Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Помимо изложенных мер предосторожности при обслуживании электроподвижного соста ва постоянного тока, необходимо дополни тельно знать ряд условий безопасности, спе цифических для электроподвижного состава переменного тока.
На электровозах переменного тока серий ВЛ60 и ВЛ80 применена система пневматиче ских блокировок дверей высоковольтной каме ры с защитным вентилем. В отличие от элек тровозов постоянного тока, где высоковольт ная катушка защитного вентиля питается от пантографа через дополнительное сопротивле ние, на электровозах переменного тока эта ка тушка питается от третьей обмотки главного трансформатора, находящейся под напряже нием 380 в.
При выключении главного выключателя главный трансформатор отключается и катуш ка защитного вентиля обесточивается. Если в этом случае будут выключены кнопки пан тографов, а пантограф почему-либо не опу стится, дверь в высоковольтную камеру остает ся разблокированной. Поэтому перед тем как войти в высоковольтную камеру, нужно обя зательно убедиться в том, что пантограф опу стился. Ключ КУ и реверсивная рукоятка, как и на электровозах постоянного тока, должны быть у лица, находящегося в высоковольтной камере.
Подъем на крышу электровозов перемен ного тока предусмотрен из высоковольтной камеры через люк в крыше без дополнитель-.. ных блокировок. Однако в связи с высоким"' напряжением подъем на крышу под контакт-
108
ным проводом, находящимся под напряжени ем, категорически воспрещен. Подниматься на крышу разрешается только на путях, не имеющих контактного провода, или при снятом напряжении с контактной сети и ее зазем лении.
Если на перегоне или станции потребуется подняться на крышу, машинист должен свя заться с электродисиетчером и потребовать снятия напряжения.
При нахождении на крыше и особенно при проверке работы главного выключателя нель зя находиться вблизи ножей разъединителя, которые при повороте могут нанести травму.
При проверке работы вспомогательных ма шин от деповской сети переменного тока на пряжением 380 в нужно иметь в виду, что за щитный вентиль отключен и пневматические блокировки не запирают дверей высоковольт ной камеры. Для того чтобы не попасть в этом случае под напряжение, входить в высоко вольтную камеру при подключенном кабеле категорически воспрещается.
На двери камеры нужно вывешивать пре дупредительный плакат с надписью: «Не вхо дить, электровоз под напряжением».
Перед включением питания вспомогатель ных машин от внешнего источника перемен ного тока выключают главный выключатель, опускают пантографы, вспомогательную об мотку силового трансформатора отсоединяют от вспомогательной цепи с помощью разъеди нителя, на который вывешивают плакат «Пе реключение запрещается».
Если вспомогательные цепи не будут от
109
ключены от обмотки трансформатора, то за счет обратной трансформации на первичной и вторичной обмотках может появиться напря жение, опасное для жизни.
Проверка вспомогательных цепей в депо под напряжением 380 в от постороннего источ ника должна производиться в присутствии и под контролем мастера или дежурного по депо.
На электровозах ВЛ60 с № 1750 и ВЛ80 для устранения возможности входа в высоко вольтные камеры при питании вспомогатель ных цепей от деповской сети 380 в применена специальная система блокирования деповско го контактора К (рис. 24), через который пи тание подается на розетки вспомогательных цепей, со шторами высоковольтных камер. С этой целью под кузовом электровоза уста навливают розетку 343, в цепь которой вклю чают электрические блокировки штор высоко вольтной камеры 341 и 342 (рис. 24, а ). К этой розетке подключают цепь управления контак тором К. Таким образом, только при замы кании электрических блокировок 341 и 342 мо жет быть включен контактор К и возможна работа вспомогательных машин, подключен ных к сети электродепо через провода 108, 109 и ПО (рис. 24, б). Если одна из штор не за крыта, ее блокировка разрывает цепь контак тора К и напряжение на вспомогательные це пи не подается.
При регулировке аппаратов на панели уп равления игнитронами должна соблюдаться.^ особая осторожность. Работы производят с использованием защитных средств — резино-
110
I вых перчаток и диэлектрических ковриков с обязательным наблюдением второго лица.
Перед началом работ на электровозе^нуж но снять заряд с конденсаторов, который мо-
£ жет сильно травмировать человека.
