Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При открытии маховичка 3 вентиля-затвора

Ч

углекислота выходит из баллона через раструб

 

4 под большим давлением, что вызывает бур­

 

ное испарение и переход части углекислоты

*

в снегообразное состояние.

Каждый исправный и заряженный углекис­

 

лотный огнетушитель пломбируют двумя плом-

 

Рис. 26. Углекислотный огнетушитель

бами: одна ставится на маховичке 3, другая — на предохранительном колпачке.

Огнетушители на электровозах и электро­ поездах должны быть в полной исправности и всегда готовыми к действию. Количество уг­ лекислоты в каждом огнетушителе должно пе­ риодически, не реже одного раза в три меся­ ца, проверяться взвешиванием. Этот контроль обычно возлагают на работников пожарной охраны или производственно-технического от­

дела электродепо.

Для углекислотных огнетушителей типа ОУ-2, ОУ-5 и СНУ-8 нормальный вес заряда должен быть соответственно: 1,4—1,5; 3,45— 3,65 и 5,5—5,7 кг.

* В том случае, когда вес заряда снизился для ОУ-2 до 1,25 кг, для ОУ-5 — до 2,85 кг и для ОУ-8 — до 4,7 кг, огнетушитель нужно перезарядить или заменить. На огнетушитель 1 при этом вешают бирку с указанием даты

проверки.

Для предохранения баллона от взрыва при увеличении давления на вентиль-затворе уста­ навливают мембрану, разрывающуюся при по­ вышении давления внутри огнетушителя до 210 ат, что соответствует нагреву огнетушите­ ля до температуры 55° С. Поэтому огнетуши­ тель не должен подвергаться прямому нагре­ ву электрическими печами, солнечными луча­ ми или другими источниками тепла. Не допу­ скаются удары по баллону и другим частям огнетушителя, а также срыв пломб без надоб­

ности.

При возникновении пожара на электро­ поезде или электровозе машинист должен перевести на нулевое положение рукоятки контроллера, выключить вспомогательные ма­ шины и быстродействующий выключатель, опустить пантограф, остановить поезд и от­ ключить рубильник аккумуляторной батареи.

Кнопочный выключатель на электровозе должен быть заблокирован. Ключ КУ вместе с реверсивной рукояткой контроллера маши­ нист берет с собой. На моторвагонных поездах краны воздухопроводов пантографов, от кото­ рых получает питание горящий вагон, ставят­ ся в положение «Ручное». Машинист должен остановить состав в удобном для тушения по­ жара месте и открыть автоматические двери. Останавливать поезд около деревянных плат­

125


форм и домов, на мостах, под путепроводами, в тоннелях и других местах, не допускающих высадку пассажиров, воспрещается.

Одновременно машинист подает сигналы пожарной тревоги.

После остановки поезда необходимо убе­ диться в том, что пантографы действительно опустились и контактный провод в случае его пережога не касается пантографов или других частей крышевого оборудования.

В случае заедания пантографа в верхнем положении или падения оборванного контакт­ ного провода на опущенный пантограф разре­ шается заземлить контактную сеть. На элек­ тровозе это можно сделать включением зазем­ ляющего разъединителя или контактора, для чего нужно открыть дверь высоковольтной ка­ меры.

При остановке поезда на уклоне электровоз­ ная и поездная бригады должны принять ме­ ры к затормаживанию состава. После этого машинист немедленно приступает к тушению пожара с помощью имеющихся средств — ог­ нетушителей и песка.

Горящие провода, электрическую аппарату­ ру и электромашины можно гасить только с помощью углекислотных огнетушителей и су­ хого песка. Деревянные части кузовов вагонов моторвагонного электропоезда разрешается тушить пенными огнетушителями и водой. По­ жар на крыше до снятия напряжения в кон­ тактной сети локализуют углекислотными ог­ нетушителями и песком.

Применять пенные огнетушители для туше­ ния пожара на электровозе при наличии на-

126

пряжения категорически воспрещается, так как струя пены электропроводна и случайное попадание ее на детали, находящиеся под вы­ соким напряжением, может привести к пора­ жению электрическим током человека, держа­ щего огнетушитель.

Для тушения пламени углекислотный огне­ тушитель берут левой рукой за имеющуюся на горловине ручку, направляют раструб на огонь, а правой рукой срывают пломбу и отвертыва­ ют маховичок вентиля. Касаться раструба рукайи не рекомендуется, так как при работе огнетушителя его температура резко понижает­ ся. Раструб нужно направлять на нижнюю часть горящего предмета. Жидкое горючее (бензин, масло и т. д.) нужно тушить, начиная с края, и пытаться перекрыть струей углекис­ лоты всю поверхность горящей жидкости. При этом струю углекислоты нужно подводить к поверхности жидкости наклонно, чтобы не раз­ брызгать ее и не увеличить размеры пожара.

Пожар можно тушить также забрасывая огонь песком.

В случае, когда пожар угрожает акку­ муляторной батарее, нужно после выключения ее рубильника на панели управления (распре­ делительном щитке), разрезать или отсоеди­ нить несколько перемычек между банками и плотно закрыть крышку ящика.

После пожара локомотивная бригада долж­ на осмотреть электровоз или электропоезд. Если есть серьезные повреждения, без кото­ рых дальнейшая работа невозможна, электроподвижной состав доставляется в депо при опущенных пантографах.

