Файл: Кравченко, Петр Ефимович. Усталостная прочность учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

необратимые сдвиги, обусловливающие зарождение усталостной микротрещины, должны появиться лишь при напряжениях, больших предела упругости. Однако опыт показывает, что для большинства металлов предел выносливости ниже предела упругости. Почему же линии сдвигов, являющиеся первопричиной усталостной микротре­ щины, появляются и при напряжениях, меньших предела упруго­

сти?

Ответ на этот вопрос следует искать в неоднородности мелко­

кристаллического металла. Состоя из множества кристаллических,

различно

расположенных

зерен

раз­

ной величины, такой

металл

под

действием

прикладываемых

нагрузок не

может деформироваться вполне равно­ мерно во всей своей массе: упругие свой­ ства металлов неодинаковы по разным направлениям,, и для того чтобы одно зерно приняло отвечающую его упруго­ сти! новую форму, оно иногда должно, потеснить соседнее зерно настолько, что в последнем появятся уже неупругие де­ формации, неупругие сдвиги. Эти сдви­ ги служат источником нагревания образ­ ца при его испытании на усталость.

Неупругие сдвиги, появившиеся при растяжении, насильственно могут быть

Рис. 19. Образование ус­ талостной микротрещины у поверхности образца

уничтожены при сжатии. Однако при сжатии могут возникнуть но­

вые сдвиги, уничтожаемые при растяжении, и т. д.

Сначала эти сдвиги могут быть не видны в микроскоп но по мере их повторения они постепенно обнаруживаются потому что сопровождаются разрушением, своего рода перемалыванием кри­ сталлов по трущимся друг о друга поверхностям.

Можно думать, что кристалл разбивается на множество мелких обломков и осколков, которые частично поворачиваются и смеща­ ются, ослабляя тем самым прочность кристалла.

По мере увеличения числа нагружений этот беспорядок в строе­ нии кристаллов все увеличивается и, наконец, приводит их в такое состояние, когда они перестают выдерживать существующие напря­ жения. Только в этот момент начинается образование трещины, а всякая трещина, как только она образовалась, внедряется в массу металла.

Следует, однако, помнить, что разрушению, перемалыванию

кристаллов подвержена отнюдь не вся масса металла. Первые ли­ нии сдвигов действительно появляются в разных местах и по всей

поверхности образца, но дальнейшее развитие их вскоре останав­

ливается,

они как бы застывают в своем начальном виде. Только

в одном,

очевидно, наиболее слабом месте эти лини1» enr-nr^r, ио.

прерывно множатся, растут и, наконец, сливаются в микротрещину.

Следовательно, «уставание» металла связано с по-

втооением пластической деформации лишь в отдельных слабых зернах и с исчерпанием прочности лишь в этих

зернах.

37


Чем меньше таких зерен, чем однороднее металл, тем меньше вероятность зарождения микротрещины и тем больше выносливость металла.

Очевидно также, что разрыхление и перемалывание

зерен, приводящие к зарождению

усталостной трещи-

 

ны,

превалируют

лишь

 

при

напряжениях

боль­

 

ших, чем предел выносли­

 

вости/

напряжениях,

 

При

 

меньших

предела

вынос­

 

ливости,

превалирующее

 

значение

имеет

упрочне­

 

ние слабых'зерен, так как

 

предельных

искажений

 

атомной

решетки в

этих

 

случаях

не наблюдается.

 

Для

количественного

Рис. 20. Кривые роста усталостной

решения задачи.об

уста­

трещины: 1—с концентрацией на­

лостном разрушении, И.

Н.

пряжений, 2—без концентрации на­

Афанасьев

использует

пряжений

статистические

законы

и

 

положения теории вероят­

ности, исходя из которых наиболее правдоподобно объ­ ясняются влияние масштабного фактора на выносли­ вость (§ 10, пункт «б») и другие закономерности явле­ ния усталости.

Так, теория Афанасьева хорошо объясняет тот обще­ известный факт, что с ростом среднего растягивающего

напряжения цикла предельная амплитуда напряжений, выдерживаемых металлом, понижается, а при увеличе­ нии средних сжимающих напряжений, наоборот, — по­ вышается.

Это различие находит свое объяснение в неодинако­ вом распределении напряжений по зернам металла при растяжении и при сжатии. При растяжении металла на­ ходящиеся в нем поры и неметаллические включения на­ грузки на зерна не передают. Более того, раскрываясь при нагружении, они создают концентрацию напряже­ ний.

При сжатии все надрезы, закрываются и посредством

контакта по их поверхности передают действующую на­ грузку. Поэтому при сжатии зерна металла окажутся

38


нагруженными более равномерно, вероятность наличия перегруженных зерен уменьшится, а предельная ампли­ туда напряжений увеличится.

