Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Давно уже доказано, что человек обнаруживает эстетиче­ скую ценность только лишь в конкретных предметах или явлениях материального мира. Иными словами, мы непосред­

ственно воспринимаем

нашими органами чувств — зрением

и слухом — материальный облик предмета, его

ф орм у. Непо­

средственно увидеть

или услышать сущ ность

незнакомого

нам предмета, его содержание мы не можем. Не мож ем по той простой причине, что наши органы зрения и слуха спо­ собны осущ ествлять только чувственное восприятие предме­ та. Познать и как бы увидеть содержание того или иного предмета или явления мы можем только в той мере, в какой

оно проявляется во внешнем облике, в ф орм е

этого пред­

мета (или явления).

 

Поэтому, когда речь идет о восприятии формы , мы имеем

в виду содержательную ф орм у, т. е. ф орм у,

содержание

которой в той или иной мере нам известно. Давая эстетиче­ скую оценку, человек сравнивает предмет с чем-то уж е зна­ комым ему или с тем идеалом, сложившимся в его сознании (в результате личного или общ ественного опыта), который должен быть воплощен, по его мнению, в данном предмете.

Рассматривая, воспринимая предмет, человек

имеет дело

с его внешним видом.

 

Внешний вид лю бого предмета складывается

из пластиче­

ской характеристики формы и цвета окраски, присущих дан­

ному предмету. Говоря,

что предмет красив, мы

имеем в ви­

ду, что цвет

его тоже

красив

и таким образом

сочетается

с пластической формой, что в

целом

предмет

вызывает у нас

эстетическую

оценку.

 

 

 

 

 

Но может

ли быть

цвет красивым

сам по

себе? В книге

М. С. Кагана «Лекции по марксистско-ленинской эстетике» приводится остроумный ответ немецкого ученого-эстетика Ф ехнера на вопрос: «Красив ли красный цвет?». Ф ехнер отве­

18


тил на этот вопрос так: «Да, красный цвет красив на щеках у девушки, но каков он у нее на носу?» 1

Рассматривая цвет в отрыве от предметного содержания, мы ощ ущ аем только ф изиологическое влияние цвета; оно может быть приятным или неприятным. Но назвать цвет красивым мы можем только зная его предметное содер­ жание.

Когда нам нравится красивый предмет, мы испытываем чувство удовлетворения, предмет нас устраивает, отвечает каким-то требованиям, которые мы к нему предъявляем. Во все исторические периоды лю дям по-разном у нравились раз­ ные вещи. Но то, что находили красивым люди одной эпохи, не нравилось современникам другой. Больше того, у каждой общественной формации и у каждого класса этой формации были свои критерии эстетического. Лю дям что-то нравилось, а что-то не нравилось, в зависимости от их жизненного укла­ да, убеждений, мировоззрения, понимания явлений окруж аю ­ щего их материального мира. С эпохами менялись и эстетиче­ ские критерии.

В античный период, например, находили красивыми про­ стой покрой туники и пеплума, стройное, предельно логиче­ ское архитектурное сооружение, простые, целесообразные формы меча и ам форы . В X V III веке предпочтение отдава­ лось пышному кринолину, изысканно расш итому камзолу, вы­ чурным архитектурным ф орм ам и сервизу, расписанному на пасторальные темы.

Логично сделать вывод, что раз те или иные предметы эстетически нравились, — значит, они полностью удовлетво­ ряли тех, кто ими пользовался. Следовательно, они были целе-1

1 К а г а н М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1963.

19


сообразны и отвечали своему функциональному и идейному назначению.

Воспринимая предмет как некое структурное ф орм ообра­ зование, человек сопоставляет его с ранее известными ему аналогичными предметами и определяет степень рациональ­ ности рассматриваемой его структуры

Следует отметить, что чувство удовлетворенности вызы­ вают рационально построенная структура и гармоничное со ­ четание цветов, а иррациональность и дисгармоничность, напротив, порож даю т чувство неудовлетворенности, раздра­ жения, подобно тому как человека с хорош о развитым м у­ зыкальным слухом раздражает незавершенная музыкальная ф раза, нарушение контрапункта или диссонанс.

Способность к такой особенности в восприятии люди на­ зывают интуицией, позволяющей уточнять решение и нахо­ дить лучш ую ф орм у для его выражения. Руководствуясь ею, М икеланджело «отсекает от камня все лишнее», а А. П. Чехов, по всей видимости имея ее в виду, считает, что искусство писать — это «умение вычеркивать плохо написанное».

