Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства (машины). Контакт этих двух основных звеньев должен осущ ествляться таким образом , чтобы в обоих направлениях беспрестанно могла передаваться информация о процессах, происходящих в каждом из них. Только таким путем можно добиться высоких показателей действия системы, т. е. произ­ водственного процесса.

Ф изическое соприкосновение рабочего с органами управ­ ления машиной дает целый ряд осязательных раздражений. Кром е того, находясь в цехе, на своем рабочем месте, чело­ век воспринимает свет, исходящий из различных источников освещения, цвет станков и оборудования, гармоничность или контрастность сочетания этих цветов. Он воспринимает также степень освещенности окруж аю щ их предметов, блеск или ма­ товость их поверхности, слышит шум машин, ощ ущ ает прият­ ные или неприятные запахи. Весь этот комплекс раздражений

м ож ет вызвать положительные или

отрицательные

реакции.

О т того, как расставлены эти станки

и оборудование,

в какие

цвета они окрашены, как освещены, в каких зонах и как расположены органы управления, зависит качество этих реакций. Мы уж е знаем, что главной целью технической эсте­ тики является разработка теоретических основ, дающих воз­ можность добиться положительного влияния техники на чело­ века. Следовательно, техническая эсте ти ка — это смежная дисциплина, объединяющ ая различные области познания. Техническая эстетика опирается на достижения современной науки, использует опыт психологии, физиологии, антропомет­ рии, хиротехники, технологии, эргономики, климатолопии, цветоведения, колородинамики, экономики, кибернетики и т. д.

При правильном решении всех элементов комплекса эсте­ тизации постоянное эстетическое воздействие производствен­ ной среды вызывает у человека радость, душевный подъем,

26

удовлетворение своим трудом , снижает утомляемость. Чело­ век при одинаковом напряжении достигает более высоких трудовых результатов. При таких условиях труд способствует гармоническому развитию личности, становится потребно­ стью и источником высокого творческого вдохновения.

Правильное освещение и вентиляция в производственных помещениях, рациональное размещ ение оборудования, ф унк­ циональная окраска всей производственной среды, улучшение бытовых условий способствую т повышению производительно­ сти труда и точности работы, сокращ ению текучести рабочей силы и укреплению трудовой дисциплины на производстве.

Техническая эстетика дает теоретическое обоснование ху­ дожественному конструированию .

Художественное конструирование — это метод промыш ­ ленного искусства. С помощ ью его в процессе проектирова­ ния конструкция получает свое внешнее эстетическое выра­ жение, качество которого должно постоянно положительно воздействовать на человека.

Художественное конструирование осущ ествляется в про­ цессе деятельности художников-конструкторов, задачей кото­ рых является достижение органичного слияния функциональ­ ных и эстетических элементов проектируемой системы.

Методом художественного конструирования м огут и дол­ жны создаваться комплексы промышленного интерьера, ма­ шины, приборы, товары культурно-бы тового назначения, во­ обще все виды промышленных изделий. Худож ественное конструирование считается во всем мире одним из важнейших элементов развития современной техники. Оно стало новой отраслью искусства, занимающ егося проблемами комплекс­ ной эстетической культуры техники и рабочей среды, пробле­ мами эстетики технических средств, которые окруж аю т чело­ века в процессе труда.

п


Худож ественное конструирование решает также задачи эстетизации быта и, участвуя в процессе массового производ­ ства изделий широкого потребления, выдвигается как важней­ ший ф актор формирования современного человека: харак­

тера, вкусов, всего уклада и стиля его жизни.

 

М етод художественного конструирования

способствует

эстетическом у преобразованию всей предметной среды, окру­ жаю щ ей человека. С помощ ью промышленного искусства и его метода художественного конструирования человек по­ лучает возможность эстетически осваивать мир попутно с д ру­ гими формами деятельности, а иногда и через них.

Небывалые темпы развития современной техники и новых материалов исключают использование традиционных методов создания промышленных изделий. Рациональное применение современной техники и новых материалов выливается в новую ф орм у изделий.

На мировых рынках в ходе конкурентной борьбы все большую роль начинают играть современность формы и эсте­ тическая ценность предлагаемого товара.

