Файл: Какуевицкий В.А. Восстановление деталей автомобиля методом давления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
V. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
ОСАДКОЙ |
|
Восстановление полуоси автомобиля |
ЗИЛ-150 (дет. |
№ 120-2403070). Полуось автомобиля ЗИЛ-150 |
изготовлена из |
стали 40Х и подвергается следующей термической обработке: нор мализация при 860° в течение 60 мин., охлаждение на воздухе; закалка при 840° в течение 65 мин., охлаждение в масле; отпуск при 575° в течение 65 мин., охлаждение на воздухе. Твердость по луоси после изготовления должна находиться в пределах.
НВ 341-*-415.
Осадке подвергаются полуоси с предельно изношенными по толщине шлицами. Уменьшение длины полуоси на 12 мм при вос становлении ее этим способом допускается конструкцией узла.
Технологический процесс восстановления изношенных шлицев по
луоси заключается в следующем. Шлицевый конец |
полуоси на |
||||
длине 120 мм |
нагревается до температуры |
1000—1050°. |
Нагрев |
||
может производиться токами |
высокой частоты на |
установке с |
|||
ламповым генератором ГЗ-46 |
(Киевский |
авторемонтный |
завод |
||
№ 12) или в |
кузнечном горне |
(Днепропетровский авторемонтный |
завод).
Затем нагретый шлицевый конец полуоси подвергается осадке до увеличения наружного диаметра шлицев в размер ф 57+1 мм Для получения такого размера применяют ограничительную втул ку, которая в процессе осадки надевается на шлицевый конец по луоси. Операцию осадки производят под молотом или вручную.
После осадки полуось проверяется на прогиб, в случае необхо димости правится, производится механическая обработка (центров
ка, обточка наружного диаметра шлицев до номинального размера и фрезерование шлицев номинального размера) и термическая об работка (закалка при температуре 840° и высокий отпуск при тем
пературе 575° до твердости шлицев НВ 415 -К 341).
По аналогичной технологии на одном из авторемонтных заво дов восстанавливают полуоси автомобиля МАЗ-200 (дет. 200-
2403070Б) [27].
Восстановление толкателей клапанов двигателя ЗИЛ-120 (дет. № 120-1007055). Толкатели клапанов двигателя ЗИЛ-120 изготов ляются из стали 15Х и подвергаются следующей термической об
работке: цементация при температуре 930° в течение 8 час. на глу
бину 0,8—1,2 мм, закалка при температуре 855° в масле в течение 10 мин., отпуск при 200° в течение 60 мин., охлаждение на воздухе. Твердость стержня и тарелки толкателя должна находиться в пре делах HRC 56 -:-62.
Восстановление толкателей осадкой в горячем состоянии про
изводится при износе стержня толкателя.
Технологический процесс восстановления толкателя двигателя ЗИЛ-120 заключается в выполнении следующих операций: стер жень толкателя нагревается на высокочастотной установке с лам повым генератором ГЗ-46 токами высокой частоты до температу-
2S-
ры 800—850°, толкатель осаживают в приспособлении до диаметра
стержня 16,1—16,2 мм для восстановления под номинальный раз мер. При восстановлении толкателей ремонтных размеров осадка
■производится до |
0 15,9—16,0 мм для I |
ремонтного |
размера, |
до |
|||
0 15,7—15,8 л-ш для II и до |
0 15,5-4- 15,6 мм для III |
ремонтного |
|||||
размера. Приспособление для осадки толкателей (рис. |
12) |
состоит |
|||||
из матрицы 2, в |
которую |
устанавливается толкатель 3, |
и пуан |
||||
сона 1. |
стержень толкателя |
подвергается |
закалке |
при |
|||
После осадки |
-нагреве токами
р
высокой частоты с самоотпуском и последующему шлифованию до номинального или ремонт ного размера. Сфера тарелки толкателя под вергается шлифованию. При необходимости
прогоняется резьба под регулировочный
— 0J7 —
Рис. 12. Приспособление
тля осадки толкателей двигателя ЗИЛ-120
болт. Уменьшение длины толкателя компен сируется при сборке за счет регулировоч ного болта.
По приведенной технологии восстанавли ваются толкатели на Киевском авторемонт
ном заводе № 12.
Восстановление втулок из цветных ме таллов. Осадкой восстанавливаются втулки
из цветных металлов при износе их внутрен него диаметра преимущественно в тех слу чаях, когда другой способ восстановления
(обжатие) не применим из-за конструктив ных особенностей втулки (наличие канавок или прорезей, расположенных в средней ча
сти, либо бурта, расположенного на одном
конце детали).
При осадке втулок уменьшается их длина. Для тяжелонагруженных втулок (втулка верхней головки шатуна) уменьшение
длины втулки допускается не более 8% первоначального размера, в остальных случаях допускается до 15% [3]. Этой величиной уменьшения длины втулки и определяется возможное число пов торных ремонтов.
Приспособления для осадки втулок, как правило, состоят из матрицы, в которую помещается втулка, нижнего и верхнего бой
ков, которыми осуществляется осаживание втулки по торцам, и оправки, ограничивающей уменьшение внутреннего диаметра втул ки при осадке.
Осаживание втулок производится на 25—40-тонном прессе.
