ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
держаться... А вот он думает о переходе. Его многое беспокоит, многое неясно, хотелось бы скорее попасть на судно, посмотреть его, проверить. Ну что ж, закон ное желание капитана. Особенно идущего в такой необычный рейс.
Алексей Иванович Репин дремлет. Он уже все об думал. Не хотелось лететь в Николаевск-на-Амуре, но что поделаешь? Приказ. И надо его выполнить в луч шем виде. Он спокоен. У Алексея Ивановича большой опыт. К капитанству он пришел нелегким путем. Дол го плавал матросом, потом боцманом и уже в пожи лые годы кончил курсы штурманов и получил диплом капитана. Капитан-практик. Самый ценный тип капи тана для экспедиции, с ее караванным плаванием, маленькими судами и бесконечными «полундрами» в море.
В хвосте самолета собрались механики. Они ре жутся в «козла». Рыжеволосый Женя Бажин играет азартно.
— Ну, чего ты ставишь, чего? Дупель ведь! — кри чит он своему партнеру, старшему механику Валерию Воронкову. Тот смущенно улыбается. Прозевал! Зато другая пара, Яша Макаревич и радист Коля Капу стин, играет молча, солидно. Они свысока посматри вают на препирающихся противников. Раз ссорятся — значит, противник в панике.
Старший помощник Г. И. Выборнова Боря Ирикин сияет золотыми нашивками, пуговицами, ослепи тельно белой рубашкой. Все у него по форме, все кра сиво, да и сам он парень приглядный. Вид морской и сам моряк. Летит он на танкер, пожалуй, даже с удо вольствием. Он бывал на Дальнем Востоке, любит этот край и не возражает встретиться с ним опять.
— О, ты не знаешь, какое там плавание, — говорит
166
Боря своему коллеге, старшему помощнику Валентину Кривиженко. — Увидишь — понравится.
Самолет летит над белыми ватными полями обла ков. За иллюминаторами солнце и чистое, прозрачное
голубое небо.... |
|
|
В Николаевске их встретил Маркин. |
работ. Вот |
|
— Все силы — на ускорение |
заводских |
|
под этим лозунгом будем жить. |
Иначе опоздаем и в |
|
море вас не выпустят. |
на стапелях. Работы |
|
На заводе танкеры стояли |
||
по подкреплению корпусов заканчивались. |
Капитаны |
осмотрели суда. Работой остались довольны. Какой-то скептик мелом в трюме метровыми буквами написал: «Куда лезете? Все равно утонете». Экспедиционников это напутствие не испугало. Подкрепление завод сде лал на совесть. Внушали опасения только машины. Они проработали достаточно много времени. Механи ки беспокоились. Выдержат ли двигатели путь в 3000 морских миль?
Оставались считанные дни до закрытия навигации для буксиров. С первого сентября буксировки морем прекращались, а о переходе речных судов и говорить было нечего. Во что бы то ни стало нужно выходить, а тут еще не прибыл обеспечивающий буксир «Мощ ный». Он задержался в ремонте.
26 августа «Мощный» пришел. Капитаны подписа ли акты. Танкеры вышли с завода. Оставалось при нять снабжение, загрузиться топливом. На это пошло еще два дня. Работали не считаясь со временем. День
или ночь — все равно. |
буксира снялись |
||
28 августа четыре танкера и два |
|||
со швартовых в свой опасный рейс. |
Головным |
шел |
|
буксир «Мощный», |
за ним — танкеры. |
Замыкал |
киль |
ватерную колонну |
буксир «Сильный». |
Погода не |
бла- |
167
гоприятствовала переходу. Дул восьмибалльный ветер.
