Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Капитан Ю. Ф. Брайко.

ность. Быстро темнело. Суденышки включали ходовые огни.

Проскочить все Азовское море для «Ракет» было делом трех с половиной часов. И мы успели. Ворвались в Мариуполь с последней полоской вечерней зари. Внезапный ужас охватил порт-надзирателей. Вероятно, они приняли нас за вражеский десант. Почему-то радио­ грамма о нашем подходе запоздала и не была им со­ общена. Возбужденные, веселые и гордые, капитаны собрались на флагманской «Ракете». Рассказывали о своих впечатлениях, ощущениях и событиях в походе.

С рассветом «Ракеты» покинули Мариуполь. Таган­ рогский залив встретил крутой зыбью и встречным ветром. Это был последний переход морем. Через три

159

часа показались буи Ростовского канала, и караван влетел в Дон. Тут уже «Ракеты» чувствовали себя в своей стихии. Кончились тряска, удары волн, неприят­ ные содрогания корпусов.

Ошвартовались в городе, у набережной. Нас встре­ тил командир отряда А. А. Елуферьев и, не давая опом­ ниться, направил «Ракеты», идущие на север, на бун­ керную базу. Приняв топливо, попрощавшись с това­ рищами, остающимися сдавать свои суда в Ростове, мы утром включили моторы и ринулись в путь. Мель­ кали селения, города, шлюзы, мосты. С наступлением темноты становились на ночевку, для того чтобы с рассветом снова пуститься в плавание.

Самым большим затруднением для нас было оты­ скать место швартовки. Нас не пускали ни к одному причалу, ни к одному дебаркадеру. Все они принадле­

жали какой-нибудь организации,

и швартовались к

ним только суда этой организации.

«Дикому» судну

буквально некуда было приткнуть нос. Безвыходность порождает находчивость. Мы облюбовали дебаркаде­

ры спортивных

обществ. Правда, и

на них

сначала

встречали неприветливо.

головная

«Раке­

Подлетает к

такому дебаркадеру

та», швартуется.

Дежурная по дебаркадеру — обычно

это бывали женщины — машет руками

и кричит:

Пошла вон! Здесь нельзя чалиться! Отвали­

вайте!

Ак головной уже с ревом пристает следующая «Ра­ кета», а за ней еще шесть. Дежурная в ужасе.

Саранча желтая! Откуда только вас несет. От­ валивайте!

Дежурную окружают полуголые, загорелые, в противосолнечных очках и беретах «ракетчики». Каждый старается, как умеет, выпросить разрешение.

160



—■Мамочка, клянусь честью. Утром вы еще будете видеть сладкие сны, как нас уже след простынет, как ветром сдует. Только переночевать. Слово моряка,— басит Брайко, прикладывая руку к волосатой груди,— честное слово.

— Я не думал, что в Куйбышеве такие милые де­

журные,— вкрадчиво

подъезжает

к дежурной

капитан

Кох. — Приветливые,

культурные,

гостеприимные...

Ну как тут отказать?

 

 

— Ладно уж. Ночуйте. Только утром чтобы и духа

вашего здесь

не было, — смеется

дежурная и

уходит.

...Несется «желтая

саранча»,

пугая своим

рокотом

и количеством

проходящие мимо

тихоходные

парохо­

ды. Ведь «Ракет» еще очень мало, они в новинку.

ВКуйбышевском море караван подхватывает шторм. Поддает здорово. Но все-таки это не Черное и не Азовское моря. Не страшно.

ВГорьком караван уже ждет В. И. Лаврентьев.

— Ну, ребята, ставьте свои «Ракеты» в затон, а

сами отправляйтесь на вокзал. Слушайте, кому куда надо ехать.

Он читает длинный список. Все получают новые назначения. Василий Ипатьевич остается в Горьком. Он будет ставить «Ракеты» на баржи-площадки, и они

тихонько поплывут

по

спокойным

рекам и каналам

в Архангельск. Там

их

перегрузят

на большой мор­

ской специально оборудованный лихтер «Курейка». От­

сюда они продолжат свой путь на

Енисей, Обь, Ир­

тыш. А мы, собрав наши маленькие

чемоданы, идем

на вокзал.

 

11 Ю. Д. Клименченко


 

ТАНКЕРЫ ИДУТ НА КОЛЫМУ

 

аместитель министра речного флота М. С.

Наза-

0 В ров вызвал к себе начальника экспедиции.

 

— Что, опять новое задание? — спросил, улы­

баясь,

Наянов.

 

— Угадали. Садитесь. Задание особое. Надо пере­

гнать

из Николаевска-на-Амуре на Индигирку и Ко­

лыму

четыре

танкера, груженные дизельным

топли­

вом.

Какие

танкеры?

 

—-

строят

Речные, по шестьсот тонн. Такие же, как

вКиеве, в Рыбинске.

Очень сложная ледовая обстановка в этом году

ввосточном секторе. Потом, открытый океан...

