ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Указанное положение находит простое физическое объяс
нение. Рассмотрим идеальную активную турбину |
(6 = |
<р= 1,0) |
||||
с двумя ступенями скорости, у которой примем |
(32 = |
(3,; |
а., = а/ |
|||
и $2 ' — |
Треугольник скоростей |
такой турбины для |
случая |
|||
минимальных потерь с выходной |
скоростью (а / ^ |
90°) пред |
||||
ставлен |
на фиг. 16. Как следует |
из треугольника |
скоростей, |
|||
оптимальное отношение ujcl для такой турбины |
|
|
|
|||
|
( |
и \ |
c-is af |
|
|
(16) |
|
I |
Cl I опт |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
В случае, если при заданной скорости щ величина и пре высит значение, которое следует из формулы (16), скорость на выходе из турбины будет увеличиваться и отклоняться от осе вого направления в сторону вращения рабочего колеса. Это может привести к снижению величины работы на лопатках второго ряда турбины, которая при дальнейшем увеличении окружной скорости станет отрицательной и существенно ска жется на величине к. п. л.
Соотношение работ на ступенях скорости с ростом числа ступеней весьма существенно изменяется. Если рассмотреть, треугольник скоростей (фиг. 16), то согласно уравнению Эйлера можно написать
~ |
' |
(Иц ^2и) ~ |
— |
(4и + |
2и1 =- |
6и2 |
(17) |
» |
|||||||
|
g |
|
g |
|
|
g |
|
' |
и |
(С8и ~f~ Ciu) ~ |
11 |
л |
0) = |
2и* |
(IS) |
^■«2 ~ |
— |
(2и -f |
g |
||||
|
g |
|
g |
|
|
|
гдь LuV La2 — работа на первом и втором венце рабочего коле са. Тогда
7-В1 •^-и2 3 .1 .
Для трехступенчатой турбины на режиме максимального к. п. д. и в тех же предположениях соотношения работ на венце будут
•^«1 •^«2■^иг = 5 .3 . 1.
Приведенные соотношения показывают, что применение боль ше двух ступеней скорости в турбинах ТНА не может принци пиально дать существенного выигрыша в к. п. д. Турбины с дву мя ступенями скорости, наряду с одноступенчатыми конструк циями, находят широкое применение в ТНА небольших ЖРД, где большую роль играют простота и надежность работы агрегата. Кроме того, применение ступеней скорости позволяет снизить габариты, а значит и в некоторых случаях вес конст
26
рукции, ибо допускает в сравнении с одноступенчатыми турби нами более низкие значения окружных скоростей.
|
Турбина |
с двумя ступенями скорости применялась, напри |
||
мер, |
в |
ТНА |
двигателя |
ракеты А-4, которая при значении |
ujc\ |
= |
0,10 |
имела т)э= |
0,32. |
Активная турбина с повторным подводом газа
В турбинах малой мощности с малой степенью парциальности в целях увеличения к. п. д. при максимальной простоте конструкции применяют одновенечные активные турбины с по вторным подводом газа (фиг. 18).
Фиг. 18. Активная турбина с повторным подво дом газа
В таких турбинах используется также принцип ступеней скорости с той только разницей, что ступени скорости выпол няют на одном ряде рабочих лопаток. Газ после выхода из со плового аппарата, пройдя рабочие лопатки, поступает в пово ротный канал, где изменяется направление потока, и газ по вторно подводится к рабочему колесу.
Применение таких турбин особенно целесообразно при ма лых значениях степени парциальности. В связи со снижением осевой скорости потока по ступеням в поворотных каналах при постоянной высоте рабочих лопаток (одно рабочее колесо), число межлопаточных каналов, занятых газом, увеличивается, а следовательно, и возрастает степень парциальности, а значит снижаются вентиляционные потери в ступени.
Турбины с повторным подводом газа, помимо простоты конструкции и возможности повышения степени парциально-
27
сти, позволяют осуществлять в каждом секторе подвод потока к рабочему колесу с малыми углами аи что увеличивает рабо тоспособность газа. Поворот потока в каналах турбины этой схемы почти на 180° влечет за собой довольно значительные потери, однако эта схема имеет то преимущество, что исполь зуется только одно рабочее колесо и увеличивается степень парциальности. При малых мощностях турбин и малой степени парциальное™, когда доля вентиляционных потерь велика, при менение турбин с повторным подводом газа может дать хоро шие результаты. Турбина такого типа применялась в ТНА самолетного ЖРД фирмы «Вальтер». При мощности турбины
Мт— 90 л. с. и и/с{ — 0,16 величина т|а= 0,31.
Активная турбина со ступенями давления
При малых значениях величины u/ci к. п. д. турбины даже при применении ступеней скорости не может принципиально иметь высокое значение, в то же время в ряде случаев, особен но для мощных ЖРД, из условия повышения эффективности всей системы питания это является необходимым.
В этом случае целесообразно использование турбин со сту пенями давления, когда суммарный перепад на турбине распре деляется между ступенями.
