Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо изложенных мер предосторожности при обслуживании электроподвижного соста­ ва постоянного тока, необходимо дополни­ тельно знать ряд условий безопасности, спе­ цифических для электроподвижного состава переменного тока.

На электровозах переменного тока серий ВЛ60 и ВЛ80 применена система пневматиче­ ских блокировок дверей высоковольтной каме­ ры с защитным вентилем. В отличие от элек­ тровозов постоянного тока, где высоковольт­ ная катушка защитного вентиля питается от пантографа через дополнительное сопротивле­ ние, на электровозах переменного тока эта ка­ тушка питается от третьей обмотки главного трансформатора, находящейся под напряже­ нием 380 в.

При выключении главного выключателя главный трансформатор отключается и катуш­ ка защитного вентиля обесточивается. Если в этом случае будут выключены кнопки пан­ тографов, а пантограф почему-либо не опу­ стится, дверь в высоковольтную камеру остает­ ся разблокированной. Поэтому перед тем как войти в высоковольтную камеру, нужно обя­ зательно убедиться в том, что пантограф опу­ стился. Ключ КУ и реверсивная рукоятка, как и на электровозах постоянного тока, должны быть у лица, находящегося в высоковольтной камере.

Подъем на крышу электровозов перемен­ ного тока предусмотрен из высоковольтной камеры через люк в крыше без дополнитель-.. ных блокировок. Однако в связи с высоким"' напряжением подъем на крышу под контакт-

108

ным проводом, находящимся под напряжени­ ем, категорически воспрещен. Подниматься на крышу разрешается только на путях, не имеющих контактного провода, или при снятом напряжении с контактной сети и ее зазем­ лении.

Если на перегоне или станции потребуется подняться на крышу, машинист должен свя­ заться с электродисиетчером и потребовать снятия напряжения.

При нахождении на крыше и особенно при проверке работы главного выключателя нель­ зя находиться вблизи ножей разъединителя, которые при повороте могут нанести травму.

При проверке работы вспомогательных ма­ шин от деповской сети переменного тока на­ пряжением 380 в нужно иметь в виду, что за­ щитный вентиль отключен и пневматические блокировки не запирают дверей высоковольт­ ной камеры. Для того чтобы не попасть в этом случае под напряжение, входить в высоко­ вольтную камеру при подключенном кабеле категорически воспрещается.

На двери камеры нужно вывешивать пре­ дупредительный плакат с надписью: «Не вхо­ дить, электровоз под напряжением».

Перед включением питания вспомогатель­ ных машин от внешнего источника перемен­ ного тока выключают главный выключатель, опускают пантографы, вспомогательную об­ мотку силового трансформатора отсоединяют от вспомогательной цепи с помощью разъеди­ нителя, на который вывешивают плакат «Пе­ реключение запрещается».

Если вспомогательные цепи не будут от­

109



ключены от обмотки трансформатора, то за счет обратной трансформации на первичной и вторичной обмотках может появиться напря­ жение, опасное для жизни.

Проверка вспомогательных цепей в депо под напряжением 380 в от постороннего источ­ ника должна производиться в присутствии и под контролем мастера или дежурного по депо.

На электровозах ВЛ60 с № 1750 и ВЛ80 для устранения возможности входа в высоко­ вольтные камеры при питании вспомогатель­ ных цепей от деповской сети 380 в применена специальная система блокирования деповско­ го контактора К (рис. 24), через который пи­ тание подается на розетки вспомогательных цепей, со шторами высоковольтных камер. С этой целью под кузовом электровоза уста­ навливают розетку 343, в цепь которой вклю­ чают электрические блокировки штор высоко­ вольтной камеры 341 и 342 (рис. 24, а ). К этой розетке подключают цепь управления контак­ тором К. Таким образом, только при замы­ кании электрических блокировок 341 и 342 мо­ жет быть включен контактор К и возможна работа вспомогательных машин, подключен­ ных к сети электродепо через провода 108, 109 и ПО (рис. 24, б). Если одна из штор не за­ крыта, ее блокировка разрывает цепь контак­ тора К и напряжение на вспомогательные це­ пи не подается.

При регулировке аппаратов на панели уп­ равления игнитронами должна соблюдаться.^ особая осторожность. Работы производят с использованием защитных средств — резино-

110

I вых перчаток и диэлектрических ковриков с обязательным наблюдением второго лица.

Перед началом работ на электровозе^нуж­ но снять заряд с конденсаторов, который мо-

£ жет сильно травмировать человека.