Большинство крупных объединений машиностроительной, металлообрабатывающ ей и радиоэлектронной промышленно­ сти на Западе имеет специальные худож ественно-конструк­ торские бюро, занимающиеся анализом спроса и разработ­ кой новых ф орм изделий. Например, в фирм е «Дженерал моторе» имеется проектный комбинат под названием «Моторе тэхникель сэнтер», в проектном отделе которого работает более 1300 специалистов, в то время как в технических отде­ лах работает 700 специалистов, а в технологическом только 400. Подобные художественно-конструкторские бю ро имеют­ ся в таких фирмах, как «Дженерал электрик», «И. Б. М. Кон­ тейнер корпорейшн оф Америка», «Алюминием компани оф Америка».

78

Помимо художественно-конструкторских бю ро при ф ир ­ мах, в С Ш А сущ ествую т художественнонконструкторские фирмы, работающие автономно.

Для оказания помощи английской промышленности в соз­ дании высококачественной продукции, способной конкуриро­ вать на внешнем рынке с лучшими зарубежными изделиями, а также для широкого внедрения в промышленность методов художественного конструирования в декабре 1944 года в Лон­ доне был создан Британский королевский совет по техниче­ ской эстетике. В апреле 1956 года в здании совета была от­ крыта постоянная выставка «Дизайн центр», где экспони­ руется до 1000 изделий английского производства. Экспози ­ ция постоянно меняется. Изделия, получившие высокую оценку, вклю чаю тся в картотеку лучших образцов — «Дизайн индекс».

Промышленные фирмы заинтересованы во внесении образ­ цов их изделий в «Дизайн индекс», так как это служит лучшей рекламой. Худож ественное конструирование стимулируется также сущ ествую щ ими с 1957 года ежегодными премиями «Дизайн центра» за 20 лучших изделий английской промыш ­ ленности из числа отобранных специалистами жю ри совета.

Ведущие промышленные фирмы Великобритании имеют

штатных

художников-конструкторов

(дизайнеров). Наряду

с этим

сущ ествует

много небольших

частных дизайнерских

фирм, работаю щ их

по заказам промышленности.

В Италии художественное конструирование ведется худо­ жественно-конструкторскими бю ро при крупных промышлен­ ных фирмах. Такие бю ро имеются в фирм ах Оливетти, Нэкки, Монтекатини, Ф иат и других. В 1954 году в Италии впервые в мире была утверждена международная премия «Золотой циркуль» (Compasso d ’oro) за создание изделий, отвечаю ­ щих современным требованиям технической эстетики.

29



Финляндия и Дания занимают в некоторых областях очень сильную позицию на рынке благодаря хорош о развитой худо­

жественно-конструкторской базе.

ВГолландии в 1950 году был основан центр по худож ест­ венному конструированию , задачей которого является уста­ новление связи между художниками-конструкторами и про­ мышленностью . В 1962 году открылась постоянная выставка

лучших образцов голландского художественного конструиро­ вания. При организации выставки использован опыт англий­ ского «Дизайн центра» и западногерманского «Сою за про­ мышленных фирм» в Эссене.

В 1957 году создан австрийский Институт художественного конструирования, главной задачей деятельности которого является содействие улучш ению качества национальной про­ мышленной продукции. Институт сущ ествует на средства, вы­ деляемые Сою зом австрийских промышленников, и государственнѵю дотацию. Институт сотрудничает с Австрийским строительным центром, Институтом поощрения развитию науки, а также с различными фирмами, занимающимися проектированием и изготовлением мебели.

Являясь посреднической организацией между художни­ ками-конструкторами и промышленниками, институт система­ тически проводит конференции и семинары для конструкто­

ров, работающ их в промышленности,

устраивает

выставки,

на которых художники-конструкторы

периодически

показы­

вают образцы своих изделий. За создание лучших экспона­ тов присуждаются специальные государственные премии. Институт намечает организацию своеобразного фонда моде­ лей, из которого предприятия, не имеющие возможности самостоятельно вести художественное конструирование, смо­ гут получать эстетически совершенные образцы.

Советы по технической эстетике в разное время созданы

30

в Австралии, Канаде, Ф РГ, Пакистане. Специальные институты технической эстетики работаю т в Индии, Бельгии, Франции, Японии и многих других странах.

В последнее время в рамках О бщ его рынка был создан Европейский комитет технической эстетики.

