Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
(паровой побудитель), которая расположена внутри жаровой камеры.
В некоторых случаях для обеспечения лучшей цир куляции жидкости подогреватели снабжаются специаль ными насосами.
Жидкость в этих подогревателях используется для подогрева двигателя, а продукты сгорания направ ляются под картер для подогрева масла.
Электрические подогреватели обычно применяются
для подогрева охлаждающей жидкости в системе охлаж дения и масла в картере двигателя. Электрические по догреватели представляют собой электронагревательные
элементы той или |
иной конструкции, |
вмонтированные |
в соединительные |
патрубки системы |
охлаждения или |
размещены в масляном картере двигателя. Широкого
распространения в лесной промышленности электриче ские подогреватели не получили из-за большого потреб ления электрической энергии. Средняя потребляемая мощность электрических элементов, устанавливаемых на
автомобильных двигателях ЗИЛ-120 и ЯАЗ-204А, со ставляет от 1,0 до 3,0 кет. Электронагревательные при боры для двигателей ЯАЗ-204А применяются с открытой и закрытой спиралью. Электронагревательный прибор с открытой спиралью (рис. 17) представляет собой спи раль из нихромовой проволоки диаметром 2 мм и дли ной 2000 мм, намотанной на крестовину, изготовленную из строительного шифера. Электронагреватель устанав ливается в патрубке, соединяющем масляный радиа
тор с нижним патрубком радиатора. Ток подается через сварочный трансформатор с понижением напряжения до
65 в. При пользовании электронагревательными прибо
рами с открытой спиралью автомобиль находится под напряжением, а поэтому его рекомендуется заземлить.
На рис. 18 показан электронагревательный прибор с закрытой спиралью из фехралевой проволоки для дви гателя ЯАЗ-204А. Спираль помещена внутри трубки,
заполненной изолирующим наполнителем (порошок окиси магния). Электронагреватель устанавливается на месте удаленного патрубка, соединяющего двигатель с радиатором. Он представляет собой завитую в спи раль трубку диаметром 13 мм, внутри которой поме
щается фехралевая спираль из проволоки диаметром 1,2 мм и длиной 19,5 м. Нагревательный элемент изоли-
72
3
Рис. 17. Электронагревательный элемент с открытой спи ралью для двигателя ЯАЗ-204А:
/—нагревательный элемент; 2—нихромовая спираль; 5-крестовина из строи тельного шифера
Рис. 18. Электронагревательный элемент с закрытой спиралью для двигателя ЯАЗ-204А
73
рован асбестом и помещен в кожух из листовой стали. Подобные подогреватели могут быть использованы
и для подогрева масла в картере двигателя. Воздушные и газовоздушные подогреватели по своей
конструкции представляют сочетание устройства для на гревания воздуха и вентиляционной установки для его подачи к двигателю или к другим агрегатам машины.
Воздух нагревается в специальных теплообменни
ках или путем смешивания его с горячими отработанны ми газами, специально сжигаемого в подогревателе того или иного топлива. В связи с тем, что воздух имеет сравнительно низкую теплоемкость и незначительный коэффициент теплоотдачи, на прогрев двигателя тре буется значительное количество горячего воздуха или газа и прогрев происходит сравнительно медленно.
Из индивидуальных подогревателей на лесовозных
тракторах и автомобилях наиболее распространены комбинированные подогреватели, у которых использует ся два теплоносителя: пар или горячая вода и отрабо танные газы. Рассмотрим устройство и работу основных индивидуальных подогревателей, устанавливаемых на лесовозных машинах.
На автомобиле УралЗИС-355М устанавливается ком бинированный индивидуальный подогреватель (рис. 19), обеспечивающий прогрев двигателя паром и топочны ми газами.
Подогреватель состоит из корпуса 5, жарового ци линдра 7, образующего камеру сгорания, и гофрирован ной трубы для отвода газов, приваренной к жаровому цилиндру. Пространство, расположенное между внут ренними стенками корпуса подогревателя и наружными стенками жарового цилиндра и трубы для отвода газов,
заполняется 4,5 л воды. Для заливки воды имеется гор
ловина с крышкой, запирающейся пружинным затвором.
Пар из подогревателя в водяную рубашку двигателя поступает через пароотводную трубку, приваренную
к верхнему дну корпуса. К дну камеры сгорания прива рен патрубок 9, служащий для подвода воздуха от элек тровентилятора 6.
Работа подогревателя и прогрев двигателя осущест вляются следующим образом. Подогреватель заправ ляют водой и топливом. В заправленную камеру сгора ния нагнетается воздух от электровентилятора. При сго-
74
4
Рис. 19. Индивидуальный предпусковой подогреватель автомобиля УралЗИС-355М:
/ — патрубок подогрева масла; 2~газопровод; 3—крышка люка водяной ру башки; 4—пароотводящая трубка; 5—корпус подогревателя; 6—электро- вентилятор; 7—жаровой цилиндр; 8—лампа жидкого топлива; 9 — патрубок подвода воздуха
рании топлива, |
выделяющееся тепло |
нагревает воду |
и превращает |
ее в пар, который |
по пароотводной |
трубке 4 направляется в водяную рубашку двигателя.
Продукты сгорания от подогревателя направляются по трубе под картер для прогрева масла. Нагретое масло в картере несколько прогревает подшипники коленча того вала.
В качестве топлива для подогревателя можно приме нять бензин или твердое топливо (древесные чурки).
75
Если используют чурки, то на дно камеры сгорания устанавливают колосниковую решетку с большим коли чеством отверстий, а при использовании бензина — спе
циальную лампу с резервуаром для топлива 8.
