Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Давно уже доказано, что человек обнаруживает эстетиче скую ценность только лишь в конкретных предметах или явлениях материального мира. Иными словами, мы непосред
ственно воспринимаем |
нашими органами чувств — зрением |
|
и слухом — материальный облик предмета, его |
ф орм у. Непо |
|
средственно увидеть |
или услышать сущ ность |
незнакомого |
нам предмета, его содержание мы не можем. Не мож ем по той простой причине, что наши органы зрения и слуха спо собны осущ ествлять только чувственное восприятие предме та. Познать и как бы увидеть содержание того или иного предмета или явления мы можем только в той мере, в какой
оно проявляется во внешнем облике, в ф орм е |
этого пред |
мета (или явления). |
|
Поэтому, когда речь идет о восприятии формы , мы имеем |
|
в виду содержательную ф орм у, т. е. ф орм у, |
содержание |
которой в той или иной мере нам известно. Давая эстетиче скую оценку, человек сравнивает предмет с чем-то уж е зна комым ему или с тем идеалом, сложившимся в его сознании (в результате личного или общ ественного опыта), который должен быть воплощен, по его мнению, в данном предмете.
Рассматривая, воспринимая предмет, человек |
имеет дело |
с его внешним видом. |
|
Внешний вид лю бого предмета складывается |
из пластиче |
ской характеристики формы и цвета окраски, присущих дан
ному предмету. Говоря, |
что предмет красив, мы |
имеем в ви |
||||
ду, что цвет |
его тоже |
красив |
и таким образом |
сочетается |
||
с пластической формой, что в |
целом |
предмет |
вызывает у нас |
|||
эстетическую |
оценку. |
|
|
|
|
|
Но может |
ли быть |
цвет красивым |
сам по |
себе? В книге |
М. С. Кагана «Лекции по марксистско-ленинской эстетике» приводится остроумный ответ немецкого ученого-эстетика Ф ехнера на вопрос: «Красив ли красный цвет?». Ф ехнер отве
18
тил на этот вопрос так: «Да, красный цвет красив на щеках у девушки, но каков он у нее на носу?» 1
Рассматривая цвет в отрыве от предметного содержания, мы ощ ущ аем только ф изиологическое влияние цвета; оно может быть приятным или неприятным. Но назвать цвет красивым мы можем только зная его предметное содер жание.
Когда нам нравится красивый предмет, мы испытываем чувство удовлетворения, предмет нас устраивает, отвечает каким-то требованиям, которые мы к нему предъявляем. Во все исторические периоды лю дям по-разном у нравились раз ные вещи. Но то, что находили красивым люди одной эпохи, не нравилось современникам другой. Больше того, у каждой общественной формации и у каждого класса этой формации были свои критерии эстетического. Лю дям что-то нравилось, а что-то не нравилось, в зависимости от их жизненного укла да, убеждений, мировоззрения, понимания явлений окруж аю щего их материального мира. С эпохами менялись и эстетиче ские критерии.
В античный период, например, находили красивыми про стой покрой туники и пеплума, стройное, предельно логиче ское архитектурное сооружение, простые, целесообразные формы меча и ам форы . В X V III веке предпочтение отдава лось пышному кринолину, изысканно расш итому камзолу, вы чурным архитектурным ф орм ам и сервизу, расписанному на пасторальные темы.
Логично сделать вывод, что раз те или иные предметы эстетически нравились, — значит, они полностью удовлетво ряли тех, кто ими пользовался. Следовательно, они были целе-1
1 К а г а н М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1963.
19
сообразны и отвечали своему функциональному и идейному назначению.
Воспринимая предмет как некое структурное ф орм ообра зование, человек сопоставляет его с ранее известными ему аналогичными предметами и определяет степень рациональ ности рассматриваемой его структуры
Следует отметить, что чувство удовлетворенности вызы вают рационально построенная структура и гармоничное со четание цветов, а иррациональность и дисгармоничность, напротив, порож даю т чувство неудовлетворенности, раздра жения, подобно тому как человека с хорош о развитым м у зыкальным слухом раздражает незавершенная музыкальная ф раза, нарушение контрапункта или диссонанс.
Способность к такой особенности в восприятии люди на зывают интуицией, позволяющей уточнять решение и нахо дить лучш ую ф орм у для его выражения. Руководствуясь ею, М икеланджело «отсекает от камня все лишнее», а А. П. Чехов, по всей видимости имея ее в виду, считает, что искусство писать — это «умение вычеркивать плохо написанное».
