Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и машинами, разработка новой гаммы эмалей марки НКО , приборных эмалей и ряд других тем.

Работа худож ников-конструкторов всех этих отделов, про­ водимая в соответствии с принятой методикой, требует довольно больш ого объема работ по моделированию и маке­ тированию изделий. Для удовлетворения этой потребности при С Х К Б создана лаборатория моделирования, имеющая в своем составе гипсомодельную , лепную іи макетную мастерские, оснащенные всем необходимым оборудованием как для обработки металла, так и для дерева. На этой произ­ водственной базе трудятся художники-конструкторы , специа­ листы ф орм овщ ики и модельщики. Наличие таких специали­ стов позволяет ввести разделение труда при изготовлении макетов моделей и эталонов внешнего вида изделий и частич­ но освободить от этой работы худож ников-конструкторов.

При С Х К Б имеется отдел технической информации, в ко ­ торый входят библиотека и группа переводчиков. Для обес­ печения нормальной деятельности всех отделов был создан

такж е ряд вспомогательных

подразделений, таких, как бю ро

оф орм ления, архив, отдел

снабжения,

ф отолаборатория,

а такж е административно-управленческий

аппарат.

Кром е решения конкретных вопросов,

возникающих при

работе над изделиями промышленности, сотрудникам бю ро приходится вести больш ую м етодическую работу с художни­ ками предприятий, а также заниматься вопросами экспертизы выпускаем ых изделий и разработки ассортимента изделий народного потребления. Это положение, очевидно, требует создания при С Х К Б ряда методических кабинетов и ассорти­ ментной лаборатории с постоянно действую щ ей выставкой образцов. Такая ассортиментная лаборатория успешно рабо­ тает при М осковском СХКБ .

Создание специальных худож ественно-конструкторских

148

Рис. 50. Интерьер механического цеха Ижорского завода.

Художник-конструктор Е. Л. Бабляк.

бю ро

превращ ает

их в своеобразные центры технической

эстетики ряда крупнейших городов.

 

 

Небезынтересен

тот факт, что работа

такого

бю ро не

только

благотворно

влияет на повышение

качества

изделий

за счет улучшения их эстетических достоинств, но и в целом ряде случаев помогает добиться довольно значительного эконом ического эф ф екта.

В связи с отсутствием специальной методики подсчета экономической эф фективности от худож ественно-конструк­ торской разработки изделий далеко не всегда удается сде­ лать такой подсчет. Однако по целому ряду изделий, разра­

1 4 9



ботанных С Х К Б , такой подсчет был произведен и дал положительный результат. Например, ряд проектов машин, станков и приборов, выполненных бю ро только в 1964 году, дает условный годовой экономический эф ф е кт около 3 мил­ лионов рублей. Эта сумма во много раз превыш ает все затраты , произведенные бю ро в течение года.

Все это дает основание утверждать, что такая организа­ ционная ф орм а вполне оправдывает себя и, постепенно раз­ виваясь, станет основной форм ой организации художниковконструкторов, работаю щ их в промышленности.

Помимо таких крупных творческих организаций художни- ков-конструкторов, как СХКБ , в настоящ ее время на ряде предприятий сущ ествую т самостоятельные отделы или лабо­ ратории, в которых работаю т художники-конструкторы .

Создание таких подразделений целесообразно только в том случае, если номенклатура изделий, выпускаемых пред­ приятием, настолько велика, что позволяет полностью загр у­ зить работой относительно больш ую группу художников-кон- структоров. Необходимо, чтобы и продукция имела доста­ точно широкий профиль, так как в противном случае однообразность разрабатываемой худож никам и-конструкто­ рами тематики будет отрицательно отраж аться на работе художников, сужая их творческие возможности. Если эти

условия сущ ествую т, желательно

наряду с

несколькими

художниками-конструкторами иметь

и опытных

м астеров-м а-

кетчиков, которые работали бы совместно с ними над новыми изделиями. О тсутствие таких специалистов приводит к нару­ шению методики по художественном у конструированию или к загрузке самих худож ников-конструкторов большим объ­ емом макетных работ, что резко снижает производительность их труда и очень часто затягивает сроки проектирования,— темпы работы художника-конструктора не совпадают с тем -

150

пами работы конструктора, и его решения или не исполь­ зую тся в разработке, или заставляю т производить сущ ествен­ ные переделки в разработанной конструктивной части. О пре­ делить оптимальное соотношение специалистов в каждой та­ кой группе возможно только исходя из конкретных условий,

ионо будет меняться в зависимости от характера продукции.

Вработе группы будет сущ ествовать ряд трудностей, свя­

занных с необходимостью привлечения специалистов см еж ­ ных специальностей (врачей, социологов и др.), отсутствую щ их обычно в штатах конструкторских бюро.

Для того чтобы худож ник-конструктор мог всесторонне подходить как к исследованию аналогов и прототипов, так и к принятию определенного решения, в процессе работы над конкретным изделием ему необходимо бывает получить дан­ ные о цветовой характеристике используемых материалов,

151


степени их блеска и т. д. Определение этих характеристик требует специальной дорогостоящ ей аппаратуры и наличия специалистов по этим измерениям.

