Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ла из этого положения возможен только при открытой двери, когда под упором коромысла окажется вырез в планке 9 (рис. 14, а). По ворот диска 5 вызовет подъем ролика и пово рот коромысла, при котором упор войдет в вырез планки 9. Теперь уже нельзя будет за крыть дверь камеры до тех пор, пока блоки ровочный вал не будет переставлен в заблокирующее дверки положение.
Повернуть вал в заблокированное поло жение при открытой хотя.бы одной дверки вы соковольтной камеры нельзя, так как пласти ны 3 упрутся в дверки /. Такая система блоки ровки обеспечивает открытие любой боковой дверки только при открытой двери высоко вольтной камеры, которая в свою очередь за счет системы пневматических блокировок с за щитным вентилем может быть открыта толь ко при опущенном пантографе и отсутствии высокого напряжения на аппаратах электро воза. Подъем пантографа при этом невозмо жен до закрытия дверей высоковольтной ка меры.
На электровозе ВЛ8 дверки обеих боковых сторон сблокированы с одной входной дверью высоковольтной камеры. На электровозе ВЛ23, имеющем две входные двери в высо ковольтную камеру, дверки каждой стороны сблокированы с одной из входных дверей
камеры.
На электровозах ВЛ22Мбоковые стены вы соковольтной камеры закрыты двумя рядами съемных щитов. На большинстве электрово зов этой серии применена механическая бло кировка щитов, аналогичная рассмотренной
50
системе. Над верхними съемными щитами 4 (рис. 15) проходит блокировочный вал 1, вра щающийся в шарнирах 2; к валу приварены пластины 3, запирающие съемные щиты 4. На конце вала 1 насажен диск 5 с углублением.
Рис. 15. Система блокировки щитов высоко
вольтной камеры электровоза ВЛ22М, разра ботанная Новочеркасским заводом
На диске укреплена рукоятка 6. С помощью коромысла 7, поворачивающегося относитель но оси 8, под действием пружины 9 или дис ка 5 осуществляется связь между положением блокировочного вала 1 и дверью высоковольт ной камеры, имеющей сверху планку 10 ана логично системе блокировок электровозов ВЛ8 и ВЛ23.
Съемные щиты каждой стороны камеры сблокированы с соответствующей дверью, как и на электровозах ВЛ23.
4* 5
Для того чтобы нельзя было снять нижние щиты при поднятом пантографе, верхние щи ты устанавливают с перекрытием верхней ча сти нижних щитов. Такая система блокиров ки обеспечивает снятие любого щита высоко вольтной камеры только при опущенном.-, пан-
Рис. 16. Система блокировки щитов вы соковольтной камеры с блокирующей тя
гой (электровоз ВЛ22М-)
тографе. Однако она не препятствует подъему пантографа при не установленных па место щитах, что является недостатком такой систе мы блокировок.
Часть электровозов ВЛ22М и Сс оборудо вана системой блокировок, показанной на рис. 16. Здесь на всей длине высоковольтной камеры расположена тяга 1, имеющая за порные шипы 2 и 3 верхних и нижних щитов.
52
Тяга перемещается в скобах 4 под действием усилия, прикладываемого к рукоятке 5. Пере мещение тяги ограничивается упорами 10. Ру коятка 5 укреплена на квадратном конце ва ла 6, расположенного в вентиляционном кана ле, и может поворачиваться только вместе с валрм 6. На другом конце вала жестко укреп лена планка 7. На каркасе высоковольтной камеры укреплена защелка 8, имеющая стер жень, который под действием пружины выхо дит из корпуса защелки влево.
На левой стойке двери укреплена планка 9, нажимающая при открытой двери па стержень защелки 8. Аналогичные защелки 11 установ лены на продольном уголке каркаса высоко вольтной камеры против каждого верхнего съемного щита. При установке щит нажимает на стержень и утопляет его в корпус защелки.
При закрытой двери в высоковольтную ка меру стержень защелки 8 находится в крайнем левом положении и препятствует повороту ва ла 6 по часовой стрелке, так как планка 7 упирается в стержень защелки 8. Запорные шипы 2 и 3 тяги 1 находятся против щитов и не дают возможности снять их.
Для снятия щитов необходимо открыть дверь высоковольтной камеры с тем, чтобы планка 9 нажала на стержень защелки 8. При этом планка 7 освобождается и вал 6 может быть повернут с помощью рукоятки 5 при вращении ее по часовой стрелке. Тяга 1 пере мещается влево и шипы 2 и 3 устанавливают ся против соответствующих вырезов в верх нем и нижнем щитах, что позволяет снимать их. При снятии верхних щитов стержни заще
53
лок 11 выходят из корпусов и препятствуют перемещению тяги вправо и повороту вала 6. Так как пластина 7 оказывается левее план ки 9, то закрыть двери без перемещения тяги нельзя. Поворот рукоятки 5 против часовой стрелки и перемещение тяги 1 вправо можно осуществить только при установленных верх них щитах высоковольтной камеры, которые нажмут на стержни защелок И и утопят их.
