Файл: Какуевицкий В.А. Восстановление деталей автомобиля методом давления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
авторемонтных заводах другие рычаги автомобиля ЗИЛ-150 (ры чаги поворотной цапфы левый и правый дет. № 120-3001030/31, рычаг верхний левой поворотной цапфы дет. № 120-3001035) и ав томобиля ГАЗ-51 (рулевая сошка дет. № 67-Б-3402015-А, рычаг
продольной рулевой тяги дет. № 51-3001035-Б, рычаги поворотных
цапф правой и левой дет. № 51-3001030/31).
VII. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ВДАВЛИВАНИЕМ
Восстановление клапанов двигателя ЗИЛ-120. Впускной кла пан двигателя ЗИЛ-120 изготовлен из стали 40Х и подвергается закалке при температуре 855° в масле и отпуску при температуре
'625° (HRC 30-<-40). |
Торец стержня на |
длине |
5 мм закаливается |
||||
при температуре 850 |
без отпуска |
(HRC 42-ь 60). |
|
|
|||
|
|
Выпускной клапан двигате |
|||||
|
|
ля ЗИЛ-120 составной: голов |
|||||
|
|
ка |
изготовлена |
из |
стали- |
||
|
|
ЭИ-107, |
стержень — из |
стали |
|||
|
|
40Х. |
Термическая |
обработка |
|||
|
|
стержня |
и его торца выпол |
||||
|
|
няется по тем .же режимам, ко |
|||||
|
|
торые приняты для выпускного |
|||||
|
|
клапана. |
Головка |
выпускного |
|||
|
|
клапана |
подвергается закалке |
||||
|
|
при температуре 1100° в масле |
|||||
|
|
и отпуску |
при |
температуре |
|||
|
|
800° до HRC 30 40. |
|
||||
|
|
Вдавливанием восстанавли |
|||||
5 |
|
ваются клапаны при уменьше |
|||||
Рис. 20. Приспособление для |
нии диаметра головки клапана |
||||||
восстановления головок клапа |
и высоты цилиндрического по |
||||||
нов вдавливанием |
яска |
до |
размеров, меньше до |
||||
|
|
пустимых. |
|
|
|
||
Приспособление для восстановления головок клапанов (рис. 20) |
|||||||
•состоит из корпуса 3, сменной матрицы 4, |
направляющего |
коль |
ца 2, пуансона 1 и выталкивателя 5. Для выдавливания металла на сменной матрице имеются выступы.
Технологический процесс восстановления клапанов двигателя ЗИЛ-120 (дет. № 120-1007015 и 120-1007010) заключается в выпол нении следующих операций: головки клапанов нагреваются до температуры 820—870°, после чего производится восстановление вдавливанием головки в приспособлении.
После пластического деформирования клапаны подвергаются закалке и высокому отпуску (нагрев т.в.ч.). Затем клапаны про веряются на биение головки и в случае необходимости правятся, после чего головка клапана шлифуется до номинальных размеров.
По описанному технологическому процессу восстанавливаются клапаны на Московском авторемонтном заводе № 5 [15].
38
VIII. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ПРАВКОЙ
Правке подвергается ряд ответственных деталей автомобиля, определяющих не только срок службы отдельных агрегатов, но и
безопасность движения.
При правке деталей необходимо учитывать следующие особен ности этой операции.
1.Холодная правка деталей неустойчива, так как устраненная при ремонте деформация в процессе работы детали может вновь появиться [4].
2.Для стабилизации установившегося после правки состояния детали ее целесообразно подвергать нагреву до различных темпе ратур и выдержке в течение 0,5—1 часа: Детали с температурой последней термической обработки не ниже 500° после правки не обходимо подвергать стабилизации нагревом до температуры
400—450°. Если такой нагрев для деталей недопустим (детали с поверхностями, закаленными при нагреве т.в.ч.), то стабилизацию
следует производить при максимально возможной температуре (не ниже 200—250°), при которой не снижаются физико-механиче ские свойства детали.
3. Правка снижает предел выносливости стали, меньше для нормализованной стали и больше для закаленной (до 14%) [4].
Правка коленчатых валов. Коленчатые валы двигателей ГАЗ-51
и ЗИЛ-120 изготовляются из селектированной по углероду ста
ли 45, подвергаются предварительной термической обработке (в по ковке) — нормализации при температуре 870° и окончательной тер мической обработке — поверхностной закалке шеек при нагреве токами высокой частоты до температуры 860—880° на глубину 3—4 мм и отпуску при температуре 170—190°. Твердость наружной
поверхности шеек коленчатых валов должна находиться в преде лах HRC 55-^60 (ГАЗ-51) и HRC 52н-62 (ЗИЛ-150).
В настоящее время применяются два способа правки коленча тых валов: под прессом статической нагрузкой и наклепом.
При отсутствии специальных приспособлений правка под прес сом производится следующим образом. После определения места наибольшего изгиба вал укладывается на специальные призмы на столе пресса. Затем через медную прокладку давят штоком прес са на одну из промежуточных коренных шеек (большей частью на среднюю шейку) для получения необходимого по величине и на правлению остаточного прогиба. Ввиду пружинистости вала вели чины обратного прогиба в 10—15 раз больше устраняемой несоосносги. Под созданной прессом нагрузкой вал выдерживают 1,5—2 мин.