Исходной основой для создания подлинно красивых ф орм должна служить рациональность функциональной и матери ально-структурной организации промышленных изделий. М о да, вкус являются в этом случае как бы дополняющими мо ментами, которые находят свое выражение в проектируемых изделиях наряду с учетом основных ф орм ообразую щ их ф ак торов.
Каким же образом должен протекать процесс худож ест-1
1 Когда мы говорим о рациональности структуры предмета, то имеем в виду такое расположение и взаимосвязь размерных величин форм о образующих элементов, которые наилучшим образом отвечают функции, назначению, а также материальным и техническим возможностям изго товления предмета, т. е. наибольшее соответствие формы ее содержанию.
20
венного конструирования, чтобы результатом его явилось ра циональное, удобное и в то же время красивое изделие? Здесь необходимо сделать небольшое отступление и сказать, что человеческий м озг представляет собой своеобразное счетно-решающ ее устройство, одним из важнейших и ценней ших качеств которого является способность отбирать наибо лее содержательную информацию , отсеивая маловероятную
иизбыточную. Такая способность мозга спасает нас от пере полнения его сигналами, вливающимися непрерывным пото ком через органы чувств. В результате непрерывного про цесса уточнения информации отсеивается м алосодержатель ная и маловероятная, а следовательно, бесполезная инф ор мация. Отсеиваю тся и исчезаю т маловажные подробности, происходит забывание ненужного, бесполезного. Так м озг запоминает и аккум улирует в основном только ту отобранную
иочищенную информацию , которая содержит, так сказать, рациональное зерно.
Информация поступает в м озг в виде сигналов, представ ляющих собой своеобразные коды. В памяти опытного, хо рошо обученного специалиста заложены коды наиболее ра циональных (с точки зрения данного человека) решений тех или иных профессиональных задач, связанных с его деятель ностью.
Представим себе, что такой |
человек, |
скажем |
специалист |
в области машиностроения, в |
памяти |
которого |
заложены |
(в процессе обучения) коды ряда рациональных решений ма шин, приступает к проектированию той или иной машины. Вероятно, прежде всего он нарисует ее в своем воображ е
нии, т. е. |
выберет из |
запасов памяти нужный, соответствую |
||
щий техническим |
условиям код, а затем выразит его в одном |
|||
из видов |
внешне |
сопоставляемых |
кодов — в словах, в черте |
|
жах или |
в рисунках. |
Опытный |
проектировщик, приступая |
21
к проектированию, всегда рисует принципиальную схему бу дущ его изделия. При этом осущ ествляется связь внешне сопоставимых кодов технического условия с внутренне сопоставимыми кодами памяти — появляется первое реш е ние. Далее осущ ествляется обратная связь — контроль — и происходит отбор более содержательной информации: выби раются внутренние коды, более сопоставимые с внешними,— решение уточняется и далее в том же порядке. Степень ра циональности решения зависит от опытности проектировщика, его таланта. Каждый специалист, как правило, в своей дея тельности невольно рассматривает вещи и явления с точки зрения полученной им специальности. Как физик, рассматри вая снежинку, думает об особенностях ее физического строе
ния, так |
художник, |
рассматривая ту же снежинку, |
думает |
|
о |
ритме |
и взаимоположении ее кристаллов, т. е. |
думает |
|
о |
красоте |
снежинки. |
|
|
|
Начиная рисовать |
вещь, художник-конструктор так же, как |
и конструктор, сопоставляет код технических условий с соот ветствующ им внутренне сопоставимым кодом, продумывая конструктивное решение изделия. Но наряду с этим худож ник-конструктор рассматривает вещь с точки зрения удобства ее использования и рациональности ее пластической струк туры. При этом он сопоставляет код конструктивного реше ния с внутренне сопоставимым кодом того наиболее рацио нального (с точки зрения пластики) идеала, который сложился у него в результате практического опыта. Худож ник-конструк тор «подсознательно» старается придать предмету гармонич ную ф орм у, т. е. привести взаимосвязь ф орм ообразую щ их элементов в положение, наиболее рациональное для данной структуры .