Работа худож ника-конструктора требует специфичной слу­ жбы технической информации, отличаю щ ейся особым подхо­ дом к материалу при его подборе. Информ ация, необходи­ мая худож нику-конструктору, значительно шире, чем инф ор­ мация, необходимая для простого конструирования машины или прибора. Худож ник-конструктор никогда не м ож ет рабо­ тать над изделием локально, не рассматривая его во взаимо­ связи с другими машинами и приборами, находящимися р я ­

дом, и, сам ое

главное, не может конструировать его, не ду­

мая о людях,

эксплуатирую щ их данную машину или просто

находящ ихся

рядом с ней.

Как правило, даже очень крупные предприятия не имеют специалистов по всем отраслям знания, помощь которых не­ обходима худож нику-конструктору, а такж е аппаратуры и вспом огательных служб, обеспечиваю щ их его необходимыми данными. Очевидно, самое целесообразное — привлекать к работам худож ественно-конструкторской группы специали­ зированные организации, имеющие в своем распоряжении

нужную

аппаратуру и специалистов. Наиболее подходящ ей

в этом

смысле организацией будет более крупная худож ест­

венно-конструкторская организация типа СХ К Б . В случае же отсутствия такой организации в территориальной близости от предприятия возможно пользоваться услугами организаций,

м огущ их

обеспечить худож ников-конструкторов необходи­

мыми данными и консультациями.

Говоря

об организации работы худож ественно-конструк­

торского подразделения на крупном предприятии, нельзя не затронуть вопрос о производственных площ адях и оборудо ­ вании для художника-конструктора. Специф ика его работы

152

требует особого подхода к организации рабочего места, ко­ торое должно отличаться от места конструктора и обеспечи­

вать

худож нику-конструктору

возможность:

работать с

книгами, проспектами, ф отограф иям и ;

— рисовать и работать с краской, при этом надо учиты ­

вать,

что далеко

не всегда

худож ник-конструктор м ож ет

обойтись для этого кистью , очень часто ему приходится при­ бегать к помощи аэрографа;

лепить в пластилине или глине модели отдельных де­ талей или само изделие;

переводить модели из м ягкого материала в гипс и об­ рабатывать его;

вести моделирование и макетирование в бум аге, де­ реве, сополимере, стеклопластике, металле и других мате­ риалах, позволяю щ их относительно бы стро и точно воспроиз­

вести в макете ф ор м у и внешний вид будущ его изделия.

Все эти работы требую т определенного инструментария, приспособлений и места. Кром е того, для худож ника-конст­ руктора необходимо иметь свой небольшой архив, в котором м ож ет храниться целый ряд его эскизов, по тем или иным причинам представляю щ их интерес для дальнейшей разра­ ботки или для работы над другими изделиями.

Помещ ение для работы худож ника-конструктора должно иметь подводку воды, сж атого воздуха или быть оборудова­ но ком прессором , а для работы с нитрокрасителями и стек­ лопластиками требуется специальная вентиляция, лакокра­ сочная кабина и освещение во взры вобезопасном исполнении.

Такую м ногопрофильную работу невозможно и нецеле­ сообразно вести в одном помещении. Сам ое правильное — это вынести основные работы по моделированию и макети­ рованию в особое помещение, оборудовав его всеми необ­ ходимыми инструментами, станками и приспособлениями, а02

20 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман

153


работы , более близкие к обычным

конструкторским , вести

в особом помещении, оборудованном

приспособленными для

этого столами. Очевидно, невозможно до конца разделить рабочий процесс, так как худож нику-конструктору необходи­ мо все ж е иметь возможность рядом с чертежной доской, хотя бы в маленьком масштабе, работать над пластилиновой или глиняной моделью . Поэтом у обычное оборудование ра­ бочего места конструктора, состоящ ее из кульмана и пись­ менного стола, не может удовлетворить худож ника-конструк­ тора.

Ленинградское специальное худож ественно-конструктор­ ское бю ро провело разработку рабочего места художникаконструктора. В результате этого были спроектированы два стола, состоящ ие из унифицированных деталей (рис. 52). На одном столе укрепляется чертежная доска, угол подъема которой регулируется, а другой стол используется как пись­ менный и должен иметь специальный поворотный круг для работы с макетом. При необходимости поворотный круг уби­ рается внутрь стола. В свободном месте, образую щ ем ся при перпендикулярном взаиморасположении обоих столов, раз­ мещ ается специальная «корзина» для хранения рулонов бум аги, че'ртежей, эскизов. Такая конструкция стола позволяет рационально использовать площадь помещения, где работает худож ник-конструктор.

На рис. 53 даны возможные варианты планировки поме­ щения для разного количества работаю щ их художников-кон- структоров. Эти варианты планировки не являю тся единствен­ но возможными и будут меняться в зависимости от габаритов помещ ения, количества людей в группе и задач, которые она реш ает. О днако для большинства худож ественно-конструк­ торских отделов или лабораторий такое оборудование может быть рекомендовано и без особого труда изготовлено.

154

Рис. 52. Проект рабочего места художника-конструктора.

Художники-конструкторы : В. Ф . Велик, В. Э. Винтман, В. И. Заколупинѵ

Что же касается оборудования макетных мастерских, то невозможно дать общие рекомендации, годные для всех предприятий, так как характер самой продукции, вы пускае­

мой

предприятием,

будет диктовать те материалы, в кото­

рых

проще всего

вести моделирование и макетирование. О т

этих

материалов

во

многом зависит и оборудование, обеспе -

155-