. Если эти
условия сущ ествую т, желательно |
наряду с |
несколькими |
художниками-конструкторами иметь |
и опытных |
м астеров-м а- |
кетчиков, которые работали бы совместно с ними над новыми изделиями. О тсутствие таких специалистов приводит к нару шению методики по художественном у конструированию или к загрузке самих худож ников-конструкторов большим объ емом макетных работ, что резко снижает производительность их труда и очень часто затягивает сроки проектирования,— темпы работы художника-конструктора не совпадают с тем -
150
пами работы конструктора, и его решения или не исполь зую тся в разработке, или заставляю т производить сущ ествен ные переделки в разработанной конструктивной части. О пре делить оптимальное соотношение специалистов в каждой та кой группе возможно только исходя из конкретных условий,
ионо будет меняться в зависимости от характера продукции.
Вработе группы будет сущ ествовать ряд трудностей, свя
занных с необходимостью привлечения специалистов см еж ных специальностей (врачей, социологов и др.), отсутствую щ их обычно в штатах конструкторских бюро.
Для того чтобы худож ник-конструктор мог всесторонне подходить как к исследованию аналогов и прототипов, так и к принятию определенного решения, в процессе работы над конкретным изделием ему необходимо бывает получить дан ные о цветовой характеристике используемых материалов,
151
степени их блеска и т. д. Определение этих характеристик требует специальной дорогостоящ ей аппаратуры и наличия специалистов по этим измерениям.
Работа худож ника-конструктора требует специфичной слу жбы технической информации, отличаю щ ейся особым подхо дом к материалу при его подборе. Информ ация, необходи мая худож нику-конструктору, значительно шире, чем инф ор мация, необходимая для простого конструирования машины или прибора. Худож ник-конструктор никогда не м ож ет рабо тать над изделием локально, не рассматривая его во взаимо связи с другими машинами и приборами, находящимися р я
дом, и, сам ое |
главное, не может конструировать его, не ду |
мая о людях, |
эксплуатирую щ их данную машину или просто |
находящ ихся |
рядом с ней. |
Как правило, даже очень крупные предприятия не имеют специалистов по всем отраслям знания, помощь которых не обходима худож нику-конструктору, а такж е аппаратуры и вспом огательных служб, обеспечиваю щ их его необходимыми данными. Очевидно, самое целесообразное — привлекать к работам худож ественно-конструкторской группы специали зированные организации, имеющие в своем распоряжении
нужную |
аппаратуру и специалистов. Наиболее подходящ ей |
в этом |
смысле организацией будет более крупная худож ест |
венно-конструкторская организация типа СХ К Б . В случае же отсутствия такой организации в территориальной близости от предприятия возможно пользоваться услугами организаций,
м огущ их |
обеспечить худож ников-конструкторов необходи |
мыми данными и консультациями. |
|
Говоря |
об организации работы худож ественно-конструк |
торского подразделения на крупном предприятии, нельзя не затронуть вопрос о производственных площ адях и оборудо вании для художника-конструктора. Специф ика его работы
152
требует особого подхода к организации рабочего места, ко торое должно отличаться от места конструктора и обеспечи
вать |
худож нику-конструктору |
возможность: |
|
— |
работать с |
книгами, проспектами, ф отограф иям и ; |
|
— рисовать и работать с краской, при этом надо учиты |
|||
вать, |
что далеко |
не всегда |
худож ник-конструктор м ож ет |
обойтись для этого кистью , очень часто ему приходится при бегать к помощи аэрографа;
—лепить в пластилине или глине модели отдельных де талей или само изделие;
—переводить модели из м ягкого материала в гипс и об рабатывать его;
—вести моделирование и макетирование в бум аге, де реве, сополимере, стеклопластике, металле и других мате риалах, позволяю щ их относительно бы стро и точно воспроиз
вести в макете ф ор м у и внешний вид будущ его изделия.
Все эти работы требую т определенного инструментария, приспособлений и места. Кром е того, для худож ника-конст руктора необходимо иметь свой небольшой архив, в котором м ож ет храниться целый ряд его эскизов, по тем или иным причинам представляю щ их интерес для дальнейшей разра ботки или для работы над другими изделиями.
Помещ ение для работы худож ника-конструктора должно иметь подводку воды, сж атого воздуха или быть оборудова но ком прессором , а для работы с нитрокрасителями и стек лопластиками требуется специальная вентиляция, лакокра сочная кабина и освещение во взры вобезопасном исполнении.
Такую м ногопрофильную работу невозможно и нецеле сообразно вести в одном помещении. Сам ое правильное — это вынести основные работы по моделированию и макети рованию в особое помещение, оборудовав его всеми необ ходимыми инструментами, станками и приспособлениями, а02
20 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман |
153 |
работы , более близкие к обычным |
конструкторским , вести |
в особом помещении, оборудованном |
приспособленными для |
этого столами. Очевидно, невозможно до конца разделить рабочий процесс, так как худож нику-конструктору необходи мо все ж е иметь возможность рядом с чертежной доской, хотя бы в маленьком масштабе, работать над пластилиновой или глиняной моделью . Поэтом у обычное оборудование ра бочего места конструктора, состоящ ее из кульмана и пись менного стола, не может удовлетворить худож ника-конструк тора.
Ленинградское специальное худож ественно-конструктор ское бю ро провело разработку рабочего места художникаконструктора. В результате этого были спроектированы два стола, состоящ ие из унифицированных деталей (рис. 52). На одном столе укрепляется чертежная доска, угол подъема которой регулируется, а другой стол используется как пись менный и должен иметь специальный поворотный круг для работы с макетом. При необходимости поворотный круг уби рается внутрь стола. В свободном месте, образую щ ем ся при перпендикулярном взаиморасположении обоих столов, раз мещ ается специальная «корзина» для хранения рулонов бум аги, че'ртежей, эскизов. Такая конструкция стола позволяет рационально использовать площадь помещения, где работает худож ник-конструктор.
На рис. 53 даны возможные варианты планировки поме щения для разного количества работаю щ их художников-кон- структоров. Эти варианты планировки не являю тся единствен но возможными и будут меняться в зависимости от габаритов помещ ения, количества людей в группе и задач, которые она реш ает. О днако для большинства худож ественно-конструк торских отделов или лабораторий такое оборудование может быть рекомендовано и без особого труда изготовлено.
154
Рис. 52. Проект рабочего места художника-конструктора.
Художники-конструкторы : В. Ф . Велик, В. Э. Винтман, В. И. Заколупинѵ
Что же касается оборудования макетных мастерских, то невозможно дать общие рекомендации, годные для всех предприятий, так как характер самой продукции, вы пускае
мой |
предприятием, |
будет диктовать те материалы, в кото |
|
рых |
проще всего |
вести моделирование и макетирование. О т |
|
этих |
материалов |
во |
многом зависит и оборудование, обеспе - |
155-