Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пусть отдыхают. Впереди — самый трудный участок пути. Там уж не придется спать. Сутками не сойдут с мостиков капитаны, не вылезут из машинных отделе­ ний механики и мотористы, без конца боцман и мат­

росы

будут заделывать пробоины, полученные во

льдах,

долгие часы не

снимут наушников радисты.

Пусть

отдохнут сейчас,

пока можно.


НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

неожиданно нас вместо севера послали на юг. Предстояло перевести с Черного моря в Ростов (г у и Горький двенадцать речных «Ракет» на под­

водных крыльях.

На реках начиналась новая эра. Тихоходные пасса­ жирские суда заменяли «Ракетами». Они ходили в три раза быстрее. Многие заводы начали постройку этих скоростных судов. Для нас «Ракеты» являлись чем-то фантастическим. Мы их никогда не видели, плохо пред­ ставляли и только слышали о талантливом конструк­ торе Алексееве, создателе этих «Ракет». А тут, пожа­ луйста, целая готовая эскадра.

На пути к Черному морю мы заехали в

Москву,

чтобы получить подробные сведения о судах

и

шта­

тах.

 

 

Начальник экспедиции просил, чтобы мы не задер­

живались.

 

 

— Вот что, братцы. Садитесь на самолет и летите.

Там все узнаете. К вашему отходу я подъеду.

Пока

осваивайте суда. Время у вас будет. На каждом судне положено два капитана и два механика. Вот и весь штат. Бывайте.

Капитаны и механики прилетели в южный город.

151

Цветы, зеленые деревья, тепло. Нам, привыкшим на­ чинать свои плавания из прохладного и ветреного Ар­ хангельска, показалось, что мы попали в рай. Устроив­ шись в гостинице, решили начать все дела со следую­ щего утра. Рабочий день кончался. Мы вышли на на­ бережную и заняли, кажется, все свободные скамейки. Двадцать четыре капитана и двадцать четыре меха­ ника. Целое войско!

У ног лежало синее, гладкое, слепящее солнечными бликами море. Белое пятнышко, поднимая за собой столб водяной пыли, носилось по поверхности со страшной скоростью, меняя курсы.

— Видите? Что это? — спросил кто-то.

Начали вглядываться, строить предположения. На­ конец все пришли к одному мнению: «Ракета» прохо­

дит испытания.

это

ход! — восхитился капитан

— Здорово! Вот

Ю. Ф. Брайко.

 

 

них

будем

себя

— Ход-то ход, а вот как мы на

чувствовать?

 

в разговор

капитан

С. М.

— Ничего, — вмешался

Гольденберг. — Мы на

торпедных катерах

во

время

войны побольше ход имели.

На торпедных катерах совсем другое дело...

Завязался спор. Механики посмеивались.

Нам все равно, какие машины крутить. Дизель

он и есть дизель.

встретились с наблюдающим

На следующий день

за постройкой «Ракет»

Д. М. Барачевским.

Этот

мо­

лодой механик был влюблен в «Ракеты» и считал

их

лучшим типом судов, которым, несмотря на

их

лег­

кость и необычность конструкции, не страшно никакое море. Можно гнать хоть в Америку.

— Вы сейчас увидите, товарищи. Это же замеча-

152


тельно, современно. Понимаете, что произошла рево­ люция на речном флоте? Наши «Ракеты» не уступают

лучшим

заграничным образцам. Финляндия нам

за­

казала,

Бельгия тоже... Их испытывали при волне

в

три балла. Прекрасно идут.

 

Мы

не разделяли восторгов Барачевского. Ждали,

когда проверим все сами. Оформив пропуска на завод, наблюдающий повел новоиспеченных «ракетчиков» в гавань. Там у причалов, бортом друг к другу стояли странные суда с большими окнами, с необычными, ка­ кими-то дырявыми носами, маленькими обтекаемыми рулевыми рубочками, невысоко поднимающимися над ватерлинией. Некоторые из них были выкрашены бе­ лой, другие зелено-желтой, видимо антикоррозийной краской. Последние очень напоминали больших лягу­ шек, сидящих на задних лапах. Походили они и на самолет без крыльев. «Ракеты» делались из алюми­ ниевых листов, со множеством мелких заклепок. На берегу виднелись стапеля с еще не спущенными на воду судами. Тут мы хорошо рассмотрели, как сдела­ ны подводные крылья. У судна спереди и сзади име­ лось как бы по две «ноги», в нижней части соединен­ ных блестящими обтекаемыми крыльями. В общем,

кораблики казались очень необычными.