Вследствие этого указанное различие в величинах предельных амплитуд будет тем меньшим, чем однород­ нее металл. И если бы металл был совершенно однород­ ным, то предел выносливости его совпал бы с пределом

текучести и не зависел бы от знака средних напряжений.

В заключение приведем некоторые сведения об усталостной макротрещине. Эта трещина образуется обычно незадолго до окон­ чательного разрушения детали. Примерно 70—90% от общего числа циклов, необходимых для разрушения (при неизменной амплитуде

напряжений), деталь работает без трещины'[5]. Момент зарождения трещины и увеличение ее длины на вале из конструкционной стали

. показаны на рис. 20. Распространение усталостной трещины идет по линиям сдвигов, вызванным повторными нагружениями, или парал­ лельно им. Если напряжения, действующие в изделии, незначи­

тельно превышают предел выносливости, то трещина распростра­

няется избирательным образом, принимая зигзагообразную, очень неровную форму. При значительных перегрузках, наоборот, тре­ щина имеет прямолинейную форму. Ширина усталостной трещины колеблется в пределах от 0,01 до 0,1 мм.

Глава III

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ВЕЛИЧИНУ ПРЕДЕЛА ВЫНОСЛИВОСТИ

ПРИ СИММЕТРИЧНЫХ ЦИКЛАХ

Выносливость гладкого образца, имеющего диаметр порядка 10 мм и испытанного в обычных лабораторных условиях, нельзя отождествлять с выносливостью де­ тали, заданных конфигурации и размеров и работаю­

щей в реальных условиях нагружения.

Недопустимость такого отождествления обусловлена тем, что выносливость является функцией ряда факто­

ров, сказывающихся на ее величине и обычно не учи­

тываемых

при

расчетах

на действие

статической на­

грузки.

факторы условно могут быть разделены

Все эти

на две группы:

1) группу

факторов, не

учитываемых в

расчетах деталей на выносливость, и 2) группу факто­ ров, влияние которых на выносливость достаточно ве­ лико и поэтому должно отражаться в расчетах.

§ 9. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫХ В РАСЧЕТАХ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

К числу факторов, обычно не учитываемых в расче­ тах на выносливость, можно отнести следующие: форму кривой изменения напряжений и частоту изменения на­ пряжений, объемный наклеп и перенапряжения, паузы при испытаниях, температуру испытаний и направление волокон детали.

а) Зависимость величины предела выносливости от формы кривой и частоты изменения напряжений

Закон изменения переменного напряжения во време­

ни может быть весьма разнообразным. В большинстве случаев при исследованиях на выносливость прини­ мается синусоидальный закон изменения напряжений,

40



что обусловлено не только наибольшей

простотой его

осуществления, но и тем, что во многих

вращающихся

деталях машин

напряжения изменяются

именно по это­

му закону: ось

(рис. 1), вагонные оси и т.

п.

Результаты испытаний, полученные при нагружениях по синусоидальному закону, без корректировки полно­ стью распространяются на другие формы кривой, хотя

достаточных опытных данных, подтверждающих воз­

можность такого переноса, нет. Немногочисленные ис­ следования по этому вопросу показывают,- что форма кривой изменения напряжений мало влияет на величину предела выносливости. Поэтому можно считать, что ве­ личина предела выносливости для данного материала зависит только от величины и знака напряжений ®тахи omin. Исходя из этого, можно, например, считать, что случаи изменения напряжений, приведенные на рис. 21,

будут эквивалентны, ес­

 

 

ли атах

и

cmin

во

всех

 

 

случаях одинаковы.

 

 

 

 

Частота

изменения

 

 

напряжений в

деталях

 

 

машин

 

колеблется

в

 

 

широких пределах. Од­

 

 

нако

эксперименталь­

 

 

ные исследования, про­

 

 

веденные

на

гладких

G/nm

а

образцах диаметром

5

Д—----------- йрь'.кя

—10

 

не обнаружи­

 

 

ли заметного

влияния

 

 

частоты нагружений на

 

 

величину передела

вы­

 

 

носливости.

В

различ­

 

 

ных источниках приво­

 

 

дятся

некоторые

пре­

Рис. 21. Эквивалентность напряжений

дельные

частоты,

пре

вышение которых ведез

при различных законах изменения их

к незначительному повышению предела . выносливости гладких образцов. Поведение надрезанных образцов

при изменении частоты нагружений еще недостаточно изучено. Имеются лишь указания на то, что при значи­ тельной концентрации напряжений и воздействий кор­ розионной среды предел выносливости с уменьшением частоты нагружений понижается.

41