Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
(рис. 9, б), поршень не пропустит сжатый воз дух далее этой блокировки и пантограф не может быть поднят.
Схема включения пневматических блоки ровок дверей и лестниц на электровозе ВЛ22'1
Рис. 9. Пневматическая блокировка лестницы на кры
шу электровоза ВЛ22Мпри наличии сжатого воздуха и сложенной лестницы (а) и при разложенной лест нице (б)
приведена на рис. 10. Сжатый воздух от ре зервуара управления через первый деблоки рующий кран поступает в верхнюю полость цилиндра первой пневматической блокировки. Под давлением воздуха поршень опускается вниз, преодолевая действие пружины, и от-
38
'1
60
Рис 10. Схема включения пневматических блокировок в воздухопровод. цилиндров пантографов
крывает боковое отверстие, через которое воз дух может проходить к следующим блокиров кам лестниц и дверей высоковольтной камеры и далее через второй деблокирующий кран, разобщительные краны и возбужденные кла паны пантографов в цилиндры пантографов. В случае если поршень какой-либо блокиров ки не опустится ниже отверстия 7 (см. рис. 7), воздух далее пройти не сможет и пантограф не' поднимется даже при возбужденном кла пане пантографа.
Рукоятки обоих кранов деблокировки со единены вместе и при повороте их в положе ние деблокировки полости пневматических блокировок и клапанов пантографов соеди няются с атмосферой. При этом воздух вы ходит из цилиндра пантографа и блокировок, пантограф опускается, а блокировки разбло кируют двери высоковольтных камер, крыш ки люков или лестницы, ведущие на крышу электровоза.
Таким образом, на электровозе ВЛ22М пневматические блокировки открывают доступ в высоковольтную камеру или на крышу элек тровоза при выпуске воздуха из цилиндров пантографа. Однако в случае заедания пан тографа в поднятом положении или приварке полоза к контактному проводу возможно их разблокирование при наличии напряжения в силовых цепях.
Для устранения таких случаев на электро возах ВЛ23, ВЛ8, ВЛ10, ВЛ60 и ВЛ80 приме няется разработанная ЦНИИ МПС система
пневматических блокировок с защитным вен тилем, который позволяет разблокировать
40
пневматические блокировки только при сня тии напряжения с силовых цепей электрово за. Схема включения аппаратов при этой си стеме на электровозе ВЛ8 приведена на
МрышеВой
раз ксНи- |
Клапаны |
пантографов |
|
|
|
|
|
|
|
Крышевой |
|
|
|
|
|
разъединитель |
|
Пневматическая |
|
|
*50в |
_[Г Пнедмата |
|
блокировка |
Реле контроля |
1-3 ческан дли |
|||
'оп „ |
|
киривни |
|||
крышки люка |
защити! |
|
^ |
||
Пневматическая 'Л |
Ратл,|гУ | |
|
К- |
Шри |
|
блокировка двери |
|
пПантограф Ц|_1§ |
г |
||
|
|
1ГЗионии |
гз |
|
|
/ ж |
|
|
■о» Пантограф |
х е---- |
|
|
|
ОЪп е р е д н и й | лвг/,4 |
В/ВнП
Отрезервуара - управлении ^
Рис, 11. Электрическая и пневматическая схема вклю чения блокировок при системе безопасности с защит ным вентилем на электровозе ВЛ8
рис. 11. Включенный в схему защитный вен тиль в отличие от обычного включающего электромагнитного вентиля имеет две катуш ки: высоковольтную ВК и низковольтную НК. Высоковольтная катушка питается от панто* графа через дополнительное сопротивление Я. В эту же цепь включена катушка реле конт роля защиты Р-5Н, которое сигнализирует об обрыве цепи катушки защитного вентиля.
41
Низковольтная катушка получает питание от кнопки «Пантографы». Магнитные потоки, на водимые в магнитопроводе каждой катушкой, имеют одинаковое направление. Для сраба тывания защитного вентиля достаточно маг нитного потока, наводимого одной из катушек.