Исходной основой для создания подлинно красивых ф орм должна служить рациональность функциональной и матери­ ально-структурной организации промышленных изделий. М о­ да, вкус являются в этом случае как бы дополняющими мо­ ментами, которые находят свое выражение в проектируемых изделиях наряду с учетом основных ф орм ообразую щ их ф ак­ торов.

Каким же образом должен протекать процесс худож ест-1

1 Когда мы говорим о рациональности структуры предмета, то имеем в виду такое расположение и взаимосвязь размерных величин форм о­ образующих элементов, которые наилучшим образом отвечают функции, назначению, а также материальным и техническим возможностям изго­ товления предмета, т. е. наибольшее соответствие формы ее содержанию.

20

венного конструирования, чтобы результатом его явилось ра­ циональное, удобное и в то же время красивое изделие? Здесь необходимо сделать небольшое отступление и сказать, что человеческий м озг представляет собой своеобразное счетно-решающ ее устройство, одним из важнейших и ценней­ ших качеств которого является способность отбирать наибо­ лее содержательную информацию , отсеивая маловероятную

иизбыточную. Такая способность мозга спасает нас от пере­ полнения его сигналами, вливающимися непрерывным пото­ ком через органы чувств. В результате непрерывного про­ цесса уточнения информации отсеивается м алосодержатель­ ная и маловероятная, а следовательно, бесполезная инф ор­ мация. Отсеиваю тся и исчезаю т маловажные подробности, происходит забывание ненужного, бесполезного. Так м озг запоминает и аккум улирует в основном только ту отобранную

иочищенную информацию , которая содержит, так сказать, рациональное зерно.

Информация поступает в м озг в виде сигналов, представ­ ляющих собой своеобразные коды. В памяти опытного, хо­ рошо обученного специалиста заложены коды наиболее ра­ циональных (с точки зрения данного человека) решений тех или иных профессиональных задач, связанных с его деятель­ ностью.

Представим себе, что такой

человек,

скажем

специалист

в области машиностроения, в

памяти

которого

заложены

(в процессе обучения) коды ряда рациональных решений ма­ шин, приступает к проектированию той или иной машины. Вероятно, прежде всего он нарисует ее в своем воображ е­

нии, т. е.

выберет из

запасов памяти нужный, соответствую ­

щий техническим

условиям код, а затем выразит его в одном

из видов

внешне

сопоставляемых

кодов — в словах, в черте­

жах или

в рисунках.

Опытный

проектировщик, приступая

21


к проектированию, всегда рисует принципиальную схему бу­ дущ его изделия. При этом осущ ествляется связь внешне сопоставимых кодов технического условия с внутренне сопоставимыми кодами памяти — появляется первое реш е­ ние. Далее осущ ествляется обратная связь — контроль — и происходит отбор более содержательной информации: выби­ раются внутренние коды, более сопоставимые с внешними,— решение уточняется и далее в том же порядке. Степень ра­ циональности решения зависит от опытности проектировщика, его таланта. Каждый специалист, как правило, в своей дея­ тельности невольно рассматривает вещи и явления с точки зрения полученной им специальности. Как физик, рассматри­ вая снежинку, думает об особенностях ее физического строе­

ния, так

художник,

рассматривая ту же снежинку,

думает

о

ритме

и взаимоположении ее кристаллов, т. е.

думает

о

красоте

снежинки.

 

 

 

Начиная рисовать

вещь, художник-конструктор так же, как

и конструктор, сопоставляет код технических условий с соот­ ветствующ им внутренне сопоставимым кодом, продумывая конструктивное решение изделия. Но наряду с этим худож ­ ник-конструктор рассматривает вещь с точки зрения удобства ее использования и рациональности ее пластической струк­ туры. При этом он сопоставляет код конструктивного реше­ ния с внутренне сопоставимым кодом того наиболее рацио­ нального (с точки зрения пластики) идеала, который сложился у него в результате практического опыта. Худож ник-конструк­ тор «подсознательно» старается придать предмету гармонич­ ную ф орм у, т. е. привести взаимосвязь ф орм ообразую щ их элементов в положение, наиболее рациональное для данной структуры .

Итак, для того чтобы определить, красивы или некрасивы изделия с точки зрения формы , нам в первую очередь необ­

22

ходимо осознать рациональность этих вещей, т. е. ознако­ миться с процессом их использования, узнать технические условия их изготовления, применения и т. д. Затем получен­ ная информация уточняется. Определяется степень рацио­ нальности формы , степень удовлетворенности этой формой, т. е. устанавливается отношение к ней. Чем рациональнее

взаимосвязь

ф орм ообразую щ их элементов,

тем выше обыч­

но степень

удовлетворенности

формой

в целом.

