ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КРАНОВ
ОСМОТР И СМАЗКА КРАНОВ
Перед началом работы крановщик обязан:
1. Осмотреть кран н убедиться в исправности всех его механизмов и металлоконструкций, обратив особое внимание на закрепление канатов, болтовых и шарнир ных соединений, правильность положения канатов в ручьях блоков, на работу тормозов и средств безопас ности (конечных выключателей, ограничителей и др.). Убедиться в исправном состоянии сигнализации, связи, освещения крана и площадки.
Для проверки тормоза грузовой лебедки номиналь ный по весу груз поднимается на высоту 0,1—0,2 м, а затем захватывается тормозом. Для проверки тормоза
стреловой лебедки груз поднимается |
на высоту 0,2— |
0,3 м (при максимальном вылете) н |
выдерживается |
10мин.
При осмотре тормозов проверяются отход колодок,
ход якоря и износ обкладок.
2. Вместе со стропальщиком осмотреть грузозахват ные приспособления.
3. Убедиться в испрарности рельсовых путей и, случае необходимости, очистить их от снега, грязи, строительных материалов и др.
Следить за тем, чтобы движение крана по рельсо вому пути было равномерным без повышенного трения между ребордами колес и рельсами.
4.Проверить исправность крюковой подвески крана,
обратив особое внимание на легкость |
вращения крюка |
в траверсе и траверсы в обоймах. |
|
Крюки необходимо испытывать контрольной нагруз |
|
кой (125—130% от паспортной) один |
раз в месяц при |
102
частной нагрузке, один раз в полгода при редкой на грузке. После снятия нагрузки на крюке не должно быть трещин, деформаций или надрывов.
5.Проверить состояние заземления крана.
6.Смазать все места, подлежащие ежедневному об
служиванию (согласно карте смазки), и те точки, сро ки смазки которых наступили.
7. Если кран работает, крановщик принимает его от предыдущей смены и осматривает вместе со своим на парником. Результаты осмотра и проверки работы кра на машинист записывает в журнале приема и сдачи смены.
В процессе эксплуатации крана крановщик обязан
систематически осматривать |
электрооборудование кра |
на и следить за работой механизмов. |
|
Расплавленные элементы |
предохранителей следует |
вслучае необходимости заменить калиброванными пре дохранителями, рассчитанными на силу тока, указанную
винструкции по эксплуатации крана.
Контроллеры следует осматривать ежедневно, при этом крановщик должен очищать их от пыли и грязи и затягивать крепежные элементы. Очищать контроллер от грязи следует тряпкой, слегка смоченной в керосине, от пыли — продувкой воздуха; изоляционные поверх ности протирают только сухой тряпкой. После протир ки все сегменты смазывают техническим вазелином или тавотом. Трущиеся части контроллера (подпятники, под шипники) следует смазывать не реже одного-двух раз в месяц. При этом следует имегь в виду, что обильная смазка вредно действует на изоляцию и загрязняет
контроллер.
Нагар с сегментов барабана и сухариков пальцев следует удалить наждачным полотном или бархатным напильником, а копоть — тряпкой, омоченной в бензине. Токоведущне части контроллера следует смазывать тон ким слоем вазелина или солидола два раза в неделю.
В электродвигателях необходимо следить за чистотой контактных колец, а также проверять достаточность их прилегания к поверхностям контактных колец. Во время работы двигателей следить, чтобы не было искрения на кольцах и щетках двигателей. По мере износа щетки необходимо заменять. Для этого на кране должен быть комплект запасных щеток и щеткодержателей. Подшип ники двигателя при его работе не должны нагреваться
ЮЗ
выше 80°. Во время работы электродвигатель не должен гудеть.
Сопротивления следует осматривать не реже одного раза в неделю. При работе следует регулярно мехом очищать сопротивления от пыли. Особенно нужно сле дить за тем, чтобы на сопротивления (если они без ко жуха) не попали металлические предметы и их не за коротили.
Необходимо следить за сохранностью бирок на кон цах проводов электропроводки.
При проверке работы механизмов следить за тем, чтобы подшипники н другие трущиеся детали не нагре вались более чем на 45—50° выше температуры окру жающего воздуха.
Своевременная смазка крана является залогом его успешной работы.
Смазка уменьшает силу трения в передачах механиз мов, а следовательно расход энергии, т. е. повышается коэффициент полезного действия машин и уменьшается износ трущихся деталей. Кроме того, смазка предотвра щает коррозию металла.
Для механизмов кранов применяют густые или так называемые консистентные смазки — солидолы, консталины, канатная мазь и жидкие — автолы, ннгролы, ма шинные масла.
Консистентные смазки подразделяются на два клас са. К первому классу относятся смазки универсального назначения, обозначаемые буквой У. Ко второму — смазки индустриальные, обозначаемые буквой И, и ав тотракторные, обозначаемые буквой А.