Пневматическую часть вентиля включают в цепь пневматических блокировок дверей вы соковольтных камер и крышки крышевого лю ка. Для подъема пантографа нажимают кноп ку «Пантографы». При этом низковольтная катушка защитного вентиля получает питание от цепи управления, вентиль срабатывает, разобщает полость пневматической блокиров ки с атмосферой и соединяет с резервуаром управления. Сжатый воздух проходит после довательно через защитный вентиль и пнев матические блокировки дверей и крышки лю ка к клапанам пантографа, запирая высоко вольтные камеры и вход на крышу.
После нажатия кнопки «Пантограф задний» или «Пантограф передний» возбуж дается соответствующий клапан пантографа, воздух поступает в цилиндр пантографа и пантограф поднимается. Высоковольтная ка тушка защитного вентиля при этом возбуж дается, усиливая магнитный поток, созданный низковольтной катушкой.
При выключении кнопок «Пантограф задний» или «Пантограф передний» и «Панто графы» и нормальном опускании пантографа обе катушки защитного вентиля обесточивают ся и система пневматических блокировок со единяется с атмосферой.
Если по каким-либо причинам напряжение
42
с пантографа не снимается, то высоковольтная катушка останется возбужденной и пневмати ческие блокировки останутся в рабочем со стоянии. Таким образом, вход в высоковольт ную камеру и на крышу электровоза при на личии напряжения в силовых цепях электро воза невозможен. Такая система безопасно сти электроподвижного состава является наи более совершенной. В случае применения схе мы с -защитным вентилем электрические бло кировки дверей высоковольтной камеры не устанавливаются.
На электровозах переменного тока ВЛ60 и ВЛ80 питание высоковольтной катушки защит ного вентиля из-за очень высокого напряжения сети (25 000 в) подается не от пантографа, а от обмотки вспомогательных цепей главного трансформатора (380 в). Кроме того, на этих электровозах крышевые люки находятся в вы соковольтных камерах и не требуют специаль ного блокирования их крышек.
На электровозах предусматривают также надежную защиту обслуживающего персона ла от попадания под напряжение в случае обрыва контактного провода и падения его на опущенный пантограф. На электровозах по стоянного тока ВЛ8, ВЛ22М и ВЛ23 с этой целью применяют заземляющие разъедините ли или контакторы, устанавливаемые над дверью высоковольтной камеры. Заземляю щие контакторы на электровозе ВЛ22Мобес печивают также безопасное обслуживание при заедании пантографа в верхнем положении в том случае, когда машинист начинает осмат ривать или ремонтировать аппаратуру сило
43
вых цепей, предварительно не убедившись в том, что пантограф действительно опустился.
Разъединители заземления КЗ-1 (рис. 12), которыми оборудованы электровозы ВЛ8 и ВЛ23, имеют неподвижный контакт 1', .укреп-
Рис. 12; Разъединитель заземления КЗ-1
ленный на фарфоровом изоляторе 2. К непо движному контакту подводят провод от пан тографа. Подвижный двойной контактный нож 3 шарнирно крепится на стойке 4, соеди ненной с «землей» и укрепленной на стенке 5 кожуха разъединителя. Нож 3 с помощью ре гулируемой тяги 6 связан с шарнирным меха низмом 7, укрепленным на стенке высоко вольтной камеры и изменяющим положение тяги 6 в зависимости от положения двери
44
в высоковольтную камеру. При закрытой две ри тяга 6 находится в верхнем положении и нож 3 выключен. При открытой двери высо ковольтной камеры тяга опускается вниз и нож 3 ‘ замыкается с неподвижным контак том /. Полное замыкание разъединителя про исходит при открытой двери на 100—120 мм.
Рис. 13. Заземляющий контактор КН-7
На электровозах ВЛ22М раньше устанав ливались и находятся еще в эксплуатации за земляющие контакторы типа КН-7 (рис. 13). Контакторы имеют неподвижный контакт, ук репленный на кронштейне 1, который смонти рован на текстолитовой стойке 2, и подвиж ный контакт 7, укрепленный на рычаге 6, ко торый шарнирно связан с кронштейном 3, также укрепленным на стойке 2. Верхний кронштейн 1 соединен проводом с пантогра
45
фом, а нижний 3 — с каркасом кузова элек тровоза.