Для повышения производительности труда при правке коленча тых валов применяются специальные стенды.
Одна из конструкций такого стенда для правки коленчатого вала двигателя ЗИЛ-120 (дет. № 120-1005020) показана на рис. 21.
39
Рис. 21. Стенд для проверки и правки ■коленчатых валов двигателя ЗИЛ-120
На столе стенда установлен угольник 7, который является направ ляющей для движения тележки 1. На тележке 1 имеются опоры 10 в виде шариковых подшипников, установленных попарно на перед нем 8 и заднем 3 кронштейнах тележки. Кронштейны смонтирова ны на плите 4, имеющей ролики 5 для передвижения тележки. Каждая плита 4 опирается на полку угольника шариковыми под шипниками 6.
Вал устанавливается первой и последней коренными шейками
на опоры 10. Индикатором 9 проверяется биение каждой шейки вала. Передвигая вал с тележкой,'можно проверить биение любой шейки и подвести под шток пресса 2 любое место вала. При правке вал опирается на опоры, которые подводятся под крайние шейки и слегка его приподнимают.
Такой стенд применяется на Харьковском авторемонтном за воде № 4 [21].
Для предупреждения ■ самопроизвольного изменения формы оси коленчатого вала в процессе эксплуатации целесообразно про изводить нагрев правленых валов до температуры 180—200° и выдерживать их при этой температуре в течение 5—6 час.
Наиболее существенным недостатком правки коленчатых валов под прессом является снижение усталостной прочности, поэтому для высоконагруженных валов с незначительным запасом прочно сти правка под прессом не рекомендуется.
Правка коленчатых валов наклепом является прогрессивным
способом [5]. Сущность этого способа заключается в том, что для устранения биения коленчатого вала наклепывают молотком по верхности щек вала в такой мере и с такой стороны, чтобы в ре зультате возникающего при этом искривления щек получить необ ходимое смещение оси вала.
При правке наклепом практически отсутствует концентрация
остаточных напряжений растяжения в опасных сечениях, что име
ет место при правке под прессом, и поэтому после правки уста лостная прочность валов не изменяется.
Точность правки очень высокая, так как легко получить очень малые деформации щеки, а следовательно, и чрезвычайно малые смещения оси вала.
Процесс правки коленчатого вала наклепом гораздо проще по сравнению с правкой под прессом.
Для правки коленчатых валов, у которых коренные шейки име ют значительную длину, наклеп можно осуществить ручным моло тком шаровой формы. При правке не рекомендуется наносить удар по одному и тому же месту более 3—4 раз, так как при этом сни жается эффективность правки. Для правки наклепом рекомен дуется применять пневматический многоударный молоток (рис. 22), снабженный приспособлением — переходником, который при по мощи коромысла 3, свободно вращающегося по оси 2, передает
удары бойка молотка 4 на щеку 1.
При правке коленчатый вал рекомендуется укладывать на
41
призмы крайними коренными шейками или устанавливать в цент рах. Перед правкой замеряется величина и направление биения всех коренных шеек.
Для ориентации в выборе режимов правки наклепом в табл. 8 приведены данные об изменении биения оси коренных шеек и по верхности фланца крепления ма ховика коленчатого вала двигате ля ГАЗ-51 в зависимости от по рядкового номера наклепываемой щеки (считая от носка вала) по сле нанесения 50 ударов симмет рично на поверхности щек по обе стороны от шатунной шейки. На клеп производился ручным моло тком с радиусом закругления шарового ударника 20 мм и че канкой (с радиусом закругления
5 мм). Диаметр |
отпечатков от |
|||
удара |
ручным |
молотком |
3,0— |
|
3,5 |
мм, |
от удара |
чеканкой |
1,8— |
2,0 |
мм. |
|
|
|
Рис. 22. Пневматический многоудар ный молоток для поверхностного на клепа при правке деталей автомоби
лей
При разработке технологиче ских процессов правки следует учитывать, что наклепом можно править валы с биением только до 0,03—0,05% от длины вала.
Таблица 8
Изменение биения коренных шеек и фланпа, мм
Xs наклепыва
емых щек |
1 |
2 |
3 |
4 |
фланец |
3 |
0,03 |
0,04 |
0,02 |
0,01 |
0,00 |
4 |
0.02 |
0,05 |
0,03 |
0,01 |
0,01 |
5 |
0,01 |
0,03 |
0,05 |
0,02 |
0,02 |
6 |
0,00 |
0,02 |
0,04 |
0,02 |
0,02 |
Правка шатунов. Шатуны двигателей изготовляются, из сталей
45Г2 (ГАЗ-51) и 40 (ЗИЛ-120) и в состоянии поковки подвергают ся улучшению: закалке при температуре 820—850° в масле и от пуску при температуре 600—650°. Твердость шатунов после изго
товления |
должна находиться в пределах НВ 228-J-269 (ГАЗ-51) |
и ДВ 207 |
241 (ЗИЛ-120). |
Изгиб и скручивание шатунов, приводящие к нарушению пра вильности расположения осей верхней и нижней головок, устра няются методом правки. Правка шатунов должна производиться без вкладышей и втулки верхней головки. При правке шатуна без втулки верхней головки допуск на точность расположения осей
42