Итак, для того чтобы определить, красивы или некрасивы изделия с точки зрения формы , нам в первую очередь необ
22
ходимо осознать рациональность этих вещей, т. е. ознако миться с процессом их использования, узнать технические условия их изготовления, применения и т. д. Затем получен ная информация уточняется. Определяется степень рацио нальности формы , степень удовлетворенности этой формой, т. е. устанавливается отношение к ней. Чем рациональнее
взаимосвязь |
ф орм ообразую щ их элементов, |
тем выше обыч |
||
но степень |
удовлетворенности |
формой |
в целом. |
|
В качестве вывода можно |
сказать, |
что |
красота машины |
определяется прежде всего ее целесообразностью , соответ ствием ее ф орм ы функциональному назначению, эстетиче ским требованиям, а также высокой степенью рационально сти этой формы .
Под целесообразностью машины нужно понимать ее зло бодневность, необходимость сущ ествования на сегодняшний день, полезность ее на данном уровне развития общества, т. е. ее современность. Вряд ли кто из нас будет настаивать на целесообразности кареты, тогда как автомобиль и самолет каждый сочтет целесообразными.
Значение функциональной стороны понятно любому. Пло хи тот стул, на котором неудобно сидеть, инструмент, кото рый неудобно держать. Плох и тот станок, который мало производителен и неудобен в эксплуатации. Ф орм а предмета должна соответствовать его функциональному назначению; предмет должен быть максимально удобен и безопасен в ра боте, должен удовлетворять психологические и гигиениче ские потребности человека и ни в коем случае не создавать помех.
Эстетическая оценка машины не может быть произведена без ее идейной оценки.
Красивой можно считать машину, которая облегчает труд человека, делает его радостным и целеустремленным.
23
Наконец, под рациональностью формы мы понимаем мак симальную логичность конструкции, остроумность компо новки, высокую технологичность всех ее элементов и текто ническую связь этих элементов.
Установив, что машина может быть красивой, и определив элементы, из которых складывается ее красота, мы наталки ваемся на следующий вопрос. А должна ли машина быть красивой? Есть ли необходимость превращать ее в некий объект созерцания да еще при этом требовать обязательного эстетического воздействия ее на зрителя? Ведь сущ ествую т специально созданные для этого произведения искусства, любоваться которыми мы ходим в музеи, театры, кино. Дело в том, что любая машина — это, в принципе, рабочее место и за ней человек проводит все отведенное работе время. Находясь на своем рабочем месте в процессе труда, человек испытывает на себе его воздействие, которое в зависимости от ряда объективных причин может быть положительным, отрицательным и даже вредным.
На протяжении всей истории развития техники |
сущ ество |
вало противоречие между сугубы м рационализмом |
рабочего |
места и эстетическими воззрениями человека, воспитанного на достижениях всех областей культуры и искусства.
На человека всегда подавляющ е действовали гром озд кость и необычность форм ы машины, откровенная утилитар ность ее конструкции; наводили уныние своей серой буднич ностью заводские помещения и дворы. Появляется настоя тельная необходимость устранить это противоречие, синтези ровать логическую закономерность «обнаженной» конструк ции с ее внешним эстетическим выражением. А иначе говоря, добиться постоянного положительного воздействия техники на человеческую психику.
Устранить противоречие между логической закономерно
24
стью конструкции машины и ее внешним эстетическим выра жением призвана техническая эстетика.
Что же такое техническая эстетика? Какими проблемами она занимается?
Техническая эстетика — теория промышленного искусства, создающая идеологическую и теоретическую основу для практической деятельности художников-конструкторов. Она изучает отношение человека к технике и занимается пробле мами гуманизации, «очеловечения» материальной среды, того микромира, который окруж ает человека в бы ту и в процессе труда. Техническая эстетика определяет задачи и пути разви тия промышленного искусства.
Сущ ествует еще мнение, что техническая эстетика рас сматривает только вопросы применения искусства в промыш ленности. Конечно, технические отрасли искусства являются обязательным предметом ее рассмотрения, ибо связь тех ники с искусством — наиболее выразительное проявление эстетического отношения к ней человека. Однако область, изучаемая технической эстетикой, значительно шире. Она занимается проблемами комплексной эстетической культуры техники и рабочей среды, проблемами эстетики технических средств, которые окруж аю т рабочего в процессе труда. Основной интерес она проявляет к человеку в процессе тру да и в разработке теоретической основы эстетизации произ водства.
Современный производственный процесс вызывает необ ходимость тесных взаимоотношений человека с машиной. Отношения человека и машины можно определить киберне тическим понятием — «контур регулирования», т. е. замкну той цепью взаимного воздействия человека и машины. «Кон тур регулирования» состоит из двух звеньев: живого орга низма (человека) и механического исполнительного устрой
4 С. А. Соломонов. В. Э. Винтман |
25 |
|