В Сахалинском |
заливе сдали лоцманов. |
Надо было |
|||||
решать — идти |
ли |
дальше |
или |
стоять |
в |
ожидании |
|
улучшения |
погоды. |
Капитан |
Сидельников |
запросил |
|||
по радио мнение остальных капитанов: |
|
|
|||||
— Что |
будем делать? Стоять |
или попробуем идти |
до мыса Елизаветы и понаблюдаем, как поведут себя ваши танкеры. До мыса— 120 миль.
Капитаны танкеров не колеблясь согласились про должать путь. Все понимали, что продвигаться надо как можно скорее. Время позднее, и каждый час до рог. Шли трудно, волны достигали трех метров. Они свободно перекатывались через низко сидящие тан керы. Суда испытывали стремительную бортовую и килевую качку, а до настоящего моря было еще да леко.
У мыса Елизаветы Сидельников вновь вызвал ка питанов к микрофонам. Ответ он получил единодуш ный: «Идти».
В Охотском море погода не улучшилась. Юго-во сточный ветер то ослабевал до шести баллов, то уси ливался до восьми. Зыбь пошла крупнее.
30 августа в 4.00 у танкера «202» вышла из строя одна машина. Ход уменьшился вдвое. Танкер стал пло хо управляться. Не зря беспокоились механики. Из ношенные двигатели не выдержали и первого испыта ния.
Капитан, танкера «202» Реслакин просил взять его на буксир. Начались сложнейшие операции по прием ке и креплению буксирного троса. Вся маленькая команда танкера была вызвана на бак, вплоть до повара и радиста. Надо выбрать трос вручную. Ма ломощный брашпиль не потянет. Его оторвет от па лубы вместе с фундаментом. Подошел «Мощный».
168
Он сделал несколько попыток подать буксир. Наконец боцману Диденко удалось забросить проводник на «202»-й. Суда то проваливались в водяные ямы, то взле
тали на гребни волн. Буксир вот-вот |
лопнет. |
Но |
все |
|
же его закрепили. Капитан Сидельников сделал |
за |
|||
пись |
в вахтенном журнале: «Охотское море. В |
4.00 |
||
суда |
испытывают сильную смешанную |
качку. |
Ввиду |
выхода из строя одной из машин танкера «202» взял
его на буксир. В 14.30 получено |
сообщение о |
выходе |
||
из строя правого главного двигателя |
танкера |
«203». |
||
Даю распоряжение б/п «Сильному» |
принять |
его |
на |
|
буксир». |
ли |
на буксире |
или |
|
Неизвестно, что лучше — идти |
иметь возможность свободно маневрировать, уклонять ся от встречных волн, уменьшать ход, когда того тре бует обстановка. Вероятно, последнее. Но отстать, за
держать весь |
караван — нельзя. Прибавилась |
еще од |
на забота. Не |
лопнул бы буксирный трос. |
Выбрать |
его вторично не было сил. Но если бы моряки знали, что ждет танкеры впереди, все их невзгоды показа лись бы пустяками.
На подходе к первому Курильскому проливу ветер начал менять направление, барометр резко падал. В проливе поднялось волнение. Пошел дождь. Зловещие, черные тучи неслись с востока. Они скоро закрыли все небо. Стало темно. Прогнозы пришли самые неутеши тельные. Ожидался восточный ветер большой силы. Для каравана он был гибельным. Надо уходить в укры тие. В этом районе бухт, закрытых от всех ветров, нет. Наиболее близким был залив Камбальный на Камчатке. Он закрывал от восточного ветра, от ос тальных направлений бухта оставалась открытой. От места каравана до Камбального четыре часа форси рованного хода. Скорее туда, пока еще есть возмож-
169
ность двигаться вперед. В пять часов утра караван отдал якоря в бухте Камбальной, а в 18 часов начал ся ураган. Сила ветра достигла 47 метров в секунду. Суда вытравили свои якорные цепи до конца, работа ли полным ходом вперед, чтобы как-то удержаться на месте. Несмотря на укрытие и близость берега, суда зарывались носами в воду, волны ударяли в борта со страшной силой, угрожая сломать расположенные на палубах трубопроводы. Ночыо буксир «Сильный» сор вало с якорей и понесло в море. Вскоре сорвало и танкер «204». Там, где он стоял, грунт держал сквер но. Капитан «204»-го Глебов пытался поднять якоря, чтобы отдать их на новом месте, но плохо управляе мый танкер бросало, крутило, так что якорные цепи перепутались и судно лишилось последней возможно сти отстояться. Всю ночь несчастный танкер лавиро вал в бухте, среди бушующих волн, рискуя быть на несенным на другие суда. Только утром ему удалось подобраться к берегу и бросить перепутанные цепями якоря. Все-таки они его удержали. В это время капи тан Сидельников дал радиограмму начальнику экс педиции, находящемуся далеко на Севере: «2/9 Амдерма, т/х «Озерный-ЮЗ» ЦАПР Наянову.
