ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
При уменьшении диаметра |
проволок на 20% |
. |
. |
70 |
То же, |
25% |
. |
GO |
|
» |
30% |
и более 50 |
При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
П р и м е ч а н и е . Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится при помощи микро метра или иного инструмента, обеспечивающего доста точную точность. Для этого в месте обрыва на участке наибольшего износа отгибается конец проволоки. За мер толщины проволоки производится у отогнутого кон ца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
Т а б л и ц а 18 Критическое число обрывов проволок 'стальных канатов
- | |
|
|
|
Канат |
|
|
|
|
||
Первоначальныйкоэф запасафициентпроч приностиотношении .d-D |
Крестовой свивки |
Односторон свивкиней |
юйКресто свивки |
Односторон |
нейсвивкиСО |
Крестовой свивки |
Односторон свивкиней |
|||
Односторон свивкиней |
Крестовой,| свивки |
|||||||||
|
6X19 |
=114 |
6x37 =222 |
6X61II |
СО со |
18x19=342 |
||||
|
|
|
|
|
1| |
|
|
|
|
|
До 6 . . . |
12 |
6 |
22 |
11 |
36 |
18 |
36 |
18 |
||
Свыше 6 |
14 |
7 |
26 |
13 |
38 |
19 |
38 |
19 |
||
До 7 . . . |
||||||||||
Свыше 7. |
16 |
8 |
30 |
15 |
40 |
20 |
40 |
20 |
||
П р и м е ч а й и е. D—диаметр |
барабана |
в мм-, |
d— |
|||||||
диаметр каната |
в мм. |
|
|
|
|
|
|
|
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается за мена одного более изношенного каната. При обнаруже-
121
нии в канате оборванной пряди, канат к дальнейшей работе не допускается.
Башенные краны поднимают грузы канатами, дви гающимися по неподвижным и подвижным блокам. Ось неподвижного блока прикреплена к металлокон струкции крана, подвижного перемещается.
Неподвижные блоки служат для изменения направ ления каната, причем выигрыша в силе они не дают. Подвижной блок дает выигрыш в силе вдвое. Для по лучения еще большего выигрыша в силе, соединяют несколько подвижных блоков вместе. Соединенные по определенной системе блоки называются полиспастами. Полиспасты, составленные из одинакового количества подвижных блоков в одной обойме и неподвижных в другой, называются кратными, которые и применяются главным образом в башенных кранах.
Число ветвей каната, на которое распределен вес поднимаемого груза, называется кратностью полиспаста. Поскольку выигрыш в силе всегда приводит к потере скорости, то кратность полиспаста можно определить как отношение скорости движения свободного конца каната (идущего на барабан) к скорости движения под
нимаемого |
груза. |
|
Зависимость между силой натяжения свободного кон |
||
ца ветви полиспаста Р и весом |
поднимаемого груза Q |
|
выражается |
формулой |
|
|
а |
’ |
|
!->=■■ |
|
|
т • г, |
|
где т—кратность полиспаста; ц—к. п. д. полиспаста.
Полиспасты, дающие выигрыш в силе, называются мультипликаторные. Кроме того, применяются полиспас ты редукторные, которые дают выигрыш в скорости (потерю в силе). Их конструкции аналогичны, только к свободному концу редукторного полиспаста прикрепля ется груз, а к обойме, где в мультипликаторном полнс- ■пасте был грузовой крюк, прикрепляется свободный конец (к лебедке). В башенных кранах при помощи
полиспастов поднимается груз, изменяется вылет стре лы н производится монтаж и демонтаж кранов. Кроме крановых, монтажники зачастую пользуются инвентар ными полиспастами. При этом применяются полиспасты
для выигрыша в силе. Иногда применяют также сдво енные полиспасты с уравнительным блоком. Их преи мущества перед простыми: при подъеме груз не раска чивается и не перемещается горизонтально, диаметр каната допускается меньшим. Кратность такого полис паста в два раза меньше чем простого, рассчитывается он как два простых с нагрузкой Р/2.
При выполнении такелажных работ необходимо ру ководствоваться следующими основными правилами:
1. При осуществлении строительно-монтажных работ при помощи кранов для застрапливания сборных эле ментов, закрепления блоков захватами и других анало гичных работ назначаются специальные стропальщики (такелажники, зацепщикп), прошедшие обучение, сдав шие экзамен квалификационной комиссии и получившие об этом соответствующее удостоверение. В обязанность стропальщиков входит: выбор чалочных приспособлений в зависимости от веса поднимаемых грузов, а также наблюдение за исправностью такелажа (стропов, захва тов, траверс и др.), а при наличии приобъектных скла дов •— за кассетными и опорными устройствами и по рядком на складе.
2. К работе стропальщика могут быть допущены ли ца в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие медицин ское освидетельствование. Повторная проверка знаний стропальщика должна производиться администрацией предприятия или строительства не реже чем через 12 месяцев и при переходе с одного предприятия на другое.
3.Число стропальщиков, обслуживающих один кран, должно быть определено администрацией строительства (предприятия). При назначении двух и более стропаль щиков один из них должен быть назначен старшим.
4.В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном,
полностью не обозревается из кабины крановщика, для передачи сигналов стропальщика крановщику на значается обученый правилам подачи сигналов рабо чий (сигнальщик) или второй стропальщик. В настоя щее время существуют способы передачи сигналов кра новщику по радио, а также производится оборудование кранов телевизионными установками, дающими воз можность крановщику видеть фронт работ, находящихся вне поля его зрения; в этом случае можно работать без сигнальщиков.