Каждый из

нас торопился попасть на свою «Ракету»,

но наблю­

дающий сказал:

— После обеда «Ракета-75» пойдет на испытания. Думаю, что вам интересно тоже пройтись.

Наскоро пообедав в заводской столовой, мы рас­ положились на «Ракете-75». Внутри она совсем по­ ходила на самолет. Такие же откидывающиеся кресла, проход посередине, небольшая буфетная стойка поза­ ди. Пришли заводская команда и наблюдающий Барачевский, и «Ракету» начали выводить из гавани.

153

Просто тянули за носовой конец вручную. У самого выхода суденышко остановилось. Зарокотал мотор. «Ракета» побежала вперед. Пройдя сотню метров, она стала подниматься на свои «ноги» и вдруг понеслась, почти не касаясь поверхности. Позади засверкал пен­ ный след, смешанный с облаком водяной пыли. Упои­ тельное чувство большой скорости охватило всех. Не успели мы прийти в себя, как «Ракета» уже пробе­ жала набережную, пляж, торговый порт. Она летела в открытое море. Нашему восхищению не было пре­ дела.

Дайте мне порулить, — попросил заводского ка­ питана нетерпеливый Преображенский.

Заводской капитан нехотя передал ему штурвал.

Круто не поворачивайте. Руль кладите не боль­

ше 15 градусов.

Штурвал перекладывался с трудом. От бешеной скорости на рули с силой давила вода. Простояв ми­ нут двадцать у штурвала, Преображенский отер лоб платком.

Ну, хватит. Хорошенького понемножку.

Что, устал? Как же ты в рейс пойдешь? Там по четыре часа править придется.

А ты попробуй сам.

Капитаны по очереди вставали к штурвалу. Кача­ ли головами.

Трудно.

Ничего, привыкнете, — утешал Барачевский. —

На новой серии «Ракет» установим гидравлические

штурвалы.

Началось освоение «Ракет». Давалось оно нам не­ легко. Непривычно было швартоваться. Как только выключали мотор, «Ракета» падала на «пузо» и мгно­ венно останавливалась. Поэтому подходили к причалу

154


«Ракета» в Керченском проливе.

«ходом». Маленькие авиационные компасы, установ­ ленные впереди рулевого, при движении невероятно вибрировали, картушка почему-то поворачивалась в сторону поворота руля, как раз наоборот, чем у мор­ ских компасов, рулевой мог править с точностью не более 5—7 градусов. Смехотворная точность! Попро­ буй выйди с ней в нужную точку. Морские компасы позволяли выдерживать курс с точностью до полугра-

дуса.

Дней через десять мы довольно прилично управ­ ляли «Ракетами» и гоняли по бухте своих «зеленых лягушек», вызывая восхищение и зависть гуляющей по берегу публики. Большинство «Ракет» осталось

155

лишь загрунтованными, на заводе считали, что прак­ тичнее привезти белила хозяевам и на месте выкра­ сить «Ракеты». Путь им предстоял далекий. Восемь штук из двенадцати отправлялись на север.

«Ракеты» одна за другой выходили с завода, при­ нимались нами на ходу и швартовались в торговом порту. Здесь кончалась ответственность завода. С это­ го момента мы отвечали за суда полностью. Наконец последняя «Ракета» пришла в порт. Мы изготовили большие рисованные карты: на обычных морских изза вибрации невозможно было ничего рассмотреть. На

картах

нарисовали все буи и маяки, рассчитали

вре­

менные

таблицы поворотов — через

сколько

минут

должны

делать следующий поворот — и

сообщили на­

чальнику о готовности. Он прилетел незамедлительно. Осмотрев «Ракеты», сделав на одной из них неболь­ шой пробег, Наянов распорядился:

— Завтра уходим.

