Файл: Канюка Н.С. Памятка машиниста башенного крана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При уменьшении диаметра

проволок на 20%

.

.

70

То же,

25%

.

GO

»

30%

и более 50

При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

П р и м е ч а н и е . Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится при помощи микро­ метра или иного инструмента, обеспечивающего доста­ точную точность. Для этого в месте обрыва на участке наибольшего износа отгибается конец проволоки. За­ мер толщины проволоки производится у отогнутого кон­ ца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.

Т а б л и ц а 18 Критическое число обрывов проволок 'стальных канатов

- |

 

 

 

Канат

 

 

 

 

Первоначальныйкоэф запасафициентпроч­ приностиотношении .d-D

Крестовой свивки

Односторон­ свивкиней

юйКресто свивки

Односторон­

нейсвивкиСО

Крестовой свивки

Односторон­ свивкиней

Односторон­ свивкиней

Крестовой,| свивки

 

6X19

=114

6x37 =222

6X61II

СО со

18x19=342

 

 

 

 

 

1|

 

 

 

 

До 6 . . .

12

6

22

11

36

18

36

18

Свыше 6

14

7

26

13

38

19

38

19

До 7 . . .

Свыше 7.

16

8

30

15

40

20

40

20

П р и м е ч а й и е. D—диаметр

барабана

в мм-,

d

диаметр каната

в мм.

 

 

 

 

 

 

 

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается за­ мена одного более изношенного каната. При обнаруже-

121



нии в канате оборванной пряди, канат к дальнейшей работе не допускается.

Башенные краны поднимают грузы канатами, дви­ гающимися по неподвижным и подвижным блокам. Ось неподвижного блока прикреплена к металлокон­ струкции крана, подвижного перемещается.

Неподвижные блоки служат для изменения направ­ ления каната, причем выигрыша в силе они не дают. Подвижной блок дает выигрыш в силе вдвое. Для по­ лучения еще большего выигрыша в силе, соединяют несколько подвижных блоков вместе. Соединенные по определенной системе блоки называются полиспастами. Полиспасты, составленные из одинакового количества подвижных блоков в одной обойме и неподвижных в другой, называются кратными, которые и применяются главным образом в башенных кранах.

Число ветвей каната, на которое распределен вес поднимаемого груза, называется кратностью полиспаста. Поскольку выигрыш в силе всегда приводит к потере скорости, то кратность полиспаста можно определить как отношение скорости движения свободного конца каната (идущего на барабан) к скорости движения под­

нимаемого

груза.

 

Зависимость между силой натяжения свободного кон­

ца ветви полиспаста Р и весом

поднимаемого груза Q

выражается

формулой

 

 

а

 

!->=■■

 

т • г,

 

где т—кратность полиспаста; ц—к. п. д. полиспаста.

Полиспасты, дающие выигрыш в силе, называются мультипликаторные. Кроме того, применяются полиспас­ ты редукторные, которые дают выигрыш в скорости (потерю в силе). Их конструкции аналогичны, только к свободному концу редукторного полиспаста прикрепля­ ется груз, а к обойме, где в мультипликаторном полнс- ■пасте был грузовой крюк, прикрепляется свободный конец (к лебедке). В башенных кранах при помощи

полиспастов поднимается груз, изменяется вылет стре­ лы н производится монтаж и демонтаж кранов. Кроме крановых, монтажники зачастую пользуются инвентар­ ными полиспастами. При этом применяются полиспасты


для выигрыша в силе. Иногда применяют также сдво­ енные полиспасты с уравнительным блоком. Их преи­ мущества перед простыми: при подъеме груз не раска­ чивается и не перемещается горизонтально, диаметр каната допускается меньшим. Кратность такого полис­ паста в два раза меньше чем простого, рассчитывается он как два простых с нагрузкой Р/2.

При выполнении такелажных работ необходимо ру­ ководствоваться следующими основными правилами:

1. При осуществлении строительно-монтажных работ при помощи кранов для застрапливания сборных эле­ ментов, закрепления блоков захватами и других анало­ гичных работ назначаются специальные стропальщики (такелажники, зацепщикп), прошедшие обучение, сдав­ шие экзамен квалификационной комиссии и получившие об этом соответствующее удостоверение. В обязанность стропальщиков входит: выбор чалочных приспособлений в зависимости от веса поднимаемых грузов, а также наблюдение за исправностью такелажа (стропов, захва­ тов, траверс и др.), а при наличии приобъектных скла­ дов •— за кассетными и опорными устройствами и по­ рядком на складе.

2. К работе стропальщика могут быть допущены ли­ ца в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие медицин­ ское освидетельствование. Повторная проверка знаний стропальщика должна производиться администрацией предприятия или строительства не реже чем через 12 месяцев и при переходе с одного предприятия на другое.

3.Число стропальщиков, обслуживающих один кран, должно быть определено администрацией строительства (предприятия). При назначении двух и более стропаль­ щиков один из них должен быть назначен старшим.

4.В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном,

полностью не обозревается из кабины крановщика, для передачи сигналов стропальщика крановщику на­ значается обученый правилам подачи сигналов рабо­ чий (сигнальщик) или второй стропальщик. В настоя­ щее время существуют способы передачи сигналов кра­ новщику по радио, а также производится оборудование кранов телевизионными установками, дающими воз­ можность крановщику видеть фронт работ, находящихся вне поля его зрения; в этом случае можно работать без сигнальщиков.

123

5. Администрацией строительства (предприятия должны быть составлены схемы строповки грузов и схе­ мы их складирования (размещение и габариты штабелей, порядок укладки грузов в штабеля и др.).