123
5. Администрацией строительства (предприятия должны быть составлены схемы строповки грузов и схе мы их складирования (размещение и габариты штабелей, порядок укладки грузов в штабеля и др.).
6.Стропальщик должен знать место расположения рубильника, подающего напряжение к гибкому кабелю электрического крана.
7.Стропальщик должен знать веса грузов, предна значенных « подъему, и не допускать перегрузки кранов; если он не знает веса груза, он не должен его зачали вать.
8.Стропальщик должен пользоваться чалочными при способлениями, имеющими клейма или бирки с обо
значением номера и допустимой грузоподъемности, а также исправной тарой с надписями о грузоподъем ности.
9. Канаты и цепи следует подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. Увели чение этого угла может быть допущено лишь в исклю чительных случаях по разрешению администрации, когда высота подъема захватного органа не позволяет применять более длинные чалки и когда при этом ис ключается возможность перемещения чалок по грузу.
10. Строповка железобетонных и бетонных изделий должна производиться за все имеющиеся на них петли. Это требование должно также выполняться при подъе ме других грузов, снабженных петлями, рымами, цап фами.
11. При подъеме груза двумя кранами стропальщик может подвешивать груз лишь в присутствии и под руководством специального инженерно-технического ра ботника, назначенного администрацией; при этом гру зовые канаты должны сохранять вертикальное положе ние, а нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать его грузоподъемности.
12. Стропальщик перед подачей сигнала о подъеме груза должен проверить, нет ли на нем незакрепленных деталей или инструмента, а перед подъемом труб большого диаметра предметов, могущих выпасть при подъеме.
13. Перед перемещением груз следует предваритель но поднять на высоту 0,2—0,3 м и убедиться в надеж ности закрепления и равномерности натяжения стропов; перед горизонтальным перемещением груза убедиться,
124
что груз поднят На высоту, превышающую на 0,5—1 м, встречающиеся на пути предметы. За перемещаемым гру зом обязаны следить стропальщик, крановщик или сиг нальщик.
14. Для разворота или предотвращения самопроиз вольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения стропальщик должен применять специальные оттяжки (канаты, крю чья и др.) необходимой длины.
15. Стропальщику не разрешается оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также находиться на поднимаемом или перемещаемом грузе.
16. При разгрузке грузов с транспортных средств и складировании на приобъектном (заводском) складе, на место разгрузки должны быть предварительно уложены прочные подкладки, чтобы чалочные канаты или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза.
17. Чалочные приспособления перед вводом в эксплу атацию периодически подвергают испытаниям, которые сводятся к подъему и выдерживанию в течение 10 мин груза, вес которого в 2 раза превышает грузоподъем ность приспособления.
18. Стропальщику не разрешается удерживать или поправлять соскальзывающие с груза при его подъеме или перемещении чалочные канаты или цепи; при об наружении соскальзывания стропальщик должен немед ленно дать сигнал об опускании груза и лишь после того как груз будет опущен на землю поправлять его об вязку.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ КРАНОВ
Часто из-за плохого подкранового пути происходят серьезные аварии кранов, поэтому, состоянию подкра нового пути следует уделять соответствующее внима ние. Во время работы крана необходимо тщательно следить за усадкой грунта и своевременно производить подбивку. Особенно тщательно нужно следить за под крановым путем в осенне-зимнее время и в период дож дей. Необходимо предусмотреть отвод сточных вод от подкранового пути.
125
Превышение |
од.мого рельса над другим допускается |
|
± 5 мм, |
допуск |
на ширину колеи ±4 мм. Отклонение в |
отметке |
колен |
на длине 30 м -не должно превышать |
20лш.
Величина упругой просадки рельсов под колесами
крана |
(с грузом) не должна |
превышать |
10 мм. |
В |
кранах новых типов при |
вращении |
башни пово |
ротная платформа с балластом описывает кривую, при ближаясь к стене здания или удаляясь от нее. При сво ем приближении она может травмировать человека, если не будет выдержано предусмотренное инструкцией расстояние внутреннего рельса от выступающих частей здания. Крайняя точка вращающейся платформы долж на проходить на расстоянии не менее 0,7 м от выступа ющих частей здания.
Крановщику вместе с такелажником необходимо сле дить за состоянием приобъектного склада, порядком складирования и выполнением погрузочно-разгрузочных операций.
Площадка под склад должна быть спланирована и хорошо укатана, чтобы избежать просадки грунта под штабелями, так как это может привести к жертвам. Должен быть предусмотрен отвод воды с площадки. Между смежными штабелями должны быть зазоры не менее 0,2 м. Через каждые два штабеля в продольном направлении и через 25 м в поперечном для обеспечения движения такелажников должны быть проходы шириной 0,7 м. Поддоны или контейнеры с кирпичом, керамиче скими плитками и другими материалами устанавливают в один ряд боковыми сторонами впритык, со стороны торцевых стенок оставляют проходы шириной не менее
0,5 м.
Использование подкранового пути для складирова ния строительных материалов в кранах новых типов не допускается.
При складировании конструктивных элементов реко мендуется укладывать: блоки фундамента и стен под вала в четыре ряда по высоте до 2,4 м\ колонны и риге ли складывать также, но высотой 1,6—2,2 м\ плиты перекрытий — в 10—12 рядов высотой 2,7—3,3 Л1; бло ки мусоропроводов — в четыре ряда высотой до 3 м.
При работе на кране и его обслуживании должны соблюдаться следующие основные правила по технике безопасности.
126