VI. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЖАТИЕМ
Восстановление втулок из цветных металлов. Обжатием вос
станавливаются втулки из цветных металлов без буртов и днищ
лри износе внутреннего диаметра. На Киевском авторемонт*
30
ном заводе № 1 обжатие втулок производится в специальном при способлении (рис. 13), состоящем из основания 1, матрицы 2 и пу
ансона 3. Изношенная втулка устанавливается на конусную прием ную часть матрицы и продавливается под прессом при помощи пуансона через ее цилиндрическое отверстие. Диаметр отверстия матрицы выбирается таким, чтобы после обжатия уменьшение внутреннего диаметра втулки компенсировало износ и обеспечило
необходимый припуск на последующую обработку.
После обжатия втулки производится подго |
|
|
|
товка к меднению и меднение ее наружной по |
|
|
|
верхности до размера, превышающего номи |
|
|
|
нальный диаметр на 0,05—0,10 мм. Подготов |
|
|
|
ка к меднению состоит из предварительного |
|
|
|
обезжиривания, сборки втулок на подвеску и |
|
|
|
окончательного обезжиривания. При предва |
|
|
|
рительном обезжиривании втулки промывают |
|
|
|
ся в 5-процентном растворе каустической со |
|
|
|
ды, подогретом до 70°. Затем втулки устанав |
|
|
|
ливаются на подвеску и подвергаются оконча |
|
|
|
тельному обезжириванию щелочью, для чего |
|
|
|
их наружную поверхность протирают кашицей |
|
|
|
из кальциево-магниевой извести. С поверхно |
|
|
|
сти втулок известь удаляют промывкой снача |
|
|
|
ла в горячей, а затем в холодной воде. После |
Рис. 13. Приспо |
||
обезжиривания подвеску с втулками загру- |
|||
собление |
для об- |
||
жают в ванну электролитического меднения. |
жития |
бронзовых |
|
В ванне с подогревом применяется электролит |
втулок |
||
следующего состава: медный купорос 250— |
|
|
350 г/л, серная кислота 60—75 г/л. Температура электролита 20— 65°, плотность тока 3—10 а/дм2. Продолжительность процесса омед нения втулок составляет 90 мин. После меднения втулка повторно калибруется для получения номинального размера наружного диа
метра в приспособлении, аналогичном описанному и отличающемся от него только диаметром отверстия матрицы.
Затем производится подрезка торцов втулки для получения номинального размера по длине.
В табл. 4 приведены данные о диаметре отверстия матриц й размерах пуансонов, применяемых при восстановлении обжатием некоторых втулок автомобиля ГАЗ-51 [24].
Восстановление ступиц колес. Ступицы колес автомобиля
ГАЗ-51 изготовляются из ковкого чугуна № 1 и имеют твердость НВ 121-4-149.
Обжатием в холодном состоянии восстанавливаются ступицы колес при износе посадочных мест под наружные кольца подшип
ников.
На Киевском авторемонтном заводе № 1 освоено восстанов ление указанным способом ступиц передних колес автомобиля ГАЗ-51 (дет. 51 -3103015-Б) при износе посадочных мест под на-
31
Таблица i
Наименование детали |
Материал |
Диаметр от |
Размеры |
|
верстия ма |
пуансонов, |
|
трицы D, мм |
мм |
|
для обжа тия втулки |
для калиб ровки втулки |
|
Втулка |
шкворня |
(дет. Томпак оловянистый ЛТО 32,60 |
33,15 |
29,50 |
32,50 |
|||
№ 51-3001016-Al) |
|
90-1 НВ 57 |
|
32.65 |
33,10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Втулка картера рулево- |
Бр. ОЦС 6-6 — 3 |
34.65 |
35,10 |
31,50 |
34,50 |
|||
го |
механизма |
(дет. |
НВ 60-ь75 |
|
34,60 |
35,15 |
|
|
№ 51-3401076) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
Втулка |
шатуна |
(дет. Лента бронзовая |
оловяни23,00 |
23.40 |
21,60 |
22,90 |
||
№ 12-1104052) |
|
стая Бр. ОЦС |
4—4-2,5 |
23,05 |
23,35 |
|
|
|
|
|
|
НВ 65ч-75 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ружный и внутренний подшипники и ступиц задних |
колес |
(дет. |
||||||
№ 51-3104015-Б) |
при износе посадочных |
мест |
под |
внутренний |
||||
подшипник. |
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 14 приведена конструкция приспособления для обжатия ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-51, размеры которой
кю |
указаны в табл. 5. Аналогич |
||
|
ную |
конструкцию |
имеет |
|
приспособление для обжатия |
||
|
ступицы заднего колеса. |
||
|
Для |
обеспечения |
мини |
|
мальных припусков |
на по |
следующую после обжатия механическую обработку при восстановлении ступиц в от верстия их устанавливают специальные ограничитель ные пробки. Обжатие ступиц
выполняется на 50-тонном фрикционном прессе.
После обжатия ступиц производится механическая
Рис. 14. Приспособление для обжатия ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-51
обработка: расточка под но минальный размер посадоч
ных мест и прорезка резьбы со стороны наружного под шипника или расточка под
сальник со стороны внутреннего подшипника.
На Харьковском авторемонтном заводе № 2 методом обжатия восстанавливают ступицы переднего колеса (дет. № 20-3103015) ав томобиля М.-20 «Победа», которые изготовлены из ковкого чугуна № 1 и имеют твердость НВ 121 -ь-149.
32