Подвижный рычаг 6 шарнирно связан с рычагом 4, имеющим на конце ролик 5, кото рый входит в фигурный вырез специальной планки, укрепленной в верхней части двери. При открывании двери ролик 5, следуя по фи гурному вырезу, перемещает рычаг 4 вверх и замыкает контакты, соединяя пантограф с землей. При закрытой двери эти контакты размыкаются.
Для уменьшения случаев перебросов дуги между контактами заземляющих контакторов и разъединителей внутри высоковольтной ка меры некоторых электровозов ВЛ22Мустанав ливают специальные щитки, затрудняющие
доступ ионизированного |
воздуха из |
камеры |
к заземляющим аппаратам. |
|
|
Если при наличии заземляющих разъеди |
||
нителей или контакторов |
машинист |
или его |
помощник откроет дверь в высоковольтную камеру при неопустившемся пантографе, То заземляющий аппарат замкнет накоротко кон тактную сеть через пантограф с землей, что вызовет срабатывание защиты на тяговой под станции и, как следствие, снятие напряжения с контактной сети. Короткое замыкание кон тактной сети произойдет и в случае падения оборванного контактного провода на лыжу опущенного пантографа при открытой двери в высоковольтную камеру. Человек же во всех этих случаях избежит попадания под напря
жение.
На электровозах переменного тока перед началом работ заземляют цепи первичной
46
и вторичной обмоток трансформатора. За земление первичной обмотки необходимо для предохранения обслуживающего пер сонала от попадания под напряжение в случае появления его на пантографе (напри мер, при падении оборванного контактного провода на опущенный пантограф). Вторич ные цепи высокого напряжения заземляют для снятия с них емкостного заряда.
Заземление осуществляют с помощью спе циальных заземлителей и изолирующих штанг. На электровозах ВЛ80 и ВЛ60 последних вы пусков для заземления первичной обмотки трансформатора используется нож разъедини теля главного выключателя ВОВ-25-4, кото рый в отключенном состоянии замыкает высо ковольтный ввод на специальный заземлен ный контакт.
К высоковольтному оборудованию элек тровозов постоянного тока возможен доступ также через двери и щиты боковых стенок вы соковольтной камеры, которые машинист от крывает или снимает при осмотре или ремон те аппаратуры. Отсутствие блокировок безо пасности на этих дверях или щитах может привести к поражению человека электриче ским током в том случае, когда машинист, на рушая требования безопасности, приступит к работе при закрытой двери высоковольтной камеры и поднятом пантографе или при паде нии оборванного контактного-провода на опу
щенный пантограф.
На электровозах ВЛ8, ВЛ23 и ВЛ22Мпри меняют механические блокировки боковых дверок и щитов с дверями высоковольтных ка-
47
48
мер. На рис. 14 показана схема блокировки боковых дверок (через которые возможен до ступ к высоковольтному оборудованию). Над боковыми дверками 1 проходит блокировоч ный вал 2, который может вращаться в шар нирах 4. К валу приварены пластины 3, запи рающие, дверки в закрытом положении. На конце вала насажен диск 5, имеющий на на ружной цилиндрической поверхности углубле ние. Вал поворачивается вручную с помощью рукоятки 10. На торцовой стене высоковольт ной камеры электровоза установлено блокиро вочное коромысло 6, которое может вращать ся относительно оси 7. Один конец коромысла 6 имеет ролик, который катится по диску 5. При заблокированных дверках высоковольтной камеры углубление фигурного сектора ока зывается под роликом. Ролик коромысла все время' прижимается к диску 5 под действием пружины 8. Коромысло установлено так, что если ролик находится в углублении диска, то второй конец коромысла с упором распола гается над верхней планкой 9 двери высоко вольтной камеры. Следовательно, при забло кированных боковых дверках механическая блокировка не мешает открыванию и закры ванию двери торцовой стенки камеры. При за крытой двери под упором коромысла оказы вается планка двери 9, которая ограничивает поворот коромысла 6. Блокировочный вал при этом нельзя перевести в разблокирующее две ри положение, так как ролик не сможет вый ти из углубления в диске 5 из-за опускания второго конца коромысла с упором на план ку 9 (рис. 14, б). Поворот блокировочного ва-
4 Зак. 117 |
49 |