15.40. МСК. Продолжаем отстаиваться в заливе Камбальный, ветер 12 баллов, залив кипит, суда сры- вает-с якорей. Дальнейшее наше продвижение по марш руту с отсутствием мест укрытия сопряжено с большим риском».
Никто не спал в эту ночь. Действительно, залив бурлил, как кипящий котел. Это не было преувели чением. Ветер поднимал водяную пыль, превращая ее в плотную завесу. Низкая облачность и дождь ухуд шали положение судов. Видимость стала минималь ной. Сорвало с якорей еще один танкер — «201».
170
На с н и м к е : группа моряков — участников перехода реч ных танкеров с Амура па Колыму.
С л е в а н а п р а в о : старший механик А. М. Соболев, стар ший помощник капитана Б. Н. Ирикин, капитан Э. В. Реслакин, старший помощник капитана Л. И. Молостовский, капи тан А. Т. Сидельников и капитан Ю. И. Глебов.
Утром второго дня пришло новое испытание. В бухте начали появляться водяные смерчи. 3 сентября радист «Мощного» Толя Осадчий принял прогноз — «ослабление восточного ветра с переходом на северозападный 8 баллов».
В заливе Камбальный оставаться теперь было вдвойне опасно. Ветер дул с моря, грунт держал пло хо, и суда легко могли быть вынесены на каменистый
берег. |
Выход оставался один — уходить. Сделать бро |
сок до |
Петропавловска-на-Камчатке. |
171
Прошли первый Курильский пролив. Вышли в от крытый океан. Крупная океанская волна подхватила маленькие суденышки. Их бросало, ставило на «попа», прижимало к воде. Крен достигал 55 градусов. Через
полтора суток |
вошли в |
Петропавловск. Капитан пор |
та, поздравив |
команды |
с благополучным приходом, |
сказал: |
|
|
— Придется вам тут зимовать, товарищи. Дальше обстановка еще опаснее.
Но никто и не думал о зимовке. Не выполнить за дание? Прервать рейс на половине пути, когда впереди чистая вода? Такого экспедиционники допустить не могли. Пока капитаны утрясали вопросы, связанные с дальнейшим продвижением судов, механики присту пили к ремонту машин. На танкерах «202», «203» и «204» вышли из строя двигатели.
Сидельников радирует Наянову: «Решение механи ков всей группы судов ремонт произвести своими си лами».
Нелегко далось такое решение механикам. Они знали, с какими трудностями придется столкнуться. Предложение внес старший механик коммунист Со болев:
—Я думаю, ребята, что мы должны сделать все работы сами. Только это может спасти перегон. Иначе...
—Сами? Понимаете, что вы говорите, Алексей
Михайлович? Где же нам самим справиться? Без ма стерских...
— Все понимаю. И вас тоже. А что придумаешь еще? Завод работает семь часов. Мы же будем рабо тать, сколько потребуется. Потом, пока завод начнет оформлять заказы, писать ведомости, сметы, разби раться в дефектах — сколько времени пройдет?
172