Но ни завтра, ни послезавтра, ни даже через пять дней караван не снялся. С утра начинался бриз, который разводил довольно крупную зыбь, и выходить было нельзя. К вечеру ветер затихал, волна успокаивалась, но становилось темно. В темное время «Ракетам» плавать запрещалось. Низенькие, плохо заметные для глаза, несущиеся со скоростью 34 мили в час, они представляли серьезную опасность для встречных су­ дов, а главное для самих себя. При столкновении с морским судном «Ракете» и ее экипажу спасения нет. Хрупкий корпус превратится в смятые обломки.

Мы смогли выйти, только когда наблюдательные посты, расположенные на берегу по пути нашего сле­ дования, сообщили, что по всей трассе до Керченского пролива волнение один балл. Сразу же после получе­ ния этого сообщения начальник скомандовал: «Выхо-

156


Дйть» — и головная «Ракета», зарокотав мотором, вы­ шла из ворот порта. За ней пулеметной очередью, под­ нимая страшный грохот, вылетали остальные суда. Флагманский капитан по радиотелефону скомандовал: «Полный ход!»

Ракеты прибавили скорость и понеслись по глад­ кому, розовому морю. Солнце только что взошло. Кра­ сивое это было зрелище! Двенадцать судов строем «уступа» неслись, чуть касаясь воды, не поднимая ни­ каких волн вокруг себя. Наверное, издалека они похо­

дили на торпедные катера, идущие в

атаку.

Непри­

вычка к большим скоростям скоро сказалась.

капитан,

— Какой

следующий

буй? — спрашивал

стоявший на руле у своего дублера.

 

 

— Сейчас... Взгляну.

«Ракета» уже

пролетала буй,

Пока он

брал карту,

исконфуженный дублер говорил:

Не заметил. А вы?

К сожалению, тоже не заметил, — не менее сму­ щенный отвечал капитан.

Но скоро мы приноровились к «Ракетам». Солнце поднималось выше. Начал усиливаться ветер. «Раке­ ты» стали подпрыгивать на волне. Они тряслись, дро­ жали, зарывались носами в воду. На подходе к Кер­ ченскому проливу идти стало трудно. Волны увеличи­

вались. Решили зайти в порт — переждать погоду. Скорости не сбавляли. Хотели скорее зайти в укрытие. Вдруг флагманская «Ракета» резко остановилась и закачалась на волне. Инструкция для совместного плавания гласила: «...если головное судно внезапно останавливается, все идущие сзади «Ракеты» должны немедленно выключить свои моторы и ждать дальней­ ших распоряжений». Этот пункт спас караван от серь­ езной неприятности. Капитан-флагман вылез из рубки

157

на палубу. Он огляделся. Впереди по курсу, метрах в двухстах от судна, лежала низкая песчаная коса.

— Удачно. Вовремя

заметил, — сказал он

началь­

нику. — Не

заметь сидели бы

все двенадцать

на пе­

сках. Да еще с такого

хода.

нахмурился

Наянов.

— Безобразие! — недовольно

— Буй

не успели

заметить.

Проскочили.

Компас

совсем ничего не показывает. Скорость сумасшедшая, буи стоят маленькие, малоприметные... Вот так и по­ лучилось...

Позади, как

чайки

на воде, покачивались• осталь­

ные «Ракеты».

 

 

пробурчал

флаг-капитан.—

— Учтем, — виновато

Давай лево на борт.

Держи на зеленый буй. Видишь?

Средний ход!

к

радиотелефону,

надел наушники.

Он подошел

«Ракеты» переговаривались между собой. Капитан ус­

лышал не очень лестные для себя

суждения.

Сейчас

же прекратить эту болтовню! Со всяким может слу­

читься... Капитан-флагман сказал в трубку:

усвоили

— Следуйте за мной. Молодцы!

Хорошо

инструкцию.

«Ракета-12» уже проходила зеленый буй.

В Керчи «Ракеты» зашли в гостеприимный Рыбный

порт.

родной

город, — сказал, поглядев

— Вот он, мой

на гору Митридад, капитан

«Ракеты-26»

Леша

Куга-

енко. — Надо бы на

берег...

Каждый час

ждали

сооб­

На берег нас не пустили.

щения метеобюро об уменьшении волн и ветра.

В 16 часов флагман поднял сигнал съемки. Бухточ­ ка огласилась ревом моторов. «Ракеты» снялись. Азов­ ское море успокаивалось. Как всегда, к вечеру здесь становилось тихо. Но нас подстерегала другая опас-

158