Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

держаться... А вот он думает о переходе. Его многое беспокоит, многое неясно, хотелось бы скорее попасть на судно, посмотреть его, проверить. Ну что ж, закон­ ное желание капитана. Особенно идущего в такой необычный рейс.

Алексей Иванович Репин дремлет. Он уже все об­ думал. Не хотелось лететь в Николаевск-на-Амуре, но что поделаешь? Приказ. И надо его выполнить в луч­ шем виде. Он спокоен. У Алексея Ивановича большой опыт. К капитанству он пришел нелегким путем. Дол­ го плавал матросом, потом боцманом и уже в пожи­ лые годы кончил курсы штурманов и получил диплом капитана. Капитан-практик. Самый ценный тип капи­ тана для экспедиции, с ее караванным плаванием, маленькими судами и бесконечными «полундрами» в море.

В хвосте самолета собрались механики. Они ре­ жутся в «козла». Рыжеволосый Женя Бажин играет азартно.

— Ну, чего ты ставишь, чего? Дупель ведь! — кри­ чит он своему партнеру, старшему механику Валерию Воронкову. Тот смущенно улыбается. Прозевал! Зато другая пара, Яша Макаревич и радист Коля Капу­ стин, играет молча, солидно. Они свысока посматри­ вают на препирающихся противников. Раз ссорятся — значит, противник в панике.

Старший помощник Г. И. Выборнова Боря Ирикин сияет золотыми нашивками, пуговицами, ослепи­ тельно белой рубашкой. Все у него по форме, все кра­ сиво, да и сам он парень приглядный. Вид морской и сам моряк. Летит он на танкер, пожалуй, даже с удо­ вольствием. Он бывал на Дальнем Востоке, любит этот край и не возражает встретиться с ним опять.

— О, ты не знаешь, какое там плавание, — говорит

166

Боря своему коллеге, старшему помощнику Валентину Кривиженко. — Увидишь — понравится.

Самолет летит над белыми ватными полями обла­ ков. За иллюминаторами солнце и чистое, прозрачное

голубое небо....

 

 

В Николаевске их встретил Маркин.

работ. Вот

— Все силы — на ускорение

заводских

под этим лозунгом будем жить.

Иначе опоздаем и в

море вас не выпустят.

на стапелях. Работы

На заводе танкеры стояли

по подкреплению корпусов заканчивались.

Капитаны

осмотрели суда. Работой остались довольны. Какой-то скептик мелом в трюме метровыми буквами написал: «Куда лезете? Все равно утонете». Экспедиционников это напутствие не испугало. Подкрепление завод сде­ лал на совесть. Внушали опасения только машины. Они проработали достаточно много времени. Механи­ ки беспокоились. Выдержат ли двигатели путь в 3000 морских миль?

Оставались считанные дни до закрытия навигации для буксиров. С первого сентября буксировки морем прекращались, а о переходе речных судов и говорить было нечего. Во что бы то ни стало нужно выходить, а тут еще не прибыл обеспечивающий буксир «Мощ­ ный». Он задержался в ремонте.

26 августа «Мощный» пришел. Капитаны подписа­ ли акты. Танкеры вышли с завода. Оставалось при­ нять снабжение, загрузиться топливом. На это пошло еще два дня. Работали не считаясь со временем. День

или ночь — все равно.

буксира снялись

28 августа четыре танкера и два

со швартовых в свой опасный рейс.

Головным

шел

буксир «Мощный»,

за ним — танкеры.

Замыкал

киль­

ватерную колонну

буксир «Сильный».

Погода не

бла-

167


гоприятствовала переходу. Дул восьмибалльный ветер.

В Сахалинском

заливе сдали лоцманов.

Надо было

решать — идти

ли

дальше

или

стоять

в

ожидании

улучшения

погоды.

