Файл: Какуевицкий В.А. Восстановление деталей автомобиля методом давления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

ОСАДКОЙ

 

Восстановление полуоси автомобиля

ЗИЛ-150 (дет.

№ 120-2403070). Полуось автомобиля ЗИЛ-150

изготовлена из

стали 40Х и подвергается следующей термической обработке: нор­ мализация при 860° в течение 60 мин., охлаждение на воздухе; закалка при 840° в течение 65 мин., охлаждение в масле; отпуск при 575° в течение 65 мин., охлаждение на воздухе. Твердость по­ луоси после изготовления должна находиться в пределах.

НВ 341-*-415.

Осадке подвергаются полуоси с предельно изношенными по толщине шлицами. Уменьшение длины полуоси на 12 мм при вос­ становлении ее этим способом допускается конструкцией узла.

Технологический процесс восстановления изношенных шлицев по­

луоси заключается в следующем. Шлицевый конец

полуоси на

длине 120 мм

нагревается до температуры

1000—1050°.

Нагрев

может производиться токами

высокой частоты на

установке с

ламповым генератором ГЗ-46

(Киевский

авторемонтный

завод

№ 12) или в

кузнечном горне

(Днепропетровский авторемонтный

завод).

Затем нагретый шлицевый конец полуоси подвергается осадке до увеличения наружного диаметра шлицев в размер ф 57+1 мм Для получения такого размера применяют ограничительную втул­ ку, которая в процессе осадки надевается на шлицевый конец по­ луоси. Операцию осадки производят под молотом или вручную.

После осадки полуось проверяется на прогиб, в случае необхо­ димости правится, производится механическая обработка (центров­

ка, обточка наружного диаметра шлицев до номинального размера и фрезерование шлицев номинального размера) и термическая об­ работка (закалка при температуре 840° и высокий отпуск при тем­

пературе 575° до твердости шлицев НВ 415 -К 341).

По аналогичной технологии на одном из авторемонтных заво­ дов восстанавливают полуоси автомобиля МАЗ-200 (дет. 200-

2403070Б) [27].

Восстановление толкателей клапанов двигателя ЗИЛ-120 (дет. № 120-1007055). Толкатели клапанов двигателя ЗИЛ-120 изготов­ ляются из стали 15Х и подвергаются следующей термической об­

работке: цементация при температуре 930° в течение 8 час. на глу­

бину 0,8—1,2 мм, закалка при температуре 855° в масле в течение 10 мин., отпуск при 200° в течение 60 мин., охлаждение на воздухе. Твердость стержня и тарелки толкателя должна находиться в пре­ делах HRC 56 -:-62.

Восстановление толкателей осадкой в горячем состоянии про­

изводится при износе стержня толкателя.

Технологический процесс восстановления толкателя двигателя ЗИЛ-120 заключается в выполнении следующих операций: стер­ жень толкателя нагревается на высокочастотной установке с лам­ повым генератором ГЗ-46 токами высокой частоты до температу-

2S-


ры 800—850°, толкатель осаживают в приспособлении до диаметра

стержня 16,1—16,2 мм для восстановления под номинальный раз­ мер. При восстановлении толкателей ремонтных размеров осадка

■производится до

0 15,9—16,0 мм для I

ремонтного

размера,

до

0 15,7—15,8 л-ш для II и до

0 15,5-4- 15,6 мм для III

ремонтного

размера. Приспособление для осадки толкателей (рис.

12)

состоит

из матрицы 2, в

которую

устанавливается толкатель 3,

и пуан­

сона 1.

стержень толкателя

подвергается

закалке

при

После осадки

-нагреве токами

р

высокой частоты с самоотпуском и последующему шлифованию до номинального или ремонт­ ного размера. Сфера тарелки толкателя под­ вергается шлифованию. При необходимости

прогоняется резьба под регулировочный

— 0J7 —

Рис. 12. Приспособление

тля осадки толкателей двигателя ЗИЛ-120

болт. Уменьшение длины толкателя компен­ сируется при сборке за счет регулировоч­ ного болта.

По приведенной технологии восстанавли­ ваются толкатели на Киевском авторемонт­

ном заводе № 12.

Восстановление втулок из цветных ме­ таллов. Осадкой восстанавливаются втулки

из цветных металлов при износе их внутрен­ него диаметра преимущественно в тех слу­ чаях, когда другой способ восстановления

(обжатие) не применим из-за конструктив­ ных особенностей втулки (наличие канавок или прорезей, расположенных в средней ча­

сти, либо бурта, расположенного на одном

конце детали).

При осадке втулок уменьшается их длина. Для тяжелонагруженных втулок (втулка верхней головки шатуна) уменьшение

длины втулки допускается не более 8% первоначального размера, в остальных случаях допускается до 15% [3]. Этой величиной уменьшения длины втулки и определяется возможное число пов­ торных ремонтов.

Приспособления для осадки втулок, как правило, состоят из матрицы, в которую помещается втулка, нижнего и верхнего бой­

ков, которыми осуществляется осаживание втулки по торцам, и оправки, ограничивающей уменьшение внутреннего диаметра втул­ ки при осадке.