К этому обозначению класса смазок, стоящему в на чале марки, добавляются буквы, характеризующие свой ство смазок « область их применения. Эти буквы обо значают следующее: н—низкоплавкая, температура плав ления до 65°; с —■среднеплавкая, температура плавления 65—100°; т—тугоплавкая, температура плавления овыше
100°; |
в—влагостойкая; с—синтетическая |
(буква с ста |
вится |
в конце маркировки); л—летняя; з—зимняя. |
|
В |
каждой инструкции по эксплуатации башенного |
|
крана |
имеется ведомость смазки его узлов |
и схема кра |
на с указанием точек смазки и их номеров. В ведомости указываются номера точек смазки, наименование меха низма и места омазки, вид смазывающего материала, способ и периодичность смазки. Несвоевременная смаз
104
ка приводит к быстрому износу машины и 'повышенно му расходу энергии. Отсутствие смазки может быть также причиной заедания и поломок отдельных звеньев механизмов, что может повлечь серьезные аварии. Обильная смазка для некоторых механизмов также вредна, как и недостаточная. Это особенно относится к приборам электрооборудования и тормозам. Вслед ствие попадания смазки на шкив тормоза он теряет тор мозящие свойства.
Новый кран смазывается обильнее, чем кран, бывший в работе. Масленки, заправляемые обычно один раз в сутки, в первые 10—15 дней работы крана следует за правлять два раза в смену. Через 10—15 дней следует перейти на обычный режим смазки крана, указанный в ведомости.
Жидкую смазку подают через отверстия масленками или заливают в корпуса механизмов через заливочные горловины до соответствующего уровня. Густую — шприцом через пресс-масленки. Смазку накладывают де ревянной лопаткой, через колпачковые масленки.
Схема смазки крана КБ-100 приведена на рис. 44. Сорта смазочных материалов и периодичность смазки узлов и деталей крана КБ-100 (карта смазки) приведе ны в табл. 12.
Особое внимание следует обратить на смазку упор ного подшипника грузового крюка и каналов. Несмазан ный крюк вращается туго, это вызывает вращение гру зовой обоймы, которая! в свою очередь, закрючивает канат.
Для предохранения его от коррозии и уменьшения трения каната о блоки его надо регулярно смазывать канатной мазью или смесью из 9 частей солидола и I части битума. В повседневной эксплуатации кранов ка наты смазывают упрощенно: вручную путем протирания их тряпкой, пропитанной смазкой, или нанесением смазки на барабан.
Карта смазки электрооборудования башенных кранов приведена в табл. 13.
Шариковые подшипники электродвигателей смазы ваются во время разборки двигателей для ремонта или очистки.
Смазочные материалы во избежание загрязнения не обходимо хранить в специальной закрытой таре.
Л |
105 |
Рис. 44. Схема смазки крана:
1—31—точки смазки, соответствующие карте смазки крана.
|0 6
точек |
по сх ме |
Номера |
смазки |
Т а б л и ц а 12
Карта смазки крана КБ—100
Наименование |
Места |
£ м Смазка (сорт, марка, |
Способ |
||
смазываемых |
|||||
смазки |
|
ГОСТ или ТУ) |
смазки |
||
частей машины |
S 5 |
||||
|
|
о = |
|||
|
|
S н |
|
|
-СО
О S icS о
Тележка |
ведущая Картер редуктора |
Трансмиссионное |
Заливка |
1500 |
|||
|
Ось |
промежуточ |
ГОСТ 542—50 |
ГОСТ Запрессовка |
20 |
||
|
Солидол |
УС-2, |
|||||
|
ного вала |
1033—51 |
УС-2, |
шприцом |
56 |
||
|
Тормоз |
|
Солидол |
ГОСТ То же |
|||
|
Ходовое |
колесо |
1033—51 |
|
|
56 |
|
|
Го же |
|
ГОСТ Вручную |
||||
|
Открытая |
зубча |
Графитиая УС-А, |
56 |
|||
|
тая |
передача |
3333—55 |
УС-2, |
ГОСТ Запрессовка |
56 |
|
|
Траверса |
тележки |
Солидол |
||||
Тележка |
ведомая Ходовое |
колесо |
1033—51 |
|
шприцом |
56 |
|
То же |
|
То же |
|||||
|
Траверса тележки |
|
|
|
56 |
о
0 0 -
шмслliUAicpd посмазкисхеме |
|
|
|
|
|
|
П р о д о л ж е н и е табл . |
12 |
||
Наименование |
Места |
Количество смазточек |
Смазка (сорт, марка, |
Способ |
Периодичность всмазкимши.-час |
|||||
|
смазываемых ча |
смазки |
|
ГОСТ или ТУ) |
|
смазки |
|
|||
|
стей машины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Рама флюгерная |
Шарнир |
тележки |
4 |
Солидол |
УС-2, |
ГОСТ |
Запрессовка |
56 |
|
10 |
Механизм |
поворо Картер |
редуктора |
1 |
1033—51 |
|
|
шприцом |
1500 |
|
Трансмиссионное |
УЛ, Заливка |
|||||||||
И |
та |
|
Шестерня |
откры |
1 |
ГОСТ 54—50 |
ГОСТ Вручную |
56 |
||
|
|
Графитная УС;.-А, |
||||||||
12 |
|
|
тая |
|
2 |
3333—55 |
УС-2. |
ГОСТ Запрессовка |
56 |
|
|
|
Тормоз |
|
Солидол |
||||||
13 |
Поворотный |
Опорные шарики |
4 |
1033—51 |
|
|
шприцом |
200 |
||
То же |
|
|
То же |
|||||||
14 |
Круг |
|
Зубчатый венец |
1 |
Графитная УСс-А, |
г о с т Вручную |
56 |
|||
15 |
Грузовая |
лебедка Картер редуктора |
1 |
3333—55 |
|
«л», Заливка |
1500 |
|||
Трансмиссионное |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ГОСТ 542—50 |
|
|
|