Капитан

Сидельников

запросил

по радио мнение остальных капитанов:

 

 

— Что

будем делать? Стоять

или попробуем идти

до мыса Елизаветы и понаблюдаем, как поведут себя ваши танкеры. До мыса— 120 миль.

Капитаны танкеров не колеблясь согласились про­ должать путь. Все понимали, что продвигаться надо как можно скорее. Время позднее, и каждый час до­ рог. Шли трудно, волны достигали трех метров. Они свободно перекатывались через низко сидящие тан­ керы. Суда испытывали стремительную бортовую и килевую качку, а до настоящего моря было еще да­ леко.

У мыса Елизаветы Сидельников вновь вызвал ка­ питанов к микрофонам. Ответ он получил единодуш­ ный: «Идти».

В Охотском море погода не улучшилась. Юго-во­ сточный ветер то ослабевал до шести баллов, то уси­ ливался до восьми. Зыбь пошла крупнее.

30 августа в 4.00 у танкера «202» вышла из строя одна машина. Ход уменьшился вдвое. Танкер стал пло­ хо управляться. Не зря беспокоились механики. Из­ ношенные двигатели не выдержали и первого испыта­ ния.

Капитан, танкера «202» Реслакин просил взять его на буксир. Начались сложнейшие операции по прием­ ке и креплению буксирного троса. Вся маленькая команда танкера была вызвана на бак, вплоть до повара и радиста. Надо выбрать трос вручную. Ма­ ломощный брашпиль не потянет. Его оторвет от па­ лубы вместе с фундаментом. Подошел «Мощный».

168


Он сделал несколько попыток подать буксир. Наконец боцману Диденко удалось забросить проводник на «202»-й. Суда то проваливались в водяные ямы, то взле­

тали на гребни волн. Буксир вот-вот

лопнет.

Но

все

же его закрепили. Капитан Сидельников сделал

за­

пись

в вахтенном журнале: «Охотское море. В

4.00

суда

испытывают сильную смешанную

качку.

Ввиду

выхода из строя одной из машин танкера «202» взял

его на буксир. В 14.30 получено

сообщение о

выходе

из строя правого главного двигателя

танкера

«203».

Даю распоряжение б/п «Сильному»

принять

его

на

буксир».

ли

на буксире

или

Неизвестно, что лучше — идти

иметь возможность свободно маневрировать, уклонять­ ся от встречных волн, уменьшать ход, когда того тре­ бует обстановка. Вероятно, последнее. Но отстать, за­

держать весь

караван — нельзя. Прибавилась

еще од­

на забота. Не

лопнул бы буксирный трос.

Выбрать

его вторично не было сил. Но если бы моряки знали, что ждет танкеры впереди, все их невзгоды показа­ лись бы пустяками.

На подходе к первому Курильскому проливу ветер начал менять направление, барометр резко падал. В проливе поднялось волнение. Пошел дождь. Зловещие, черные тучи неслись с востока. Они скоро закрыли все небо. Стало темно. Прогнозы пришли самые неутеши­ тельные. Ожидался восточный ветер большой силы. Для каравана он был гибельным. Надо уходить в укры­ тие. В этом районе бухт, закрытых от всех ветров, нет. Наиболее близким был залив Камбальный на Камчатке. Он закрывал от восточного ветра, от ос­ тальных направлений бухта оставалась открытой. От места каравана до Камбального четыре часа форси­ рованного хода. Скорее туда, пока еще есть возмож-

