Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
При открытии маховичка 3 вентиля-затвора |
Ч |
углекислота выходит из баллона через раструб |
|
4 под большим давлением, что вызывает бур |
|
ное испарение и переход части углекислоты |
* |
в снегообразное состояние. |
|
Каждый исправный и заряженный углекис |
|
лотный огнетушитель пломбируют двумя плом- |
|
Рис. 26. Углекислотный огнетушитель
бами: одна ставится на маховичке 3, другая — на предохранительном колпачке.
Огнетушители на электровозах и электро поездах должны быть в полной исправности и всегда готовыми к действию. Количество уг лекислоты в каждом огнетушителе должно пе риодически, не реже одного раза в три меся ца, проверяться взвешиванием. Этот контроль обычно возлагают на работников пожарной охраны или производственно-технического от
дела электродепо.
Для углекислотных огнетушителей типа ОУ-2, ОУ-5 и СНУ-8 нормальный вес заряда должен быть соответственно: 1,4—1,5; 3,45— 3,65 и 5,5—5,7 кг.
* В том случае, когда вес заряда снизился для ОУ-2 до 1,25 кг, для ОУ-5 — до 2,85 кг и для ОУ-8 — до 4,7 кг, огнетушитель нужно перезарядить или заменить. На огнетушитель 1 при этом вешают бирку с указанием даты
проверки.
Для предохранения баллона от взрыва при увеличении давления на вентиль-затворе уста навливают мембрану, разрывающуюся при по вышении давления внутри огнетушителя до 210 ат, что соответствует нагреву огнетушите ля до температуры 55° С. Поэтому огнетуши тель не должен подвергаться прямому нагре ву электрическими печами, солнечными луча ми или другими источниками тепла. Не допу скаются удары по баллону и другим частям огнетушителя, а также срыв пломб без надоб
ности.
При возникновении пожара на электро поезде или электровозе машинист должен перевести на нулевое положение рукоятки контроллера, выключить вспомогательные ма шины и быстродействующий выключатель, опустить пантограф, остановить поезд и от ключить рубильник аккумуляторной батареи.
Кнопочный выключатель на электровозе должен быть заблокирован. Ключ КУ вместе с реверсивной рукояткой контроллера маши нист берет с собой. На моторвагонных поездах краны воздухопроводов пантографов, от кото рых получает питание горящий вагон, ставят ся в положение «Ручное». Машинист должен остановить состав в удобном для тушения по жара месте и открыть автоматические двери. Останавливать поезд около деревянных плат
125
форм и домов, на мостах, под путепроводами, в тоннелях и других местах, не допускающих высадку пассажиров, воспрещается.
Одновременно машинист подает сигналы пожарной тревоги.
После остановки поезда необходимо убе диться в том, что пантографы действительно опустились и контактный провод в случае его пережога не касается пантографов или других частей крышевого оборудования.
В случае заедания пантографа в верхнем положении или падения оборванного контакт ного провода на опущенный пантограф разре шается заземлить контактную сеть. На элек тровозе это можно сделать включением зазем ляющего разъединителя или контактора, для чего нужно открыть дверь высоковольтной ка меры.
При остановке поезда на уклоне электровоз ная и поездная бригады должны принять ме ры к затормаживанию состава. После этого машинист немедленно приступает к тушению пожара с помощью имеющихся средств — ог нетушителей и песка.
Горящие провода, электрическую аппарату ру и электромашины можно гасить только с помощью углекислотных огнетушителей и су хого песка. Деревянные части кузовов вагонов моторвагонного электропоезда разрешается тушить пенными огнетушителями и водой. По жар на крыше до снятия напряжения в кон тактной сети локализуют углекислотными ог нетушителями и песком.
Применять пенные огнетушители для туше ния пожара на электровозе при наличии на-
126
пряжения категорически воспрещается, так как струя пены электропроводна и случайное попадание ее на детали, находящиеся под вы соким напряжением, может привести к пора жению электрическим током человека, держа щего огнетушитель.
Для тушения пламени углекислотный огне тушитель берут левой рукой за имеющуюся на горловине ручку, направляют раструб на огонь, а правой рукой срывают пломбу и отвертыва ют маховичок вентиля. Касаться раструба рукайи не рекомендуется, так как при работе огнетушителя его температура резко понижает ся. Раструб нужно направлять на нижнюю часть горящего предмета. Жидкое горючее (бензин, масло и т. д.) нужно тушить, начиная с края, и пытаться перекрыть струей углекис лоты всю поверхность горящей жидкости. При этом струю углекислоты нужно подводить к поверхности жидкости наклонно, чтобы не раз брызгать ее и не увеличить размеры пожара.
Пожар можно тушить также забрасывая огонь песком.
В случае, когда пожар угрожает акку муляторной батарее, нужно после выключения ее рубильника на панели управления (распре делительном щитке), разрезать или отсоеди нить несколько перемычек между банками и плотно закрыть крышку ящика.
После пожара локомотивная бригада долж на осмотреть электровоз или электропоезд. Если есть серьезные повреждения, без кото рых дальнейшая работа невозможна, электроподвижной состав доставляется в депо при опущенных пантографах.
