ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Пусть отдыхают. Впереди — самый трудный участок пути. Там уж не придется спать. Сутками не сойдут с мостиков капитаны, не вылезут из машинных отделе ний механики и мотористы, без конца боцман и мат
росы |
будут заделывать пробоины, полученные во |
|
льдах, |
долгие часы не |
снимут наушников радисты. |
Пусть |
отдохнут сейчас, |
пока можно. |
НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ
неожиданно нас вместо севера послали на юг. Предстояло перевести с Черного моря в Ростов (г у и Горький двенадцать речных «Ракет» на под
водных крыльях.
На реках начиналась новая эра. Тихоходные пасса жирские суда заменяли «Ракетами». Они ходили в три раза быстрее. Многие заводы начали постройку этих скоростных судов. Для нас «Ракеты» являлись чем-то фантастическим. Мы их никогда не видели, плохо пред ставляли и только слышали о талантливом конструк торе Алексееве, создателе этих «Ракет». А тут, пожа луйста, целая готовая эскадра.
На пути к Черному морю мы заехали в |
Москву, |
|
чтобы получить подробные сведения о судах |
и |
шта |
тах. |
|
|
Начальник экспедиции просил, чтобы мы не задер |
||
живались. |
|
|
— Вот что, братцы. Садитесь на самолет и летите. |
||
Там все узнаете. К вашему отходу я подъеду. |
Пока |
осваивайте суда. Время у вас будет. На каждом судне положено два капитана и два механика. Вот и весь штат. Бывайте.
Капитаны и механики прилетели в южный город.
151
Цветы, зеленые деревья, тепло. Нам, привыкшим на чинать свои плавания из прохладного и ветреного Ар хангельска, показалось, что мы попали в рай. Устроив шись в гостинице, решили начать все дела со следую щего утра. Рабочий день кончался. Мы вышли на на бережную и заняли, кажется, все свободные скамейки. Двадцать четыре капитана и двадцать четыре меха ника. Целое войско!
У ног лежало синее, гладкое, слепящее солнечными бликами море. Белое пятнышко, поднимая за собой столб водяной пыли, носилось по поверхности со страшной скоростью, меняя курсы.
— Видите? Что это? — спросил кто-то.
Начали вглядываться, строить предположения. На конец все пришли к одному мнению: «Ракета» прохо
дит испытания. |
это |
ход! — восхитился капитан |
|||
— Здорово! Вот |
|||||
Ю. Ф. Брайко. |
|
|
них |
будем |
себя |
— Ход-то ход, а вот как мы на |
|||||
чувствовать? |
|
в разговор |
капитан |
С. М. |
|
— Ничего, — вмешался |
|||||
Гольденберг. — Мы на |
торпедных катерах |
во |
время |
войны побольше ход имели.
—На торпедных катерах совсем другое дело...
Завязался спор. Механики посмеивались.
—Нам все равно, какие машины крутить. Дизель
он и есть дизель. |
встретились с наблюдающим |
||
На следующий день |
|||
за постройкой «Ракет» |
Д. М. Барачевским. |
Этот |
мо |
лодой механик был влюблен в «Ракеты» и считал |
их |
||
лучшим типом судов, которым, несмотря на |
их |
лег |
кость и необычность конструкции, не страшно никакое море. Можно гнать хоть в Америку.
— Вы сейчас увидите, товарищи. Это же замеча-
152
тельно, современно. Понимаете, что произошла рево люция на речном флоте? Наши «Ракеты» не уступают
лучшим |
заграничным образцам. Финляндия нам |
за |
казала, |
Бельгия тоже... Их испытывали при волне |
в |
три балла. Прекрасно идут. |
|
|
Мы |
не разделяли восторгов Барачевского. Ждали, |
когда проверим все сами. Оформив пропуска на завод, наблюдающий повел новоиспеченных «ракетчиков» в гавань. Там у причалов, бортом друг к другу стояли странные суда с большими окнами, с необычными, ка кими-то дырявыми носами, маленькими обтекаемыми рулевыми рубочками, невысоко поднимающимися над ватерлинией. Некоторые из них были выкрашены бе лой, другие зелено-желтой, видимо антикоррозийной краской. Последние очень напоминали больших лягу шек, сидящих на задних лапах. Походили они и на самолет без крыльев. «Ракеты» делались из алюми ниевых листов, со множеством мелких заклепок. На берегу виднелись стапеля с еще не спущенными на воду судами. Тут мы хорошо рассмотрели, как сдела ны подводные крылья. У судна спереди и сзади име лось как бы по две «ноги», в нижней части соединен ных блестящими обтекаемыми крыльями. В общем,
кораблики казались очень необычными. |
Каждый из |
нас торопился попасть на свою «Ракету», |
но наблю |
дающий сказал:
— После обеда «Ракета-75» пойдет на испытания. Думаю, что вам интересно тоже пройтись.