169


ность двигаться вперед. В пять часов утра караван отдал якоря в бухте Камбальной, а в 18 часов начал­ ся ураган. Сила ветра достигла 47 метров в секунду. Суда вытравили свои якорные цепи до конца, работа­ ли полным ходом вперед, чтобы как-то удержаться на месте. Несмотря на укрытие и близость берега, суда зарывались носами в воду, волны ударяли в борта со страшной силой, угрожая сломать расположенные на палубах трубопроводы. Ночыо буксир «Сильный» сор­ вало с якорей и понесло в море. Вскоре сорвало и танкер «204». Там, где он стоял, грунт держал сквер­ но. Капитан «204»-го Глебов пытался поднять якоря, чтобы отдать их на новом месте, но плохо управляе­ мый танкер бросало, крутило, так что якорные цепи перепутались и судно лишилось последней возможно­ сти отстояться. Всю ночь несчастный танкер лавиро­ вал в бухте, среди бушующих волн, рискуя быть на­ несенным на другие суда. Только утром ему удалось подобраться к берегу и бросить перепутанные цепями якоря. Все-таки они его удержали. В это время капи­ тан Сидельников дал радиограмму начальнику экс­ педиции, находящемуся далеко на Севере: «2/9 Амдерма, т/х «Озерный-ЮЗ» ЦАПР Наянову.

15.40. МСК. Продолжаем отстаиваться в заливе Камбальный, ветер 12 баллов, залив кипит, суда сры- вает-с якорей. Дальнейшее наше продвижение по марш­ руту с отсутствием мест укрытия сопряжено с большим риском».

Никто не спал в эту ночь. Действительно, залив бурлил, как кипящий котел. Это не было преувели­ чением. Ветер поднимал водяную пыль, превращая ее в плотную завесу. Низкая облачность и дождь ухуд­ шали положение судов. Видимость стала минималь­ ной. Сорвало с якорей еще один танкер — «201».

170


На с н и м к е : группа моряков — участников перехода реч­ ных танкеров с Амура па Колыму.

С л е в а н а п р а в о : старший механик А. М. Соболев, стар­ ший помощник капитана Б. Н. Ирикин, капитан Э. В. Реслакин, старший помощник капитана Л. И. Молостовский, капи­ тан А. Т. Сидельников и капитан Ю. И. Глебов.

Утром второго дня пришло новое испытание. В бухте начали появляться водяные смерчи. 3 сентября радист «Мощного» Толя Осадчий принял прогноз — «ослабление восточного ветра с переходом на северозападный 8 баллов».

В заливе Камбальный оставаться теперь было вдвойне опасно. Ветер дул с моря, грунт держал пло­ хо, и суда легко могли быть вынесены на каменистый

берег.

Выход оставался один — уходить. Сделать бро­

сок до

Петропавловска-на-Камчатке.

171

Прошли первый Курильский пролив. Вышли в от­ крытый океан. Крупная океанская волна подхватила маленькие суденышки. Их бросало, ставило на «попа», прижимало к воде. Крен достигал 55 градусов. Через

полтора суток

вошли в

Петропавловск. Капитан пор­

та, поздравив

команды

с благополучным приходом,

сказал:

 

 

— Придется вам тут зимовать, товарищи. Дальше обстановка еще опаснее.

Но никто и не думал о зимовке. Не выполнить за­ дание? Прервать рейс на половине пути, когда впереди чистая вода? Такого экспедиционники допустить не могли. Пока капитаны утрясали вопросы, связанные с дальнейшим продвижением судов, механики присту­ пили к ремонту машин. На танкерах «202», «203» и «204» вышли из строя двигатели.

Сидельников радирует Наянову: «Решение механи­ ков всей группы судов ремонт произвести своими си­ лами».

Нелегко далось такое решение механикам. Они знали, с какими трудностями придется столкнуться. Предложение внес старший механик коммунист Со­ болев:

Я думаю, ребята, что мы должны сделать все работы сами. Только это может спасти перегон. Иначе...

Сами? Понимаете, что вы говорите, Алексей

Михайлович? Где же нам самим справиться? Без ма­ стерских...

— Все понимаю. И вас тоже. А что придумаешь еще? Завод работает семь часов. Мы же будем рабо­ тать, сколько потребуется. Потом, пока завод начнет оформлять заказы, писать ведомости, сметы, разби­ раться в дефектах — сколько времени пройдет?

172