а)

 

к

 

т нзг1

 

гг

 

■ {У

*

 

 

)3 »

50В

34/

I

'---------- *

-гг нт

 

 

Ч)

 

 

'

 

 

 

 

-4^'г~

)т

380К

-4|Н—

ч 109

.110

 

 

 

 

4 ч г

---- ^ >А* *

 

 

97(38)

¥ \

У189(190)

*--------------

1 -------

) ---------------

И Вспомогательным машинам

Рис. 24. Схема блокировок безопасности при питании вспомогательных цепей от деповской цепи

Как известно, внутри игнитронов находит­ ся ртуть, пары которой вредно действуют на человека. При нормальных условиях, когда ^вентиль запаян, ртуть не может выйти из иг-

рнитрона. Однако при прожоге корпуса игнит5Грона пары ртути могут выйти наружу, а при больших прожогах сама ртуть может вылить-


ся на пол или на раму игнитронной установ­ ки и начать испаряться. Если отверстие в кор­ пусе игнитрона небольшое, его можно зама­ зать пластилином, а при большом отверстии— закрыть прессшпаном, асбестом и т. д. и обма­ зать по краям пластилином или забандажировать изоляционной или киперной лентой.

При проливании ртути на пол электровоза его необходимо на аварийной схеме или с по­ мощью другого локомотива доставить в депо, поставить на специально выделенное стойло или в отведенное место на тракционных путях с тем, чтобы пары ртути находились возмож­ но дальше от людей. При прожоге корпуса и появлении паров ртути в высоковольтной ка­ мере входить в нее и в машинное помещение можно только в противогазах, препятствую­ щих проникновению этих паров в легкие чело­

века.

игнитронов

используют

Для охлаждения

антифриз— ядовитую

жидкость.

Поэтому ес­

ли антифриз попал на руки, необходимо их тщательно промыть и насухо вытереть. Выти­ рают или промывают пол и другие предметы, на которые попал антифриз. Уборку электро­ воза в этом случае лучше проводить в рукави-- цах. Тряпки и концы, которыми вытирали пол, а также посуду из-под антифриза нель­ зя вносить в кабину и хранить там.

14. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКИПИРОВКЕ

Для набора песка электровоз устанавли­ вают на экипировочную канаву под пескораз­ даточными бункерами. В экипировочных уст-

112

рройствах открытого и закрытого типа контакт­ ная сеть секционируется таким образом, что­ бы можно было снять или подать напряжение на каждый путь.

Ь/ Участок контактной сети над каждой ка­ навой обычно находится под напряжением, и только на время экипировки и осмотра напря­ жение снимается.

Напряжение с контактной сети подается и снимается секционными разъединителями, приводы, которых имеют дистанционное уп­ равление при помощи кнопок, размещенных в специальном шкафу, установленном в между­ путье.

При порче системы дистанционного управ­ ления приводом секционного разъединителя можно также управлять вручную с помощью специальной съемной рукоятки. При этом дол­ жны быть выполнены требования безопасно­ сти Так же, как при подаче и снятии напряже­ ния в депо.

Для удобства и безопасности производства работ по экипировке пескораздаточные уст­ ройства оборудуют специальными мостиками, лестницами и стационарными площадками по всей длине электровоза на уровне крыши. Пло­ щадки и лестницы в зимнее время очищают от снега и льда.

Безопасность работ при экипировке обес­ печивают системой сигнализации и блокиро­ вок, действующих в зависимости от положе-

«ния секционного разъединителя. Она имеет следующие устройства:

двухцветную световую сигнализацию — красный огонь сигнализирует о наличии на-

8 Зак. 117

113


пряжения в контактной сети над экипировоч­ ной позицией, зеленый огонь — об отсутствии напряжения в контактной сети;

двухцветную световую сигнализацию в шкафу управления и в смотровой канаве, по­ казывающую положение секционного разъ­ единителя — красный огонь — включен, зе­ леный — отключен;

двухцветную световую сигнализацию вход­ ных светофоров. Красный огонь указывает на отсутствие напряжения в контактной сети — въезд в депо запрещен; зеленый огонь разре­ шает въезд в депо— контактная сеть под на­ пряжением;

блокировку моторных приводов разъедини­ телей, которая позволяет заземлять контакт­ ную сеть только при снятом с нее напряжении; блокировки калиток для входа на крышу электровоза. Они связаны с разъединителем контактной сети и не позволяют открыть ка­ литку при напряжении в контактной сети или подать напряжение в контактную сеть при от­

крытой или незапертой калитке.

Разберем принцип действия сигнализации и блокировки экипировочных устройств элек­ тровозов.

Система сигнализации состоит из четырех электрических цепей: моторного привода на* пряжением 220 в переменного тока; сигналь­ ных ламп контактной сети и шкафов управле­

ния, а также звукового

сигнала, питающих­

ся

переменным

током

напряжением 220

в

(рис. 25, а)\ ходового

реле (1МР-2МР) по­

стоянного тока напряжением 12 в (рис. 25,

б)

и

сигнальных

ламп входного светофора

и

114

. в**л й

V и з

 

12В

 

ЧРП

гмр

7 = ^ "

 

МР

тЗа-

Р и с . 2 5 . С х е м а с и г н а л и з а ц и и б е з о п а с н о с т и

при экипировке