Наскоро пообедав в заводской столовой, мы рас положились на «Ракете-75». Внутри она совсем по ходила на самолет. Такие же откидывающиеся кресла, проход посередине, небольшая буфетная стойка поза ди. Пришли заводская команда и наблюдающий Барачевский, и «Ракету» начали выводить из гавани.
153
Просто тянули за носовой конец вручную. У самого выхода суденышко остановилось. Зарокотал мотор. «Ракета» побежала вперед. Пройдя сотню метров, она стала подниматься на свои «ноги» и вдруг понеслась, почти не касаясь поверхности. Позади засверкал пен ный след, смешанный с облаком водяной пыли. Упои тельное чувство большой скорости охватило всех. Не успели мы прийти в себя, как «Ракета» уже пробе жала набережную, пляж, торговый порт. Она летела в открытое море. Нашему восхищению не было пре дела.
—Дайте мне порулить, — попросил заводского ка питана нетерпеливый Преображенский.
Заводской капитан нехотя передал ему штурвал.
—Круто не поворачивайте. Руль кладите не боль
ше 15 градусов.
Штурвал перекладывался с трудом. От бешеной скорости на рули с силой давила вода. Простояв ми нут двадцать у штурвала, Преображенский отер лоб платком.
—Ну, хватит. Хорошенького понемножку.
—Что, устал? Как же ты в рейс пойдешь? Там по четыре часа править придется.
—А ты попробуй сам.
Капитаны по очереди вставали к штурвалу. Кача ли головами.
—Трудно.
—Ничего, привыкнете, — утешал Барачевский. —
На новой серии «Ракет» установим гидравлические
штурвалы.
Началось освоение «Ракет». Давалось оно нам не легко. Непривычно было швартоваться. Как только выключали мотор, «Ракета» падала на «пузо» и мгно венно останавливалась. Поэтому подходили к причалу
154
«Ракета» в Керченском проливе.
«ходом». Маленькие авиационные компасы, установ ленные впереди рулевого, при движении невероятно вибрировали, картушка почему-то поворачивалась в сторону поворота руля, как раз наоборот, чем у мор ских компасов, рулевой мог править с точностью не более 5—7 градусов. Смехотворная точность! Попро буй выйди с ней в нужную точку. Морские компасы позволяли выдерживать курс с точностью до полугра-
дуса.
Дней через десять мы довольно прилично управ ляли «Ракетами» и гоняли по бухте своих «зеленых лягушек», вызывая восхищение и зависть гуляющей по берегу публики. Большинство «Ракет» осталось
155
лишь загрунтованными, на заводе считали, что прак тичнее привезти белила хозяевам и на месте выкра сить «Ракеты». Путь им предстоял далекий. Восемь штук из двенадцати отправлялись на север.
«Ракеты» одна за другой выходили с завода, при нимались нами на ходу и швартовались в торговом порту. Здесь кончалась ответственность завода. С это го момента мы отвечали за суда полностью. Наконец последняя «Ракета» пришла в порт. Мы изготовили большие рисованные карты: на обычных морских изза вибрации невозможно было ничего рассмотреть. На
картах |
нарисовали все буи и маяки, рассчитали |
вре |
|
менные |
таблицы поворотов — через |
сколько |
минут |
должны |
делать следующий поворот — и |
сообщили на |
чальнику о готовности. Он прилетел незамедлительно. Осмотрев «Ракеты», сделав на одной из них неболь шой пробег, Наянов распорядился:
— Завтра уходим.
Но ни завтра, ни послезавтра, ни даже через пять дней караван не снялся. С утра начинался бриз, который разводил довольно крупную зыбь, и выходить было нельзя. К вечеру ветер затихал, волна успокаивалась, но становилось темно. В темное время «Ракетам» плавать запрещалось. Низенькие, плохо заметные для глаза, несущиеся со скоростью 34 мили в час, они представляли серьезную опасность для встречных су дов, а главное для самих себя. При столкновении с морским судном «Ракете» и ее экипажу спасения нет. Хрупкий корпус превратится в смятые обломки.