Осаживание втулок производится на 25—40-тонном прессе.

VI. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЖАТИЕМ

Восстановление втулок из цветных металлов. Обжатием вос­

станавливаются втулки из цветных металлов без буртов и днищ

лри износе внутреннего диаметра. На Киевском авторемонт*

30


ном заводе № 1 обжатие втулок производится в специальном при способлении (рис. 13), состоящем из основания 1, матрицы 2 и пу­

ансона 3. Изношенная втулка устанавливается на конусную прием­ ную часть матрицы и продавливается под прессом при помощи пуансона через ее цилиндрическое отверстие. Диаметр отверстия матрицы выбирается таким, чтобы после обжатия уменьшение внутреннего диаметра втулки компенсировало износ и обеспечило

необходимый припуск на последующую обработку.

После обжатия втулки производится подго­

 

 

товка к меднению и меднение ее наружной по­

 

 

верхности до размера, превышающего номи­

 

 

нальный диаметр на 0,05—0,10 мм. Подготов­

 

 

ка к меднению состоит из предварительного

 

 

обезжиривания, сборки втулок на подвеску и

 

 

окончательного обезжиривания. При предва­

 

 

рительном обезжиривании втулки промывают­

 

 

ся в 5-процентном растворе каустической со­

 

 

ды, подогретом до 70°. Затем втулки устанав­

 

 

ливаются на подвеску и подвергаются оконча­

 

 

тельному обезжириванию щелочью, для чего

 

 

их наружную поверхность протирают кашицей

 

 

из кальциево-магниевой извести. С поверхно­

 

 

сти втулок известь удаляют промывкой снача­

 

 

ла в горячей, а затем в холодной воде. После

Рис. 13. Приспо­

обезжиривания подвеску с втулками загру-

собление

для об-

жают в ванну электролитического меднения.

жития

бронзовых

В ванне с подогревом применяется электролит

втулок

следующего состава: медный купорос 250—

 

 

350 г/л, серная кислота 60—75 г/л. Температура электролита 20— 65°, плотность тока 3—10 а/дм2. Продолжительность процесса омед­ нения втулок составляет 90 мин. После меднения втулка повторно калибруется для получения номинального размера наружного диа­

метра в приспособлении, аналогичном описанному и отличающемся от него только диаметром отверстия матрицы.

Затем производится подрезка торцов втулки для получения номинального размера по длине.

В табл. 4 приведены данные о диаметре отверстия матриц й размерах пуансонов, применяемых при восстановлении обжатием некоторых втулок автомобиля ГАЗ-51 [24].

Восстановление ступиц колес. Ступицы колес автомобиля

ГАЗ-51 изготовляются из ковкого чугуна № 1 и имеют твердость НВ 121-4-149.

Обжатием в холодном состоянии восстанавливаются ступицы колес при износе посадочных мест под наружные кольца подшип

ников.

На Киевском авторемонтном заводе № 1 освоено восстанов­ ление указанным способом ступиц передних колес автомобиля ГАЗ-51 (дет. 51 -3103015-Б) при износе посадочных мест под на-

31


Таблица i

Наименование детали

Материал

Диаметр от­

Размеры

верстия ма­

пуансонов,

трицы D, мм

мм

для обжа­ тия втулки

для калиб­ ровки втулки

 

Втулка

шкворня

(дет. Томпак оловянистый ЛТО 32,60

33,15

29,50

32,50

№ 51-3001016-Al)

 

90-1 НВ 57

 

32.65

33,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Втулка картера рулево-

Бр. ОЦС 6-6 — 3

34.65

35,10

31,50

34,50

го

механизма

(дет.

НВ 60-ь75

 

34,60

35,15

 

 

№ 51-3401076)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Втулка

шатуна

(дет. Лента бронзовая

оловяни23,00

23.40

21,60

22,90

№ 12-1104052)

 

стая Бр. ОЦС

4—4-2,5

23,05

23,35

 

 

 

 

 

НВ 65ч-75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ружный и внутренний подшипники и ступиц задних

колес

(дет.

№ 51-3104015-Б)

при износе посадочных

мест

под

внутренний

подшипник.

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 14 приведена конструкция приспособления для обжатия ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-51, размеры которой

кю

указаны в табл. 5. Аналогич­

 

ную

конструкцию

имеет

 

приспособление для обжатия

 

ступицы заднего колеса.

 

Для

обеспечения

мини­

 

мальных припусков

на по­

следующую после обжатия механическую обработку при восстановлении ступиц в от­ верстия их устанавливают специальные ограничитель­ ные пробки. Обжатие ступиц

выполняется на 50-тонном фрикционном прессе.

После обжатия ступиц производится механическая

Рис. 14. Приспособление для обжатия ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-51

обработка: расточка под но­ минальный размер посадоч­

ных мест и прорезка резьбы со стороны наружного под­ шипника или расточка под

сальник со стороны внутреннего подшипника.

На Харьковском авторемонтном заводе № 2 методом обжатия восстанавливают ступицы переднего колеса (дет. № 20-3103015) ав­ томобиля М.-20 «Победа», которые изготовлены из ковкого чугуна № 1 и имеют твердость НВ 121 -ь-149.

32