127


И. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

16. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Большую роль в сохранении жизни постра­ давшего, в сохранении его трудоспособности, а также в правильном лечении различного ро­ да травм и повреждений человеческого тела играет правильная и своевременная первая (доврачебная) медицинская помощь. Поэтому каждый работник железнодорожного транс­ порта должен уметь правильно оказать пер­ вую помощь пострадавшему при любом виде повреждений. С этой целью с работниками же­ лезнодорожного транспорта и особенно с ра­ ботниками локомотивного хозяйства необхо­ димо периодически проводить занятия, в осно­ ве которых должны лежать элементарные по­ нятия о действии электрического тока на орга­ низм человека, изучение способов оказания первой помощи пострадавшим и применение их на практике. Эти занятия должны прово­

дить высококвалифицированные

технические

и медицинские работники.

что первая

Не следует, однако, забывать,

доврачебная помощь отнюдь не заменяет вра­ чебную помощь и потому, оказав ее, необхо­ димо вызвать к пострадавшему врача или на-

128

править его в лечебное учреждение. При ока­ зании первой доврачебной помощи нужно

помнить:

^оказанием п.омощи должен руководить один человек. Оказывать ее надо спокойно, уверенно, не проявляя суетливости и руковод­ ствуясь основным правилом: не нанести вреда пострадавшему неумелыми действиями;

2)при извлечении пострадавшего из-под вагона, электровоза, из-под обломков при об­ валах и т. п. нужно действовать особенно осто­ рожно, чтобы не усилить его страданий и не усугубить тяжести повреждения;

3)укладывать пострадавшего в безопасном

месте нужно так, чтобы ему было удобно. Нужно ослабить части одежды, стягивающие его тело, — пояс, воротник, лиф и т. д.;

4) при тяжелых повреждениях необходимо принимать срочные меры помощи: дать воды, валериановых капель, приступить к искусст­ венному дыханию, остановке кровотечения

ит. д.

Вдепо, на локомотивах, в местах постоян­

ных дежурств бригад необходимо иметь аптеч­ ку с набором следующих медикаментов и ме­ дицинского инвентаря: индивидуальные асеп­ тические перевязочные пакеты; набор бинтов разных размеров; марля; вата; йодная настой­ ка в пузырьке с притертой пробкой, а лучше в ампулах; жгут или закрутка для остановки кровотечения; раствор борной кислоты для промывания глаз; сода питьевая (двууглекис­ лая), нашатырный спирт в ампулах; марган­ цевокислый калий в кристаллах; эфирно-вале­ риановые капли; стаканчик для приема ле-

9 Зак. 1)7

129



карств; набор шин (фанерных, складных) для обеспечения неподвижности костей при раз­ личного рода переломах, вывихах; белый стрептоцид; мыло, полотенце, электрический фонарь (свечи,спички).

йодную настойку (5%-ный спиртовой рас­ твор йода) используют для наружного приме­ нения как антисептическое средство при ра­ нении кожных покровов. Окружающие рану участки кожи смазывают раствором йода. Ра­ ну йодом не заливают, а слегка засыпают по­ рошком белого стрептоцида, после чего накла­ дывают повязку.

При нервном возбуждении и нарушении дея­ тельности сердечно-сосудистой системы внутрь принимают как успокаивающее средство 20— 30 эфирно-валериановых капель с небольшим количеством воды.

Для полоскания полости рта и зева, про­ мывания глаз как антисептическое средство применяют раствор борной кислоты.

Нашатырный спирт используют для вдыха­ ния при обморочных состояниях.

Марганцевокислый калий в кристаллах применяют как антисептическое обеззаражи­ вающее средство в водных растворах для про­ мывания ран, смазывания ожогов, полоска­ ния рта.

Кроме указанного, необходимо иметь но­ силки для переноски пострадавших, аппарат для проведения искусственного дыхания, на­ бор инструментов для раскрывания рта, вы­ тягивания и удержания языка и т. д.

В местах дежурств необходимо иметь пла­ каты с правилами оказания первой помощи и

{30

с наглядными примерами проведения искус­ ственного дыхания.

Для пополнения медицинского оборудова­ ния и медикаментов, входящих в набор апте­ чек, на каждом участке, в каждой смене дол­ жны быть выделены ответственные лица.

17. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Поражение человека электрическим током может быть при непосредственном прохожде­ нии его через тело человека, при внешнем воздействии электрической дуги или при том и другом одновременно. Степень воздействия электрического тока на организм человека за­ висит от целого ряда физических и физиоло­ гических обстоятельств (величины и характе­ ра тока, продолжительности его воздействия, от общего состояния человека в момент пора­ жения и т. д.) и может вызвать различные по характеру и тяжести поражения. Электриче­ ский ток, проходя через тело человека, вызы­ вает изменения во внутренних органах, часто не оставляя никаких внешних признаков. Иногда электрический ток вызывает наруж­ ные повреждения: электрические знаки, ожоги

иэлектрометаллизацию кожи.

Вряде случаев при поражении электриче­ ским током может наступить так называемая «мнимая смерть», т. е. потеря признаков жиз­ ни вследствие наступивших функциональных расстройств деятельности сердца и дыхания,

которые после применения искусственного ды-

9* 131