Мы смогли выйти, только когда наблюдательные посты, расположенные на берегу по пути нашего сле дования, сообщили, что по всей трассе до Керченского пролива волнение один балл. Сразу же после получе ния этого сообщения начальник скомандовал: «Выхо-
156
Дйть» — и головная «Ракета», зарокотав мотором, вы шла из ворот порта. За ней пулеметной очередью, под нимая страшный грохот, вылетали остальные суда. Флагманский капитан по радиотелефону скомандовал: «Полный ход!»
Ракеты прибавили скорость и понеслись по глад кому, розовому морю. Солнце только что взошло. Кра сивое это было зрелище! Двенадцать судов строем «уступа» неслись, чуть касаясь воды, не поднимая ни каких волн вокруг себя. Наверное, издалека они похо
дили на торпедные катера, идущие в |
атаку. |
Непри |
||
вычка к большим скоростям скоро сказалась. |
капитан, |
|||
— Какой |
следующий |
буй? — спрашивал |
||
стоявший на руле у своего дублера. |
|
|
||
— Сейчас... Взгляну. |
«Ракета» уже |
пролетала буй, |
||
Пока он |
брал карту, |
исконфуженный дублер говорил:
—Не заметил. А вы?
—К сожалению, тоже не заметил, — не менее сму щенный отвечал капитан.
Но скоро мы приноровились к «Ракетам». Солнце поднималось выше. Начал усиливаться ветер. «Раке ты» стали подпрыгивать на волне. Они тряслись, дро жали, зарывались носами в воду. На подходе к Кер ченскому проливу идти стало трудно. Волны увеличи
вались. Решили зайти в порт — переждать погоду. Скорости не сбавляли. Хотели скорее зайти в укрытие. Вдруг флагманская «Ракета» резко остановилась и закачалась на волне. Инструкция для совместного плавания гласила: «...если головное судно внезапно останавливается, все идущие сзади «Ракеты» должны немедленно выключить свои моторы и ждать дальней ших распоряжений». Этот пункт спас караван от серь езной неприятности. Капитан-флагман вылез из рубки
157
на палубу. Он огляделся. Впереди по курсу, метрах в двухстах от судна, лежала низкая песчаная коса.
— Удачно. Вовремя |
заметил, — сказал он |
началь |
||
нику. — Не |
заметь сидели бы |
все двенадцать |
на пе |
|
сках. Да еще с такого |
хода. |
нахмурился |
Наянов. |
|
— Безобразие! — недовольно |
||||
— Буй |
не успели |
заметить. |
Проскочили. |
Компас |
совсем ничего не показывает. Скорость сумасшедшая, буи стоят маленькие, малоприметные... Вот так и по лучилось...
Позади, как |
чайки |
на воде, покачивались• осталь |
||
ные «Ракеты». |
|
|
пробурчал |
флаг-капитан.— |
— Учтем, — виновато |
||||
Давай лево на борт. |
Держи на зеленый буй. Видишь? |
|||
Средний ход! |
к |
радиотелефону, |
надел наушники. |
|
Он подошел |
«Ракеты» переговаривались между собой. Капитан ус
лышал не очень лестные для себя |
суждения. |
Сейчас |
же прекратить эту болтовню! Со всяким может слу |
||
читься... Капитан-флагман сказал в трубку: |
усвоили |
|
— Следуйте за мной. Молодцы! |
Хорошо |
инструкцию.
«Ракета-12» уже проходила зеленый буй.
В Керчи «Ракеты» зашли в гостеприимный Рыбный
порт. |
родной |
город, — сказал, поглядев |
||
— Вот он, мой |
||||
на гору Митридад, капитан |
«Ракеты-26» |
Леша |
Куга- |
|
енко. — Надо бы на |
берег... |
Каждый час |
ждали |
сооб |
На берег нас не пустили. |
щения метеобюро об уменьшении волн и ветра.
В 16 часов флагман поднял сигнал съемки. Бухточ ка огласилась ревом моторов. «Ракеты» снялись. Азов ское море успокаивалось. Как всегда, к вечеру здесь становилось тихо. Но нас подстерегала другая опас-
158