Таким образом, данная система блокиро вания исключает возможность снятия щитов при закрытой двери высоковольтной камеры и не позволяет закрыть дверь, а следователь но, и поднять пантограф при отсутствии па месте хотя бы одного верхнего щита.
На некоторых дорогах применяют более простые блокировки щитов, состоящие - из стальных полос, устанавливаемых перед щи тами и запираемых висячими замками, ключ от которых надевают на одно кольцо с клю чом КУ. Эта система блокирования обеспечи вает снятие щитов при выключенных кнопках пантографов. Однако она позволяет поднять пантографы при не установленных на место щитах.
Н а ч е х о с л о в а ц к и х э л е к т р о в о з а х ЧС1, ЧС2 и ЧСЗ машинист при входе в высоковольтные камеры или на крышу элек тровоза берет с собой вместе с ключом ЭГГГ и ключ выключателя управления ВУ. Безо пасность при работе обеспечивается также си стемой электрических блокировок щитов, ограждающих высоковольтные аппараты, и лестниц для подъема на крышу. Кроме того, имеются специальные блокировочные элек-
54
тромагнитные защелки, удерживающие щиты в закрытом положении. На рис. 17 приведена схема включения электрических блокировок и электромагнитных защелок электровоза ЧС2.
Кры ш еВы е разъединит ели |
|
т окоп р и ем н и ков |
/ |
А. |
<г<; |
003 |
|
ооо |
|
|
|
|
||
|
Заземлит елъ |
|
|
|
||||||
|
К силовым цепям |
г-ГвЧ!' |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Электроконтакт - |
|||||
|
|
|
■¡HfrcLy 0051 |
|
ны е |
за щ елки щ и |
||||
блокировочно/е кон |
|
546, +506 |
|
т ов |
вшсоковолът- |
|||||
|
,Предохрани |
ных |
кам ер |
|
||||||
т акт ы лест ницы |
|
1 |
т ель. |
Во |
3520 - 3525 |
|
||||
на к р ы ш у |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||||
э л е к т р о в о за |
и033 |
0053 |
О Ш |
|
|
|
||||
3600-3607 ' |
|
|
|
L, ‘ Й,Т |
9 - |
- Т ^ |
Т |
|||
|
|
|
|
|
—О1О * |
S - |
т Щ £т |
|||
блокировочные |
контик - 0.053 |
563 |
||||||||
тон щитов |
В/8 |
камер |
|
|
г |
^ |
т |
|||
| В9квб.1\ |
J В9кобП\ |
|
|
|
||||||
|
|
|
t |
g |
r |
|||||
D- 305 |
f |
1 |
306 1 |
|
|
|
||||
351 |
350 |
352 |
|
353 |
|
|
т ф |
т |
||
|
■ } |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
4 |
938 |
|
ц Щ Х |
||
В ы к л ю |
|
|
|
|
Клапаны |
|||||
чатели |
|
|
|
|
|
панто- |
|
|
|
|
панто - |
|
|
|
|
|
грофив |
|
|
|
|
граф ов |
|
|
|
|
О939 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 17. Схема электрических блокировок безопасное' ти на электровозе ЧС2
Силовые схемы электровоза питаются от пан тографов через крышевые разъединители то коприемников 003 и 004. Перед тем как войти в высоковольтную камеру электровоза, необ ходимо опустить пантографы, отключить кры-
55
шевые разъединители токоприемников и за землить силовую цепь разъединителем 005, получившим название «заземлитель». Вклю чение заземлителя 005 вызывает замыкание
|
цепи электромагнит |
|||||
|
ных защелок 3620— |
|||||
|
3625, |
|
которые |
при |
||
|
этом |
|
отпирают |
щи |
||
|
ты |
высоковольтной |
||||
|
камеры. |
|
|
|
||
|
Электрой а г н и т- |
|||||
|
ная |
защелка |
типа |
|||
|
37В (рис. 18) состо |
|||||
|
ит из кожуха 1, ко |
|||||
|
торый |
|
вместе |
с |
||
|
крышкой |
2 |
образу |
|||
|
ет |
магнитопровод. |
||||
|
В кожухе находится |
|||||
|
катушка |
8, |
намо |
|||
|
танная |
на |
бакели |
|||
|
товом |
каркасе |
9. |
|||
|
Внутри катушки мо |
|||||
|
жет |
|
перемещаться |
|||
Рис. 18. Электромагнитная |
вверх |
И |
вниз якорь |
|||
защелка типа 37В |
10 вм есте со |
ш тиф . |
том 5 и шайбой 7, навинченной на резьбу штифта и предохраняе мой от развинчивания контргайкой 6. На шай бу 7 действует пружина 4, упирающаяся вто рым концом в колпак 3, укрепляемый на крыш ке 2. Под действием пружины якорь 10 находит ся в нижнем положении, своим концом входит в соответствующее отверстие в щите высоко вольтной камеры и не дает возможности снять его. Только при включении катушки 8 под на-
56