а) |
|
к |
|
|
т нзг1 |
|
|||
гг |
|
■ {У |
* |
|
|
|
)3 » |
50В |
|
34/ |
I |
'---------- * |
||
-гг нт |
|
|
||
Ч) |
|
|
' |
|
|
|
|
||
|
-4^'г~ |
)т |
||
380К |
-4|Н— |
ч 109 |
||
.110 |
||||
|
|
|
||
|
■4 ч г |
---- ^ >А* * |
||
|
|
97(38) |
¥ \ |
У189(190)
*-------------- |
1 ------- |
) --------------- |
И Вспомогательным машинам
Рис. 24. Схема блокировок безопасности при питании вспомогательных цепей от деповской цепи
Как известно, внутри игнитронов находит ся ртуть, пары которой вредно действуют на человека. При нормальных условиях, когда ^вентиль запаян, ртуть не может выйти из иг-
рнитрона. Однако при прожоге корпуса игнит5Грона пары ртути могут выйти наружу, а при больших прожогах сама ртуть может вылить-
ся на пол или на раму игнитронной установ ки и начать испаряться. Если отверстие в кор пусе игнитрона небольшое, его можно зама зать пластилином, а при большом отверстии— закрыть прессшпаном, асбестом и т. д. и обма зать по краям пластилином или забандажировать изоляционной или киперной лентой.
При проливании ртути на пол электровоза его необходимо на аварийной схеме или с по мощью другого локомотива доставить в депо, поставить на специально выделенное стойло или в отведенное место на тракционных путях с тем, чтобы пары ртути находились возмож но дальше от людей. При прожоге корпуса и появлении паров ртути в высоковольтной ка мере входить в нее и в машинное помещение можно только в противогазах, препятствую щих проникновению этих паров в легкие чело
века. |
игнитронов |
используют |
Для охлаждения |
||
антифриз— ядовитую |
жидкость. |
Поэтому ес |
ли антифриз попал на руки, необходимо их тщательно промыть и насухо вытереть. Выти рают или промывают пол и другие предметы, на которые попал антифриз. Уборку электро воза в этом случае лучше проводить в рукави-- цах. Тряпки и концы, которыми вытирали пол, а также посуду из-под антифриза нель зя вносить в кабину и хранить там.
14. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКИПИРОВКЕ
Для набора песка электровоз устанавли вают на экипировочную канаву под пескораз даточными бункерами. В экипировочных уст-
112
рройствах открытого и закрытого типа контакт ная сеть секционируется таким образом, что бы можно было снять или подать напряжение на каждый путь.
Ь/ Участок контактной сети над каждой ка навой обычно находится под напряжением, и только на время экипировки и осмотра напря жение снимается.
Напряжение с контактной сети подается и снимается секционными разъединителями, приводы, которых имеют дистанционное уп равление при помощи кнопок, размещенных в специальном шкафу, установленном в между путье.
При порче системы дистанционного управ ления приводом секционного разъединителя можно также управлять вручную с помощью специальной съемной рукоятки. При этом дол жны быть выполнены требования безопасно сти Так же, как при подаче и снятии напряже ния в депо.
Для удобства и безопасности производства работ по экипировке пескораздаточные уст ройства оборудуют специальными мостиками, лестницами и стационарными площадками по всей длине электровоза на уровне крыши. Пло щадки и лестницы в зимнее время очищают от снега и льда.
Безопасность работ при экипировке обес печивают системой сигнализации и блокиро вок, действующих в зависимости от положе-
«ния секционного разъединителя. Она имеет следующие устройства:
двухцветную световую сигнализацию — красный огонь сигнализирует о наличии на-
8 Зак. 117 |
113 |
пряжения в контактной сети над экипировоч ной позицией, зеленый огонь — об отсутствии напряжения в контактной сети;
двухцветную световую сигнализацию в шкафу управления и в смотровой канаве, по казывающую положение секционного разъ единителя — красный огонь — включен, зе леный — отключен;
двухцветную световую сигнализацию вход ных светофоров. Красный огонь указывает на отсутствие напряжения в контактной сети — въезд в депо запрещен; зеленый огонь разре шает въезд в депо— контактная сеть под на пряжением;
блокировку моторных приводов разъедини телей, которая позволяет заземлять контакт ную сеть только при снятом с нее напряжении; блокировки калиток для входа на крышу электровоза. Они связаны с разъединителем контактной сети и не позволяют открыть ка литку при напряжении в контактной сети или подать напряжение в контактную сеть при от
крытой или незапертой калитке.
Разберем принцип действия сигнализации и блокировки экипировочных устройств элек тровозов.
Система сигнализации состоит из четырех электрических цепей: моторного привода на* пряжением 220 в переменного тока; сигналь ных ламп контактной сети и шкафов управле
ния, а также звукового |
сигнала, питающих |
|||
ся |
переменным |
током |
напряжением 220 |
в |
(рис. 25, а)\ ходового |
реле (1МР-2МР) по |
|||
стоянного тока напряжением 12 в (рис. 25, |
б) |
|||
и |
сигнальных |
ламп входного светофора |
и |
114
. в**л й
V и з
|
12В |
|
ЧРП |
гмр |
7 = ^ " |
|
МР |
тЗа- |
Р и с . 2 5 . С х е м а с и г н а л и з а ц и и б е з о п а с н о с т и
при экипировке