Фиг. |
19. |
Активная |
тур |
Фиг. 20. Активная двух |
бина |
со |
ступенями |
ско |
роторная турбина со сту |
рости |
и давления |
пенями давления |
В связи со снижением перепада давления в каждой ступени скорости на выходе из сопловых аппаратов уменьшаются, что позволяет при заданном уровне окружных скоростей иметь ь каждой ступени отношение и/си близкое к оптимальному. Увеличение количества ступеней снижает и величины скоростей в лопаточных аппаратах. Оба этих фактора, а также наличие ^известного эффекта возврата тепла, способствуют получению высоких к. п. д. Кроме того, если первые ступени турбины
28
имеют малую степень парциальности, то она постепенно увели чивается при движении от ступени к ступени.
Возможно использование в турбине комбинации ступеней скорости и давления (фиг. 19). Такая смешанная конструкция позволит более гибкий выбор кинематической схемы, обеспечи вающей максимальную эффективность при заданных расчетных условиях.
Турбины со ступенями давлений, как это следует из табл. 1, находят широкое применение в ТНА мощных ЖРД, где эффек тивность системы питания играет существенную роль.
Двухроторная активная турбина
В известных ЖРД наибольшее распространение получили системы питания с ТНА однороторной схемы, когда насосы компонентов и турбина размещаются на одном валу. Исполь зование редукторной связи между элементами в связи со слож ностью конструкции, обеспечения смазки и необходимой на дежности затруднено и может быть оправдано лишь в двигате лях тяжелых ракет.
В то же время, особенно для некоторых топлив ЖРД, раз дельный привод насосов был бы весьма полезен.
Действительно, повышение чисел оборотов элементов ТНА весьма желательно, ибо, с одной стороны, появляется возмож ность при данной величине напора снизить габариты и вес топ ливных насосов, а, с другой стороны, обеспечивается большая эффективность турбины как за счет более благоприятного от ношения w/Cj, так и повышения ее степени парциальности. Кро ме того, создается возможность перехода к более простым ки нематическим схемам турбины.
Максимальные числа оборотов ТНА однороторной схемы ограничены появлением кавитации в насосах и прежде всего в насосах окислителя. В этой связи при однороторной компо новке ТНА насосы горючего и турбина попадают в неблаго приятные условия. При использовании топлива ЖРД, насосы компонентов которого имеют существенное различие макси мально допустимых чисел оборотов, применение однороторной схемы ТНА становится нецелесообразным.
Рассмотрим для примера использование в ЖРД некото рых существующих и перспективных топлив (см. табл. 2) [2].
Как известно из теории насосов, выбор максимальных чисел оборотов проводится с учетом наступления кавитации по фор муле
^шах |
(Рвх - /О3'4-С |
(19) |
|
5,62 •]/ Q •73/4 ’ |
|||
|
|
где рвх — давление на входе в насос компонента; /?г — давление упругости паров компонента;
29
с — кавитационный коэффициент быстроходности; Q — объемный расход компонента,
7 — удельный вес компонента.
Если для качественной оценки принять величины (р вх -—p s) и с у насосов окислителя и горючего одинаковыми, то получим выражение, позволяющее определить соотношение максимально
допустимых чисел оборотов насосов компонентов |
данного топ |
|
лива: |
|
|
Д тах г |
(20) |
|
Я тах ок |
||
|
||
где лтахг, «шахок—максимально допустимые числа |
оборотов на |
|
сосов компонентов; |
|
|
Ток» Тг — удельный вес компонентов; |
|
|
а — коэффициент избытка окислителя; |
|
|
х0 — теоретически необходимое соотношение компо |
||
нентов в основной камере. |
|
Расчеты по формуле для некоторых типов топлив представ лены в табл. 3. Там же приведены соотношения мощностей насо сов компонентов, полученные при условии равенства на насосах
перепадов давления и полных к. |
п. д. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
Компоненты топлива |
7 |
а |
Ло |
Hl |
Nr |
|||
N0K |
||||||||
|
|
|
|
|
|
пок |
||
Керосин . . |
. . |
• . . |
0. |
83 |
3,39 |
1,84 |
0,477 |
|
Жидкий кислород . . |
1, |
0,85 |
||||||
Н |
|
|
|
|||||
Керосин . |
................. |
0,83 |
0,85 |
5,57 |
2,53 |
0,384 |
||
Азотная кислота |
. . |
1,51 |
||||||
|
|
|
|
|||||
Керосин ............................. |
0,81 |
0,85 |
8,05 |
3,05 |
0,266 |
|||
Ф т о р .................................. |
1,51 |
|||||||
|
|
|
|
|||||
Жидкий водород . . . |
0,07 |
0,65 |
8,0 |
4,61 |
3,16 |
|||
Жидкий кислород . . . |
1,14 |
|||||||
|
|
|
|
|||||
Жидкий водород . . . |
0,07 |
0,65 |
11,6 |
5,95 |
2,84 |
|||
Жидкий ф тор ................. |
1,51 |
|||||||
|
|
|
|
Как видно из таблицы, максимально допустимые числа обо ротов насосов, особенно у двигателей, использующих в качестве
горючего водорода, |
существенно разнятся. Так, дтаХг У двига |
||
теля, |
работающего |
на компонентах |
водород—фтор, почти в |
6 раз |
превосходят |
Д„.ахок- Естественно, |
что применение одноро |
торной схемы в данном случае поставит насос горючего и тур бину в весьма неблагоприятные условия.
Следует заметить, что указанные расчеты выполнены при достаточно грубом допущении. В зависимости от применяемых
30