6.Стропальщик должен знать место расположения рубильника, подающего напряжение к гибкому кабелю электрического крана.

7.Стропальщик должен знать веса грузов, предна­ значенных « подъему, и не допускать перегрузки кранов; если он не знает веса груза, он не должен его зачали­ вать.

8.Стропальщик должен пользоваться чалочными при­ способлениями, имеющими клейма или бирки с обо­

значением номера и допустимой грузоподъемности, а также исправной тарой с надписями о грузоподъем­ ности.

9. Канаты и цепи следует подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. Увели­ чение этого угла может быть допущено лишь в исклю­ чительных случаях по разрешению администрации, когда высота подъема захватного органа не позволяет применять более длинные чалки и когда при этом ис­ ключается возможность перемещения чалок по грузу.

10. Строповка железобетонных и бетонных изделий должна производиться за все имеющиеся на них петли. Это требование должно также выполняться при подъе­ ме других грузов, снабженных петлями, рымами, цап­ фами.

11. При подъеме груза двумя кранами стропальщик может подвешивать груз лишь в присутствии и под руководством специального инженерно-технического ра­ ботника, назначенного администрацией; при этом гру­ зовые канаты должны сохранять вертикальное положе­ ние, а нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать его грузоподъемности.

12. Стропальщик перед подачей сигнала о подъеме груза должен проверить, нет ли на нем незакрепленных деталей или инструмента, а перед подъемом труб большого диаметра предметов, могущих выпасть при подъеме.

13. Перед перемещением груз следует предваритель­ но поднять на высоту 0,2—0,3 м и убедиться в надеж­ ности закрепления и равномерности натяжения стропов; перед горизонтальным перемещением груза убедиться,

124


что груз поднят На высоту, превышающую на 0,5—1 м, встречающиеся на пути предметы. За перемещаемым гру­ зом обязаны следить стропальщик, крановщик или сиг­ нальщик.

14. Для разворота или предотвращения самопроиз­ вольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения стропальщик должен применять специальные оттяжки (канаты, крю­ чья и др.) необходимой длины.

15. Стропальщику не разрешается оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также находиться на поднимаемом или перемещаемом грузе.

16. При разгрузке грузов с транспортных средств и складировании на приобъектном (заводском) складе, на место разгрузки должны быть предварительно уложены прочные подкладки, чтобы чалочные канаты или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза.

17. Чалочные приспособления перед вводом в эксплу­ атацию периодически подвергают испытаниям, которые сводятся к подъему и выдерживанию в течение 10 мин груза, вес которого в 2 раза превышает грузоподъем­ ность приспособления.

18. Стропальщику не разрешается удерживать или поправлять соскальзывающие с груза при его подъеме или перемещении чалочные канаты или цепи; при об­ наружении соскальзывания стропальщик должен немед­ ленно дать сигнал об опускании груза и лишь после того как груз будет опущен на землю поправлять его об­ вязку.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ КРАНОВ

Часто из-за плохого подкранового пути происходят серьезные аварии кранов, поэтому, состоянию подкра­ нового пути следует уделять соответствующее внима­ ние. Во время работы крана необходимо тщательно следить за усадкой грунта и своевременно производить подбивку. Особенно тщательно нужно следить за под­ крановым путем в осенне-зимнее время и в период дож­ дей. Необходимо предусмотреть отвод сточных вод от подкранового пути.

125

Превышение

од.мого рельса над другим допускается

± 5 мм,

допуск

на ширину колеи ±4 мм. Отклонение в

отметке

колен

на длине 30 м -не должно превышать

20лш.

Величина упругой просадки рельсов под колесами

крана

(с грузом) не должна

превышать

10 мм.

В

кранах новых типов при

вращении

башни пово­

ротная платформа с балластом описывает кривую, при­ ближаясь к стене здания или удаляясь от нее. При сво­ ем приближении она может травмировать человека, если не будет выдержано предусмотренное инструкцией расстояние внутреннего рельса от выступающих частей здания. Крайняя точка вращающейся платформы долж­ на проходить на расстоянии не менее 0,7 м от выступа­ ющих частей здания.

Крановщику вместе с такелажником необходимо сле­ дить за состоянием приобъектного склада, порядком складирования и выполнением погрузочно-разгрузочных операций.

Площадка под склад должна быть спланирована и хорошо укатана, чтобы избежать просадки грунта под штабелями, так как это может привести к жертвам. Должен быть предусмотрен отвод воды с площадки. Между смежными штабелями должны быть зазоры не менее 0,2 м. Через каждые два штабеля в продольном направлении и через 25 м в поперечном для обеспечения движения такелажников должны быть проходы шириной 0,7 м. Поддоны или контейнеры с кирпичом, керамиче­ скими плитками и другими материалами устанавливают в один ряд боковыми сторонами впритык, со стороны торцевых стенок оставляют проходы шириной не менее

0,5 м.

Использование подкранового пути для складирова­ ния строительных материалов в кранах новых типов не допускается.

При складировании конструктивных элементов реко­ мендуется укладывать: блоки фундамента и стен под­ вала в четыре ряда по высоте до 2,4 м\ колонны и риге­ ли складывать также, но высотой 1,6—2,2 м\ плиты перекрытий — в 10—12 рядов высотой 2,7—3,3 Л1; бло­ ки мусоропроводов — в четыре ряда высотой до 3 м.

При работе на кране и его обслуживании должны соблюдаться следующие основные правила по технике безопасности.

126