При использовании бензина в качестве топлива роз жиг осуществляется следующим образом. 0,5 л бензина заливают в резервуар лампы и спичкой или горящим факелом воспламеняют. После этого лампу вставляют в камеру сгорания, закрывают крышку и включают электровентилятор.
Применяя твердое топливо, следует взять несколько кусков, смочить их бензином, положить на откидную
крышку камеры сгорания, поджечь и сбросить в камеру.
Затем включить электровентилятор и несколько при
крыть заслонку воздухопровода. После этого камеру сгорания загрузить сухими чурками в количестве 2 кг
или древесного угля 0,4 кг. Чтобы сгорание было без дымным и бесшумным, независимо от применяемого топлива, надо регулировать количество нагнетаемого воздуха заслонкой воздухопровода.
Топливо сгорает за 13—15 минут. При температуре
окружающего воздуха ниже —30° завод рекомендует
повторно прогреть двигатель, заливая в подогреватель
2—2,5 л воды и половину заправляемого топлива.
Перед началом прогрева двигателя следует отвер нуть гайку штуцера крышки водяной рубашки и соеди нить шлангом штуцер с паровой трубой подогревателя.
Одновременно следует установить съемный патрубок
между трубой отвода газов и патрубком нижнего кар тера.
Ускорить прогрев и облегчить пуск двигателя можно, если после розжига подогревателя закрыть капот авто мобиля и накрыть его утеплительным чехлом. Более легкий пуск двигателя достигается, если его начать через 10—15 минут после окончания прогрева (парооб
разования), так как за это время подшипники значи тельно повысят свою температуру. Летом подогреватель следует снимать с автомобиля.
Для обеспечения быстрого пуска двигателей ЯАЗ-204А, установленных на автомобилях МАЗ-200
и МАЗ-501, они оборудуются электрофакельным пуско вым подогревателем воздуха и ламповым пусковым подогревателем для подогрева охлаждающей жидкости
76
в системе охлаждения и масла в картере двигателя. Двигатели ЯАЗ-206Б и некоторые двигатели ЯАЗ-204А вместо лампового подогревателя оборудуются безлампо-
вым. Безламповые подогреватели по сравнению с лампо
выми обладают большей надежностью в работе и воз
можностью управлять прогревом из кабины води теля.
Электрофакельный пусковой подогреватель обеспечи
вает быстрый пуск двигателя при температуре окружаю щего воздуха от +5 до —5°. При температуре окружаю щего воздуха ниже —5° предпусковой прогрев двигателя должен осуществляться при помощи лампового или безлампового подогревателя. Электрофакельный подогре ватель воздуха (рис. 20) состоит из поршневого насоса 6 для подачи топлива, топливного бачка 7, корпуса подо гревателя 3, прикрепленного к крышке одного из люков воздушной камеры блока, катушки зажигания 4 со све чой зажигания 1 и форсунки 2. Рукоятка насоса и вклю
чатель катушки зажигания 8 выведены в кабину.
Свеча зажигания должна включаться за 1—2 минуты до включения стартера с одновременной подачей дизель ного топлива к форсунке с помощью насоса. Электрофа кельный пусковой подогреватель должен подавать топ
ливо только во время вращения коленчатого вала при помощи стартера. В этом случае пламя горящего топли ва засасывается в цилиндры двигателя, нагревает стенки
камеры сгорания и повышает температуру в- конце
сжатия.
Ламповый подогреватель (рис. 21) состоит из тепло обменника 3 (котла), лампы подогрева 1 и трубопрово дов. Теплообменник, укрепленный на крышке масляного
радиатора, состоит из корпуса, внутри которого распо ложена жаровая камера, образующая полость между
корпусом и жаровой трубой. В верхней части камера
соединена с патрубком водяного насоса, а внизу через
специальный |
обводной трубопровод. 7 с |
задней |
частью |
водяной рубашки двигателя. Ёмкость |
камеры |
1,5 л. |
|
В обводном |
трубопроводе перед нижним патрубком |
теплообменника имеется дроссельная заслонка 6, откры вая которую можно обеспечить циркуляцию жидкости через канал.
Жаровая камера вверху имеет горловину, в которую
устанавливается лампа подогрева; внизу — выходной
77
Рис. 20. Электрофакельный подогреватель воздуха:
/ — свеча зажигания; 2—форсунка; 3—корпус подогревателя; 4—катушка зажигания; 5—топливопровод; 6—насос для пода чи топлива; 7—топливный бачок; 8~выключатель катушки зажигания
Рис. 21. Ламповый подогреватель:
/—лампа подогрева топлива; 2—верхний патрубок; 3—теплообменник; 4—спускной краник; 5—направляющая газов; 6—дроссельная заслонка; 7—обводной трубопровод; 8—патрубок водяного насоса
патрубок, к которому присоединена направляющая га зов 5, соединенная с кожухом под поддоном.
Горячие газы, поступая под поддон, прогревают мас ло в картере двигателя.
Для более эффективного прогрева двигателя внутри жаровой камеры установлен змеевик, состоящий из двух трубок. Нижние концы трубок соединяются с полостью теплообменника, а верхние переходят в сопло, введенное
в верхний патрубок 2, соединенный с патрубком водя ного насоса. Работа лампового подогревателя осущест
вляется следующим образом. Горячие газы, направлен ные в горловину подогревателя, проходя через жаровую камеру, через ее стенки отдают часть тепла охлаждаю щей жидкости и направляются под картер двигателя,
где нагревают масло. Охлаждающаяся жидкость, нагре тая в подогревателе, поднимается к выводному патрубку
79