Художественное конструирование промышленных изде­ лий в капиталистических странах имеет целью прежде всего повышение их конкурентоспособности на рынке сбыта, а эсте­ тизация производственной среды прежде всего преследует цель повышения интенсивности труда эксплуатируем ого рабочего, получения наибольшей прибыли. Предприниматели тратят средства на художественное конструирование только тогда, когда это для них выгодно. Это порождает стихийность и ограниченность художественного конструирования. Анархия производства и законы конкуренции приводят к тому, что часто промышленные изделия получаю т красивый внешний вид в ущ ерб качеству.

Ш ирокое развитие на Западе, и особенно в Соединенных Штатах Америки, получило художественное конструирование, характерное стремлением получения «аттракционных» ф орм . Аттракционностью , необычностью , иногда даже курьезностью формы капитализм стремится ошеломить, удивить, завлечь покупателя, любой ценой заставить его купить предложенное. Такое направление в художественном конструировании назы­ вают «стилизмом», или «стайлингом».

В странах социализма художественное конструирование идет по иному пути и преследует иные цели. Мы понимаем промышленное искусство и художественное конструирование как одну из ф орм эстетического освоения действительности, как могучее средство, направленное на гуманизацию , «оче­ ловечивание» предметного мира, как средство, даю щ ее основу гармоническому развитию человека.

31


В странах, входящих в Совет Экономической Взаимопо­ мощи (СЭВ ), развитие технической эстетики и худож ествен­ ного конструирования обстоит следующ им образом .

ВПольской Народной Республике в 1959 году организован совет технической эстетики при председателе Совета Минист­ ров и Институт технической эстетики.

ВГерманской Демократической Республике имеется совет по технической эстетике при М инистерстве культуры и Ц ент­ ральный институт художественного конструирования. В совет по технической эстетике при Министерстве культуры входят представители Совета народного хозяйства республики, р аз­ личных министерств, ведомств, центральных учреждений, промышленности, вузов, Центрального института худож ест­ венного конструирования.

Задача совета — способствовать улучшению качества про­ мышленных изделий путем внедрения методов худож ествен­ ного конструирования. Совет не только пропагандирует луч­ шие образцы изделий, но и учреж дает премии для поощрения специалистов за особо выдающиеся работы. Центральный

институт художественного конструирования выполняет ф унк­ ции рабочего аппарата совета и его президиума. Он подго­ тавливает решения совета и обеспечивает их выполнение, координирует работу организаций, связанных с проблемами художественного конструирования, и разрабатывает принци­ пиальные художественно-конструкторские решения для целых отраслей промышленности.

Для стимуляции художественного конструирования в рес­ публике проводятся выставки с целью присуждения золотых медалей «За мастерство в художественном конструировании».

В Чехословацкой Социалистической Республике в октябре 1964 года учрежден совет по технической эстетике при Совете Министров Ч ССР . Худож ественное конструирование изделий

32

общего и тяж елого машиностроения призван обеспечить

Институт технической эстетики.

 

При министерстве легкой промышленности Ч С С Р

сущ ест­

вует

проектный

Институт культуры быта и одежды

(УБО К ).

В

систему

технической эстетики Народной Республики

Болгарии входят недавно созданные совет по эстетике про­ мышленных изделий в Государственном комитете науки и технического прогресса, а также отраслевые организации — Центр художественного проектирования при Комитете по машиностроению и Центр проектирования новых товаров и моды при Комитете легкой промышленности. Совет создан на общественных началах, им руководит первый заместитель председателя Госкомитета науки и технического прогресса. Исполняющим органом и секретариатом совета является отдел промышленной эстетики этого комитета.

В Венгерской Народной Республике в настоящ ее время создана теоретическая рабочая комиссия по подготовке организации Научно-исследовательского института техниче­ ской эстетики. Работу этого института выполняет сейчас вен­ герский совет прикладного искусства, созданный в 1954 году. Работа совета прикладного искусства осущ ествляется девятью специальными комиссиями, ведающими стеклом, металлами, ф арф ором и другими материалами, промышленными това­ рами, внутренней архитектурой, тканями, трикотажем , гото­ вым платьем.

В нашей стране с целью улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения широко внедряется метод художественного конструирования. Создан Всесоюзный научно-исследовательский институт тех­ нической эстетики (ВНИИТЭ) и ряд специальных художествен­ но-конструкторских бю ро (СХКБ ).

Институт и бю ро призваны совместно с научно-исследова­

о С. А. Соломонов. В. Э. Виитман

33