127
И. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
16. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Большую роль в сохранении жизни постра давшего, в сохранении его трудоспособности, а также в правильном лечении различного ро да травм и повреждений человеческого тела играет правильная и своевременная первая (доврачебная) медицинская помощь. Поэтому каждый работник железнодорожного транс порта должен уметь правильно оказать пер вую помощь пострадавшему при любом виде повреждений. С этой целью с работниками же лезнодорожного транспорта и особенно с ра ботниками локомотивного хозяйства необхо димо периодически проводить занятия, в осно ве которых должны лежать элементарные по нятия о действии электрического тока на орга низм человека, изучение способов оказания первой помощи пострадавшим и применение их на практике. Эти занятия должны прово
дить высококвалифицированные |
технические |
и медицинские работники. |
что первая |
Не следует, однако, забывать, |
доврачебная помощь отнюдь не заменяет вра чебную помощь и потому, оказав ее, необхо димо вызвать к пострадавшему врача или на-
128
править его в лечебное учреждение. При ока зании первой доврачебной помощи нужно
помнить:
^оказанием п.омощи должен руководить один человек. Оказывать ее надо спокойно, уверенно, не проявляя суетливости и руковод ствуясь основным правилом: не нанести вреда пострадавшему неумелыми действиями;
2)при извлечении пострадавшего из-под вагона, электровоза, из-под обломков при об валах и т. п. нужно действовать особенно осто рожно, чтобы не усилить его страданий и не усугубить тяжести повреждения;
3)укладывать пострадавшего в безопасном
месте нужно так, чтобы ему было удобно. Нужно ослабить части одежды, стягивающие его тело, — пояс, воротник, лиф и т. д.;
4) при тяжелых повреждениях необходимо принимать срочные меры помощи: дать воды, валериановых капель, приступить к искусст венному дыханию, остановке кровотечения
ит. д.
Вдепо, на локомотивах, в местах постоян
ных дежурств бригад необходимо иметь аптеч ку с набором следующих медикаментов и ме дицинского инвентаря: индивидуальные асеп тические перевязочные пакеты; набор бинтов разных размеров; марля; вата; йодная настой ка в пузырьке с притертой пробкой, а лучше в ампулах; жгут или закрутка для остановки кровотечения; раствор борной кислоты для промывания глаз; сода питьевая (двууглекис лая), нашатырный спирт в ампулах; марган цевокислый калий в кристаллах; эфирно-вале риановые капли; стаканчик для приема ле-
9 Зак. 1)7 |
129 |
карств; набор шин (фанерных, складных) для обеспечения неподвижности костей при раз личного рода переломах, вывихах; белый стрептоцид; мыло, полотенце, электрический фонарь (свечи,спички).
йодную настойку (5%-ный спиртовой рас твор йода) используют для наружного приме нения как антисептическое средство при ра нении кожных покровов. Окружающие рану участки кожи смазывают раствором йода. Ра ну йодом не заливают, а слегка засыпают по рошком белого стрептоцида, после чего накла дывают повязку.
При нервном возбуждении и нарушении дея тельности сердечно-сосудистой системы внутрь принимают как успокаивающее средство 20— 30 эфирно-валериановых капель с небольшим количеством воды.
Для полоскания полости рта и зева, про мывания глаз как антисептическое средство применяют раствор борной кислоты.
Нашатырный спирт используют для вдыха ния при обморочных состояниях.
Марганцевокислый калий в кристаллах применяют как антисептическое обеззаражи вающее средство в водных растворах для про мывания ран, смазывания ожогов, полоска ния рта.
Кроме указанного, необходимо иметь но силки для переноски пострадавших, аппарат для проведения искусственного дыхания, на бор инструментов для раскрывания рта, вы тягивания и удержания языка и т. д.
В местах дежурств необходимо иметь пла каты с правилами оказания первой помощи и
{30
с наглядными примерами проведения искус ственного дыхания.
Для пополнения медицинского оборудова ния и медикаментов, входящих в набор апте чек, на каждом участке, в каждой смене дол жны быть выделены ответственные лица.
17. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Поражение человека электрическим током может быть при непосредственном прохожде нии его через тело человека, при внешнем воздействии электрической дуги или при том и другом одновременно. Степень воздействия электрического тока на организм человека за висит от целого ряда физических и физиоло гических обстоятельств (величины и характе ра тока, продолжительности его воздействия, от общего состояния человека в момент пора жения и т. д.) и может вызвать различные по характеру и тяжести поражения. Электриче ский ток, проходя через тело человека, вызы вает изменения во внутренних органах, часто не оставляя никаких внешних признаков. Иногда электрический ток вызывает наруж ные повреждения: электрические знаки, ожоги
иэлектрометаллизацию кожи.
Вряде случаев при поражении электриче ским током может наступить так называемая «мнимая смерть», т. е. потеря признаков жиз ни вследствие наступивших функциональных расстройств деятельности сердца и дыхания,
которые после применения искусственного ды-
9* 131