В качестве вывода можно

сказать,

что

красота машины

определяется прежде всего ее целесообразностью , соответ­ ствием ее ф орм ы функциональному назначению, эстетиче­ ским требованиям, а также высокой степенью рационально­ сти этой формы .

Под целесообразностью машины нужно понимать ее зло­ бодневность, необходимость сущ ествования на сегодняшний день, полезность ее на данном уровне развития общества, т. е. ее современность. Вряд ли кто из нас будет настаивать на целесообразности кареты, тогда как автомобиль и самолет каждый сочтет целесообразными.

Значение функциональной стороны понятно любому. Пло­ хи тот стул, на котором неудобно сидеть, инструмент, кото­ рый неудобно держать. Плох и тот станок, который мало­ производителен и неудобен в эксплуатации. Ф орм а предмета должна соответствовать его функциональному назначению; предмет должен быть максимально удобен и безопасен в ра­ боте, должен удовлетворять психологические и гигиениче­ ские потребности человека и ни в коем случае не создавать помех.

Эстетическая оценка машины не может быть произведена без ее идейной оценки.

Красивой можно считать машину, которая облегчает труд человека, делает его радостным и целеустремленным.

23


Наконец, под рациональностью формы мы понимаем мак­ симальную логичность конструкции, остроумность компо­ новки, высокую технологичность всех ее элементов и текто ­ ническую связь этих элементов.

Установив, что машина может быть красивой, и определив элементы, из которых складывается ее красота, мы наталки­ ваемся на следующий вопрос. А должна ли машина быть красивой? Есть ли необходимость превращать ее в некий объект созерцания да еще при этом требовать обязательного эстетического воздействия ее на зрителя? Ведь сущ ествую т специально созданные для этого произведения искусства, любоваться которыми мы ходим в музеи, театры, кино. Дело в том, что любая машина — это, в принципе, рабочее место и за ней человек проводит все отведенное работе время. Находясь на своем рабочем месте в процессе труда, человек испытывает на себе его воздействие, которое в зависимости от ряда объективных причин может быть положительным, отрицательным и даже вредным.

На протяжении всей истории развития техники

сущ ество­

вало противоречие между сугубы м рационализмом

рабочего

места и эстетическими воззрениями человека, воспитанного на достижениях всех областей культуры и искусства.

На человека всегда подавляющ е действовали гром озд­ кость и необычность форм ы машины, откровенная утилитар­ ность ее конструкции; наводили уныние своей серой буднич­ ностью заводские помещения и дворы. Появляется настоя­ тельная необходимость устранить это противоречие, синтези­ ровать логическую закономерность «обнаженной» конструк­ ции с ее внешним эстетическим выражением. А иначе говоря, добиться постоянного положительного воздействия техники на человеческую психику.

Устранить противоречие между логической закономерно­

24

стью конструкции машины и ее внешним эстетическим выра­ жением призвана техническая эстетика.

Что же такое техническая эстетика? Какими проблемами она занимается?

Техническая эстетика — теория промышленного искусства, создающая идеологическую и теоретическую основу для практической деятельности художников-конструкторов. Она изучает отношение человека к технике и занимается пробле­ мами гуманизации, «очеловечения» материальной среды, того микромира, который окруж ает человека в бы ту и в процессе труда. Техническая эстетика определяет задачи и пути разви­ тия промышленного искусства.

Сущ ествует еще мнение, что техническая эстетика рас­ сматривает только вопросы применения искусства в промыш ­ ленности. Конечно, технические отрасли искусства являются обязательным предметом ее рассмотрения, ибо связь тех­ ники с искусством — наиболее выразительное проявление эстетического отношения к ней человека. Однако область, изучаемая технической эстетикой, значительно шире. Она занимается проблемами комплексной эстетической культуры техники и рабочей среды, проблемами эстетики технических средств, которые окруж аю т рабочего в процессе труда. Основной интерес она проявляет к человеку в процессе тру­ да и в разработке теоретической основы эстетизации произ­ водства.

Современный производственный процесс вызывает необ­ ходимость тесных взаимоотношений человека с машиной. Отношения человека и машины можно определить киберне­ тическим понятием — «контур регулирования», т. е. замкну­ той цепью взаимного воздействия человека и машины. «Кон­ тур регулирования» состоит из двух звеньев: живого орга­ низма (человека) и механического исполнительного устрой­

4 С. А. Соломонов. В. Э. Винтман

25