Все я понимаю. Но мы вынуждены рисковать.

Если не подвезем на Колыму топливо — район останет­ ся без него на год. Устье Колымы мелководно. Океан­ ские танкеры встают далеко на рейде. По многу раз бук­ сируются к ним плашкоуты, уставленные порожни­ ми бочками. Усилится ветер, волнение и работы пре­ кратятся. Да и сколько можно доставить топлива в бочках? А тут сразу 2500 тонн придут прямо на реку. И танкеры нужны пароходству. Они уже ему обещаны. С «моряками» договора на доставку топлива в этом

т

году не заключали. Решили это сделать сами. Вот такое положение.

Через полчаса вопрос был решен окончательно. Танкеры пойдут. К ним придаются два морских бук­ сировщика — «Мощный» и «Сильный», как обеспечи­ вающие.

Добровольцев лететь в Николаевск-на-Амуре при­ нимать там старые речные танкеры сразу не нашлось. Уж больно необычным казался рейс. Даже видавшие

виды экспедиционники пожимали плечами.

В

исто­

рии экспедиции такого еще не было.

из

Ар­

Правда, однотипные танкеры перегоняли

хангельска на Енисей, Обь, Лену, а вот дальше про­ вести их на Индигирку и Колыму не удавалось. Не успевали по времени. В Арктике наступала зима, тя­ желые льды закрывали проход. Путь лежал с восто­ ка. Но выпускать суда в открытый Тихий океан было боязно.

Консультировались со Службой мореплавания Ми­ нистерства морского флота, со специалистами в Ре­ гистре, с опытными полярниками. Ответы получали неопределенные. Всё будет зависеть от погоды и каче­ ства подкреплений судов. И вообще уже поздно. Опе­ рации такого рода в районах Охотского моря и Ти­

хого

океана прекращаются с первого сентября.

 

 

Четыре танкера стояли на заводе в

Николаевске.

Там им

подкрепляли

корпуса. Завод сильно запазды­

вал

с

выполнением

работ. Инженер

экспедиции

Е. М. Маркин

сообщал, что дело идет

медленно.

А

времени

оставалось мало. Шел август.

 

этот

 

Руководство

экспедиции

решило послать в

ответственный

рейс молодых капитанов — Ю. Глебова,

Г.

Выборнова,

Э. Реслакина, а на четвертый молодо­

го

не

нашлось.

Назначили

«старика» — А. И. Репина.

163


На обеспечивающее судно — морской буксир «Мощ­ ный» послали капитана экспедиции А. Сидельникова. Раньше он плавал на Дальнем Востоке и хорошо знал район. На втором буксире «Сильный» капитаном был дальневосточник С. Дружков. Теперь оставалось подо­ брать команды. Хотелось послать самых опытных, про­

веренных в арктических

плаваниях. Пока в отрядах —

в Ленинграде, Измаиле

и Архангельске — подбирали

людей, в Москве обдумывали переход.

Надо было снабдить танкеры специальными спа­ сательными плотами, навигационными картами, соз­ дать инструкцию для плавания, с учетом специфики перехода. Сбился с ног главный снабженец экспеди­ ции И. В. Соколов, но все же достал плоты, без ко­ торых Регистр не выпускал в море. Да еще какие! Самые современные!

Команды укомплектовали. Они погрузились в воз­ душный лайнер «ТУ-114» и вылетели в Хабаровск. Спо­ койно лететь в этом самолете. Бесшумно двигаются стю­ ардессы, убирают с подносиков посуду после вкусного обеда. Разговаривать не хочется. Каждый думает о своем.

Вот сидит капитан Юрий Иванович Глебов. Он не­ большого роста, у него умное лицо, чем-то отдаленно напоминающее лицо Гоголя. Пестрый пиджачок, чер­ ные брюки... Одежда, которая сейчас стала стандарт­ ной для многих людей. Вид явно неморской, но на самом деле Юрий Иванович моряк отличный, грамот­ ный и способный. Мысли его далеко от предстоящего перехода. Он думает о том, как не вовремя его по­ слали на Дальний Восток, надо получать квартиру, а его не будет. Справится ли без него Аня?

Рядом с ним Э. В. Реслакин. Ну, с ним мы уже знакомы. «Пятнадцатилетний капитан». Он погружен

164

I

Танкер перед выходом в море.

в чтение. На носу очки. Вот тут и видно, что Эдуард Васильевич не так уж молод, как это кажется на первый взгляд. Читает он лоцию Охотского моря. Вот это хорошо! Капитан должен знать заранее районы, в которых ему придется плавать.

Позади в кресле капитан Геннадий Иванович Вы­ борнов. Высокий, стройный, в хорошо сшитом костю­ ме. За глаза его называют «гардермарином». Навер­ ное, это прозвище пришло к нему из-за того, что он кончил Высшее военно-морское училище, и, хотя с тех пор прошло много времени, что-то осталось у него от лейтенанта флота. Выправка, может быть, манера

165